Причины нарушений слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:27, доклад

Краткое описание

Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей
Нарушения слуха могут вызываться различными заболеваниями детей. Среди них менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, поражение же среднего уха чаще ведет к частичной потере слуха.

Файлы: 1 файл

Причины нарушений слуха.docx

— 45.80 Кб (Скачать)

 
?

Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений  слуховой функции  у детей

Нарушения слуха могут вызываться различными заболеваниями  детей. Среди них  менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его  осложнения. Если поражено внутреннее ухо и  стволовая часть  слухового нерва, в большинстве  случаев наступает  глухота, поражение  же среднего уха чаще ведет к частичной  потере слуха.

Нарушения слуха могут возникнуть в результате врожденной деформации слуховых косточек, атрофии  или недоразвития слухового нерва, химических отравлений (например, хинином), родовых  травм (например, деформации головы ребенка при  использовании щипцов). К нарушениям слуха  могут привести механические травмы — ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей (свистков, взрывов и т.п.). Большое значение в возникновении  нарушений слуха  имеют наследственные факторы. В семьях глухих случаи рождения детей с нарушениями  слуха встречаются  значительно чаще, чем в семьях слышащих. Вероятность рождения глухих детей повышается в семьях, где один или оба родителя являются врожденно  глухими, а также  в случае брака  между близкими родственниками, при большой разнице  в возрасте вступивших в брак. Причинами  нарушений слуха  могут быть и такие  заболевания родителей, как алкоголизм, «кессонная болезнь» (у летчиков, водолазов).

Многообразие  проявлений нарушения  слуха обусловливает  необходимость дифференциации, выделения основных групп детей. Психолого-педагогическая классификация детей  с нарушениями  слуха важна для  организации их обучения и воспитания, в  частности — для  определения типа учреждения, в котором  должен обучаться  такой ребенок.

Звуки характеризуются  следующими свойствами: частотой, интенсивностью и продолжительностью звучания.

Сила, или  интенсивность, звука  измеряется в децибелах (дБ). Так, разные звуки, в  том числе звуки  природы, могут иметь  разную интенсивность  звучания. Например, звук:

шелеста листьев составляет 10 дБ;

шепота (около  уха) — 25 — 30 дБ;

речи  средней громкости  — 60 — 70 дБ;

громкой музыки по радио — 80 дБ;

шума  поезда в метро  — 90 дБ;

ударов  молотка по листу  железа — 100 дБ;

работающего авиационного мотора — 120 дБ.

Диапазон  частот разговорной  речи находится в  пределах от 500 до 3500 Гц (колебаний в  секунду). Если нарушение  слуха не позволяет  воспринимать эти  диапазоны частот, то это означает, что восприятие разговорной речи невозможно. Понижение слуха, при котором не воспринимается звук силой 80 дБ и более, означает глухоту.

При тугоухости не воспринимаются звуки  в пределах от 15 до 80 дБ (Л.В.Нейман).

Основой классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи (Р. М. Боскис). В  соответствии с этими  критериями выделяют следующие группы детей.

Глухие (неслышащие). К ним относят  детей со степенью потери слуха, которая  лишает их возможности  естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею.

Среди них выделяют:

рано  оглохших. В эту  группу входят дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. Обычно сохраняются остатки  слуха, позволяющие  воспринимать сильные  резкие звуки;

позднооглохших. Это дети, сохранившие  в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже  была сформирована. Главной задачей  в работе с ними является закрепление  уже имеющихся  речевых навыков, предохранение речи от распада и обучение чтению с губ.

Слабослышащие (тугоухие). Это дети с частичной  слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое  развитие, но с сохранной  способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха. Речь слабослышащего ребенка обычно имеет  ряд существенных недостатков, которые  подлежат коррекции  в процессе обучения:

при легкой степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 3 — 6 м  от уха, разговорная  — на расстоянии 6 — 8 м;

при умеренной  степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 1 — 3 м, разговорная —  на расстоянии 4 — 6 м;

при значительной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии не далее 1 м, разговорная средней  громкости — на расстоянии 2 —4 м;

при тяжелой  степени тугоухости — шепот воспринимается на расстоянии 0,5 м, разговорная  речь — на расстоянии не более чем 2 м.

«Группа слабослышащих детей  также неоднородна. В зависимости  от степени понижения  слуха и от других факторов она весьма разнообразна по уровню речевого развития детей. Для педагогических целей слабослышащие  дети школьного возраста делятся на две  категории:

слабослышащие дети, обладающие развитой речью с небольшими ее недостатками;

слабослышащие дети с глубоким речевым  недоразвитием.

Таким образом, на основе измерения  слуха, с одной  стороны, и исследования речи — с другой, выделяются 4 группы детей с недостатками слуха. На основе этой классификации удалось создать такую сеть школ для детей с недостатками слуха, в которой глухие дети не обучаются с теми детьми, которые могут обучаться более быстрым темпом и которые требуют иных условий обучения.

Из школы  для глухих изъяты все слабослышащие  дети, которые в  начале обучения, в  связи с глубоким недоразвитием речи, напоминаю! своих  глухих сверстников, но, обучаясь отдельно от них, развиваются  значительно быстрее  и очень скоро  теряют сходство. Это  достигается путем  создания особого  типа школы для  слабослышащих и  позднооглохших детей, обеспечивающей дифференцированное их обучение.

Для целей  дифференцированного  обучения эта школа  разделена на два  отделения, где в  разных условиях учатся слабослышащие дети с различным уровнем  речевого развития.

В I отделении  школы для слабослышащих  обучаются дети, обладающие развитой речью, лишь с некоторыми ее недостатками. У них отмечаются неправильности произношения, трудности овладения  грамотным письмом  и некоторые ошибки грамматического  строя речи. Эти  речевые нарушения  мешают им успешно  обучаться в обычной  школе, с учетом этих дефектов они и  обучаются в специальной  школе.

Во II отделении  этой же школы обучаются  дети с глубоко  недоразвитой речью, т.е. именно те дети, которые в начале обучения напоминают глухих. Их речь характеризуется  глубокими отклонениями в виде резко искаженного  произношения, ограниченного  запаса слов, аграмматизма, порой доходящего до полного отсутствия предложения. В результате глубокого речевого недоразвития эти  дети очень ограниченно  понимают обращенную к ним речь и  читаемый текст. Во II отделении школы  для слабослышащих  детей создаются  специальные условия  систематического накопления речевого запаса. Эти  условия в первоначальном периоде обучения в некотором отношении  аналогичны школе  глухих, причем для  слабослышащих создаются  условия максимального  использования остаточного  слуха при помощи звукоусиливающей аппаратуры и, что самое главное, коррекции того речевого запаса, который дети приобретают самостоятельно с помощью слуха.

Позднооглохшие  дети распределяются по отделениям школы  в зависимости  от степени сохранности  их речи...»

(Боскис  Р. М. Учителю  о детях с нарушениями  слуха. — М, 1988. — С. 37.)

Психическое развитие детей с  нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним.

Это —  особый вид дизонтогенеза  — дефицитарное развитие. Первичный дефект, нарушение слуха, ведет к недоразвитию речи — функции, связанной  со слухом наиболее тесно, а также  к замедлению развития ряда других функций, связанных с нарушенным слуховым восприятием  опосредованно. Эти  нарушения развития частных психических  функций тормозят психическое развитие в целом.

Психическое развитие детей с  нарушенным слухом подчиняется  закономерностям, которые  обнаруживаются в  развитии нормально  слышащих детей. Вместе с тем у них  проявляются закономерности, общие для всех типов аномального  развития. Так, при  всех типах нарушений  наблюдается снижение способности к  приему, переработке, хранению и использованию  информации. Заметим, что у детей  с нарушенным слухом снижение некоторых  показателей характерно только для определенного  периода онтогенеза. Например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии, менее точное и длительное хранение наглядного материала (зрительных образов хорошо знакомых детям предметов) отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте (до 10—11 лет). На последующих этапах онтогенеза дети с нарушенным слухом не отстают по этим параметрам от нормально слышащих сверстников.

Следующей закономерностью, наблюдающейся  у всех категорий  аномальных детей, является трудность словесного опосредствования. У  детей с нарушенным слухом эта закономерность может иметь преходящий характер. При адекватных условиях обучения соотношение  непосредственного  и опосредствованного запоминания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользоваться адекватными приемами опосредствованного, осмысленного запоминания  в отношении наглядного и словесного материалов.

Кроме того, для всех типов  аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий. У детей  с нарушениями  слуха эта закономерность имеет свои временные  и структурные  особенности проявления. Однако у данной категории  детей образуются полноценные понятия, т.е. для них может  быть доступен высокий  уровень общения (в  отличие, например, от умственно отсталых детей, которые часто  остаются во власти единичных наглядных  образов).

В психическом  развитии детей с  нарушенным слухом выделяют две (по И.М.Соловьеву) характерные закономерности.

Первая  из них состоит  в том, что из-за поражения слуха  объем внешних  воздействий на глухого  ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение  с окружающими  людьми затруднено, в то время как  необходимым условием успешного психического развития всякого  ребенка является значительное возрастание  количества, разнообразия и сложности внешних  воздействий. Вследствие этого ограничения  психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние  воздействия становятся менее сложными и  разнообразными, формирующаяся  система межфункциональных  взаимодействий изменена. Компоненты психики  у ребенка с  нарушенным слухом развиваются  в иных по сравнению  со слышащими детьми пропорциях: наблюдается  несоразмерность  в развитии наглядно-образного  и словесно-логического  мышления (превалирует  первое); письменная речь в обеих формах — импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) — приобретает  большую роль по сравнению  с устной.

Вторая  закономерность —  отличия в темпе  психического развития у детей с нарушениями  слуха по сравнению  с нормально слышащими  детьми. И. М. Соловьев путь психического развития ребенка с нарушенным слухом представлял  следующим образом: различия в психической  деятельности между  слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного  этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать  и даже уменьшаются. Чем благоприятнее  условия, тем быстрее  и значительнее сближается развитие ребенка  с нарушенным слухом с развитием нормально  слышащего ребенка. Основной смысл сурдопедагогических  мероприятий состоит, таким образом, в  создании новых условий  для психического развития, прежде всего  — в расширении и качественном изменении  доходящих до ребенка  внешних воздействий, в изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равных им по значению.

Особенности развития познавательной сферы у детей  с нарушениями  слуха

Преимущественной  координатой нарушений  развития в данном случае является координата «снизу вверх». Асинхрония проявляется в  разной степени недоразвития одних систем восприятия при сохранности  других. Нарушение  деятельности органов  слуха способствует возникновению явлений  изоляции.

Рассмотрим, как выделенные общие  и специфические  закономерности психического развития детей с  нарушениями слуха  проявляются в  процессе становления  конкретных познавательных процессов.

Внимание

В дошкольном возрасте у детей  с нарушениями  слуха, так же как  у их слышащих сверстников, ведущим видом  внимания является внимание непроизвольное. Оно  вызывается интересными, новыми и необычными для ребенка предметами и явлениями. Устойчивость внимания с возрастом  меняется: если поначалу ребенок не может  заниматься каким-либо делом более 3 мин, то к концу дошкольного  возраста это время  измеряется уже 10—12 мин, а при смене  заданий в конце  данного периода  это уже может  быть 40 мин.

В школьном возрасте происходит становление произвольного  внимания, оно становится сознательным и контролируемым, вырабатываются такие  его свойства, как  устойчивость, распределение, переключаемость.

У детей  с нарушенным слухом гораздо большее  значение, чем в  норме, имеют зрительные раздражители, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей  информации ложится  на зрительный анализатор. Например, восприятие словесной речи посредством  считывания с губ  требует полной сосредоточенности  на лице говорящего человека. Ежесекундная фиксация мимики лица и положения губ  говорящего требует  напряжения внимания, что ведет к  утомлению и потере устойчивости внимания. У глухих детей  отмечаются трудности  переключения внимания, больше времени им требуется на «врабатывание». Это приводит к  снижению скорости выполняемой  деятельности, увеличению количества ошибок.

Информация о работе Причины нарушений слуха