Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:53, реферат
Едва ли найдется человек, который, так или иначе, не имел бы в своей жизни опыта публичных выступлений. Мы все учились в школе, и всем приходилось выступать на уроках с рефератами или, как минимум, нас просто вызывали с места, чтобы проверить домашнее задание. Наверняка большинство из нас помнит это чувство, которое возникало у нас, когда нам сообщали о том, что нас вызывают. А ведь публичные выступления - неотъемлемая часть очень многих современных профессий.
Введение…………………………………………………………………….3
Успешное начало…………………………………………………………...4
Жесты, поза ………………………………………………………………...6
Тон, слова, реакция………………………………………………………...8
Заключение………………………………………………………………..12
Литература ………………………………………………………………..16
Объем внимания - количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью, для отдельных смысловых кустов, логических посылов - 7±2.
Распределение внимания - одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдение за ними возможно только при условии, если один или оба вида деятельности привычны, т.е. хорошо усвоены учащимися, так как в центре внимания может быть только одна какая-либо деятельность.
Переключение внимания - перемещение внимания с одного объекта на другой или одной деятельности на другую, рекомендуется при утомлении и однообразной деятельности учащихся на уроке, но в разумных пределах, за 45 минут - оптимально 4 - 9 раз.
И во-вторых, применять следующие приемы удержания внимания:
№ п/п |
Название приема |
Описание приема |
1 |
Голосовая и эмоциональная модуляция. |
Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса (от крика до шепота) |
2 |
Модуляция темпа речи. |
Выдерживание паузы; изменение темпа речи от медленного до скороговорки. Резкое изменение скорости речи. |
3 |
Прерывание речи, использование антиципации (догадки) |
Прерывание речи на словах, достаточно очевидных с требованием произнести их вслух все, кто догадался, на каком слове прервана речь. Активность слушателей поощряется словесно либо отметкой. |
4 |
«Провалы памяти» |
Якобы забывание достаточно очевидных для аудитории элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.п., -- с просьбой помочь вспомнить, поощрение активных. |
5 |
Жестикуляция |
Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию эмоциональной и иллюстративной жестикуляцией. Ладони открыты, жесты широкие и свободные. |
6 |
Риторические вопросы |
Повторение основных моментов сообщения в форме вопроса, на который, после небольшой паузы дает ответ сам докладчик. |
7 |
Контрольные вопросы |
Задается вопрос по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего ответа: поощрение активных. |
8 |
Наводящие вопросы |
В случае затруднения ответа на контрольный вопрос, задается вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения. |
9 |
Вопрос-предложение. Смысловая антиципация. Выводы |
На основании изложенного задается вопрос-предложение, требующий для ответа смысловой догадки, о чем далее пойдет речь, и какие выводы можно сделать по изложенному материалу. |
10 |
Уточняющие вопросы. Встречные вопросы |
Слушателям предлагается после каждого смыслового фрагмента задавать уточняющие вопросы по изложенной теме или встречные вопросы на догадку: о чём пойдет речь далее. Активность поощряется оценкой. |
11 |
Свободное конспектирование.
- Пересказ |
Предлагается слушателям составлять по ходу изложения конспект в свободной форме. Контроль в виде поочередного пересказа темы с использованием личного конспекта. |
12 |
Конспектирование опорных (ключевых) слов. |
Слушателям предлагается записывать опорные (ключевые) слова сообщения. Один из слушателей может это делать на доске. Контроль зачитывания по очереди опорных слов с подчеркиванием повторяющихся у слушателей слов; объяснение отличия опорных слов от слов контекста. |
13 |
Конспект-рисунок. Ассоциативный рисунок |
Слушателям предлагается зарисовывать возникающие по ходу изложения ассоциации, раскрывающие их понимание сути. Контроль в виде конкурса рисунков, их обсуждение. |
14 |
Активное ассистирование. Усвоение. (Конвейер.) |
Преподаватель начинает чтение материала, затем передает учебник одному из слушателей (можно в случайном порядке), который продолжает чтение. Затем учебник передается другому слушателю и т.д. |
15 |
Активное ассистирование. Закрепление. (Эстафета.) |
Преподаватель начинает пересказ материала, затем передает эстафету пересказа (карандаш, указку и т.п.) одному из слушателей, тот по команде преподавателя (например, хлопок ладонями) следующему слушателю. |
16 |
Активное ассистирование. Контроль. (Бейсбол.) |
Преподаватель задает вопрос и бросает мячик одному из слушателей. Тот отвечает (исчерпывающий ответ - 3 балла, правильный - 1 балл), задает свой вопрос и бросает мяч другому слушатели или преподавателю. Кто первым наберет 10 баллов, тот получает оценку (зачет). |
17 |
Тренировка кратковременной (слуховой) памяти. (Эхо.) |
Преподаватель прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого слушателя повторить последнее предложение без искажений: «Как эхо». |
18 |
Экстрараздражители (звуки или световые сигналы, не связанные с содержанием сообщения). Неожиданные раздражители вызывают ориентировочную реакцию и активизируют внимание |
Главное условие - внезапность: как бы случайно уронить книгу, указку, опрокинуть стул, включить на мгновение магнитофон, радиоприемник, включить или выключить свет, проектор, опустить (поднять) шторы (занавески); громко захлопнуть дверь (окно) и т.п. |
19 |
Тренировка внимания. (Карта острова сокровищ). Неспецифическая активация внимания косвенно помогает удерживать внимание на изложении учебного материала |
Преподаватель предлагает слушателям нарисовать план класса и во время урока отмечать его передвижение по классу: линии - движение, кружки с крестиком внутри - остановки. Там где он будет останавливаться реже всего, спрятано «сокровище» (сувенир, лакомство). Приз получит тот, кто назовет это место и чья карта аккуратнее и подробнее. |
20 |
Тренировка внимания. (Соколиный глаз.) |
Преподаватель предлагает следить во время урока за его жестами. Можно составить список жестов. Один из этих жестов - контрольный. Кто правильно подсчитает, сколько раз использовался этот жест поправление волос, очков, руки за спину получает приз. Преподаватель записывает название контрольного жеста и количество его повторов на листочке и кладёт себе на стол. В конце урока проводится опрос слушателей и выявляется победитель, который награждается призом и титулом «Соколиный глаз». |
21 |
Активация внимания.
(Будильник). Рекомендуется
для вечерних занятий и во
всех случаях, когда в группе
слушателей ощущается
усталость. |
Перед уроком преподаватель пишет числовой ряд на листочке, разбивая время урока на интервалы, кратные 3 минутам, а напротив них пишет в случайном порядке фамилии слушателей. Кидается жребий среди слушателей: кому быть «будильником». «Будильник» получает листочек с временными интервалами и фамилиями. Ему нужно будет следить за часами и по истечении каждого временного интервала громко говорить фразу: «Иванов (Сидоров; Петров), вставай, нас ждут великие дела!». Названный слушатель должен встать и ответить: «Уже стою», - затем вновь сесть на свое место. Преподаватель должен продолжать изложение материала, не обращая внимания на их диалог. |
[5]
ЛИТЕРАТУРА
1. Медведева И. Правила успешного
публичного выступления [электронный
ресурс].- Доступ через http://livelookbetter.com/
2. Российский О.
Почему возникает страх перед публичными
выступлениями? [электронный ресурс].-
Доступ через http://livelookbetter.com/
3. Сyxoвеpшинa Ю. Как удержать внимание
при выступлении? [электронный ресурс].-
Доступ через http://livelookbetter.com/
4. Ошибки начинающих
ораторов. По материалам статьи «Публичные
выступления - 10 ошибок начинающего оратора»
[электронный ресурс].- Доступ через http://livelookbetter.com/
5. Приемы удержания
внимания слушателей [электронный ресурс]http://copy.yandex.net/