Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:25, реферат
Заинтересованность представителей различных областей научного знания в разработке теории принятия решения, с одной стороны, создает определенные трудности, так как в каждой пауке формируются свои специфические подходы к проблеме, используются различные языки, понятийные аппараты и методы исследования. С другой стороны, объединение в рамках общей теории представителей разных наук создает особенно благоприятные условия для плодотворных научных исследований.
1. Введение
2. Психологические аспекты принятия решения
3. Уровни и этапы принятия решения
4. Психологический механизм принятия решения
5. Выводы
6. Тесты
7. Литература
результаты. Когда вы хотите есть, вы можете это желание удовлетворить разными
способами. Если вы находитесь в степи, вы откроете сумку и достанете
охотничьи сосиски; в городе вы можете пойти в ресторан. При этом из памяти
извлекаются все акты, которые когда-то были связаны с удовлетворением этой
мотивации. Какой конкретный путь будет избран, это решает обстановка.
Таким образом, извлечение мотивацией определенного жизненного опыта (с
коррекцией внешней обстановкой) и приводит к принятию именно этого, а не
иного решения, т. е. само принятие решения опосредствовано очень сложным
процессом “примерки” жизненного опыта к данной ситуации. Если вы в открытой
степи захотели пить, то не будете искать киоск с газированной водой, потому
что обстановка толкает на принятие другого решения. Поэтому если
рассматривать принятие решения как процесс, изолированный от мотивации,
памяти и внешних воздействий, нельзя вскрыть его закономерностей.
Вопрос о месте принятия решения в целом, целенаправленном произвольном акте с
участием психических процессов является важнейшим, с моей точки зрения. Если
бы мы изолировали решение, мы ничего не могли бы сказать о принятии решения.
Оказалось, что предрешение на стадии афферентного синтеза (т. е.
объединение всех афферентов, которые предшествуют решению) в высшей степени
важно для психической деятельности человека и более важно для понимания
решения, чем само принятие решения, потому что на этой стадии расцениваются,
сопоставляются опыт, мотивация и обстановка — и все это предопределяет
конкретное решение.
Нейрофизиологические эксперименты показали, что данные компоненты
афферентного синтеза встречаются на одном и том же нейроне. Это, конечно, не
одна клетка в мозге, а миллиарды, но оценка производится на одном и том же
нейроне, и только высшая интеграция соединяет все эти решения. Таким образом,
хотя общее решение принимается всем мозгом, взаимодействие компонентов
афферентного синтеза, приводящее к тому или иному решению, происходит на
уровне отдельного нейрона.
Взаимодействие компонентов афферентного синтеза на нейроне не может быть
простым сложением разнородных возбуждений, и проблема принятия решения в
значительной степени зависит от выяснения вопроса, каким образом в результате
конвергенции на отдельном нейроне различных по природе влияний
осуществляется выбор наиболее благоприятной в данной обстановке формы его
активности.
Однако решение в поведенческом акте принимается не одним нейроном, а всем
мозгом. Вот почему я хотел бы, чтобы стадия предрешения была освещена и
вовлечена в обсуждение; без этой стадии, конечно, трудно понять, как
складывается решение.
Принятие решения представляет собой критический пункт, в котором происходит
организация
комплекса эфферентных
определенное действие. При любых условиях мы имеем выбор одного акта и
исключение всех остальных возможностей. Выбор этого акта есть создание
эфферентного интеграла, в котором согласованы, “пригнаны” друг к другу
определенные формы активности огромного числа отдельных механизмов. Принятие
решения переводит
один системный процесс —
системный
процесс — в программу
после которого все комбинации возбуждений приобретают исполнительный
характер.
На нейрон поступают тысячи возбуждений, а “выпускает” он через аксон одно
возбуждение. Если бы в любой момент любой вход вызвал ответ нейрона, то
никакой интеграции не могло бы быть, наступил бы полный хаос. Для включения
нейрона в систему необходимо устранение его излишних степеней свободы и
использование только тех входов, которые вызывают совершенно определенную
форму активности данного нейрона, способствующую успеху системы. Система
создает интегративное состояние нейрона за счет тысячи разномодальных влияний
и делает его чувствительным то к одним, то к другим входам и устраняет
избыточные степени свободы.
Принятие решения “освобождает” организм от чрезвычайно большого количества
степеней свободы и оставляет лишь одну, которая и реализуется. Организм
только тогда примет решение, когда нейроны “подгонят” друг к другу свои
степени свободы, что и создаст их интеграцию и возможность согласованной
работы. Эта “подгонка” степеней свободы элементов лежит в основе всякрй
интеграции и будет, вероятно, занимать в наших экспериментах центральное
место.
3. Уровни и этапы принятия решения
Принятие решения является центральным процессом на всех уровнях переработки
информации человеком, группами людей, системами “человек—машина”.
Естественно, что эта сложная комплексная проблема включает различные аспекты:
физиологический, психологический, кибернетический и другие. Психологические
аспекты проблемы связаны главным образом с анализом роли и места процессов
принятия
решения в системе
человека. Одной из существенных особенностей процессов принятия решения
является то, что в этой процедуре наиболее полно реализуются как
отражательные, так и регуляторные функции психики.
Поэтому одним
из перспективных направлений
является изучение этих процессов в связи с тремя основными формами
психического отражения и соответственно тремя уровнями психической регуляции
деятельности (сенсорно-перцептивные процессы, представления, рече-мысли-
тельные процессы).
Как отмечает П. К. Анохин, “понятие “принятие решения” появилось в процессе
разработки различных больших и малых систем, когда стало важным определить
этап, на котором заканчивается формирование и начинается исполнение Какого-
либо акта, т. е. можно сказать, что система приняла решение”.
При этом в процессе принятия решения выделяются два основных этапа:
информационной подготовки решения и собственно процедуры принятия решения.
Существуют
различные классификации
самом общем виде принятие решения представляет собой формирование
последовательности действий для достижения определенной цели на основе
преобразования некоторой информации об исходной ситуации, большинство этих
классификаций посвящено: 1) глобальным характеристикам ситуации принятия
решения; 2) характеристикам информационной подготовки решения; 3)
особенностям детерминации процедуры принятия решения стадией “предрешения”.
К первой группе классификаций можно отнести, например, классификацию,
рассматривающую два типа систем, принимающих решение. Для первого типа
существует единый язык, на котором могут быть описаны задачи системы и
способы их решения;
для второго типа систем такого языка не существует. Первый тип систем
представлен тремя классами: в первых двух классах (А и Б) задана четко
сформулированная задача (цель), но способ действия может быть либо задан,
либо нет. У третьего класса систем (В) отсутствует четко сформулированная
задача (т. е. обязательным условием функционирования такой системы
становится формирование целей деятельности).
К этой же группе относится классификация В. В. Дружинина и Д. С. Конторова,
выделивших три типа ситуаций (систем) принятия решения: информационные,
оперативные, организационные.
Информационные решения должны ответить на вопрос, что истинно, и
заключаются в диагностировании ситуации (“распознавании ситуации”, по
терминологии авторов).
Оперативные решения должны ответить на вопрос, как действовать, и
состоят в выработке способа управления.
Организационные решения должны ответить на вопрос, какой должна быть
система, организация,
и состоят в определении
в предполагаемой организации.
Касаясь информационной подготовки решения (вторая группа классификаций), Т.
Томашевский выделяет четыре типа ситуаций, в которых необходимо принятие
решения о действии:
1. Ситуация
выбора (фактически — это
выбора): “...во всех этих ситуациях человек должен осуществить выбор
(селекцию)
сигналов, классифицировать их на
такие, которые требуют
такие, которые ее не требуют”.
2. Сложная ситуация. “Сложными ситуациями называются такие ситуации, в
которых рабочий должен одновременно учитывать сведения, получаемые более чем от
одного источника информации, либо выполнять более чем одно действие”.
3. Ситуация предпочтения. “Когда различные возможные реакции имеют для
человека неодинаковое значение, когда по какой-либо причине он выбирает одно
из двух...”.
4. Вероятностные ситуации. “Такого рода ситуации возникают в тех
случаях, когда работник выполняет определенные операции при недостаточном
объеме имеющейся в его распоряжении информации”.
Нетрудно видеть, что все перечисленные ситуации являются фактически
ситуациями выбора.
Иной подход предлагает Ю. Козелецкий. Он выделяет два основных типа ситуаций
принятия решения.
1. Закрытые ситуации. В этих ситуациях задано “множество гипотез о