Практическое исследование определения качества образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной курсовой работы является изучение различных подходов в управлении качеством школьного образования и выявление наиболее эффективных из них.
Исходя из цели в курсовой работе будут решаться следующие задачи:
Изучение литературы по данному вопросу
Рассмотрение основных методов оценивания качества школьного образования
Определение основных проблем качества школьного образования и путей их преодоления.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава1. Теоретический обзор литературы по проблеме качества образования
Процедура проектирования качества образования……………………6
Критерии качества внешней эффективности образования ………..…7
Критерии качества внутренней эффективности образования …….…9
Перспективы решения …………………………………………………11
Глава 2. Практическое исследование определения качества образования
2.1. Характеристика экспериментальной базы…………………………..15
2.2. Практическое исследование определение качества образования учащихся 7-х классов…………………………………………………………16
Заключение ……………………………………………………………………23
Библиографический список ………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 163.00 Кб (Скачать)
 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ  

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования  

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ имени 

П. А. СТОЛЫПИНА»

филиал  в г. Тольятти 

РЕЦЕНЗИЯ 

На курсовую работу 

  1. Студента  Коломеец Натальи Алексеевны

    II курса,  УП-07 группы, заочной формы обучения

    Специальности 080505.65

  1. По дисциплине «Психология и педагогика»
  2. Тема курсовой работы « Определение качества образования»
  3. Положительные  качества  курсовой работы

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Недостатки курсовой работы, включая стиль и грамотность написания, соответствие  стандарту ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Оценка курсовой работы _____________________________________

    «____» ____________ 2009 г.                               ___________________

    __________________________________________________________ 
     
     
     

Содержание. 
 

Введение ……………………………………………………………………… 3

Глава1. Теоретический обзор литературы по проблеме качества образования

    1. Процедура проектирования качества образования……………………6
    1. Критерии  качества внешней эффективности  образования ………..…7
    2. Критерии качества внутренней эффективности образования …….…9
    3. Перспективы решения …………………………………………………11

Глава 2.  Практическое исследование определения качества образования

2.1.    Характеристика  экспериментальной  базы…………………………..15

2.2.  Практическое исследование определение качества образования учащихся 7-х классов…………………………………………………………16

Заключение ……………………………………………………………………23

Библиографический список ………………………………………………….25

Приложения …………………………………………………………………..27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Современный человек живет и действует  в условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий для принятия правильных решений в различных жизненных и рабочих ситуациях. Усложнившиеся социально-экономические процессы, уплотнившиеся информационные потоки, явный недостаток времени на их осмысление, возросшие конкурентность и агрессивность — все это обусловливает довольно высокие требования к выпускникам образовательных учреждений. Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к складывающимся жизненным реалиям (экономическим, социальным, культурным, демографическим, и т.д.).

    В ближайшее десятилетие качество образования становится ключевой проблемой  российского и мирового образования.

    И дело здесь не только в многочисленных указаниях профессионалов на приоритетность проблемы качества, но, прежде всего, в беспрецедентности сложившейся ситуации.

    Тема  управления качеством школьного  образования является наиболее актуальной так как образовательная политика России на рубеже 21 века, смены цивилизаций должна исходить из 2-х задач: интеграция России в мировое сообщество, что требует нового человека, владеющего новыми парадигмами мышления; сохранение национальной независимости, что требует соблюдения национальных интересов не только в экономике, политике, обороне, но и в системе образования. Двуединый подход к формированию образовательной политики России на рубеже веков должен опираться на новую философию и методологию образования, на новые образовательные парадигмы и принципы. Новая методология образования и новые модели школы будущего создаются сегодня в процессе взаимодействия традиций и инноваций. Инновационные процессы должны стать ведущими в формировании образовательных систем школ и района в целом. Инновационные процессы в управлении развитием образовательной системы – это главное условие адекватного задачам времени преобразования школы как социально-педагогического института государства.

    В широком смысле эффективность системы  образования определяется степенью достижения поставленных перед ней  целей. Критерии оценки того, в какой мере школа выполняет свои функции, в свою очередь задаются требованиями экономики, поскольку большая часть прироста современного производства должна осуществляться за счет эффективного использования трудовых ресурсов, повышения их качественных характеристик (образования, квалификации, мастерства). 

    Основной  целью данной курсовой работы является изучение различных подходов в управлении качеством школьного образования и выявление наиболее эффективных из них.

    Исходя  из цели в курсовой работе будут решаться следующие задачи:

    1. Изучение литературы по данному вопросу
    2. Рассмотрение основных методов оценивания  качества школьного образования
    3. Определение основных проблем качества школьного образования и путей их преодоления.

Глава1. Теоретический обзор литературы по проблеме качества образования

    1. Процедура проектирования качества образования
 

    Проектирование  призвано придать определенность и  направленность деятельности участников образовательного процесса. В условиях стандартизации образования проектирование может идти в русле создания модели выпускника школы. Структура такой модели соответствует структуре понятия "образование" и имеет три основные направления: обучение, воспитание и развитие.

    В каждом из стандартов выявляются параметры, по которым следует судить об эффективности педагогических процессов, в их рамках намечаются критерии результативности, а уже для каждого критерия устанавливаются показатели, которые можно зафиксировать количественно по выбранной шкале . (10)

    Стандарты обучения создаются отдельно для каждой образовательной области и включают в себя федеральный, региональный и школьный компоненты. В них раскрывается содержание образования по данному предмету, выделяются параметры, по которым оценивается качество обученности, даются критерии и показатели количественной оценки. Кроме того, приводятся измерители для каждого параметра в виде тестовых, контрольных, проверочных, практических и других работ. Процесс создания стандарта обучения очень трудоемкий и требует многократной проверки на практике правильности выбора параметров оценки качества обученности.

    Стандарты воспитания и развития представлены в виде перечня компетенций, овладение  которыми желательно в данный возрастной период. Каждой компетенции поставлен  в соответствие количественный показатель, указывающий на степень овладения компетенцией.

    При оценке количественных показателей  качества образования можно руководствоваться "Теорией регулирования социальных систем" И.И. Шмарцгауэра. Социальная система считается оптимально развивающейся, если ее социометрические показатели не ниже 75 %, допустимыми являются показатели от 66 % до 75 %, низкими - от 51 % до 65 %, ниже 50 % - система находится в критической ситуации. Следовательно, количественные показатели качества образования должны соответствовать этим нормам.

    Таким образом, проектирование качества образования  представляет собой процесс разработки образовательных стандартов и определение  количественных показателей, достижение которых будет соответствовать  оптимальности развития образовательного учреждения. (7) 

    1. Критерии  качества внешней  эффективности образования 

    Поиск путей и механизмов повышения  внешней эффективности образования  идет в нескольких взаимосвязанных  направлениях:

    1. Рационализации системы образования  на основе развития и использования некоторых положений общей теории управления (системы "планирования - программирования - бюджетирования" (ППБ).

    Совершенствование управления процессом подготовки кадров рассматривается в качестве одного из главных путей более эффективного использования материальных и человеческих ресурсов. Наиболее активно идет разработка новых форм организации и методов управления на основе принципов системы ППБ в США, где при Орегонском университете создан специальный научно-исследовательский центр. Система ППБ имеет целью на основе соотнесения затрат, ассигнованных на реализацию программ, и степени достижения установленных целей определить их эффективность.

    Предпринимаются и другие попытки разработать  систему специфических показателей  для количественной оценки внешней эффективности дидактических систем, а также, конкретные механизмы и инструменты для измерения качественных результатов образования с тем, чтобы вывести обобщенный индекс с учетом изменившихся целей обучения и новых критериев ее эффективности. Такая система показателей была, в частности, применена английскими учеными М. Вудхоллом и М. Блаугом при осуществлении исследовательской программы по оценке внешней эффективности вложений в среднее образование Англии. В США с начала 70-х гг. предпринимаются попытки разработать по аналогии с индексом потребительских цен обобщающий индекс продукции сферы образования, который бы позволил оценить систему национального образования в целом.

    2. Отчетности (accountability). Согласно основополагающему принципу концепции отчетности, школа рассматривается как предприятие и в целях повышения эффективности ее работы от нее требуется отчетность за каждый истраченный доллар в соответствии с поставленными перед ней задачами. Внедрение отчетности в сферу образования отражает, с одной стороны, объективную тенденцию к усилению роли государства и централизации руководства, необходимость регулирования, планирования и контроля в масштабах страны, с другой - стремление любой ценой снизить издержки образования. В то же время в США, ФРГ и других странах существует целое направление, представители которого считают, что принципы отчетности не могут служить научным подходом к решению проблемы эффективности образования прежде всего в силу того, что они преследуют главным образом дисциплинарные цели, предполагающие установление жестких норм контроля за деятельностью школы без обеспечения ее необходимыми условиями и правами. (17)

    3. Диверсификации высшего образования.  Разрабатываются проекты модернизации  системы образования с учетом современных потребностей рынка труда. В частности, создание в ряде стран в рамках системы высшего так называемых институтов сокращенного обучения - различного ряда второразрядных учебных заведений или отделений, резко отличающихся по социальному составу студентов, характеру и конечным целям образования. Такие институты позволяют увеличить число учащихся - выходцев из низших слоев общества и одновременно обеспечить потребность производства в кадрах различной квалификации. (3)

    4. Создании новой "технологии обучения", направленного на активное использование дистанционных форм обучения с использованием компьютеров, связи через интернет и других технических средств. Так называемая технологическая эффективность рассматривается в качестве важнейшего инструмента общего повышения эффективности деятельности школы. (15) 

    1. Критерии  качества внутренней эффективности образования 

    По  мнению наиболее известного представителя  концепции "конкретных целей" Р. Ганье, в школьной политике и практической деятельности школы конкретные цели обучения могут быть использованы:

    1. Работниками органов образования,  разрабатывающими учебные программы,  для определения конкретных задач  отдельных курсов.

    2. Учителями и методистами при  отборе учебного материала и  пособий для курсов.

Информация о работе Практическое исследование определения качества образования