Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 03:26, контрольная работа
Основу современных теорий социального научения заложил открытый Г. Тардом "закон подражания". Затем, уже в начале 40-х годов XX века, интерес к этой проблеме проявили Нил Миллер и Джон Доллард, которые обратили внимание на явление имитации в процессе социального научения. Они высказали предположение, что социализация может быть понята на основе следующих базовых принципов: стимул, вознаграждение, подкрепление. При этом процесс социализации в значительной мере является результатом того, что детское подражание (имитация) получает подкрепление в любом случае, вне зависимости от того, специально подкрепляется поведение ребенка или нет.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Биография А. Бандуры………………………………………………………...5
2. Общая характеристика работы А. Бандуры «Теория социального научения»……………………………………………….…………………….......7
3. Основные положения теории социального научения……………………...10
4. Научение через ответные (предвиденные) последствия……………………………………………….…………………......12
5. Функции ответных последствий……………………..……………………...14
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованных источников………………
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ЖЕНСКИЙ ИНСТИТУТ «ЭНВИЛА»
Кафедра психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине
«Психология активности и поведения»
На тему:
«Предвиденные последствия (Бандура А. «Теория социального научения»)»
Вариант №26
Карнилович Людмилы Анатольевны
студентки 2 курса группы Псз 211-212
специальности психология
факультета психологии
заочной формы обучения
моб. тел. 8029-863-86-26 (МТС)
Минск, 2010г.
План
Введение…………………………………………………………
1. Биография А. Бандуры………………………………………………………..
2. Общая характеристика работы А. Бандуры «Теория социального научения»……………………………………………….……
3. Основные положения теории социального научения……………………...10
4. Научение через ответные (предвиденные) последствия……………………………………………….
5. Функции ответных последствий……………………..…………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
Основу современных теорий социального научения заложил открытый Г. Тардом "закон подражания". Затем, уже в начале 40-х годов XX века, интерес к этой проблеме проявили Нил Миллер и Джон Доллард, которые обратили внимание на явление имитации в процессе социального научения. Они высказали предположение, что социализация может быть понята на основе следующих базовых принципов: стимул, вознаграждение, подкрепление. При этом процесс социализации в значительной мере является результатом того, что детское подражание (имитация) получает подкрепление в любом случае, вне зависимости от того, специально подкрепляется поведение ребенка или нет. Так, например, ребенок может в чем-то подражать более старшим детям или взрослым и тем самым вызывать восхищение среди своих сверстников, получая, таким образом, подкрепление. Подобное подражание Миллер и Доллард посчитали особым случаем инструментального условного рефлекса, иначе говоря, одной из форм обычного инструментального научения.
С этим не согласился Альберт Бандура, который, основываясь на наблюдениях Миллера и Долларда, разработал теорию социального научения. Суть ее в том, что эффект научения может быть получен посредством наблюдения за поведением другого человека. Причем человек, действия или поведение которого наблюдаются (данную фигуру в процессе научения называют социальной моделью), может не ставить специальной цели научить чему-либо наблюдателя или заставить его подражать себе. Просто поведение другого человека – модели или образца для подражания – служит источником значимой информации, которую наблюдатель затем использует, чтобы вести себя точно так же. Кстати, в качестве наблюдателей-имитаторов могут выступать не только дети, но и взрослые, которые также выбирают себе социально значимые модели в качестве образцов поведения.
Главное отличие концепции социального научения от традиционных теорий научения состоит в том, что в социальном научении специальное подкрепление не играет решающей роли, вне зависимости от того, целенаправленно организовано обучение или научение происходит стихийно, случайно. Подкреплением здесь может служить сам процесс имитации или факт удачного подражания. Так что для успешного научения достаточно иметь перед глазами значимую (референтную) социальную модель и мысленно или бессознательно повторять ее действия. Разумеется, взрослые и особенно родители наиболее часто выступают в качестве моделей для детей. [5, с.43-44].
Бандура полагает, что психическое функционирование лучше понимать в терминах непрерывного взаимодействия между факторами поведенческими, когнитивными и средовыми. Это означает, что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия – это взаимозависимые детерминанты, то есть на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды и других обстоятельств, которые возникают в их каждодневных транзакциях. Эта точка зрения крайне отличается от подхода Скиннера, который ограничивает объяснение поведения человека до двухфакторной односторонней модели, в которой внешние события служат единственной причиной поведения. В отличие от Скиннера, который почти всегда рассматривал научение посредством прямого опыта, Бандура делает основной акцент на роли научения через наблюдение в приобретении навыков поведения. Действительно, наиболее отличительной чертой социально-когнитивной теории Бандуры является убеждение в том, что в основном поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров.
Бандура также подчеркивает важность самостоятельных воздействий как причинного фактора во всех аспектах функционирования человека – мотивации, эмоции и действиях. Это наиболее очевидно в его концепции самоэффективности – положения о том, что человек может научиться контролировать события, влияющие на его жизнь. [7]
1
1. Биография Альберта Бандуры
Альберт Бандура (Albert Bandura) родился в маленьком городе в провинции Альберта, Канада, в 1925 году. Сын фермера, поляка по происхождению, он посещал объединенную начальную и среднюю школу, в которой было только 20 учеников и два учителя. Вынужденный заниматься самообразованием, как и его одноклассники, Бандура вспоминает, что фактически каждый выпускник сделал успешную профессиональную карьеру. Летом он ремонтировал автомагистрали на необжитом Юконе. Опубликовано очень мало сведений о его детстве.
После средней школы Бандура посещал Университет провинции Британская Колумбия в Ванкувере, где получил степень бакалавра гуманитарных наук в 1949 году. После этого он продолжал обучение в Университете Айовы, где получил в 1951 году степень магистра гуманитарных наук и в 1952 году – степень доктора философии. Затем он прошел годовую клиническую интернатуру в Консультативном центре Уичиты, штат Канзас, и занял пост на факультете психологии в Стэнфордском университете.
На протяжении своей профессиональной деятельности Бандура активно занимался развитием социально-когнитивного подхода к изучению и пониманию личности. Он опубликовал несколько книг и бесчисленное множество научных статей, сделав огромный вклад в развитие гуманитарных наук. Его ранние книги "Подростковая агрессия" (1959) и "Социальное научение и развитие личности" (1963) были написаны в соавторстве с Ричардом Уолтерсом (Richard Walters), его первым студентом после получения степени доктора философии. Затем он опубликовал "Принципы модификации поведения" (1969), обширный обзор психосоциальных принципов, которые регулируют поведение. В 1969 году Бандура был назван действительным членом Центра углубленного изучения поведенческих наук в Стэнфордском университете. В это время он пишет книгу "Агрессия: анализ с позиции социального научения" (1973) и по собственному желанию работает над изучением субкультуры ежедневных волейбольных игр сотрудников Центра. Он также опубликовал работу под названием "Теория социального научения" (1971), краткое толкование ключевых концепций, которые помогают объяснить поведение. В двух своих недавних книгах "Социальная теория научения" (1977b) и "Социальные основы мышления и поведения" (1986) Бандура дает обзор современных теоретических и экспериментальных достижений, касающихся социально-познавательной модели личности.
Заслуги Бандуры в области развития психологии были высоко оценены. Он был избран президентом Американской психологической ассоциации в 1973 году. В 1980 году он получил награду Американской психологической ассоциации за выдающиеся научные достижения и за "новаторские эксперименты во многих направлениях, включая нравственное развитие, научение через наблюдение, овладение страхом, лечебные стратегии, самоконтроль... процессы самоотношения и когнитивную регуляцию поведения... Его бодрость, сердечность и личный пример вдохновили многих его студентов на активную деятельность".
После почти 40 лет преподавательской и исследовательской деятельности Бандура занял специально для него созданный пост в Стэнфордском университете. Он и его жена Вирджиния получают наслаждение от оперы и симфонической музыки, любимое развлечение в пятницу – посещение одного из прекрасных ресторанов Сан-Франциско. Бандура также любит прогулки в горах Сьерры. [7]
Сегодня Бандура – наиболее известный представитель теоретиков второго поколения концепции социального научения − развил идеи Миллера и Долларда о социальном научении. Он критиковал психоанализ Фрейда и бихевиоризм Скиннера. Восприняв идеи диадического подхода к анализу поведения человека, Бандура основное внимание уделял феномену научения через подражание. По его мнению, многое в поведении человека возникает на основе наблюдения за поведением другого.
В отличие от своих предшественников Бандура считает, что для приобретения новых реакций на основе подражания не обязательно подкрепление действий наблюдателя или действий модели; но подкрепление необходимо для того, чтобы усилить и сохранить поведение, сформированное благодаря подражанию. А. Бандура установил, что процедура визуального научения (то есть тренировка при отсутствии подкрепления или наличии косвенного подкрепления только одной модели) особенно эффективна для усвоения нового социального опыта. Благодаря такой процедуре у испытуемого формируется "бихевиоральное предрасположение" к ранее маловероятным для него реакциям.
Научение посредством наблюдения важно, по мнению Бандуры, потому, что с его помощью можно регулировать и направлять поведение ребенка, предоставляя ему возможность подражать авторитетным образцам.[2]
2. Общая характеристика работы А. Бандуры «Теория социального научения»
Бандура резко критикует психодинамическую теорию, утверждающую, что поведение зависит от целого ряда внутренних процессов (например, влечений, побуждений, потребностей). По его утверждению внутренняя реальность, состоящая из влечений и мотивов, просто не может объяснить явные частоты и силы колебаний поведения в различных ситуациях и у различных людей в разных социальных ролях.
Бандура полагает, что психическое функционирование лучше понимать в терминах непрерывного взаимодействия между факторами поведенческими, когнитивными и средовыми. Это означает, что поведение, личностные аспекты и социальное воздействие – это взаимосвязанные и взаимозависимые детерминанты, т.е. на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании окружающей среды. В этом заложено коренное отличие от бихевиоризма.
С точки зрения Бандуры внутренняя реальность, состоящая из влечений и мотивов, просто не может объяснить поведения человека, особенно предсказать его.
Для Бандуры люди – не автономные системы и не простые механические передатчики, оживающие под влиянием окружения. Они обладают высшими способностями, которые позволяют им предсказать появление событий и создавать средства для осуществления контроля над ними.
Люди не управляются интрапсихическими силами и не реагируют на окружение. Причины функционирования человека нужно понимать как непрерывное взаимодействие поведения, познавательной сферы и окружения.
Открытое поведение |
| Влияние окружения (поощрения, наказания) | ||
|
|
|
|
|
Личностные факторы (вера, ожидание, самовосприятия) |
Скиннер (бихевиоризм) считает внешнее подкрепление обязательным для научения, т.е. делает акцент на подкрепление как на необходимое условие сохранения и модификации поведения.
Бандура признает важность подкрепления, но оно – не единственный способ, при помощи которого сохраняется и приобретается поведение.
Наше поведение регулируется в значительной мере предвиденными последствиями.
В центре социально-когнитивной теории лежит положение о том, что новые формы поведения можно приобрести в отсутствии внешнего подкрепления (т.е. поведение подкрепляется и при отсутствии прямого подкрепления).
Следующая характерная черта социально-когнитивной теории – выдающаяся роль, которая отводится способностям человека к саморегуляции. Устраивая свое непосредственное окружение, обеспечивая когнитивную поддержку и осознавая последствия своих собственных действий, люди способны оказывать влияние на свое поведение.
Наши интеллектуальные способности, например, способность оперировать символами, дают нам мощное средство воздействия на окружение. Используя эту способность, мы можем решить проблему, не обращаясь к действительности, к пробам и ошибкам, т.е. можем предвидеть вероятные последствия наших действий и соответственно изменять наше поведение.
Информация о работе Предвиденные последствия (Бандура А. «Теория социального научения»)