Предотвращение конфликтов в рабочей группе (организации)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:08, реферат

Краткое описание

Не секрет, что современному человеку оказаться в одиночестве очень сложно, привычный уклад жизни изобилует встречами и контактами с другими людьми: родственниками, соседями, коллегами по работе, попутчиками в общественном транспорте и т.д. Такое «сосуществование» предполагает обязательное общение – обычную для нас привычку общественного бытия. Непонимания и конфликты возникают практически во всех видах деятельности, было бы странно, если бы этого не происходило, ведь сталкиваются не просто люди, а их интересы, стремления, мечты. Как заметил американский психолог Б.Вул: «жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим».

Оглавление

Введение.
Предотвращение конфликтов в рабочей группе (организации):
Конфликты в организации;
Классификация конфликтов;
Прогнозирование организационных конфликтов;
Методы профилактики организационных конфликтов:
Выдвижение интегрирующих целей между администрацией и персоналом организации;
Чёткое определение видов связей в организационной структуре управления;
Баланс прав и ответственности при выполнении служебных обязанностей;
Выполнение правил формирования и функционирования временных подразделений;
Выполнение правил делегирования полномочий и ответственности между уровнями управления;
Использование различных форм поощрения.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

деловое общение.doc

— 145.50 Кб (Скачать)
Всероссийский заочный финансово-экономический  институт
Предотвращение  конфликтов в рабочей группе (организации)
Контрольная работа по деловому общению
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2009
 

 

Содержание:

  1. Введение.
  2. Предотвращение конфликтов в рабочей группе (организации):
      1. Конфликты в организации;
      1. Классификация конфликтов;
      2. Прогнозирование организационных конфликтов;
      3. Методы профилактики организационных конфликтов:
        1. Выдвижение интегрирующих целей между администрацией и персоналом организации;
        2. Чёткое определение видов связей в организационной структуре управления;
        3. Баланс прав и ответственности при выполнении служебных обязанностей;
        4. Выполнение правил формирования и функционирования временных подразделений;
        5. Выполнение правил делегирования полномочий и ответственности между уровнями управления;
        6. Использование различных форм поощрения.
  1. Заключение.
  2. Литература.
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

     Не  секрет, что современному человеку оказаться в одиночестве очень  сложно, привычный уклад жизни изобилует встречами и контактами с другими людьми: родственниками, соседями, коллегами по работе, попутчиками в общественном транспорте и т.д. Такое «сосуществование» предполагает обязательное общение – обычную для нас привычку общественного бытия. Непонимания и конфликты возникают практически во всех видах деятельности, было бы странно, если бы этого не происходило, ведь сталкиваются не просто люди, а их интересы, стремления, мечты. Как  заметил американский психолог Б.Вул: «жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим».

     Совместная деятельность на работе тоже подразумевает взаимодействие людей, обмен знаниями и идеями, планирование дальнейших действий. Два наиболее распространённых взаимодействия – это кооперация (согласие) и конкуренция (конфликт): первое способствует организации совместной деятельности, второе чинит определённые препятствия для неё. Кооперативное взаимодействие упорядочивает, комбинирует, суммирует единичные силы участников процесса. Для другого типа взаимодействия – конкуренции – характерны столкновение целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов. В основе любого конфликта лежит ситуация, которая отражает противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу или противоположные цели или средства для их достижения или несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

     Руководителю  любого уровня, включая государственный, сегодня просто необходимы знания о  способах предупреждения и конструктивного  разрешения различных конфликтов. Эти знания помогут ему правильно организовать рабочую обстановку и создать условия для самореализации каждого работника, что в итоге повысит производственную эффективность.

     Предотвращение  конфликтов в рабочей  группе.

     Конфликты в организации. Организация – это основная ячейка в социальной структуре современного общества. Люди, так или иначе, состоят в производственных, финансовых, коммерческих, научных, образовательных, общественных и других организациях. Объединение людей происходит на основе общей цели и сознательной деятельности для её достижения. Сложная система отношений в организации – это плодородная почва для возникновения самых различных конфликтов. Основной задачей руководителя (или менеджера) является формирование эффективного взаимодействия между людьми в организации. При управлении людьми важно уметь предупреждать и разрешать конфликты, которые неизбежно возникают в процессе взаимной деятельности, так как последствия конфликтов (оставшееся чувство обиды, испорченные отношения) могут длиться недели или даже годы и влиять на жизнь организации.

     Как происходит назревание конфликта в  организации? Обычно конфликт проходит последовательно следующие стадии:

  1. У отдельных людей или групп в организации появляются противоположные цели.
  2. Происходит осознание этой противоположности.
  3. Каждая сторона убеждается в том, что другая помешает (или уже помешала) осуществлению этих целей.
  4. Происходят действия, которые действительно создают эту помеху.
  5. Конфликт снимается или разрешается.

     В принципе противостояние можно «погасить» на любой из вышеперечисленных стадий. Например, конфликт могут предотвратить общие интересы и цели находящихся в оппозиции людей, или осознание ими общих корпоративных интересов, или общение при совместной деятельности охладит эмоции и разум воспримет аргументы противоположной стороны.

     Иногда  участники конфликтов становятся «заложниками»  собственных позиций, начинают их придерживаться жёстко и бескомпромиссно, становятся менее уступчивыми. Такое состояние  в психологии называется «феноменом чёрно-белого мышления»: человек не видит компромиссов, вырабатывает жёсткие, порой ошибочные предпочтения. Участники конфликта склонны рассматривать точку зрения оппонентов как абсолютно противоположную их собственной, что не всегда соответствует действительности. В такой ситуации нужна помощь специалиста.

     Классификация конфликтов. В различных литературных источниках конфликты классифицируются по-разному. В зависимости от причин возникновения конфликты делят на три группы: организационные, производственные и межличностные.

     Организационный конфликт. Возникает в коллективе при несогласовании формальных организационных начал и реального поведения членов коллектива. Организация (предприятие) предъявляет каждому работнику целый ряд требований, которые документально зафиксированы (правила, временные распоряжения, должностные инструкции и т.д.) или закреплены межличностными традициями и нормами поведения. Но поведение каждого работника индивидуально, он стремится найти применение своим способностям и удовлетворить свои потребности в общении с другими сотрудниками, занять своё служебное и личное место в коллективе. Конфликт возникает при невыполнении работником вышеперечисленных требований, а также может быть  спровоцирован низким качеством  и противоречивостью самих должностных инструкций, непродуманным распределением должностных обязанностей и т.д.

     Производственный  конфликт. Возникает в результате низкого уровня организации труда и управления. Причинами могут послужить изношенная техника, технологически устаревшее оборудование, не приспособленное для нормальной работы служебное помещение, неинформированность и неквалифицированность управленческого персонала и т.д.

     Межличностный конфликт. Чаще всего возникает в результате антипатий и личной неприязни людей друг к другу из-за несовпадения ценностей, установок, норм поведения и т.п. Он может также развиться на почве разногласий в производственной сфере: деловая основа вполне может перерасти во взаимную неприязнь и даже во вражду. Особенность межличностного конфликта в его ожесточённости и в затяжном, длительном характере.

     Многообразие  всех конфликтов можно сгруппировать, например, и по другим основаниям: по субъектам конфликта, по источникам конфликта, по типу функциональной системы организации.

  Типы  конфликтов Причины конфликтов
По  субъектам конфликта Межличностные конфликты: 
  • по  вертикали (руководитель - подчинённый);
  • по горизонтали (между субъектами одного иерархического уровня).
  • Организационно-технические: распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; различие в целях и т.д.
  • Психологические: индивидуально-психологические особенности; социально-психологические явления (позиция, статус, роль, внутренние установка...)
Межгрупповые  конфликты:
  • между структурными подразделениями;
  • между группами сотрудников одного подразделения, в т.ч. и между микрогруппами;
  • между руководством организации и персоналом;
  • между администрацией и профсоюзами.
 
 
  • Организационно-технические;
  • Неудовлетворительные условия труда;
  • Нарушения трудового законодательства;
  • Нарушение договорных обязательств.
Конфликты типа «личность –  группа»:
  • между руководителем и коллективом организации или структурного подразделения;
 
 

  • между рядовым сотрудником и коллективом  организации или структурного подразделения.
 
  • между лидером  и группой (микрогруппой)
  • Новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе есть свой достойный претендент на эту должность);
  • Стиль управления;
  • Низкая компетентность руководителя;
  • Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и лидеров.
  • Конфликтная личность;
  • Нарушение групповых норм;
  • Неадекватность внутренней установки статусу;
 
  • Низкая  профессиональная подготовка;
  • Применение компромата против лидера;
  • Превышение полномочий лидерства;
  • Изменение группового сознания.
По  источникам конфликта Структурные конфликты

(конфликты между структурными подразделениями (например, между отделом маркетинга и производственными отделами))

 
  • Противоречия  в задачах, которые решают стороны  конфликта.
Инновационные конфликты

(конфликты, связанные  с развитием организации и  её структурными изменениями)

  • Изменение организационной структуры;
  • Ошибки в распределении функций;
  • Нарушение привычных норм, правил и взаимоотношений;
  • Несоответствие квалификации работников нововведениям.
Позиционные конфликты

(конфликты из-за  значимости тех или иных структурных единиц внутри организации)

  • Различия в задачах и целях;
  • Групповой эгоизм;
  • Неадекватность в понимании места и роли той или иной структурной единицы организации.
Ресурсные конфликты

(конфликты, возникающие  в процессе распределения и  использования ресурсов)

  • Ограниченные ресурсы;
  • Нарушение принципа справедливости или целесообразности при распределении ресурсов.
Динамические  конфликты

(конфликты, обусловленные  социально-психологическим развитием  организации)

  • Социально-психологические причины, которые отражают становление  и этапы развития коллективов внутри организации.
По  типу функциональной системы Организационно-технологические  конфликты
  • Несогласование формальных организационных начал;
  • Несбалансированность рабочих мест;
  • Нарушения технологических процессов.
Конфликты в социально-экономической  системе организации
  • Неудовлетворительная заработная плата;
  • Задержка или невыплата заработной платы;
  • Увеличение норм выработки или снижение тарифов в оплате;
  • Несовершенная система стимулирования;
  • Просчёты со стороны руководства организации в финансово-экономической деятельности;
  • Дисбаланс в распределении ресурсов и финансов между подразделениями.
Конфликты в административно-управленческой системе
  • Экономические и организационно-технические причины (перечисленные выше);
  • Невыполнение руководством своих обещаний, нарушение договорных обязательств;
  • Неполная информация о реальном состоянии дел в организации.
Конфликты, связанные с функционированием  неформальной организации
  • Противоречия в системе формальных и неформальных отношений;
  • Столкновение формальных и неформальных интересов;
  • Несовпадение формальных и неформальных методов решения задач.
Конфликты, связанные с функционированием  социально-психологической  системы отношений
  • Нарушение сложившейся системы формальных и неформальных отношений;
  • Нарушение групповых норм;
  • Борьба за лидерство;
  • Столкновение групповых интересов, целей, ценностей.
 

      Прогнозирование организационных конфликтов. Чтобы вовремя прогнозировать и предупреждать конфликты в организации необходимо проводить контроль уровня социальной напряжённости. В социологии конфликта разработана методика оценки конфликтности организации с помощью выявления интегрального показателя социальной напряжённости по формуле:

     

     где  К – коэффициент социальной напряжённости;

      Р – количество факторов, вызывающих неудовлетворённость более чем у половины опрошенных;

      х12+…+хn – факторы неудовлетворённости (заработной платой, условиями труда, стилем управления и т.д.)

     Оценить конфликтность в организации  помогает шкала:

  • К ˂ 20%  - удовлетворительное состояние отношений;
  • 20% ≤ К ˂ 40% - неустойчивое состояние отношений;
  • 40% ˂ К ≤ 70% - предкризисное состояние отношений;
  • К > 70% - кризисное состояние отношений.

     Признаки  социальной напряжённости можно выявить также с помощью обычного наблюдения. Конфликт назревает, если:

  • образуются стихийные минисобрания (или беседы нескольких человек);
  • увеличивается число неявок на работу;
  • снижается производительность труда;
  • увеличивается число локальных конфликтов;
  • начинаются массовые увольнения по собственному желанию;
  • распространяются слухи;
  • коллективно не выполняются указания руководства;
  • образуются стихийные митинги и забастовки;
  • растёт эмоциональная напряжённость.

     Методы  профилактики организационных  конфликтов. Выявление и предупреждение конфликтов в организации должно быть в постоянном поле зрения администрации. Особенно важной становится в этом отношении деятельность служб управления персоналом и подразделений, отвечающих за формирование систем управления, разработку мотивационной политики и методов организации труда, так как правильная организация системы управления сама по себе может рассматриваться как методы профилактики конфликтов. К таким методам можно отнести:

Информация о работе Предотвращение конфликтов в рабочей группе (организации)