Проблема изучения и коррекции задержки психического развития детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:24, контрольная работа

Краткое описание

Работая над систематизацией сведений о детях дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР необходимо рассмотреть следующие вопросы:
Как понимается разными авторами содержание термина «задержка психического развития»? Какие наиболее характерные клинические особенности этого состояния выделяются, в частности, у детей, готовящихся к школе? Как решаются проблемы диагностики, типологии, коррекции задержки психического развития в раннем и дошкольном возрасте?

Оглавление

1.Проблема изучения и коррекции задержки
психического развития детей . стр. 2
2.Формы ЗПР . стр.11
3. Психологическая помощь и коррекционная работа стр.13
при ЗПР.
4.Этапы психолого-педагогического сопровождения стр. 16
5.Используемая литература стр. 18

Файлы: 1 файл

Проблема изучения и коррекции задержки психического раз (1).docx

— 44.96 Кб (Скачать)

 

Это движение в защиту детей, обнаруживающих отставание в психическом развитии от своих полноценно развивающихся  сверстников, безусловно, надо рассматривать  как положительное явление. Принцип  «лучше раньше, чем позже» разделяется  всеми исследователями, но реализуется  в основном все же применительно  к возрасту младшего школьника. Ни в  нашей стране, и за рубежом пока еще не организовано систематическое, научно обоснованное психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста с ЗПР в различных возможных формах, а также не создана система педагогической коррекции этих состояний средствами дошкольного воспитания.

Однако проблема коррекции ЗПР  в дошкольные годы все больше начинает волновать исследователей. «Опыт  экспериментального обучения, - пишут  в коллективной работе Т.А. Власова, К.С.Лебединская и другие, - показал также, что необходимо искать пути более ранней коррекции отклонений в развитии детей, что помогло бы избежать многочисленных неудач в массовой школе, поскольку ученики с ЗПР, как правило, попадают в число стойко неуспевающих» (1976, <...>).

Т.А.Власова (1978) считает, что разработка проблемы ранней коррекции психического развития и в связи с ней развертывание дифференцированной сети дошкольных учреждений для всех категорий аномальных детей дошкольного возраста, организация комплексных экспериментальных исследований с целью создания коррекционных систем воспитания начиная с первых лет жизни - это одна из новых тенденций советской дефектологии, которая закономерно сформировалась в процессе поиска путей преодоления недостатков развития аномальных детей. Она предлагает наметку программы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, отмечая при этом, что разрабатываемая программа должна способствовать формированию не только тех или иных навыков и умений, но и необходимых ребенку новых для него средств познания, нивелирования ущербности функций, коррекции общей аномалии развития, преодолению и предупреждению вторичных нарушений. Вся коррекционная работа должна быть направлена на формирование полноценной будущей личности, на подготовку к трудовой жизни в обществе.

Если, по предварительным данным, помощь, оказываемая детям с ЗПР в  классах выравнивания, дает хорошие плоды, то нетрудно предположить, насколько результативнее могла бы быть квалифицированная помощь, полученная детьми в дошкольном возрасте. Не исключено, что если такая работа проводилась бы с ними в определенной системе, то в начальных классах массовой школы было бы меньше не готовых к школе детей, а в специализированных классах и школах для детей с ЗПР работа могла бы быть организована с более точно отобранным детским контингентом. Для создания подобной системы в будущем потребуется большая исследовательская работа многих научных коллективов, включающих и специалистов смежных с дефектологией научных областей.

 

В настоящем специальная психология располагает пока еще очень небольшим  количеством исследований, посвященных  к тому же главным образом изучению специфики отдельных психических  функций детей дошкольного возраста с 3ПР. Делаются первые шаги по организации  коррекционно-педагогической работы, то же - в плане коррекции отдельных  психических функций.

Психолого-педагогический аспект многих проблем задержки психического развития дошкольников, в том числе готовящихся  к школе, продолжает оставаться малоразработанным. Психология и педагогика не вооружены ни теоретически обоснованной и практически целесообразной системой диагностики ЗПР у дошкольников, ни достаточно конкретной ее классификацией с учетом взаимодействия биологических и социальных факторов, ни знанием специфических особенностей психики детей различных форм задержки в сравнении с нормой и олигофренией, а также возможностей психического продвижения в различных педагогических условиях, ни научно обоснованными программами педагогической коррекции разных форм задержки. Следовательно, дошкольное воспитание пока еще не в состоянии обеспечить каждому ребенку с ЗПР такие условия, в которых он нуждается для полноценного психического развития. 

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с  началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку  этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. В медицине задержку психического развития относят к группе пограничных  форм интеллектуальной недостаточности, которые характеризуются замедленным  темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями  познавательной деятельности. В большинстве  случаев задержка психического развития отличается стойкой, хотя и слабо  выраженной тенденцией к компенсации  и обратимому развитию, возможными только в условиях специального обучения и воспитания.

Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми  нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям  отличающимися от олигофрении, с  тенденцией к компенсации и обратному  развитию.

Понятие «задержка психического развития»  является психолого-педагогическим и  характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка. Причины такого отставания можно разбить на 2 группы: медико-биологические и социально-психологические причины. Вот они перед вами на экране.

Как уже было отмечено, под термином "задержка развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики  в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).

                     Формы ЗПР

ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка. Остановимся более подробно на каждой из этих форм.

Конституционального происхождения  – состояние задержки определяется наследственностью семейной конституции. В своем замедленном темпе  развития ребенок, как бы повторяет  жизненный сценарий отца и матери. К поступлению в школу у  этих детей наблюдается несоответствие психического возраста его паспортному  возрасту, у семилетнего ребенка  он может быть соотнесен с детьми 4 – 5 лет. Для детей с конституциональной задержкой характерен благоприятный  прогноз развития при условии  целенаправленного педагогического  воздействия (доступных ребенку  занятий в игровой форме, положительном  контакте с учителем). Такие дети компенсируются к 10-12 годам. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой  сферы.

Соматогенного происхождения –  длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая  слабость клеток головного мозга) приводят к ЗПР. Такие дети рождаются у здоровых родителей, а задержка развития – следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний: хронические инфекции, аллергии и т.д. У всех детей с данной формой ЗПР имеет место выраженные астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости, снижение работоспособности, на этом фоне расстройство, переживание, внимание снижается, память и интеллектуальное напряжение удерживается на очень короткое время. Эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности могут усваивать учебный материал. В упадок работоспособности могут отказаться от работы. Склонны фиксировать внимание на своем самочувствии и могут воспользоваться этими способностями для того, чтобы избежать трудностей. Испытывают трудности в адаптации к новой среде. Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической психолого-педагогической помощи.

ЗПР психогенного происхождения. Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные  мозговые системы, соматически здоровы. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими  нарушение формирования личности ребенка. Эти условия – безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью  со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к формированию искаженной, ослабленной личности, у таких детей обычно проявляется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм.

 

ЗПР церебрально-органического происхождения. Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга), токсикоз беременной, перенесенные вирусные заболевания  во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм, наркомания матери, недоношенность, инфекция, кислородное  голодание. У детей этой группы отмечается явление церебральной астении, которое  приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие  этого, познавательная деятельность значительно  снижена. Мыслительные операции не совершенны и по показателям продуктивности приближены к детям с олигофренией. Такие дети знания усваивают фрагментарно. Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально-волевой  сферы. Им необходима систематическая  комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.

Психологическая помощь и коррекционная  работа при ЗПР

В последние годы количество детей  с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно  растет. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза.

 

Группа детей с нарушениями  в развитии по статистическим данным ряда стран составляет от 4,5 до 11 % в  зависимости от того, какие нарушения  учитываются. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.

 

По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8 % детей с наследственной патологией, 8-10 % имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5 % составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стертые  нарушения развития.

 

Существует множество мнений по поводу обучения детей с ЗПР. Еще  Ян Амос Каменский говорил: «Возникает вопрос можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека».

 

 

Дети и подростки с ЗПР  требуют особого подхода к  ним, многие из них нуждаются в  коррекционном обучении в специальных  школах, где с ними проводится большая  коррекционная работа, задача которой  – обогащать этих детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать  у них наблюдательность и опыт практического обобщения, формировать  умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

 

Несмотря на то, что в России сложилась разветвленная дифференцированная сеть специальных учреждений, большинство ученых и практиков признает, что в последние десятилетия перспективным направлением в разрешении проблемы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в системе специального и общего образования нашей страны становится социальная адаптация в условиях интеграции. Отечественные ученые создали учитывающую «российский фактор» концепцию интегрированного обучения и воспитания, которая опирается на несколько принципов:

– линия интеграции должна идти через  раннюю коррекцию;

– параллельно с общеобразовательным должен функционировать коррекционный блок;

Необходимо учитывать дифференцированные показания к интегрированному обучению. В рамках интеграции происходит взаимопроникновение  общей и специальной образовательных  систем, что способствует социализации детей с отклонениями в развитии, а нормально развивающиеся сверстники, попадая в полиморфную среду, воспринимают окружающий социальный мир  в его многообразии, как единое сообщество, включающее и людей с  проблемами.

К ним нужен особый подход, но абсолютно  такое же отношение, как к детям  с нормальным развитием.

Это специальные (коррекционные) классы VII вида, они является формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям  с трудностями в обучении и  адаптации к школе в системе  основного общего образования.

Коррекционные классы VII вида были созданы  для обучения и воспитания детей  с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных  возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности  психических процессов.

В классах коррекционного обучения система работы направлена на компенсацию  недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего  обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной  деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

Информация о работе Проблема изучения и коррекции задержки психического развития детей