Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:32, реферат
Человечество смогло начать свое развитее только когда объединилось в племена и общины.
Первым шагом развития человечества было совместное взаимодействие. Именно с помощью социума люди учатся сосуществовать в этом мире. Вырастая, человек усваивает и присваивает опыт человечества, воплощенный в понятиях, трудовых навыках, правилах поведения и т. д. Человек всегда ощущает себя частью целого.
1. Введение…………………………………………………………..…………..3
2. Понятие межличностные отношения в социальной психологии..……………………………………………………..…………….4
2.1. История изучения и проблематика межличностный отношений в отечественной психологии…………..………………………..………….7
3. Заключение…………………………………………………….……………..26
4. Библиографический список…………………………...…………………….27
Реферат на тему:
«Проблема
межличностных отношений
в отечественной
психологии»
Содержание
4. Библиографический
список…………………………...…………………….27
ВВЕДЕНИЕ
Человечество смогло начать свое развитее только когда объединилось в племена и общины.
Первым шагом развития человечества было совместное взаимодействие. Именно с помощью социума люди учатся сосуществовать в этом мире. Вырастая, человек усваивает и присваивает опыт человечества, воплощенный в понятиях, трудовых навыках, правилах поведения и т. д. Человек всегда ощущает себя частью целого. Ежедневно осуществляя межличностное взаимодействие человек, расширяет свой кругозор и мировоззрение. Людой человек является социальным и не может существовать без социума.
Социальная психология исследует психологические характеристики групп и закономерности поведения людей в группах. В социальной психологии изучаются понимание человека человеком, убеждения и социальные стереотипы, межличностные отношения, симпатии и конфликты, любовь и ненависть, влияние других людей и культуры на мнения и поведение личности, отношения внутри малой группы, а также массовые социально-психологические явления.
Однако чтобы более полно раскрыть сущность межличностного взаимодействия необходимо выделить проблему, объект и предмет. Но в течение развития психологической науки различные ученые выдвигали свои предположения о проблеме, рассматривая ее с различных позиций.
Поэтому
проблематика межличностного взаимодействия
– это одна из основных проблем современной
психологии.
Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп. Социальная психология как наука включает в себя следующие основные разделы: межличностное взаимодействие; закономерности общения и взаимодействия людей; психологические особенности социальных групп, как больших, так и малых; психология личности; практические приложения социальной психологии.
Межличностные (человеческие) взаимодействия — совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу. Человеческие отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения.
По результативности совместного взаимодействия и достигнутым эффектам, существует необходимое, желательное, нейтральное и нежелательное общение. Указанная система видов межличностного общения имеет отношение к вопросу о производительности и непродуктивности межличностных контактов и к критериям их оптимальности.
Участниками общения могут быть как непосредственные конкретные индивиды, так и косвенные группы людей. Речь идет о межличностном и массовом общении. Межличностное общение проявляется в непосредственных контактах, которые, в свою очередь, определяются и регулируются всей системой общественных отношений, условиями общественного производства, интересами людей и групп.
В
межличностном виде общения обычно
применяют языковые и неязыковые
средства обмена информацией, механизмы
психологического воздействия и
др. Оно предусматривает
Важно
подчеркнуть эмоциональный
В
ситуации опосредованного вида общения
(массового) между участниками
Такое опосредованное общение, которое осуществляется, например, благодаря литературе, произведениям искусства или другим творениям культуры, имеет чрезвычайно важное значение для обогащения отношений человека с миром, выводит ее за пределы непосредственного окружения, делает личность причастной ко всей человеческой культуре и ко всем событиям, что происходят в мире. Благодаря разнообразным формам опосредованного общения индивид может осознать свое единство с обществом, в котором он живет, или с человечеством в целом, почувствовать себя их неотъемлемой частью.
Если общение организуется вокруг собственно психологических проблем, его называют личностно ориентированным. В том случае, когда общение ограничивается взаимодействием только на деловом уровне, оно имеет характер формального и называется официальным (ролевым).
Официальное (ролевое) общение предполагает отношения, опосредованные социальными или профессиональными ролями. Этот вид общения может иметь элементы личностного, однако они актуализируются настолько, насколько не расходятся с ограничениями, которые накладываются деловыми отношениями.
Формальное (ролевое) общение позволяет человеку реализовать себя как члена общества, в определенной группе, выразителя интересов определенного социального слоя, создателя различных социальных отношений. Будучи участником официального общения, человек приобретает ряд важных ценностей – чувство принадлежности к сообществу, социальной защищенности и т.д.
Деловое
(ролевое) общение неоднородно по
своей природе. Например, ролевое
общение в сфере экономики
отличается от общения в правоохранительных
органах и др. Если человек не
соблюдает правила ведения
По другой классификации разновидностями делового общения является познавательное (его целью является расширение информационного фонда партнера, передача необходимой для профессиональной деятельности информации и т.п.); убедительное (вызывает у деловых партнеров определенные чувства, формирует ценностные ориентации и установки, убеждает в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия и др.), экспрессивное (формирует у партнера психоэмоциональный настрой, побуждающий к необходимым социальным действиям), суггестивное (имеет цель повлиять на делового партнера, с целью изменения мотивации, ценностных ориентаций, поведения и т.д.) и ритуальное (закрепляет и поддерживает конвенциональные отношения в деловом мире , обеспечивает регуляцию социальной психики в больших и малых группах, сохраняет ритуальные традиции учреждения, фирмы; ценность индивидуальности в ритуальном общении минимизирована, участники равны в своем праве удовлетворить те важные социальные нужды, ради которых они вступили в ритуал) виды общения.
По
типу связей, которые устанавливаются
между участниками
Монологический вид общения характеризуется односторонним направлением информации. То есть один из участников взаимодействия излагает свои мысли, идеи, чувства, не испытывая при этом необходимости в получении обратной связи от партнера. Такая ситуация может привести позиционное неравноправие партнеров по общению: один участник является лицом влиятельным, которое наделено активностью, осознаваемыми целями и правом их реализовать, а другой - рассматривается первым как лицо пассивное, то, которое, хотя и имеет цели, но не столь значимые, чем его собственные. При таких условиях мы имеем дело с «субъект-объектным» общением. Выделяют две разновидности монологического общения: императивное (цель - принуждения к определенным действиям или решениям, а также осуществление контроля за его поведением, установками) и манипулятивное (цель - достижения своих скрытых намерений и целей).
Диалогический вид общения помогает человеку открыть реальность, которая отличается от собственной: реальность другого человека, его чувств, представлений, мнений, в общем - реальность окружающего мира таким, каким его видит партнер по взаимодействию.
В первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.). Каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений.
Важнейшая специфическая черта межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений – это эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического "климата" группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.
Однако в социальной психологии обычно характеризуется именно третий компонент этой схемы – чувства, причем термин употребляется не в самом строгом смысле. Естественно, что "набор" этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы:
конъюнктивные – сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;
дизъюнктивные
чувства – сюда относятся разъединяющие
людей чувства, когда другая сторона
выступает как неприемлемая, может быть
даже как фрустрирующий объект, по отношению
к которому не возникает желания к сотрудничеству
и т.д. Интенсивность того и другого родов
чувств может быть весьма различной. Конкретный
уровень их развития, естественно, не может
быть безразличным для деятельности групп.
2.
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ И
ПРОБЛЕМАТИКА МЕЖЛИЧНОСТЫХ
ОТНОШЕНИЙ В ОТЕЧЕСВТВЕННОЙ
ПСИХОЛОГИИ
История социальной психологии уходит своими корнями в глубокое прошлое, в общественную практику, которая неизбежно сопровождается социально-психологическими явлениями. Еще в отдаленные времена, когда о возникновении нашей научной отрасли не было и речи, люди улавливали и использовали социально-психологические закономерности. В частности, очень неплохо знали, и умело использовали законы массовых социально-психологических явлений вожди племен, колдуны, шаманы.
Информация о работе Проблема межличностных отношений в отечественной психологии