Принятие решения человеком

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:25, реферат

Краткое описание

Заинтересованность представителей различных областей научного знания в разработке теории принятия решения, с одной стороны, создает определенные трудности, так как в каждой пауке формируются свои специфические подходы к проблеме, используются различные языки, понятийные аппараты и методы исследования. С другой стороны, объединение в рамках общей теории представителей разных наук создает особенно благоприятные условия для плодотворных научных исследований.

Оглавление

1. Введение
2. Психологические аспекты принятия решения
3. Уровни и этапы принятия решения
4. Психологический механизм принятия решения
5. Выводы
6. Тесты
7. Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 47.19 Кб (Скачать)

состоянии объекта... и установление диагноза состоит лишь в определении их

вероятности и ее изменении под влиянием постепенно получаемой информации”, и

неопределенность  в этих ситуациях состоит в  том, что “человек не знает, какая

гипотеза  из известного множества гипотез  о состоянии объ­екта окажется

истинной”.

Автор выделяет в этом большом классе закрытых ситуаций узкие и

широкие. В  первых (простых) имеется всего 2—6 гипотез  о состоянии объекта

(и, следовательно,  такое же количество соответствующих  действий), во вторых

таких гипотез  гораздо больше.

2. Открытые  ситуации. Эти ситуации характеризуются,  по терминологии

автора, “тотальной”  неопределенностью: в них “множество действий”, “либо

множество гипотез о состоянии объекта, либо ценность результатов не даны

эксплицитно”. В связи с этим в процессе принятия решения человек должен

“самостоятельно сформулировать множество гипотез  по поводу неизвестного

состояния объекта”.

К третьей  группе классификаций можно отнести  обобщенную модель деятельности

оператора, предложенную В. П. Зинченко и Н. И. Майзель. Согласно этой модели,

характер  информационной подготовки решения (информационного  поиска)

детерминирует различные типы принятия решения.

Проблема  логической формы детерминированности  процедуры принятия решения

исходной  ситуацией рассмотрена в работе Л. Фогеля. Автор разработал шкалу

логической  сложности процесса принятия решения (дедуктивные, абдуктивные,

индуктивные решения, решения, связанные с предвидением) и проиллюстрировал

ее примерами  автоматов соответствующей логической структуры.

Классификация В. В. Дружинина и Д. А. Конторова  позволяет отнести принятие

решения на перцептивно-опознавательном уровне (задачи восприятия и опознания) к

информационным  решениям, а выработку способа  действия при решении

оперативных задач — к оперативным решениям.

В общем  виде этапы информационной подготовки решения и процедуры принятия

решения могут  быть описаны следующим образом.

Информационная  подготовка принятия решения сводится к процедурам,

объединяемым  в две группы: а) поиска, выделения, классификации и обобщения

информации  о проблемной ситуации;

б) построения “текущих” образов или операциональных  концеп­туальных моделей.

Процедура принятия решения может быть описана  следующими операциями: а)

предварительное выдвижение системы “эталонных гипотез”; б) сопоставление

текущих образов (концептуальных моделей) с рядом  эталонов и оценка

одинаковости (сходства) между ними; в) коррекция  образов (моделей),

“сообразование” гипотез с достигнутыми результатами;

г) выбор  эталонной гипотезы (или построение ее) или разработка принципа и

программы действий.

Процесс решения  перцептивно-опознавательной задачи, осо­бенно этап

информационной  подготовки решения, тесно связан с  поисковыми операциями — с

поиском стимулов, признаков опознаваемых и декодируемых объектов,

завершающимся формированием образа объекта.

Таким образом, существенной психологической характеристикой  становления

перцептивного образа и поисковых операций, его  обеспечивающих, является

интенсивная аналитико-синтети-ческая деятельность с вычленением на разных

фазах процесса различных признаков объекта.

Аналогичные данные были получены одним из авторов  при исследовании восприятия

и опознания  сложных объектов (зашум-ленных изображений). Выполненные

экспериментальные исследования по восприятию зашумленных  изображений

позволили выдвинуть гипотезу о “сложноступенчатой”  природе решения

перцептивно-опознавательной  задачи в этих условиях. В соответствии с этой

гипотезой процесс решения подобной задачи включает:

а) “послойный”  анализ, своего рода препарирование структуры  изображений от

слоев с  крупноразмерными элементами к слоям  с мелкоразмерными элементами;

б) ступенчато-этапную  обработку информации в пределах слоя о

функционированием аналитико-синтетических процедур в несколько тактов,

циклично;

в) формирование “на выходе” слоев промежуточных  образов с последующей их

интеграцией в итоговый;

г) соотнесение  этих образов с эталонами различного инфор­мационного

содержания  и определение эталона, изоморфного  текущему образцу.

4. Психологический  механизм принятия решения

Этапы развития явления трансформируются в структурные  уровни его организации

и выступают  затем как функциональные ступени  дальнейших творческих

взаимодействий.

Это — всеобщий принцип развития. Рассмотрим его  примени­тельно к

психологической проблеме принятия решения, опираясь на данные психологических

экспериментов.

Прежде всего  обратимся к этапам развития психологического обеспечения

принятия  решения.

В результате экспериментального изучения умственного  разви­тия ребенка было

выделено  пять достаточно отличающихся друг от друга этапов.

Первый из них характеризуется неспособностью действовать “в уме” (во

внутреннем  плане). Дети, находящиеся на этом этапе, способны решать задачи лишь

во внешнем  плане, манипулируя непосредственно  вещами. Активность ребенка

побуждается только практическими потребностями (для самого ребенка —

“прапракти-ческими”). Способы действий не осознаются. Процессы и продукты

действий  слиты (не расчленены для самого ребенка). Цели формируются и

достигаются под непосредственным контролем  вещей. В основе регуляции действий

лежит непосредственное восприятие ситуации. Эмоции — единственное, что

выступает здесь в роли обратной связи.

На втором этапе задачи также решаются лишь во внешнем плане, путем

манипулирования вещами. Однако дети уже способны воспроизводить сложившиеся во

внешнем плане  действия по словесному указанию взрослого, т. е. связывать

словесную модель ситуации с ее непосредственным восприятием. Верно, слово

выступает здесь лишь как обычный “сигнал  сигнала”: оно срабатывает, когда  у

ребенка уже  имеется соответствующая программа, подготовленная яо внешнем плане.

Дети на этом этапе способны воспроизводить во внутреннем плане продукты

собственных действий, выражать их словесно, а следовательно, осознавать их.

Однако попытки  действовать непосредственно “в уме” приводят к “утере задачи”, к

распаду деятельности. Манипулирование вещами происходит без достаточно

осмысленного  плана, замысла. Соотнесение частной  и общей целей недостижимо:

решение частной  задачи превращается в самоцель, общая  задача растворяется,

выталкивается. Действия контролируются преимущественно  веща­ми. Оценка

эмоциональна, хотя внешние речевые указания уже  начинают влиять и на выбор

цели, и на контроль действия, и на его регуляцию, и оценку.

На третьем  этапе задачи могут быть решены манипуляцией представлениями

вещей. Происходит расчленение продукта и процесса действия — способы действий

(процессы) вскрываются, становятся доступными  “оречевлению”, осознанию. Они

составляют  основу формирующихся операций. Слово  приобретает качественно иную

функцию. Оно  становится не просто сигналом сигнала, а зна­ковым сигналом,

который не только активизирует готовую команду, но может нести в себе зародыш

собственной команды — зародыш программы  действий. Прежде программа действий,

соответствующая речевому сигналу, была скрыта внутри. Теперь намечается

возможность ее вынесения во вне. До этого дети не имели способности к

построению  самокоманды. На данном этапе такая  способность начинает

складываться. Однако ее реализация еще сильно затруднена относительным

несовершенством теперь уже организации внешнего плана действий: дети

затрудняются  в понимании условий задачи —  у них нет достаточных данных для

“считывания”  значений знаковых сигналов в образованиях внеш­него плана; они

часто теряют задачу: “считывание” оказывается  весьма сложной деятельностью.

Вместе с  тем существенно расширяется  сфера стимуляции — появляются собственно

познавательные  потребности и целеполагания, хотя функцию контроля действий

все еще  выполняют преимущественно вещи, а в самостоятельной оценке результатов

действий  доминируют эмоции.

На четвертом  этапе задачи решаются также манипулированием

представлениями предметов, но затем, при повторном  обращении к задаче,

найденный путь уже может составить основу плана повторных действий, каждое из

которых теперь строго соотносится с требованиями задачи. Это обеспечивается

переводом ряда образований внутреннего плана  во внешний план, что дает

известную свободу, намечающую отчетливо выраженную способность к самокоманде.

Формируются интеллектуальные операции, которыми осуществляются самокоманды. Ход

оперирования  подвергается оценке, опирающейся на логические правила. Роль

эмоциональной оценки тем самым ограничивается.

На пятом  этапе наметившиеся тенденции достигают  полного развития.

Способность к самокоманде сформирована. Действия систематичны, построены по

замыслу, строго соотнесены с задачей. Если решающий сталкивается с задачей, для

решения которой  у него имеется готовая логическая программа, контроль за ходом

Информация о работе Принятие решения человеком