Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 21:28, курсовая работа
Детерминизм - один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий объяснять изучаемые феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю факторов.
Целью данной работы является изучение принципа детерминизма.
Задачи: дать понятие принципа детерминизма.
Введение
Глава1. Понятие и методологические принципы психологии
1.1 Понятие принципов психологии
1.2 Объяснительные принципы психологии
Глава 2. Понятие и сущность принципа детерминизма
Заключение
Список литературы
Специфическое значение понятие активности в психологии связано с характеристикой особого качества психических явлений. В этом своем значении активность не является абсолютной и исходной характеристикой психического, а приобретает свой реальный смысл лишь в сопоставлении со своей противоположностью – пассивностью.
В соответствии с этими двумя значениями понятие активности в системе современного психологического знания имеет не только общепсихологический статус, но и выступает в качестве принципа исследования. Методологическое значение понятия активности применительно к психологическим исследованиям раскрывается, прежде всего, в принципе активности субъекта деятельности. В этом принципе учитывается не просто наличие у индивида определенного отношения (мотивации) к задачам, которые перед ним встают, но и такого отношения, которое исходно требует от него осмысления, преобразования действительности, поиска собственных решений в соответствии с конкретными условиями и обстоятельствами жизнедеятельности, личной инициативы, «выхода» за пределы заданного, постановки и решения новых творческих задач.
Принцип детерминизма – принцип, предполагающий причинную обусловленность психических явлений. Детерминизм (от лат. determinare – определять) – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих факторов.
Согласно принципу детерминизма, все существующее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно. Детерминизму противостоит теологическое учение (от греч. теос – Бог), индетерминизм. Детерминация, или причинность - генетическая связь явлений, порождение предшествующим (причиной) последующего (следствия) поэтому принцип детерминизма имеет прямое отношение к принципу взаимодействия в отличие от иных типов закономерностей, связывающих явления, например, корреляций (этот тип отношений проявляется в совместной, согласованной вариации переменных и не отражает ни источник, ни направленность влияний, определяющих связь между ними).
Принцип развития (психики) – принцип, предлагающий рассматривать развитие как взаимосвязь изменений психических явлений и порождающих их причин. То есть психическая деятельность не может быть правильно понята и адекватно объяснена, если ее рассматривают статично, вне движения, изменения и развития.
Это развитие может рассматриваться в двух планах: в плане исторического развития человека вообще и в плане развития отдельной личности в процессе ее жизни.
Взаимосвязь и развитие – два неразрывных аспекта взаимного влияния объектов, неизбежного в силу пространственно – временной структуры мира. Свойства целостности, структурное разнообразие, эффекты развития, формирование нового получают объяснение на основе этого фундаментального принципа. Неразделимость взаимосвязи и развития проявляется в том, что взаимосвязь реализуется в развитии, а развитие – это «способ существования… систем, связанных с образованием качественно новых структур за счет развивающего эффекта» (Я.А. Пономарев). Структуры, с этой точки зрения, представляют собой фиксированные этапы развития систем.
Принцип
активности. Леонтьев, Бернштейн. Этот
принцип выражается в понимании психического
отражения как активного процесса. В частности
речь идет о том, что психическое отражение
непосредственно зависит от целей, установок,
потребностей, эмоций, прошлого опыта
человека, которые и определяют избирательность
этого отражения. Кроме того, одной из
важнейших особенностей проявления активности
психического отражения является возможность
предвосхищения будущих событий, возможных
результатов действий, построение гипотез
и т.д. Некоторые психологические теории
строятся на противоположном принципе
реактивности, согласно которому, человек
представляет собой особого рода "машину",
которая пассивно откликается на воздействия
внешней среды. Такой подход используется
в бихевиоризме, в ассоциативной психологии
и некоторых течениях когнитивной психологии.
Принцип единства сознания
и деятельности. Рубенштейном, Леонтьевым,
Ананьевым. Рубенштейн впервые выдвинул
положение о единстве сознания деятельности
и поведения. Деятельность и сознание
не два разных аспекта, они образуют ораническое
целое. В этом принципе утверждалось, что
не может быть деятельности без сознания
и сознанич без деяьельности. Через деятельность
стало можно изучать сознание. Введение
этого принципа ставило вопрос о ст-ре
деятельности. По определению Рубенштейна
сама деятельность является единством
внешнего и внутреннего. Сознание и психика
оказываются внутренней характеристикой
деятельности. А свойства деятельности
протекать в форме из вне наблюдаемого
поведения может рааматриваться как характеристика
самой психики. Этот принцип позволяет
ученым деятельность выяснять т е внутренние
механические механизмы, которые делают
достижение целей деятельности. Принцип
единства сознания и деятельности - это
единство выражается в том, что сознание
и все психические свойства человека не
только проявляются в его деятельности,
но и формируются в ней. Как отмечал Рубинштейн,
психические свойства личности, ее способности
и характерологические черты являются
и предпосылкой и одновременно результатом
поведения личности. С одной стороны ведущая
деятельность является основным условием
психического развития ребенка. Кроме
того, существует проблема профессиональной
деформации личности, когда выполнение
профессиональной деятельности длительное
время приводит к изменению определенных
личностных черт. С другой стороны, сознание
"отвечает" за постановку цели деятельности
и поведения, т.е. обеспечивает целенаправленность
поведения и деятельности. Этот принцип
разрабатывался Рубинштейном.
Принцип детерминизма
разрабатывался и обосновывался Рубинштейном.
Детерминизм - в переводе - обусловленность.
Внешние причины действуют через внутренние
условия или "внешнее преломляется
через внутреннее", т.е. психика зависит
от реальных жизненных условий и взаимоотношений
человека, и тем самым, по мнению Рубинштейна,
"это размыкает замкнутость внутреннего
мира психики и выводит ее изучение в контекст
конкретных материальных условий, в которых
протекает жизнедеятельность людей".
Принцип детерминизма означает что психики
определяется образом жизни и изменяется
с изменением образа жизни. Развитие психики
животных определяется естественным отбором,
а развитие сознания законом общественного
развития. Принцип детерминизма связан
с вопросом о природе психических явлений
их сущности. Этот подход вытемнил интроспективную
методологию и соотвествующую ей оргнанизацию
психологического исследования. Вместо
самонаблюдения пришел объективный метод.
Выготский создал культурно-историческую
концепцию. В это теории была сформулирована
мысль о том, чтобы природные механизмы
псих.процессов преобразуются в ходе онтогенетического
развития человека под влиянием общественно
исторических факторов в рез-те усвоения
человеком продуктов человеческой культуры
и в ходе его общения с другими людьми.
Второй этап реализации детерминизма
связан с идеей о том, что во взаимоотношениях
с окружающей средой, внешнему миру противостоит
восприятие не просто человека наделенного
сознанием, а человека деятельного активного
и преобразующего объективную действительность.
Значение деятельности в формировании
психических процессов подчеркивали Рубенштейн
и Леонтьев. Принцип детерменизма в теории
и практики психологии реализовывался
путем решения вопроса о соотношении обучения
и развития. Важным стал вопрос о движущих
силах психического развития и от решения
этого вопроса зависело то или иное понимание
детерминизма в теории развития.
Принцип развития разрабатывался
Леонтьевым. Согласно этому принципу психика
выступает как специфический компонент
в эволюции организмов. При этом развитие
понимается не только как рост, но и как
изменение. Как процесс, при которых количественные
усложнения изменения переходят в качественные
и приводят к скачкообразно-проявляющимся
психическим новообразованиям. Содержание
психического развития - это борьба между
старыми отживающими формами психики
и проявляющимися новыми формами. Таким
образом, суть принципа развития заключается
в том, что самим способом существования
психики является ее развитие. Это развитие
происходит и на онтогенетическом и на
филогенетическом и на социогенетическом
уровнях. Принцип развития – идея развития
в психологии под влиянием теории Дарвина
и легла в основу формирования детской
а затем возрастной психологии. С.Рубенштейн
включил в понятие развития в систему
понятий общей психологии и возвел его
в статус важнейшего методологического
принципа психологической науки. Рубенштейн
рассматривал весь дизненый путь человека
и показал зависимость развития всех сторон
его сознания и личности от особенности
генеральной жизни индивида. Выготский
–формирующий эксперимент (ЗБР).
Принцип историзма.
Согласно этому принципу, разработанному
Выготским, Леонтьевым и Асмоловым, психическое
развитие и в частности развитие человеческого
сознания происходит в процессе общественно-исторического
становления и определяются общественно-историческими
формациями и конкретно-историческими
особенностями социализации в разных
культурах. Таким образом, общественное
бытие людей определяет их сознание, а
образ жизни и стиль жизни определяет
образ их мыслей и чувств, и в свою очередь
так же определяется ими.
Принцип системности.
Разрабатывался Ломовым. Система – совокупность
элементов, которые находятся в связи
друг с другом и образуют целостное единство.
Человек включается в разнообразные связи
и вступает в различные отношения с окружающими
его предметами, он обладает множеством
психических свойств, но живет и действует
как единое целое. Выготский (ВПФ как психол-кая
система), Лурия, Бернштейн.
Понятие и сущность принципа детерминизма
Принцип детерминизма
Принцип детерминизма - научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют определенную причину.
«Принцип детерминизма (в психологии) (лат. determinare - определять; principium - основа, начало) - признание необходимости изучать закономерные зависимости психических явлений от порождающих их факторов. Принцип детерминизма включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и другие формы». Сноска Общая психология. Словарь / Под общей ред. Петровского А. В. – М.: Пер Сэ, 2005. – 176 с.
Детерминизм выступает, прежде всего, в форме причинности (каузальности) как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.
Наряду с этой формой детерминизма регуляторами работы научной мысли являются и другие: системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), детерминизм типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), детерминизм статистический (при сходных причинах возникают различные - в известных пределах - эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой детерминизм (предваряющая результат цель определяет процесс ее достижения).
Принцип детерминизма, будучи общенаучным, организует различное построение знания в конкретных науках. Это обусловлено своеобразием их предмета и исторической логикой его разработки. Применительно к психологии в развитии детерминизма, направляющего изучение и объяснение ее явлений, выделяется несколько эпох.
Детерминизм — один из главных объяснительных принципов научного незнания, требующий объяснять изучаемые феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю факторов. Детерминизм выступает в форме причинности (каузальности) как совокупности обстоятельств, которые препятствуют во времени данному событию и вызывают его.
Регулятором работы научной мысли является детерминизм:
✓ системный— зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого;
✓ обратной связи — следствие воздействует на вызвавшую его причину;
✓ статистический — при сходных причинах возникают различные эффекты, подчиненные статистической закономерности;
✓ целевой — предваряющая результат цель определяет процесс ее достижения.
Принцип детерминизма разрабатывался и обосновывался Рубинштейном. Детерминизм - в переводе - обусловленность. Внешние причины действуют через внутренние условия или "внешнее преломляется через внутреннее", т.е. психика зависит от реальных жизненных условий и взаимоотношений человека, и тем самым, по мнению Рубинштейна, "это размыкает замкнутость внутреннего мира психики и выводит ее изучение в контекст конкретных материальных условий, в которых протекает жизнедеятельность людей". Принцип детерминизма означает что психики определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Развитие психики животных определяется естественным отбором, а развитие сознания законом общественного развития. Принцип детерминизма связан с вопросом о природе психических явлений их сущности. Этот подход вытемнил интроспективную методологию и соотвествующую ей оргнанизацию психологического исследования. Вместо самонаблюдения пришел объективный метод. Выготский создал культурно-историческую концепцию. В это теории была сформулирована мысль о том, чтобы природные механизмы псих.процессов преобразуются в ходе онтогенетического развития человека под влиянием общественно исторических факторов в рез-те усвоения человеком продуктов человеческой культуры и в ходе его общения с другими людьми. Второй этап реализации детерминизма связан с идеей о том, что во взаимоотношениях с окружающей средой, внешнему миру противостоит восприятие не просто человека наделенного сознанием, а человека деятельного активного и преобразующего объективную действительность. Значение деятельности в формировании психических процессов подчеркивали Рубенштейн и Леонтьев. Принцип детерменизма в теории и практики психологии реализовывался путем решения вопроса о соотношении обучения и развития. Важным стал вопрос о движущих силах психического развития и от решения этого вопроса зависело то или иное понимание детерминизма в теории развития.
Предмеханический детерминизм
Принцип детерминизма, будучи общенаучным, организует различное построение знания в конкретных науках. Применительно к психологии в развитии детерминизма, направляющего изучение и объяснение ее явлений, выделяется несколько эпох детерминизма:
✓ предмеханический;
✓ биологический.
Прежде чем в новое время в качестве образца причинного объяснения всех явлений мироздания выступила механика, шли поиски различных схем, объясняющих психическую жизнь (ис-
пользовался термин "душа"). До XVIII в. в эволюционной психологии можно выделить три формы предмеханического детерминизма:
✓ гилозоистекий;
✓ биологический;
✓ оптический.
Гилозоизм представлял природу в виде единого материального целого, наделенного жизнью (эта древняя картина впоследствии привлекла мыслителей XVIII—XIX вв.). Из этой живой прама- терии произрастают все явления без вмешательства каких-либо внешних творческих сил. Душа, в отличие от древнего анимизма, мыслилась неотделимой от круговорота материальных стихий (воздуха, огня, потока атомов), подчиненной общим для всего космоса законам и причинам. Поиск причин рассматривался как высшая ценность.
Гилозоизм не разделял материю органическую и неорганическую, жизнь и психику.
Биологический детерминизм
Биологический детерминизм зародился в философии Аристотеля., согласно которой душа:
✓ является способом организации любых живых тел;
✓ присуща также растениям (являются одушевленными); будучи частью тела, не может рассматриваться независимо от него.
Аристотель считал бесперспективными попытки воссоздать работу живого тела по образцу работы механического устройства. Решение проблемы детерминизма психики Аристотель нашел в следующем: исходя из нераздельности в живом организме материи и формы признать эту целостность наделенной некими способностями. Они актуализируются при общении с соответствующими предметами.
В период краха античного мира возникает ставшее опорой религиозного мировоззрения учение Августина. Основные его положения таковы:
✓ душа наделена спонтанной активностью, противопоставленной всему телесному, земному, материальному;
✓ все знание считалось заложенным в душе, которая живет, движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души благодаря направленности воли на реализацию заложенных в душе потенций;
✓ основанием истинности этого знания служит внутренний опыт. Под этим имелось в виду, что душа обращается к себе,
постигая с предельной достоверностью собственную деятельность и ее незримые продукты (образы, мысли);
✓ психологические задачи Августин развернул в систему аргументов, которая определила линию интроспекиионизма в психологии: