Понятие виды, функции конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение сущности конфликта, и доказать необходимость их разрешения в деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
- определить сущность и виды конфликтов;
- изучить функции конфликта и особенности их реализации в коллективе;

Файлы: 1 файл

Конфликты в деятельности менеджера.docx

— 79.35 Кб (Скачать)

     Мертон  в 1957 г. выделил три основные типа функций [10, с.19]:

  • манифестируемые функции являются намеренными и признаваемыми «объективными обстоятельствами» социального действия, которые влияют на адаптацию или приспособление социальной системы;
  • латентные функции, напротив, являются ненамеренными и часто не признаваемыми объективными обстоятельствами организованной социальной деятельности;
  • дисфункции представляют объективные обстоятельства социального действия, которые препятствуют адаптации или приспособлению системы.

     В работах Зиммеля и Коузера можно обнаружить ряд обозначенных ими функций социального конфликта. Среди них [18, с.24]:

  • установление единства и сплоченности;
  • производство стабилизирующих и интегративных элементов;
  • выявление относительной силы антагонистических интересов в структуре;
  • создание механизма поддержки или справедливости баланса сил;
  • создание ассоциаций и коалиций;
  • помощь в уменьшении социальной изоляции и объединение индивидов;
  • поддержка границ между новыми ассоциациями и коалициями;
  • выполнение функции спускного клапана для уменьшения фрустрации и агрессии;
  • создание почвы для консенсуса.

     Согласно  диалектико-созидательной теории утверждается, что общество, которое попытается искоренить, конфликт не сможет выжить. Для социальной организации конфликт есть также форма существования, непременное условие ее развития. Функционально роль конфликта обусловлена  необходимостью и целесообразностью  изменений в человеческих отношениях.

     Таким образом, сторонники диалектико-созидательного подхода в изyчении и разрешении конфликтов, не отрицая определенных негативных сторон, выделяю позитивную функции конфликта в жизни общества и его основных ячеек. В том числе отмечается, что:

  • конфликты высвобождают созидательное напряжение и усиливают способность коллектива к изменениям. Более того, конфликты являют ся тем парником, в котором возникают социальные изменения;
  • конфликт повышает энергичность и усиливает мотивацию членов коллектива к разрешению проблем; выступает формой проверки силы opганизации;
  • конфликты могут усиливать мораль, yглубляя и обогащая трудовые взаимоотношения, увеличивая убежденность членов коллектива в возможности поддержания взаимоотношений под давлением стресса. Он позволяет передавать обязaтельства и ценности каждого члена так, что и другие могут принимать их во внимание и вообще сохранять взаимоотношения чистыми от раздражения и возмущений, проявлять, позитивные чувства наиболее полно;
  • конфликты способны укрепить, взаимоотношения, повысить сплоченность коллектива зa счет уменьшения повседневных раздражений его членов. Конфликты ускоряют групповое объединение;
  • конфликты способствуют производству новым созидательных идей. Конфликты стимулируют творчество, создавая возможность обозрения проблем самыми различными способами и путями;
  • конфликты помогают членам организации понять, кто они есть как люди: что заставляет их быть сердитыми, что пугает их, что важно для них и кик они пытаются управиться с конфликтом - все это высвечивается во время конфликта с другими. Уверенность в том, за что они желают сражаться, как они действуют в конфликте, может научить их многому о себе;
  • рассеяние более серьезных конфликтов и т.д.

     Необходимо  заметить, что люди в основной своей  массе обычно не видят позитивности конфликтов. На мой взгляд, объяснение лежит в плоскости коллектива. Индивиды более подвержены фрустрации под воздействием конфликтных коллизии, в то время как коллективы и организации в целом при умелом использовании конфликта продвигаются в своем развитии и во взаимоотношениях со средой.

     Громова О. Н. сформулировала ряд позитивных функций конфликта, оказывающих положительное влияние на развитие организации [17, с.32]:

  • группообразование, установление и поддержание нормативных и физических параметров коллектива. В результате конфликта выявляются узкие места и нерешенные вопросы в управлении организацией, в формировании структурных подразделений, недостатках квалификации отдельных специалистов, в существующем разделении труда между группами;
  • разрядка напряженной обстановки. В результате конфликта в группе, в организации происходит конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, которое, помимо возможных негативных последствий, снимает у его участников эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;
  • установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межличностных отношений. Конфликты поддерживают социальную активность людей, способствуют предотвращению застоя, служат источником нововведений и инноваций;
  • сплачивание группы, организации перед лицом внешних трудностей, угрозы существованию и развитию;
  • создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти, социального контроля;
  • создание новых информационных институтов;
  • диагностика возможностей оппонентов, выявление вероятных ответных действий другой стороны;
  • выявление нарушений функционирования организаций. Именно конфликт позволяет определить, что в организации не все в порядке, какие требуются изменения.

     Конфликты вредны (негативные функции), поскольку нередко ведут к беспорядку, нестабильности, насилию, затратам больших материальных, временных и эмоциональных ресурсов, замедляют и затрудняют принятие решений. Основные функции конфликтов представлены в таблице 2.1.

     Таблица 2.1

     Позитивные  и негативные функции конфликтов

     
Позитивные  функции Негативные  функции
Разрядка  напряженности между конфликтующими сторонами Большие эмоциональные, материальные затраты на участие  в конфликте
Диагностика возможностей оппонентов Увольнение  сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение  социально-психологического климата  в коллективе
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешними трудностями, внешним  врагом Представление о побежденных группах как  о врагах
Источник  инноваций, стимулирование к изменениям и развитию Чрезмерное  увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе
Нормотворчество, появление новых правил, форм поведения После завершения конфликта уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников
Выявление управленческих проблем в организации, коллективе Сложное восстановление отношений
 
     
      
 

     В заключении отметим, что анализ различных подходов позволяет сделать вывод о том, что конфликт имеет и позитивные и негативные стороны. Конфликт для коллектива, общества и организаций функционален, он не противоположен порядку, а является его частью. Конфликт можно назвать движущей силой развития коллектива.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Управление  конфликтом в организации                          
 

     В настоящее время накоплен немалый  опыт решения проблемных ситуаций неравновесных межличностных отношений с помощью многообразных, достаточно эффективных, проверенных отечественной и зарубежной практикой техник и технологий. При этом техники (правомерно употребление термина тактики управления конфликтами) представляют собой отдельные приемы и методы работы с теми или иными феноменами, возникающими в процессе работы менеджера со столь сложным и противоречивым явлением, как конфликт. Технологии (стратегии, или совокупность принципов) — это объединение отдельных техник (приемов, методов, тактик), предполагающее определенную их последовательность в рамках одной или нескольких теорий, позволяющих подойти к изучаемому явлению (в данном случае — конфликту) с разных сторон и обеспечить целостность рассмотрения процесса в интересах реальной практики управления.

     Существуют  две принципиальные возможности (стратегии) управления конфликтами. Во-первых, их предотвращение (или профилактика). Во-вторых, управление конфликтами и конфликтными отношениями в случае их возникновения, а также использование результатов столкновений (в том числе и спроектированных— как конструктивных, так и деструктивных) [12, с.58].

     Глобальный  подход к предупреждению конфликтов основан в первую очередь на предвосхищении и блокировании конфликтогенных источников. Для развития конструктивного начала имеется самый широкий диапазон возможностей, так, например, использование структурных методов, т. е. опора на потенциал, заложенный в самой организации с определенным составом персонала, подразделений и управленческих кадров. При этом деятельность осуществляется в следующих направлениях [18, с.24]:

  1. разъяснение задач и требований к деятельности каждого сотрудника/группы (конкретных показателей выполнения функциональных обязанностей, критериев оценки результата, сроков отчетности, установление системы полномочий и ответственности, информационных взаимоотношений и ответственности когда даются ответы на вопросы, кто получает информацию, кто и кому, в какие сроки предоставляет ее);
  2. использование координационных и интеграционных механизмов:

         а) установление иерархии полномочий, цепи отдачи команд, распоряжений и получения обратной связи (реализация принципа единоначалия);

         б) установление полномочий по принятию решений и организации информационных потоков;

         в) использование служб с межфункциональными обязанностями и полномочиями;

  1. постановка комплексных целей (например, если между отделами одного управления возникают раздоры и конфликты, то следует сформулировать общую цель для всей этой структуры, а не для каждого подразделения в отдельности. Формулирование целей для всей организации будет способствовать тому, что руководители управлений станут принимать решения в интересах всего коллектива, а не только групповые;
  2. установление содержания системы вознаграждений. Вознаграждение как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение, позволяет избежать дисфункциональных последствий. Система вознаграждений предусматривает поощрение лиц (в том числе менеджеров), которые стремятся решать проблемы комплексно, в интересах всей организации, и, наоборот, в случае неконструктивного поведения вознаграждения отсутствуют;
  3. устранение реального предмета (источника) конфликта, подведение одной из конфликтующих сторон под отказ от объекта конфликта в пользу другой стороны;
  4. смена руководителя, смена стиля руководства и управления.

     К числу техник, или отдельных приемов, используемых менеджером с целью предотвращения напряжений, стрессов и конфликтов, можно отнести:

  • внимательное выслушивание: стремление установить и поддерживать контакт с подчиненными при выдаче задания, получении обратной связи, обсуждении межличностных отношений (в том числе и эксцентричных);
  • уважительное отношение, доброжелательность, терпимость, самоконтроль;
  • отвлечение или переключение внимания в случае повышенной эмоциональности;
  • уменьшение социальной дистанции;
  • информирование о своем состоянии, вызванном сообщением собеседника, понимание его самочувствия;
  • обращение к фактам, проверка реальностью;
  • обращение за советом, обещание помощи.

     Наряду  с традиционным и модернизированным  подходом к предотвращению и разрешению конфликтов все настойчивее заявляют о себе новые технологии, появляются новые профессии — специалисты по переговорному процессу и разрешению конфликтов (конфликтологи, посредники-медиаторы), располагающие соответствующим методическим аппаратом и техниками.

     Р. Фишер, У. Юри и другие считают, что для успешного регулирования конфликта важно соблюдение четырех правил [15, с.33]:

  1. признание наличия конфликтной ситуации, существования оппонента как факта и ценности, что отнюдь не означает признания справедливости выдвигаемых им требований;
  2. принятие каждой стороной факта противостояния и наличия разногласий и различий;
  3. четкое представление о содержании несовместимых интересов (расплывчатое, диффузное предъявление интересов не позволяет сосредоточиться на урегулировании конфликта);
  4. подготовка сторон к принятию определенных общих правил и норм поведения, соблюдение которых обеспечит сохранение или поддержание отношений между ними как в ходе самих переговоров, так и в последующем.

      Прежде  чем приступить к посредничеству в конфликте и переговорному процессу, менеджер или конфликтолог (медиатор) должны знать [19, с.27]:

  • кто участвует в конфликте непосредственно (отдельные люди, организации) и кто поддерживает каждую из сторон;
  • что лежит в основе конфликта, что разделяет оппонентов, каковы их притязания и причины конфронтации;
  • на какой стадии находится конфликт (его история), предпринимались или нет попытки урегулирования (если — да, то каковы причины срыва и что достигнуто положительного);
  • каковы различия между интересами, проблемами, позициями и предложениями в конкретной ситуации.

Информация о работе Понятие виды, функции конфликта