Содержание
Введение
Глава1. Понятие и методологические принципы
психологии
- Понятие принципов психологии
- Объяснительные принципы психологии
Глава 2. Понятие и сущность принципа
детерминизма
2.1.
Заключение
Список литературы
Введение
Современная научная
психология придерживается определенных объяснительных принципов, препятствующих возникновению
необоснованных суждений и выводов.
Объяснительные принципы скрепляют между
собой и объединяют в целостную систему
знаний о психике научные психологические
категории и понятия, в которых запечатлено
то, что добыто трудом представителями
различных школ и направлений.
Объяснительных принципов три:
детерминизм, под которым следует понимать обусловленность
психических явлений порождающими их
факторами;
системность — принцип, который предписывает
рассматривать каждое психическое явление
в соответствии с той функцией, которую
оно выполняет в структуре целой психики,
и развитие — изучение явления в том виде, каким
оно стало «теперь», с точки зрения его
возникновения и прохождения определенных
этапов развития
Детерминизм - один из главных
объяснительных принципов научного познания,
требующий объяснять изучаемые феномены
закономерным взаимодействием доступных
эмпирическому контролю факторов.
Целью данной работы является
изучение принципа детерминизма.
Задачи:
- дать понятие принципа
детерминизма;
-
Актуальность темы
исследования обусловлена существенными
изменениями как философско-теоретического,
так и социально-практического характера.
Стремительно изменяющийся мир заставляет
по-иному взглянуть на концепции человека
и общества, подвергнуть переосмыслению
многие прежние взгляды, казавшиеся очевидными
или хорошо доказанными истинами.
1.1. Объяснительных
принципов три:
детерминизм, под которым следует понимать обусловленность
психических явлений порождающими их
факторами;
системность — принцип, который предписывает
рассматривать каждое психическое явление
в соответствии с той функцией, которую
оно выполняет в структуре целой психики,
и развитие — изучение явления в том виде, каким
оно стало «теперь», с точки зрения его
возникновения и прохождения определенных
этапов развития
«Принципы
(от лат. рппсйршт — начало, основа) и методы
науки конструируются в соответствии
с тем или иным пониманием ее предмета.
Поскольку предмет психологии человека
мы определили как исследование его внутреннего
мира, то и прин ципы и методы
следует сформулировать так, чтобы они
работали на решение этой основной задачи».
Сноска Общая психология / Под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. - М.: Эксмо-Пресс, 2006. – С 74.
Принцип – (от лат. Principium – начало, основа)
– основное исходное положение какой-либо
теории, учения, науки, мировоззрения.
Принципы психологии – это исходные положения,
определяющие понимание сути и истоков
психики людей, особенности ее формирования,
развития, механизмы функционирования
и формы проявлений, способы подхода к
ее изучению и изменению. Принципы аккумулируют
в себе основные закономерности и законы,
действующие в сфере психического. Выявление
и формулирование принципов – результат
длительных исследований специалистами
психического, духовного. В этом смысле
разнообразие подходов к пониманию психического
объясняется многообразием психологических
школ, своеобразием философских позиций,
пристрастий психолога-исследователя.
Большой вклад в разработку принципов
психологии внесли философские науки,
а также физиология, педагогика, социология,
экономика, политология, этика, эстетика.
Все эти науки изучают относительно самостоятельные
сферы жизни и деятельности людей, оказывающие
влияние на формирование и развитие их
психики. Важно понимать, что законы, действующие
в этих сферах, обладают относительной
самостоятельностью, хотя и испытывают
взаимовлияние на особенности своего
проявления. Так, по поводу взаимодействия
законов социальной жизни и биологии человека
А. Н. Леонтьев заметил: то, какая пища попадает
в желудок человека, обусловлено социальными
обстоятельствами, но процесс пищеварения
происходит по законам физиологии.
Опираясь на философские, естественнонаучные
и другие научные основы, отечественная
психология сформулировала ведущие методологические
принципы, определяющие ее позиции в понимании
психического.
«Подводя
итоги рассмотрения проблемы принципов
психологии, можно констатировать, что
совместное применение трех вышеупомянутых
принципов в их единстве существенно лучше
помогает справиться с теоретическими
проблемами, нежели при опоре на один какой-либо
принцип в отдельности». Сноска Сноска Общая
психология / Под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. - М.: Эксмо-Пресс, 2006. – С.79
Методологические принципы
психологии
Объяснительные
принципы психологии
Принципы объяснения - основополагающие
положения, предпосылки или концепции,
применение которых позволяет содержательно
описывать предполагаемые свойства и
характеристики объекта исследования
и на основании общенаучного метода строить
процедуры для получения эмпирического
материала, его обобщения и интерпретации.
Учет и использование основополагающих
психологических принципов при построении
и объяснении психической реальности
являются непременным условием успешной
деятельности психолога-исследователя.
Давайте рассмотрим содержание основных
объяснительных принципов психологии
как науки.
Принцип
взаимодействия и развития. Взаимодействие
и развитие - два неразрывных аспекта взаимного
влияния объектов, неизбежного в силу
пространственно-временной структуры
мира. Свойства целостности, структурное
разнообразие, эффекты развития, формирование
нового получают объяснение на основе
этого фундаментального принципа. Неразделимость
взаимодействия и развития проявляется
в том, что взаимодействие возможно только
как развитие, а развитие - это "способ
существования... взаимодействующих систем,
связанный с образованием качественно
новых... структур... за счет развивающего
эффекта взаимодействия". Структуры,
с этой точки зрения, представляют собой
фиксированные этапы развития систем.
Для психологии важно выделение как самого
процесса взаимодействия и развития, так
и продуктов этого процесса - структур,
фиксирующих информационные модели совершившихся
взаимодействий.
Принцип взаимодействия и развития получил
выражение в фундаментальной концепции
эволюции. Эволюция
- это процесс накопления изменений в структуре
взаимодействующих объектов и увеличения
их разнообразия во времени. Вопреки распространенной
точке зрения, эволюционная теория не
является собственно биологической, она
была сформирована и развивалась как междисциплинарная
и общенаучная. Согласно этой теории эволюционируют
физические, биологические и социальные
системы, биогеоценозы, планетные системы,
галактики и Вселенная в целом. (См.
дополнительный иллюстративный материал.)
Развитие индивидуальных организмов (онтогенез)
находится в определенном соотношении
с эволюцией биологических видов (филогенезом).
Это соответствие сформулировано в виде
биогенетического закона: онтогенез всякого
организма есть краткое и сжатое повторение
(рекапитуляция) филогенеза данного вида.
Рассматриваемые далее принципы непосредственно
вытекают из принципа взаимодействия
и развития (в дальнейшем - принцип взаимодействия)
и являются различными формами его конкретизации.
Принцип
детерминизма. Согласно этому принципу,
все существующее возникает, видоизменяется
и прекращает существование закономерно. Детерминация,
или причинность,
- генетическая связь явлений, порождение
предшествующим (причиной) последующего
(следствия), поэтому принцип детерминизма
имеет прямое отношение к принципу взаимодействия
в отличие от иных типов закономерностей,
связывающих явления, например корреляций
(этот тип отношений проявляется в совместной,
согласованной вариации переменных и
не отражает ни источник, ни направленность
влияний, определяющих связь между ними). (См.
дополнительный иллюстративный материал.)
Причинная (каузальная) связь асимметрична
- она приводит к порождению нового и как
процесс развития необратима. Именно отношение
генерации, порождения между причиной
и следствием, является отличительной
чертой причинно-следственной связи, тогда
как их последовательность во времени
- лишь результат такого отношения. Важно
отметить, что причинно-следственные отношения
могут быть установлены лишь в эксперименте.
Следует различать принцип детерминации
как реализации отношения порождения
(детерминация лежит в основе развития,
возникновения новых объектов, явлений
и их свойств) и концепцию детерминизма,
при помощи которой описывают взаимодействия
объектов в классической механике. Механический,
или линейный, детерминизм не обладает
таким важнейшим свойством, как необратимость
во времени, поскольку классическая механика,
изучая статику или динамику объектов
и их взаимоотношений, не обладает теоретическим
аппаратом для описания их развития и
эволюции (Пригожий И. С., Стенгерс И., 1991).
В конце XIX - начале XX в. основные психологические
школы и направления принимали идею механического,
линейного детерминизма в качестве объяснительного
принципа. Дмитрий Николаевич Узнадзе
(1886-1950) подверг критике такое использование
этой идеи, которую он обобщил в форме
постулата непосредственности. Согласно
этому постулату, психические явления,
включая феномены сознания, являются следствием
воздействий объективного мира (Узнадзе
Д.Н., 1966).
Именно предполагаемая жесткая связь
причин и следствий в механических линейных
каузальных взаимоотношениях внутреннего
(психического) и внешнего (объективного
мира) позволяла использовать постулат
непосредственности как обоснование познаваемости
психики. Известны частные формулировки
постулата непосредственности, например
предложенный Вильгельмом Вундтом (1832-1920)
принцип замкнутой каузальности психики,
согласно которому психические следствия
вытекают из психических же причин (Вундт
В., 1912).
Содержательная критика этого постулата
показала, что введение промежуточных
переменных, например таких, как познавательные
схемы (в версии когнитивного бихевиоризма)
или представление, что культура является
фактором, опосредствующим влияния объективного
мира па психику, не отменяет постулата
(Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), 1975;
Узнадзе Д.Н., 1966), поскольку суть непосредственности
состоит в принятии именно механической
линейной версии детерминации, неприменимой
для объяснения развивающихся, целостных
объектов.
Принцип
целостности. Этот принцип применяется
для объяснения таких свойств объектов,
как:
сохранение их идентичности
при вариации частных характеристик в
достаточно широких пределах (например,
сохранение идентичности личности на
протяжении ее развития);
приобретение качественно новых
свойств в процессе взаимодействия (например,
формирование психики в эволюции живых
организмов);
несуммируемость свойств частей в свойства целого (известный афоризм: целое не равно сумме своих частей) и т.п.
В истории науки существовали
различные версии отношения к феноменам
этого круга: от обоснования отрицания
рассматриваемых свойств (элементаризм,
редукционизм и др.) до признания целостности
первичным началом, мистифицирующим суть
явления (холизм) (Петровский Артур Владимирович
(1924), Ярошевский М. Г., 1996). (См.
дополнительный иллюстративный материал.)
Элементаризм (атомизм) - механистическая версия принципа целостности, предполагающая составленность целого (системы) из элементов и возможность разложения системы в набор (несвязное множество) исходных элементов. Такая трактовка целостности находится в противоречии с принципами взаимодействия, системности, субъектности и др.
Редукционизм (от лат. reductio - снижение, сведение) - принцип, по сути отрицающий целостность объектов. Редукционизм объясняет свойства объектов и явлений через наиболее простые процессы и свойства, лежащие в основе объясняемого.
Холизм (от греч. - целый) - версия принципа целостности,
постулирующая невыводимость свойств целого из свойств компонентов и признающая целостность первичным, не сводимым ни к чему началом. Заметим, что принцип системности также исходит из того, что целостность объектов является их неотъемлемым качеством, но объясняет их на основе принципов взаимодействия и детерминизма. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Конкретно-научный аспект целостности
подчеркивается в формулировке принципа
целостности как принципа системности.
Согласно этому принципу, свойство целостности
присуще особому классу объектов - системам.
По определению П. К. Анохина, "система
- это множество элементов (компонентов),
обладающих генетической общностью, отношения
которых носят характер взаимосодействия
для обеспечения определенного взаимоотношения
с миром" (Анохин Петр Кузьмич (1898-1974),
1978). Система формирует и воспроизводит
адаптивные взаимоотношения с окружающей
средой, которые обеспечивают ее развитие,
т. е. сохранение, воспроизведение, видоизменение
и т. д.
Целостность системы как структуры, фиксирующей
модели взаимоотношений с миром, обеспечивается
общностью происхождения ее компонентов,
их общей эволюцией. Результат, достигаемый
при актуализации любого взаимодействия
из множества аккумулированных, имеет
адаптивное значение для всего организма
в целом.
Принципы системности и взаимодействия
служат обоснованием концепции системогенеза
(Анохин П. К., 1978). Эта концепция противостоит
концепции развития как органогенеза
и описывает развитие организмов как процесс
формирования и усложнения систем. Определенная
система формируется как общность компонентов
различной анатомической принадлежности,
совокупная активность которых обеспечивает
достижение важного для жизнедеятельности
индивида результата.
Степень онтогенетической зрелости конкретного
органа соответствует количеству систем,
для обеспечения которых происходила
дифференциация (специализация) его морфологических
компонентов. С этой точки зрения, органы
представляют собой множества морфологически
фиксированных этапов развития взаимоотношений
организма с окружающей средой. Научение,
приобретение знаний, формирование структуры
субъекта реализуются как процессы системогенеза.
Принцип
активности. В основе феномена активности
лежит возможность реализации (актуализации)
моделей накопленных взаимодействий.
Как пишет Я. А. Пономарев, "активность
может быть понята как эффект аккумулированных
взаимодействий" (Пономарев Я. А., 1983,
с. 14). Пространственно-временные и содержательные
характеристики активности определяются
соответствием свойств реализованных
в прошлом взаимодействий, фиксированных
в специализированных структурах, целям,
достижение которых актуально, характеристикам
ситуации, в которой цель будет достигаться,
и средствам, которые будут использоваться.
Активность обеспечивает непрерывность
развития. (См.
дополнительный иллюстративный материал.)
Следует различать понятия активности
и действия:
активность - феномен актуализации
фиксированного ранее целостного цикла
взаимоотношения;
действие - лишь один из аспектов
описания такого цикла.
Противостоящее принципу активности
представление о реактивности организмов
также основывается на приписывании абсолютного
значения одному из аспектов описания
взаимодействия, а именно - влиянию со
стороны внешних объектов. Реализующаяся
активность мотивирована структурами,
аккумулировавшими модели взаимодействий,
т.е. субъектом, и характеризуется как
предметная, по целям и результатам (продуктам)
активности.
Принцип
субъектности. Фиксация информационных
моделей взаимодействия приводит к формированию
структур, сохраняющих все многообразие
произошедших взаимодействий с миром.
Такая структура уникальна, поскольку
история ее формирования индивидуальна,
способна к саморазвитию, обладает активностью
и является ее источником, целостна (в
соответствии с принципами взаимодействия,
детерминизма, системности и активности).
Перечисленные свойства позволяют охарактеризовать
такую структуру, как субъект взаимодействия.
Субъектами могут быть любые живые системы,
которые способны к фиксации и воспроизведению
информационных моделей взаимоотношений
с миром: животные и человек, индивиды
и социальные группы. В зависимости от
аспекта рассмотрения взаимодействия
могут быть выделены субъекты предметной
деятельности, межличностных отношений,
социальных отношений. (См.
дополнительный иллюстративный материал.) Наиболее новые в истории становления
субъекта социальные взаимоотношения
реорганизуют и подчиняют другие виды
отношений субъекта с миром. Социальные
по своему происхождению речь, сознание,
способность к рефлексии являются неотъемлемыми
характеристиками человека как субъекта
социальных отношений (Брушлинский А.
В., 1996).
Следует отличать общепсихологический
принцип субъектности от феноменов субъективности,
непосредственной представленности субъективной
реальности каждому из нас. Возможность
осознания некоторых аспектов целостных
взаимоотношений с миром присуща субъекту
именно социальных отношений.
Принцип
реконструкции. Структуры, которые
аккумулируют модели взаимодействия с
миром (субъект) и процессы их актуализации
(т.е. приведение этих структур в активное
состояние), недоступны непосредственному
изучению. Как правило, их обозначают как
внутренние, или скрытые, в отличие от
феноменов внешнего, наблюдаемого, поведения.
Формулируя свое познавательное отношение
к этим структурам и процессам, исследователи
выдвигали предположения о доступности
этих структур и процессов самонаблюдению
(эмпирическая психология, интроспективная
психология) или выводили их за рамки исследования
(бихевиоризм).
Принцип реконструкции, вытекающий из
принципов взаимодействия, детерминизма,
целостности, активности и субъектности,
позволяет снять проблемы как выделения
внешнего и внутреннего, так и определения
границы между ними. Так как развивающееся
взаимодействие всегда целостно, то различные
аспекты рассмотрения этого взаимодействия
с необходимостью являются согласованными,
т.е. между ними, по определению, существуют
отношения подобия.
Общая идея принципа реконструкции состоит
в определении отношений подобия между
различными составляющими всегда целостного
взаимодействия, часть которых доступна
для оценки при помощи исследовательских
процедур, а часть может быть только реконструирована
на основе этих оценок.
Согласно этому принципу, на основе эмпирических
оценок одних компонентов взаимодействия
(например временных характеристик поведения,
продуктов деятельности, электрической
активности мозга и мышечной активности)
могут быть реконструированы характеристики
других компонентов взаимодействия (структур
аккумулированных моделей взаимодействий
и процессов их формирования, реорганизации
и актуализации).
Рассмотри более подробно принцип системности,
принцип активности, принцип детерминизма
и принцип развития.
Принцип системности в психологии –
(греч. systema – составленное из частей) методологический
подход к анализу психических явлений,
рассматривающий соответствующее явление
как систему, не сводимую к сумме своих
элементов и обладающую структурой, свойства
элементов которой определяются их местом
в ней.
В качестве наиболее общих положений
системного подхода выделяются:
- системность деятельности, имеющей различные
уровни своей организации, в которой компонентам
внутренней психологической структуры
соответствуют определенные динамические
составляющие внешней, предметно-практической
деятельности. При этом развитие, динамика
деятельности заключается в подвижности
отдельных ее составляющих, изменении
их иерархической взаимозависимости,
в превращение одних элементов в другие;
- признание единства сознания и деятельности,
что означает:
- взаимообусловленность развития
сознания в деятельности;
- регулирующее воздействие сознания
на ход, способы осуществления
и результаты деятельности;
- признание за психической деятельностью
социальной природы, а в качестве исходной
формы любой деятельности – совместную
и практическую. При этом основным механизмом
развития психики, усвоения общественно-исторического
опыта является интероризация, в ходе которой происходит переход внешней деятельности во внутреннюю.
Принцип активности – принцип психологии,
предполагающий, что личность является
активным субъектом преобразования мира.
Человек, как субъект деятельности, может
по-разному к ней относиться – он может
быть ее простым исполнителем, а может
быть ее зачинателем, инициатором, активным
участником. Обычно различают активность
ситуативную, произвольную, надситуативную
(превышающую требования ситуации), поисковую.
Она может быть устойчивой, эпизодической,
кратковременной и т.д.
Применительно к психологии понятие
активности используется двояко с выделение
специфического и неспецифического значения.
Неспецифическое (по отношению к собственному
психологическому уровню анализа), более
широкое толкование этого понятия связано
с обозначением любого проявления психики
как активности и имеет своим основанием
поиск и осмысление тех характеристик
психического, которые выходят за пределы
адаптивной, приспособительной деятельности
индивида.