Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:41, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является изучение различных подходов в управлении качеством школьного образования и выявление наиболее эффективных из них.
Исходя из цели в курсовой работе будут решаться следующие задачи:
Изучение литературы по данному вопросу
Рассмотрение основных методов оценивания качества школьного образования
Определение основных проблем качества школьного образования и путей их преодоления.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава1. Теоретический обзор литературы по проблеме качества образования
Процедура проектирования качества образования……………………6
Критерии качества внешней эффективности образования ………..…7
Критерии качества внутренней эффективности образования …….…9
Перспективы решения …………………………………………………11
Глава 2. Практическое исследование определения качества образования
2.1. Характеристика экспериментальной базы…………………………..15
2.2. Практическое исследование определение качества образования учащихся 7-х классов…………………………………………………………16
Заключение ……………………………………………………………………23
Библиографический список ………………
Ориентация
на качественное образование побуждают
руководителей принимать
При исследовании были использованы следующие методы:
Первый
блок характеристик описывает
Таблица № 1
|
То, мы видим, что все эти факторы в разной степени присутствуют в работе педагогического коллектива гимназии, но их необходимо учитывать для перевода образовательного учреждения из режима функционирования, в режим развития, тем самым, обеспечивая качество образования.
К
важнейшим показателям, характеризующим
качество образования, мы отнесли уровень
успеваемости учащихся. Мы взяли средний
оценочный балл за I триместр учащихся
7-х классов.
Таблица № 2
Средний оценочный балл по основным предметам | |||||||||||
Рус.
яз. |
Литер | Алгебр | Геометрия | Истор. | Биол. | Физика | Ин.яз. | Информат | Географ | Труд | |
7-А | 4,8 | 4,9 | 4,4 | 4,3 | 4,8 | 4,7 | 3,9 | 4,6 | 4,7 | 4,0 | 4,7 |
7-Б | 4,1 | 4,2 | 4,5 | 4,4 | 4,3 | 4,2 | 4,0 | 4,8 | 4,6 | 3,9 | 4,8 |
7-В | 3,9 | 4,3 | 4,8 | 4,7 | 4,5 | 4,3 | 4,7 | 4,4 | 4,4 | 3,8 | 4,9 |
7-Г | 3,8 | 4,4 | 4,5 | 3,9 | 4,6 | 4,8 | 4,4 | 4,5 | 4,6 | 3,7 | 4,9 |
7-Д | 4,0 | 4,5 | 4,2 | 4,2 | 4,4 | 4,5 | 4,3 | 4,3 | 4,8 | 4,4 | 4,8 |
Из таблицы и графика видно, что в целом успеваемость учащихся 7-х классов гимназии находится на одинаковом уровне. Однако следует отметить, что классы с углубленным изучением определенного предмета показывают более высокий результат именно по этому предмету, по сравнению с другими классами. Так в гуманитарном классе (7-А) показатели по русскому и литературе выше, чем в других классах, филологический класс (7-Б) показывает более высокие результаты по иностранному языку, математический класс (7-В) более успешен в точных предметах – алгебра, геометрия, физика. Экологический класс (7-Г) показывает высокие знания по биологии, а экономический (7-Д) по географии.
Следующим этапом нашего исследования стал анкетный опрос среди учащихся, классных руководителей и родителей, с целью выявить степень осведомленности между участниками образовательного процесса.
Анкеты заполнили учащиеся (60 человек), 12 преподавателей и 39 родителей .
Анкеты, заполненные учащимися, дали нам представление о личностных потребностях, запросах в области образования; самооценки; взаимоотношений в семье и т.п.
Анкеты, заполненные родителями, дали нам представление о социальном положении семьи, степени осведомленности учебной жизни ребенка, запросы в области образования и т.п.
Анкеты,
заполненные классными
Таблица № 3
Степень осведомленности | Учащиеся | Родители | Педагоги |
Средняя | Высокая | Высокая |
Данные исследования показали, что степень осведомленности между участниками образовательного процесса в гимназии – высокая. То есть, родители принимают активное участие в школьной жизни детей, адекватно оценивают личностные качества и возможности детей. классные руководители информированы о семейной ситуации, активно сотрудничают с родителями. Однако сами учащиеся не в полной степени используют свои возможности, чаще всего этому мешают неуверенность в собственных силах и знаниях, а также недостаток в личностном общении со взрослыми.
В настоящее время в связи с повышением уровня требовательности к качеству образования, требования к педагогам возросли. Свойства личности, которыми, как нам кажется, должны обладать учителя, условно можно разделить на три группы.
Таблица № 4
Наименование группы | Свойства личности | Значение в работе |
1. Интеллектуально-личностные свойства | Понятийное мышление, умение обобщать, различать, классифицировать. Склонность к продуманному риску. | Умение сформулировать проблему, вопросы, выделить главное умение и опыт прогнозирования событий, динамики |
2. Эмоционально-волевые свойства | Позитивный настрой к окружающим, контактность и гибкость. Способность привлекать к себе людей. | Умение устанавливать, поддерживать и регулировать социальные контакты. |
3. Социально- групповые качества | Достижение поставленных задач, мировоззренческая убежденность, ответственность | Умение распорядиться властью и ответственностью, авторская концепция управления, решения проблем. |
В процессе данного исследования педагогам гимназии была предоставлена методика, позволяющая проанализировать свои возможности и личные ограничения в педагогической деятельности. Были получены следующие результаты (по десятибалльной системе) .
Таблица № 5
Педагоги - предметники | ||||||||
Личностные
свойства |
Русский язык | Матем | Истор. | Биол. | Физика | Ин.яз. | Информат | Географ |
Умение обучать | 10 | 10 | 10 | 9 | 9 | 10 | 9 | 9 |
Умение влиять на окружающих, | 9 | 9 | 9 | 8 | 8 | 8 | 10 | 10 |
Умение наладить групповую работу | 10 | 10 | 9 | 9 | 8 | 10 | 9 | 7 |
Творческий подход | 5 | 6 | 6 | 7 | 6 | 8 | 9 | 4 |
Способность управлять собой | 7 | 8 | 5 | 8 | 7 | 9 | 10 | 4 |
Способность руководить | 8 | 8 | 7 | 7 | 6 | 9 | 9 | 5 |
Это субъективный взгляд педагогов на свою деятельность, но тем не менее, он говорит о многом. У данных специалистов развиты очень важные качества для преподавания. Однако, недостаток творческого начала мешает достижению намеченных целей. Хотя причиной этому может быть и недостаток финансирования и скудная материальная база для внедрения новых идей в образовательный процесс.
На наш взгляд более важна экспертная оценка, сделанная педагогическим коллективом. В исследовании принимало участие 13 педагогов. 92% опрошенных считают, что учителя, работающие с параллелью 7-х классов слишком требовательны к детям, 85% отмечают трудолюбие, 62% считают, что педагоги пропагандируют и внедряют достижения педагогической работы и передового опыта, 46% считают, что педагоги не обладает выдержанностью. Сравнительные результаты можно представить в следующей таблице:
Таблица № 6
Способности | Субъективное мнение | Объективное мнение |
Умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческой деятельности | Развито | Развито |
Творческий подход, пропаганда и внедрение достижений педагогической работы и передового опыта | Не развит | развит |
Способность управлять собой | Не развита | Не развита |
Умение обучать | Развит | Развито |
Как
видно, мнение совпадают, за исключением:
педагоги не работающие с учащимися 7-х
классов считают, что творческий потенциал
не используется в полной мере. Возможно
такое противоречие возникает из-за того,
что другими преподавателями не учитываются
психологические особенности детей подросткового
возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Традиционная российская система образования тщательно отработана дидактически и методически и эффективна в организационном отношении. Ибо главная ее задача состояла в формировании человека, владеющего основами фундаментальных наук, нормами литературного языка, обладающего общественно-научными знаниями и эрудицией, развитого интеллектуально, нравственно и эстетически. Знания, умения и навыки были достаточными, чтобы выпускник средней школы мог продолжить образование в высшей школе. Несмотря на многочисленные попытки приблизить школьное образование к «практической жизни», эти принципы, разработанные еще в дореволюционной российской школе, оказывались преобладающими и на деле гораздо более жизненными, чем любые образовательные новации практического характера. Давая своим выпускникам «аттестат зрелости» и ориентируя их на дальнейшее образование, традиционная российская педагогическая система предоставляла им не только надежные предметные знания, но и умение учиться, формируя при этом мощную познавательную эмоцию, основанную на интересе к науке, отечественной и мировой культуре, но также высокий уровень нравственности, который возможен только там, где общественные ценности, гражданское самосознание преобладают над индивидуальными прагматическими интересами.
Информация о работе Практическое исследование определения качества образования