Предметы и задачи психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:16, реферат

Краткое описание

В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития.

Файлы: 1 файл

Предметы и задачи психологии.docx

— 64.24 Кб (Скачать)

Психология, как мы уже  говорили,  —  очень  молодая  наука.  Поэтому, возможно, она еще  не нашла своего подлинного предмета, и его  обнаружение  — задача  психологии  XXI  века.  Не  будем  забывать,  что   психология   как фундаментальная наука должна внести свой решающий вклад  в  знание  о  мире. Без психологии невозможно создание научной картины мира. Юнг  отмечал:  «Мир психических  явлений  есть  лишь  часть  мира  в  целом,  и  кое-кому  может показаться, что как раз в силу своей  частности он более познаваем, чем  весь мир целиком. Однако при этом не принимается во внимание, что  душа  является единственным непосредственным явлением мира, а следовательно, и необходимым

условием всего мирового опыта». [2, 15]

 

Задачи структура и  методы современной психологии

 

В настоящее время наблюдается  бурное развитие  психологической  науки, обусловленное многообразием  теоретических  и  практических  задач,  встающих перед  нею.  Основной   задачей   психологии   является   изучение   законов психической  деятельности в ее  развитии.  В  течение  последних  десятилетий  значительно расширился фронт психологических  исследований,  появились  новые  научные   направления   и   дисциплины.   Изменился    понятийный    аппарат психологической  науки, непрерывно появляются  новые  гипотезы  и  концепции, психология обогащается новыми эмпирическими  данными.  Б.Ф.  Ломов  в  книге «Методологические  и  теоретические   проблемы   психологии»,   характеризуя современное  состояние  науки,  отмечает,  что  в  настоящее  время   «резко возрастает  потребность  в  дальнейшей   (и   более   глубокой)   разработке

методологических проблем  психологической науки и ее общей  теории».  [6,  38] Область явлений, изучаемых психологией, огромна.  Она  охватывает  процессы, состояния  и  свойства  человека,  имеющие  разную  степень  сложности  —  от элементарного различения отдельных  признаков  объекта,  воздействующего  на органы чувств,  до  борьбы  мотивов  личности.  Одни  из  этих  явлений  уже достаточно хорошо  изучены,  а  описание  других  сводится  лишь  к  простой  фиксации наблюдений. Многие считают,  и  это  следует  особо  отметить,  что обобщенное и абстрактное  описание изучаемых явлений и  их связей — это уже  и есть  теория.  Однако  этим  теоретическая  работа  не  исчерпывается,   она включает  также  сопоставление  и  интеграцию   накапливаемых   знаний,   их систематизацию и  многое другое.  Ее  конечная  цель  состоит  в  том,  чтобы раскрыть  сущность   изучаемых   явлений.   В   этой   связи   и   возникают методологические проблемы.  Если  теоретическое  исследование  опирается  на нечеткую методологическую  (философскую)  позицию,  то  возникает  опасность подмены теоретического знания эмпирическим.

В познании сущности психических  явлений  важнейшая  роль  принадлежит  категориям диалектического материализма. Б.Ф. Ломов в уже  упомянутой  книге выделил  базовые  категории  психологической  науки,  показал  их  системную взаимосвязь, всеобщность  каждой из них и, в то  же  время,  несводимость  их друг к другу. Им  были  выделены  следующие  базовые  категории  психологии: категория  отражения, категория деятельности, категория  личности,  категория  общения, — а также понятия, которые  по уровню всеобщности  можно  приравнять к категориям,  —  это  понятия  «социальное»  и  «биологическое».  Выявление объективных связей социальных  и  природных  свойств  человека,  соотношения биологических и  социальных детерминант в его  развитии представляет  одну  из труднейших задач науки.

Как известно,  прежние  десятилетия  психология  была  преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время  ее  роль  в общественной  жизни  существенно  изменилась.  Она  все   более   становится областью  особой  профессиональной  практической  деятельности   в   системе  образования,  в  промышленности,   государственном   управлении,   медицине, культуре,  спорте  и  т.д.  Включение  психологической   науки   в   решение практических задач  существенно  изменяет  и  условия  развития  ее  теории.

Задачи, решение которых  требует психологической компетентности, возникают  в той или иной форме  во всех сферах жизни общества,  определяясь  возрастающей ролью так называемого человеческого фактора.  Под «человеческим фактором» понимается  широкий круг   социально-психологических,   психологических   и психофизиологических свойств, которыми обладают  люди  и  которые,  так  или иначе, проявляются в их конкретной деятельности.

Современная психология —  интенсивно развивающаяся область

человеческого знания, тесно  взаимодействующая с другими науками. Поэтому, как и любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты, что часто приводит к возникновению новых отраслей психологии. Общим для всех отраслей психологии является сохранение предмета: все они изучают факты, закономерности и механизмы психики (в тех или иных условиях, в той или иной деятельности, на том или ином уровне развития и т.д.).

Современная психология представляет собой не  единую  науку,  а  целый комплекс научных дисциплин,  многие  из  которых  претендуют  на  то,  чтобы считаться самостоятельными науками.  Различные  авторы  насчитывают  до  ста отраслей психологии. Эти  научные  дисциплины  находятся  на  разных  стадиях развития, связаны с различными сферами  человеческой практики.

Ядром  современной  психологии  является  общая  психология,   которая изучает  наиболее  общие  законы,  закономерности   и   механизмы   психики. Важнейшей  психологической дисциплиной стала  история  психологии,  в  центре внимания  которой   —   исторический   процесс   формирования   и   развития психологического знания.

Многочисленные отрасли  психологии выделяются по различным  основаниям.

Традиционно для классификации  используются следующие основания:

1)  конкретная  деятельность  (психология  труда,   медицинская,педагогическая     психология,     психология      искусства, психология спорта и т.п.);

2) развитие   (психология  животных,  сравнительная  психология,психология развития, детская психология и т.п.);

3)  социальность,  отношения   человека  к  обществу  (социальная  психология,   психология   личности,    психология    группы,психология класса, этнопсихология и т.д.). [4, 38]

Важным является выделение  отраслей «по  цели  деятельности  (получение или применение  нового  знания):  фундаментальные  и  прикладные  науки;  по предмету исследования: психология развития, творчества, личности и  т.д.  На основе связей психологии с другими  науками можно  выделить  психофизиологию, нейропсихологию,  математическую  психологию.  Развитие  сложных   отношений психологии с различными  сферами  практики  наблюдается  в  организационной, инженерной психологии, психологии спорта, педагогической психологии и т.д.»

В последние годы в нашей  стране  интенсивно  развивается  практическая психология. Можно согласиться  с мнением В.Н. Дружинина,  который  указывает, что  «практическая   психология   отчасти   остается   искусством,   отчасти базируется  на  прикладной  психологии   как   системе   знаний   и   научно обоснованных методов решения  практических  задач».  Однако  есть  основания полагать, что наметилась тенденция  к  становлению  практической  психологии как особого вида психологической науки. Специфика практической психологии  в том,  что  она  не  предметна,  а  объектна.  Она больше  ориентирована на целостную характеристику личности, в большей степени использует  описания  и типологии. [6, 41]

В   настоящее   время   не   существует   законченной    классификации психологических  отраслей.  Психология  -  наука  молодая,   находящаяся   в  процессе интенсивного развития, поэтому  в  ней  постоянно  возникают  новые области, что приводит к  появлению новых отраслей.

Современная психология использует различные методы.

Слово «метод»  (в  переводе  с  греческого  —  путь  исследования  или познания, теория, учение) означает способ построения и обоснования  научного знания,  а  также  совокупность   приемов   и   операций   практического   и теоретического освоения действительности.  Применительно  к  психологии  под методом  подразумевают способы  получения  фактов  о  психике  и способы их интерпретации.

Современная психология использует развернутую систему методов, которые  могут  классифицироваться  различным  образом  в  зависимости  от  выбранных оснований.  Классик  отечественной  психологии   Рубинштейн   отмечал,   что «методы,  то  есть  пути  познания,  —  это  способы,  посредством   которых  познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не  один, а целую систему  частных  методов,  или  методик.  Под  методом  науки  —  в единственном числе — можно разуметь систему  ее методов в их  единстве»   [6,43]

Первоначально  (при  выделении  в  самостоятельную  науку)  психология исходила из того, что  самонаблюдение  в  состоянии  дать  истинное,  причем непосредственное, знание о  психической жизни. Психология  сознания  исходила из субъективного  метода.  Метод  научной  психологии,  таким  образом,  был эмпирическим,  субъективным  и  непосредственным.  Важно  подчеркнуть,   что самонаблюдение рассматривалось  как непосредственный метод получения  фактов.

Задача  науки  мыслилась  Вундтом  как  логическое  упорядочивание   фактов. Никаких теоретических методов  не  предусматривалось.  Хорошо  известно,  что интроспективная  психология, сознания столкнулась с  большими трудностями.

Реакцией на  неразрешимые  проблемы  традиционной  психологии  явилось появление  психологии  поведения  (объективной  психологии).   Первоначально предполагалось, что  новая трактовка предмета психологии — как «поведения»  — снимает  все проблемы. Объективный метод  в форме наблюдения или  эксперимента позволял,  как  полагали  представители  этого  направления  в   психологии, получать непосредственное знание о  предмете  науки.  Метод,  таким  образом, рассматривался как эмпирический, объективный и непосредственный.

Дальнейшее  развитие   психологической   науки   (в   первую   очередь исследования  Фрейда) показало, что метод исследования  в  психологии  может быть только косвенным, опосредствованным:  бессознательное  может  изучаться по его проявлениям  в  сознании  и  поведении;  само  поведение  предполагает наличие  гипотетических «промежуточных переменных»,  опосредствующих  реакции испытуемого  на ситуацию.

Вот как характеризует  положение вещей  бывший  Президент  Американской психологической  ассоциации  (1960)  Дональд  Хебб:  «Психика  и   сознание, ощущения и восприятия, чувства и эмоции являются промежуточными  переменными или конструктами  и,  в сущности  говоря,  составляют   часть   психологии поведения». [2, 21]

В отечественной психологии, где в качестве методологического  принципа был предложен принцип  единства сознания и деятельности  (С.Л.  .Рубинштейн), также   разрабатывалось   представление   об   опосредствованном   характере психологии методов.

В самом общем виде метод  объективного опосредствованного  исследованиязаключается в следующем:

1)  фиксируются  условия,  в  которых  происходит психическое  явление;

2)  фиксируются  объективные   проявления  психического явления  в поведении;

3) там, где это возможно, получаются данные  самоотчета испытуемого;

4)  на  основе  сопоставления   данных,  полученных  на  первом,

втором   и   третьем   этапах,   делается   опосредствованное    заключение, предпринимается попытка «реконструкции» реального психического явления.

В последние годы этот метод  подвергается критике. Психика другого  при таком подходе   рассматривается   как   объект.   Некоторые   исследователи

настаивают  на  том,  что  в  психологии  должен  использоваться  субъектный подход, который в большей степени  учитывает  то,  что  исследуемый  обладает сознанием и может менять стратегию своего поведения по ходу исследования.

Современная  психология  располагает  большим   арсеналом   конкретных методов (наблюдение,  эксперимент,  анкетирование, беседа,  интервью,  тест, опросник, анализ продуктов  деятельности  и  т.д.)  и  специальных  методик, предназначенных для изучения определенных психических явлений.

Предложено несколько  классификаций психологических  методов.  Наиболее разработанными являются классификации Б.Г. Ананьева и В.Н. Дружинина.Ананьевым выделяются следующие группы методов:

1) организационные (сравнительный,  комплексный);

2)     эмпирические      (обсервационный,экспериментальный,

психодиагностический,  биографический);

3) обработки данных (количественный и качественный);

4)   интерпретационные   (различные   варианты   генетического    и структурного).

Классификация  позволила  представить  систему   методов,  отвечающую требованиям современной  психологии.

Альтернативную  классификацию  методов  предложил  В.Н.  Дружинин.  Он выделил три класса методов:

1) эмпирические, при которых  осуществляется  внешнее  реальное

взаимодействие субъекта и объекта исследования;

2)  теоретические,  при которых субъект взаимодействует   с

мысленной моделью объекта (предметом исследования);

3) интерпретации и описания,  при   которых  субъект   «внешне»

взаимодействует  со  знаковосимволическими  представлениями объекта.

Особого внимания  заслуживают  теоретические  методы психологического исследования:

1) дедуктивный (аксиоматического  и гипотетико-дедуктивного),  иначе   —метод восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному;

2) индуктивный — метод  обобщения фактов,  восхождения   от  частного  к общему;

Информация о работе Предметы и задачи психологии