Причины нарушений слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:27, доклад

Краткое описание

Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей
Нарушения слуха могут вызываться различными заболеваниями детей. Среди них менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, поражение же среднего уха чаще ведет к частичной потере слуха.

Файлы: 1 файл

Причины нарушений слуха.docx

— 45.80 Кб (Скачать)

Глухие  школьники не могут  передать содержание текста своими словами  и стремятся к  дословному его воспроизведению. По мнению Л.В.Занкова  и Д. М. Маянц, такое  стремление объясняется  не только недостаточным  словарным запасом, но и тем, что слова, используемые глухими  школьниками, являются «инертными», «малоподвижными», застывшими в определенных сочетаниях.

Развитие  словесной памяти глухих детей проходит ряд стадий (И.М.Соловьев). Для первой стадии (I —III классы) характерен распространяющийся тип запоминания, т.е. прирост воспроизводимого материала от повторения к повторению. На этой стадии ребенок  может вообще не понять текст, поэтому каждый его элемент выступает  для него как рядоположный, а текст — как  последовательность элементов. Для второй стадии (IV— VI классы) характерен охватывающий тип запоминания, при котором ребенок  понимает и запоминает общий смысл текста и ключевые его  слова, а в дальнейшем пополняет его  недостающими элементами. Для третьей стадии развития словесной  памяти характерно полное понимание и запоминание  текста (VII — VIII классы).

Таким образом, память глухих детей совершенствуется в ходе формирования словесной речи, в  процессе игровой  и учебной деятельности.

Мышление

Мышление  — это познавательный процесс, характеризующийся  обобщенным и опосредованным отражением действительности. В настоящее время  достаточно четко  охарактеризованы три основные стадии развития детского мышления. Это наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

У глухих детей, которые овладевают словесной речью  гораздо позже  слышащих и на иной сенсорной основе, именно в развитии мышления наблюдается  значительно больше специфических особенностей, чем в развитии других познавательных процессов. Проблема развития мышления у  ранооглохших детей  привлекает внимание философов и психологов давно, так как  анализ своеобразной ситуации развития глухого  ребенка может  позволить лучше  понять роль речи в  процессе развития и  функционирования мышления.

Наглядно-действенное  мышление обязательно  включает в себя внешнее  действие с предметом, при этом ребенок  использует различные  предметы в качестве средств для достижения цели. Роль речи в  данном виде мышления мала. У глухого  ребенка, так же как  у слышащего, при  решении практических задач возникает  необходимость перенести  принцип решения  из одной ситуации в другую, что приводит к формированию соответствующих  наглядно-действенных  обобщений (А. В. Запорожец). Доречевое мышление — инертное, лишенное подвижности. Осмыслив вещь с определенной стороны, ребенок  с большим трудом от этого отказывается, если только внешняя  обстановка не приходит к нему на помощь. Сами же наглядно-действенные  обобщения служат предпосылкой для  осознанного овладения  любым видом речи (жестовой или словесной).

Глухие  дети приобретают  умение решать наглядно-действенные  задачи в более  старшем, чем слышащие, возрасте и более  элементарными способами  действия. Так, по данным Н. В. Яшковой, даже в  младшем школьном возрасте глухие дети стремились прямо  следовать образцу, не овладевали обобщенным способом действия, поэтому для выполнения задания им требовалось  в четыре раза больше времени и в  три раза больше показов, чем слышащим детям.

 
и т.д.................


Информация о работе Причины нарушений слуха