Приемы удержания внимания слушателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:53, реферат

Краткое описание

Едва ли найдется человек, который, так или иначе, не имел бы в своей жизни опыта публичных выступлений. Мы все учились в школе, и всем приходилось выступать на уроках с рефератами или, как минимум, нас просто вызывали с места, чтобы проверить домашнее задание. Наверняка большинство из нас помнит это чувство, которое возникало у нас, когда нам сообщали о том, что нас вызывают. А ведь публичные выступления - неотъемлемая часть очень многих современных профессий.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Успешное начало…………………………………………………………...4
Жесты, поза ………………………………………………………………...6
Тон, слова, реакция………………………………………………………...8
Заключение………………………………………………………………..12
Литература ………………………………………………………………..16

Файлы: 1 файл

Реферат по Культуре речи 1.rtf

— 175.96 Кб (Скачать)

Объем внимания - количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью, для отдельных смысловых кустов, логических посылов - 7±2.

Распределение внимания - одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдение за ними возможно только при условии, если один или оба вида деятельности привычны, т.е. хорошо усвоены учащимися, так как в центре внимания может быть только одна какая-либо деятельность.

Переключение внимания - перемещение внимания с одного объекта на другой или одной деятельности на другую, рекомендуется при утомлении и однообразной деятельности учащихся на уроке, но в разумных пределах, за 45 минут - оптимально 4 - 9 раз.

И во-вторых, применять следующие приемы удержания внимания:

№ п/п 

Название  приема  

Описание  приема

Голосовая и эмоциональная модуляция. 

Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса (от крика до шепота)

Модуляция темпа речи. 

Выдерживание паузы; изменение темпа речи от медленного до скороговорки. Резкое изменение скорости речи.

Прерывание речи, использование антиципации (догадки) 

Прерывание речи на словах, достаточно очевидных с требованием произнести их вслух все, кто догадался, на каком слове прервана речь. Активность  слушателей  поощряется словесно либо отметкой.

«Провалы памяти» 

Якобы забывание достаточно очевидных для аудитории элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.п., -- с просьбой помочь вспомнить, поощрение активных.

Жестикуляция 

Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию эмоциональной и иллюстративной жестикуляцией. Ладони открыты, жесты широкие и свободные.

Риторические вопросы 

Повторение основных моментов сообщения в форме вопроса, на который, после небольшой паузы дает ответ сам докладчик.

Контрольные вопросы 

Задается вопрос по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего ответа: поощрение активных.

Наводящие вопросы 

В случае затруднения ответа на контрольный вопрос, задается вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения.

Вопрос-предложение. Смысловая антиципация. Выводы 

На основании изложенного задается вопрос-предложение, требующий для ответа смысловой догадки, о чем далее пойдет речь, и какие выводы можно сделать по изложенному материалу.

10 

Уточняющие вопросы. Встречные вопросы 

Слушателям предлагается после каждого смыслового фрагмента задавать уточняющие вопросы по изложенной теме или встречные вопросы на догадку: о чём пойдет речь далее. Активность поощряется оценкой.

11

Свободное конспектирование.

 

- Пересказ

Предлагается слушателям составлять по ходу изложения конспект в свободной форме. Контроль в виде поочередного пересказа темы с использованием личного конспекта.

12 

Конспектирование опорных (ключевых) слов. 

Слушателям предлагается записывать опорные (ключевые) слова сообщения. Один из слушателей может это делать на доске. Контроль зачитывания по очереди опорных слов с подчеркиванием повторяющихся у слушателей слов; объяснение отличия опорных слов от слов контекста.

13 

Конспект-рисунок. Ассоциативный рисунок 

Слушателям предлагается зарисовывать возникающие по ходу изложения ассоциации, раскрывающие их понимание сути. Контроль в виде конкурса рисунков, их обсуждение.

14 

Активное ассистирование. Усвоение. (Конвейер.) 

Преподаватель начинает чтение материала, затем передает учебник одному из слушателей (можно в случайном порядке), который продолжает чтение. Затем учебник передается другому слушателю и т.д.

15 

Активное ассистирование. Закрепление. (Эстафета.) 

Преподаватель начинает пересказ материала, затем передает эстафету пересказа (карандаш, указку и т.п.) одному из слушателей, тот по команде преподавателя (например, хлопок ладонями) следующему слушателю.

16 

Активное ассистирование. Контроль. (Бейсбол.) 

Преподаватель задает вопрос и бросает мячик одному из слушателей. Тот отвечает (исчерпывающий ответ - 3 балла, правильный - 1 балл), задает свой вопрос и бросает мяч другому слушатели или преподавателю. Кто первым наберет 10 баллов, тот получает оценку (зачет).

17 

Тренировка кратковременной (слуховой) памяти. (Эхо.) 

Преподаватель прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого слушателя повторить последнее предложение без искажений: «Как эхо».

18 

Экстрараздражители (звуки или световые сигналы, не связанные с содержанием сообщения). Неожиданные раздражители вызывают ориентировочную реакцию и активизируют внимание 

Главное условие - внезапность: как бы случайно уронить книгу, указку, опрокинуть стул, включить на мгновение магнитофон, радиоприемник, включить или выключить свет, проектор, опустить (поднять) шторы (занавески); громко захлопнуть дверь (окно) и т.п.

19 

Тренировка внимания. (Карта острова сокровищ). Неспецифическая активация внимания косвенно помогает удерживать внимание на изложении учебного материала 

Преподаватель предлагает слушателям нарисовать план класса и во время урока отмечать его передвижение по классу: линии - движение, кружки с крестиком внутри - остановки. Там где он будет останавливаться реже всего, спрятано «сокровище» (сувенир, лакомство). Приз получит тот, кто назовет это место и чья карта аккуратнее и подробнее.

20 

Тренировка внимания. (Соколиный глаз.) 

Преподаватель предлагает следить во время урока за его жестами. Можно составить список жестов. Один из этих жестов - контрольный. Кто правильно подсчитает, сколько раз использовался этот жест поправление волос, очков, руки за спину получает приз. Преподаватель записывает название контрольного жеста и количество его повторов на листочке и кладёт себе на стол. В конце урока проводится опрос слушателей и выявляется победитель, который награждается призом и титулом «Соколиный глаз».

21 

Активация внимания.

 

(Будильник). Рекомендуется

 

для вечерних занятий и во

 

всех случаях, когда в группе

 

слушателей ощущается

 

усталость.

Перед уроком преподаватель пишет числовой ряд на листочке, разбивая время урока на интервалы, кратные 3 минутам, а напротив них пишет в случайном порядке фамилии слушателей. Кидается жребий среди слушателей: кому быть «будильником». «Будильник» получает листочек с временными интервалами и фамилиями. Ему нужно будет следить за часами и по истечении каждого временного интервала громко говорить фразу: «Иванов (Сидоров; Петров), вставай, нас ждут великие дела!». Названный слушатель должен встать и ответить: «Уже стою», - затем вновь сесть на свое место. Преподаватель должен продолжать изложение материала, не обращая внимания на их диалог.


[5]

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Медведева И. Правила успешного публичного выступления [электронный ресурс].- Доступ через http://livelookbetter.com/index.php?newsid=889

2. Российский О. Почему возникает страх перед публичными выступлениями? [электронный ресурс].- Доступ через http://livelookbetter.com/index.php?newsid=882

3. Сyxoвеpшинa Ю. Как удержать внимание при выступлении? [электронный ресурс].- Доступ через http://livelookbetter.com/index.php?newsid=412

4. Ошибки начинающих ораторов. По материалам статьи «Публичные выступления - 10 ошибок начинающего оратора» [электронный ресурс].- Доступ через http://livelookbetter.com/index.php?newsid=917

5.  Приемы удержания внимания слушателей [электронный ресурс]http://copy.yandex.net/?text=%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9&url=http%3A%2F%2Fsch657.edusite.ru%2FDswMedia%2Fprivlech1.doc&fmode=envelope&lr=47&mime=doc&l10n=ru&sign=edc454863ec0356e516f9756a936217b&keyno=0

 

 

 


Информация о работе Приемы удержания внимания слушателей