Принцип детерминизма как ведущий принцип психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:28, контрольная работа

Краткое описание

Принцип детерминизма - научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют определенную причину.
Листая летопись истории науки, мы видим проходящие через нее прочные, постоянные (говоря научным языком - инвариантные) стержни, на которых держатся различные теоретические конструкции. Среди этих стержней особое значение имеет "принцип детерминизма" или причинности.

Оглавление

Введение 2
1.Принцип детерминизма в истории психологических концепций 3
2.Принцип детерминизма как ведущий принцип психологии 5
Заключение 16
Литература 17

Файлы: 1 файл

Принцип детерминизма.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

    План

 

Введение

 

    Принцип детерминизма - научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления  не случайны, а имеют определенную причину. 
Листая летопись истории науки, мы видим проходящие через нее прочные, постоянные (говоря научным языком - инвариантные) стержни, на которых держатся различные теоретические конструкции. Среди этих стержней особое значение имеет "принцип детерминизма" или причинности.  
Термин детерминизм происходит от латинского слова "детермино'" ("определяю'') и означает, что объяснить явление - значит открыть факторы, которые его порождают и определяют, т. е. его причины (или детерминанты). Научное знание - это прежде всего знание причин. Благодаря ему наука, как говорил И. П. Павлов, отличается "предсказанием и властностью'". Иными словами, опираясь на надежную информацию о причинах, можно предсказать, какие изменения они произведут, например, в организме, в психическом строе человека. Благодаря же такому прогнозу можно в известных пределах обрести власть над психическим процессом, управлять им, изменить его ход.

    Идея детерминизма сильна тем, что предполагает определенную закономерность хода событий. Они возникают и сменяют друг друга не хаотически и произвольно, но только под действием факторов, которые доступны разумному объяснению и опытной проверке.

 

1.Принцип детерминизма в истории психологических концепций

 

    Мысль является научной в тех пределах, в каких компасом для нее служит принцип детерминизма. Это хорошо понимали древние психологи. Демокрит учил, что различия в ощущениях (например, звука, запаха) зависят от того, какие атомы "залетают" в органы чувств, и от того, как устроены сами эти органы. Это чисто детерминистское объяснение. Субъективные ощущения имеют объективные основания (различия в строении атомов, в устройстве телесного органа). Наши современные взгляды на механизм возникновения ощущений - зрительных, слуховых и других - гораздо сложнее, чем Демокрита. Однако общий принцип, который он отстаивал, принцип причинности (детерминизма), остался в науке и две с половиной тысячи лет спустя столь же незыблемым.

    Субъективный факт (испытываемое нами ощущение) объясняется воздействием внешних стимулов на особым образом организованное нервное устройство (органы зрения или слуха). В то же время причинность вовсе не означает пассивного и безразличного характера самой психики. Дело в том, что психика, в свою очередь, оказывается при определенных условиях могучим причинным фактором. Это хорошо объяснил великий древнегреческий философ Аристотель. Отвечая на вопрос о том, почему одни люди являются нравственными, другие - безнравственными, он говорил: "Все, что мы имеем от природы, то мы получаем лишь в виде возможностей и впоследствии преобразуем их в действительность''.  
Как же происходит подобное преобразование возможности в действительность? От каких факторов (детерминант) это зависит? Согласно Аристотелю - от поступков человека. Но поступок человека зависит от него самого - от его личности, от его психологической направленности на добрые или неправедные дела. "Справедливым, - писал Аристотель, - человек становится, творя дела справедливые, а умеренным - поступая с умеренностью, а без подобной деятельности пусть никому и в голову не приходит стать хорошим человеком''.

    Итак, знание о психике приобретало все более научный характер благодаря укреплению принципа детерминизма. Душа человека теперь мыслилась не только как продукт природных сил или стихий. Напротив, допускалось, что она сама, будучи неотделимой от организма субстанцией (именно такой представлял ее Аристотель), влияет на человека, побуждая его действовать так или иначе, совершать, нравственные или безнравственные поступки. Человек--это не только определяемое внешними силами или факторами существо. Он сам способен определять (детерминировать) свое поведение, свой характер. Уже из этого явствовало, что в психологии трактовка принципа детерминизма не была идентична той, которая применялась в науках о неорганической природе (где ни солнечное затмение, ни землетрясение не зависят от человека).

    В дальнейшем возникали все новые и новые формы причинного объяснения психики. Так, в Новое время (в XVII столетии) организм, деятельность которого, как считали прежде, регулируется душой, стали рассматривать в качестве особого, независимого от бестелесной души механизма, работающего автоматически, как, например, часы. Так появилась неведомая ранее форма детерминизма, которая дала психологии ряд важных теорий, в частности, теорию рефлекса как машинообразной реакции на внешний импульс. Но сознание и воля, как истинно человеческие психические силы, не умещались в эту схему и потому оставались вне научного объяснения.

    Крутой поворот в трактовке детерминизма связан с появлением в середине прошлого столетия учения Дарвина, который ввел принципиально новый тип причинного объяснения, доказав, что нельзя понять поведение организма вне его наследственности, изменчивости и естественного отбора, вне приспособления к среде, в которой он должен выжить. Это создало еще одну форму объяснения психики с позиций детерминизма. Сознание стало рассматриваться как важный инструмент управления поведением, инструмент, благодаря которому происходит адаптация организма к среде.  
На этом развитие принципа детерминизма не завершилось. Марксизм показал, что существует особая форма детерминации явлений сознания, обусловленная зависимостью человека от действия социальных сил. Много нового внесла в принцип детерминизма современная научно-техническая революция. Прежде всего, это связано со способностью машин (компьютеров) выполнять те интеллектуальные операции, которые раньше считались атрибутом лишь человеческого мозга.

    Детерминизм - основной объяснительный принцип психологии -претерпел на протяжении столетий коренные изменения. Глубокие преобразования испытали и другие принципы и категории психологии.

2.Принцип  детерминизма как  ведущий принцип  психологии

 

    Психологическая наука издавна в той или  иной степени учитывает эти трудности  по реализации общенаучного принципа детерминизма в ходе исследования психических  явлений как высшего уровня регуляции  и саморегуляции всей деятельности, поведения и общения человека. Однако даже среди тех советских и зарубежных психологов, которые сознательно стоят на детерминистских позициях и отвергают индетерминизм, есть сравнительно немного ученых, систематически и методологически четко разрабатывающих принцип детерминизма как теоретически отрефлексированную основу своей науки. Примером может служить, в частности, Рубинштейн. Будучи еще с 10-х гг. профессиональным философом и методологом, а не только психологом, он лишь на последнем этапе своего творческого пути - с конца 40-х гг.- глубоко, оригинально и систематически разрабатывает принцип детерминизма в интересах философии, психологии, педагогики и т. д. До этого в отечественной психологической науке принцип детерминизма был представлен лишь в очень общей, хотя и верной, формулировке, но специально и подробно не разрабатывался. По мнению Выготского «Детерминизм — учение о полной причинной определенности всех психических процессов, в частности воли, в противоположность индетерминизму, учению о свободе воли и психической деятельности. Согласно принципу детерминизма все психические процессы, как и все прочие процессы во вселенной, совершаются закономерно и необходимо; ничто не возникает и не изменяется без причины» [6; 58].

    Многие  психологи ограничивались обычно лишь столь же общей, хотя и правильной, трактовкой детерминизма как причинности, закономерности, необходимости и  т. д. и не углублялись в эту  трудную проблему. Вот почему термин «детерминизм» отсутствует в предметном указателе к шести томам собрания сочинений Л. С. Выготского (1982—1984), к избранным психологическим произведениям А. Н. Леонтьева (1983), к его книге «Проблемы развития психики» (1959, 1965, 1972, 1981) и т. д. То же самое можно было бы, вероятно, сказать и об «Основах общей психологии» С. Л. Рубинштейна (1940 и 1946), если бы в них имелся предметный указатель. Правда, в этой монографии и в ряде статей того же периода Рубинштейн уже формулирует некоторые общие положения, вплотную подводящие его к будущему принципу детерминизма «внешнее через внутреннее».

    Например, в докладе на Всесоюзной конференции  по педагогическим наукам (апрель, 1941) Рубинштейн развивает общую идею о том, что «эффект, который наблюдает  педагог вслед за каким-либо педагогическим мероприятием, ... никогда не является результатом изолированно взятого педагогического воздействия; он всегда продукт всего развития ребенка, обусловленный в какой-то мере всем его жизненным путем» [10; 44]. Иначе говоря, внешнее (в данном случае педагогическое) воздействие не есть внешний толчок, якобы непосредственно определяющий конечный эффект такого воздействия; оно обусловливается, опосредствуется природой того, на кого или на что оно влияет. В «Основах» 1946 г. Рубинштейн подчеркивает, что в состав этих «опосредствующих условий» [11; 187] входят физиологические и психические процессы, которые не искажают, а, напротив, обеспечивают все более адекватное отражение внешнего мира в ходе взаимодействия субъекта с объектом. Процитированные и сходные с ними другие положения Рубинштейн более обобщенно развивает в новой книге «Философские корни психологии» (М., 1946). Однако она так и не была опубликована: в 1947 г. набор рассыпали в связи с тем, что Рубинштейна обвинили в космополитизме, в «преклонении перед иностранщиной», в недооценке отечественной науки и в 1948— 1949 гг. сняли со всех постов. Начались «проработки» и резко критические обсуждения «Основ общей психологии», опубликованных вторым изданием весной 1946 г. (первое издание этого фундаментального труда Рубинштейна было удостоено в 1942 г. Государственной премии).

    Первое  и потому еще не самое разгромное обсуждение «Основ» проходило в Институте философии АН СССР с 26 марта по 4 апреля 1947 г. А. Н. Леонтьев и некоторые другие выступавшие критиковали Рубинштейна прежде всего за то, что его монография пронизана дуалистическими идеями двойной детерминации психики. Леонтьев, в частности, говорил: по мнению Рубинштейна, «психика детерминируется двояко. Она детерминируется мозгом, органическим субстратом. Это внутренняя детерминация. Она — далее — детерминируется объектом, отражаемым, т. е. внешним» [18; 12]. Рубинштейн не согласился с такой критикой, поскольку в его «Основах общей психологии» постоянно подчеркивается, что в принципе не может быть речи «о рядоположном существовании двух разнородных и между собой никак не связанных детерминации. Ведущая роль принадлежит здесь связи индивида с миром, с которым он вступает в действенный и познавательный контакт» [11; 20]. Подобной рядоположности просто нет, потому что, по его мнению, определяющим является развитие образа жизни, в процессе изменения и перестройки которого происходит развитие индивидов и их органов (в том числе мозга) вместе с их психофизиологическими функциями. Эту свою главную идею Рубинштейн последовательно разрабатывает и реализует на всех страницах «Основ общей психологии».

    Ту  же идею, но на качественно новом  уровне, он развивает дальше, с конца 40-х гг., в свете выдвинутого  им принципа детерминизма «внешнее через внутреннее». В продолжение своей неопубликованной книги «Философские корни психологии» он работает начиная с 1948 г. над новой большой рукописью «Бытие и сознание». В ней убедительно показано, что именно на основе вышеупомянутого монистического принципа детерминизма становится возможным наиболее последовательно объединить положения о психике как отражении мира и как функции мозга. По мнению Рубинштейна, неверно обособлять и противопоставлять одно другому — отношение психического к мозгу и его отношение к внешнему миру, потому что психическая деятельность есть деятельность мозга, взаимодействующего с внешним миром. Поэтому верно понятая связь психического с мозгом — это вместе с тем и правильно понятая связь его с внешним миром. И лишь адекватно поняв связь психического с внешним миром, можно правильно раскрыть и связь его с мозгом. Мозг — только орган психической деятельности, человек — ее субъект. Сама деятельность мозга, служащего для осуществления взаимодействия с внешним миром организма, индивида, человека, зависит от этого взаимодействия, от соотношения его деятельности с условиями жизни. Нервная система и, в частности, мозг возникают и развиваются в филогенезе и онтогенезе именно в процессе взаимодействия индивида с внешним миром, осуществляющемся по принципу «внешние причины действуют через внутренние условия» (в данном случае через специфические закономерности развития индивида, организма, его мозга и т. д.). С этих позиций Рубинштейн разработал общий и до сих пор верный подход к решению психофизиологической проблемы [14; 4—15, 219—225].

    Таким образом, уже в конце 40-х и в  начале 50-х гг. Рубинштейн развивает  новый принцип детерминизма и  на его основе начинает создавать новую теорию личности, мышления как деятельности и как процесса и т. д., хотя делает это в невероятно трудных для него условиях, будучи обвиненным сначала в космополитизме, а затем также и в недооценке павловского учения. От него, как и от других космополитов и антипавловцев — от Л. А. Орбели, П.  К. Анохина, Н. А. Бернштейна и др.— требуют признания в печати своих ошибок. Рубинштейн долго сопротивляется столь несправедливому требованию и потому в течение трех лет (1949— 1951) не имеет возможности опубликовать ни одной статьи в журналах. В 1952 г. положение становится еще более трудным. В результате, например, П. К. Анохин вынужден напечатать в «Физиологическом журнале» (№ 6) статью под названием «О принципиальной сущности моих ошибок в развитии учения И. П. Павлова и о путях их преодоления». В том же году и Рубинштейн вынужден выступить в печати с самокритикой. Ему удалось наконец впервые за 4 года опубликовать статью, поскольку он включил в нее абзац, начинающийся следующими словами: «Главным недостатком «Основ общей психологии» является то, что в них автор не следовал по павловскому пути и некритически воспринял некоторые положения зарубежной психологии» [12; 195].

    С 1955 г. начинает выходить журнал советских  психологов «Вопросы психологии», в  самом первом номере которого Рубинштейн публикует программную теоретическую  статью [13]. В ней он впервые уже «во весь голос» формулирует разрабатываемый им в течение 7—8 лет принцип детерминизма: «внешние причины действуют через посредство внутренних условий, представляющих собой основание развития явлений» [13; 8] Здесь же он дает абрис своей новой концепции, основанной на этом принципе и развитой им в рукописи «Бытие и сознание», на которую он ссылается в вышеупомянутой статье 1952 г. [12; 194].

    Многие (но не все) советские психологи уже  в 1955 г. поняли и приняли рубинштейновский принцип детерминизма и затем  в той или иной мере разрабатывали  его дальше в своих теоретических  и экспериментальных исследованиях. Однако некоторые специалисты в ходе обсуждения вышеупомянутого самого первого номера только что созданного журнала «Вопросы психологии» резко критиковали данный принцип, считая его идеалистическим и потому несовместимым с теорией отражения: если внешний мир не прямо и непосредственно, а лишь через внутренние условия детерминирует психические образы, то тем самым в принципе невозможно адекватное отражение объекта, которое всегда будет искаженным. Эта критика — весьма существенная, но несправедливая, поскольку она исходила из широко распространенного тогда догматического понимания психического отражения как зеркального и пассивного (внешние воздействия, указания, приказания и т. д. прямо и непосредственно проецируются в человека и однозначно определяют все его поведение).

Информация о работе Принцип детерминизма как ведущий принцип психологии