Проблема изучения и коррекции задержки психического развития детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:24, контрольная работа

Краткое описание

Работая над систематизацией сведений о детях дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР необходимо рассмотреть следующие вопросы:
Как понимается разными авторами содержание термина «задержка психического развития»? Какие наиболее характерные клинические особенности этого состояния выделяются, в частности, у детей, готовящихся к школе? Как решаются проблемы диагностики, типологии, коррекции задержки психического развития в раннем и дошкольном возрасте?

Оглавление

1.Проблема изучения и коррекции задержки
психического развития детей . стр. 2
2.Формы ЗПР . стр.11
3. Психологическая помощь и коррекционная работа стр.13
при ЗПР.
4.Этапы психолого-педагогического сопровождения стр. 16
5.Используемая литература стр. 18

Файлы: 1 файл

Проблема изучения и коррекции задержки психического раз (1).docx

— 44.96 Кб (Скачать)

 

Распорядок дня обучающихся  в классах VII вида устанавливается  с учетом повышенной утомляемости контингента  обучающихся. Работа данных классов организуется в одну смену по режиму продленного дня с организацией бесплатного двухразового питания и с дополнительным каникулярным временем в зимний период в начальных классах.

Наполняемость класса – 9-13 человек.

Преподавание ведется по образовательным  программам массовых школ, адаптированным к конкретным классам (детям) и утвержденным методическим советом школы. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:

 

Активизация познавательной деятельности учащихся;

Повышение уровня их умственного развития;

Нормализация учебной деятельности;

Коррекция недостатков эмоционально-личностного  развития;

Социально-трудовая адаптация.

Совместно с учителями коррекционную  работу по обучению учащихся проводят психологи. Узкие специалисты работают в тесном контакте с учителями, постоянно  ведут отслеживание развития ребенка.

 

 

 

 

Этапы психолого-педагогического  сопровождения:

Диагностика (подготовительная работа – формирование банка данных о  детях с ограниченными возможностями  здоровья, оказание методической помощи специалистам при выявлении детей  с ограниченными возможностями  здоровья; комплексная диагностика  ребенка). На этапе диагностики изучаются  индивидуальные особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой  сферы, состояния здоровья, условий  семейного воспитания путем наблюдения за ребенком в разных видах деятельности (на уроке и во внеклассных мероприятиях). Изучением занимается учитель, затем привлекает педагога-психолога (педагог-психолог ведет карту наблюдений). Особенности развития учащегося рассматриваются на школьном консилиуме. Направить или нет ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию, принимает решение консилиум. После комплексной диагностики на ПМПК ребенку ставится диагноз.

Консультирование родителей (о  дальнейшем маршруте обучения, о перспективах). Педагог-психолог проводит консультирование родителей по вопросу дальнейшего  обучения и более подробно разъясняет необходимость специального коррекционного обучения. Организовываются – беседы, анкетирование, День открытых дверей, проведение совместных детско-родительских праздников и др.

Консультирование педагогов. Оказывается  методическая помощь педагогам, работающим в классах коррекции (подготовка пакета документов необходимых для  работы с детьми данной категории, подготовка и представление рекомендаций учителям).

Коррекционно-развивающая работа. Этап обеспечения коррекции недостатков  развития осуществляется педагогам-психологом совместно с учителем как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Организуется индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей. Формируются коррекционно-развивающие группы на основе данных диагностики и наблюдений за детьми.Для работы с детьми с задержкой психического развития составляется индивидуальный или групповой план работы.

Психологическое просвещение. Для  создания условий преодоления проблем  в развитии учащихся с ЗПР организуются и проводятся семинары, круглые столы  и консультации для учителей классов  коррекции. Постоянно обновляется информационный стенд педагога-психолога.

Проведение промежуточной и  итоговой диагностики учащихся с  целью выявления дальнейшего  образовательного маршрута. На данном этапе проводится диагностика учащихся. Диагностика включает в себя: анализ усвоения программы по разным предметам (контрольное списывание, диктант, контрольная  работа, пересказ текста и т.д.); изучение психо-эмоционального состояния детей в условиях школы – у каждого ребенка своя длительность адаптационного этапа, также как и степень тяжести его протекания. В среднем привыкание ребенка к школе или новому классному коллективу имеет продолжительность от 1,5-3 месяцев до 1-1,5 лет. Как скоро и как успешно ребенок приспособится к школьной жизни, во многом зависит от такта и выдержанности взрослых (педагогов и родителей).

Любая работа должна непременно проводится в системе.

Работа по коррекции недостатков  ребенка с особенностями в  развитии начинается, прежде всего, с  качественной диагностики.

Нужно хорошо понимать, что любая  перспективная программа коррекции  и развития ребенка может быть эффективной лишь тогда, когда она  основана на правиль­ном заключении о состоянии его психики и специфических индивидуальных особенностях становления его личности. Правильность же заключения зависит не только от правильно подобранных и валидных психодиагностических методов (что само по себе, конечно, важно, но с чем может справиться педагог самостоятельно), но, главное, от профессиональной интерпретации данных, полученных с помощью этих методов. Л.С. Выготский подчеркивал, что «...в диагностике развития задача исследователя зак­лючается не только в установке известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по внешним, сходным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития» (Л.С. Выготский,). Профессиональная квалификация позволяет практическому психологу грамотно интерпретировать полученные диагностические данные, делать заключение на основании анализа этих данных о невидимых психических процессах, состояниях и признаках, об условиях, необходимых для дальнейшего развития ребенка.

 

Крайне важен высокий профессиональный уровень и педагогов работающих в классах коррекции и педагогов-психологов. Постоянное самообразование и повышение  своего мастерства – неотъемлемая часть работы. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых  форм работы на уроке, использование  интересного дидактического материала  и применение всего этого на практике поможет педагогу сделать учебный  процесс более интересным и продуктивным.

 

Соблюдение охранительного режима при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью будет способствовать сохранению здоровья учащихся. Заключается  охранительный режим, прежде всего, в дозированности объема учебного материала. На каждом уроке необходима смена видов деятельности, проведение физминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий и т.п. Несмотря на то, что в большинстве своем воспитанники коррекционных учреждений проживают в неблагополучных семьях, это не означает, что педагог не должен работать с семьей. Скорее наоборот, именно такая семья требует более пристального внимания со стороны учителя, психолога и социального педагога.

Ну и в заключении хочется  отметить, что по окончании неполной средней школы выпускники классов  коррекции, как правило, могут поступать  в различные учебные заведения  общего типа – на курсы, в ПТУ, в  техникумы и др. Некоторые выбирают дальнейшее обучение уже в 10-м классе общеобразовательной школы и  после этого продолжает дальнейшее обучение в колледжах и Вузах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

1.Буфетов, Д.В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием // Практическая психология и логопедия. – 2004. – №1. – С. 63-68.

2.Виноградова, О.А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. – 2006. – №2. – С.53-54.

3.Зайцев, Д.В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006. – №1. – С. 62 – 65.

4.Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 126с.

5.Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Кузнецовой Л.В. – Москва: Академия, 2003. – 480с.

6.Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М., 2003.

7.Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция./ Под ред. У.В. Ульенковой. – СПб., 2007.

 


Информация о работе Проблема изучения и коррекции задержки психического развития детей