Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:50, курсовая работа
Целью нашей курсовой работы обозначим выявление закономерностей и предпосылок возникновение андрагогики, создание теоретических основ андрагогики, развитие теории и технологии обучения взрослых. Мы попробуем сформулировать исходные положения андрагогического подхода к обучению, основные андрагогические принципы обучения, разработать основные требования к компетентности преподавателя-андрагога. А так же рассмотреть андрагогическую модель обучения и её применения на практике.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА - Понятие об андрагогике 5
1.1 История становления андрагогики 7
1.2 Место андрагогики в системе других наук 11
2 ГЛАВА - Андрагогическая модель обучения 15
2.1 Виды и формы андрагогического образования 18
2.2 Принципы андрагогического обучения 21
2.3 Сравнение андрагогической и педагогической модели
обучения 25
2.4 Оптимальные условия применения андрагогической модели
обучения 29
3 ГЛАВА - Понятие о взрослости и зрелости 33
3.1 Развитая способность к рефлексии как показатель зрелости психического развития 34
3.2 Некоторые выводы для андрагога 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Несомненно, что содержание той деятельности, по отношению к которой человек проявляет как социальное зрелое, так и социально незрелое поведение, как и весь критериальный аппарат оценок, которыми он пользуется, в действительности слишком социально (другого просто и не может быть у человека). Иначе говоря, зрелость психического развития человека — как индивидуальная основа его социальной зрелости практически не может быть определена иначе, чем через социальное проявление. Однако зрелость психического развития (естественно, в зависимости от уровня ее представленности в личности) создает лишь возможность для самоосуществления человека как члена социума и индивидуальности. Такая возможность реализуется только при «наложении» на поведение индивида критериальной сетки социальных ценностей, которые, конечно, человек может интерпретировать для себя по-разному.
И в жизни, и в образовании чаще приходится сталкиваться с людьми, у которых зрелость психического развития сочетается с маскируемой или немаскируемой незрелостью социального поведения (причем нередко и по отношению к самому себе). Так, нередко полноценный механизм рефлексии, эмоционально-волевой сферы и т.п. служит основой индивидуалистической, эгоистической направленности человека. В этих случаях хорошо развитый практический интеллект может служить мощным прикрытием для социально неблаговидных поступков. Как правило, только крупные неудачи и потери способны как бы вернуть человека к началу жизни, к выбору ее главных ценностей.
Проходя различные этапы в своем развитии, человек включается в новые и новые отношения с информацией, с людьми, формирует новое, более глубокое понимание жизни и самого себя.
Каждый из жизненных этапов фиксирует определенный уровень достижений в аспекте развития человека. При этом все исследователи в этой области выделяют нарастание с годами субъектности (в основе которой лежит развитая рефлексия, обращенная и к самому себе и к другим). Так, Э.Эриксон выделяет такие качества, как забота, милосердие (взрослость), мудрость (старость); при этом каждый следующий этап не отменяет предыдущие, но как бы наращивает новый уровень субъектности, прежде всего как социальной зрелости личности. В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев, раскрывая содержание социальных «новообразований» человека, описывает их этапы: персонализации (переход к юности), индивидуализации (переход к взрослости), универсализации (как переход к старости).
Несомненно, такой подход к этапам «взрослости-зрелости» в их качественном изменении и развитии дает возможность не только понять сущностные механизмы этого движения, но и позволяет сделать многие прикладные выводы для системы образования взрослых. Один из них — как нам представляется, чрезвычайно важный — недопустимость проекции собственного возраста и миропонимания андрагога на аудиторию взрослых без учета их ценностных ориентации, обусловленных их возрастом и преобладающей позицией в жизни. Нередко в этом заключаются главные сложности работы андрагога — трудно молодому по возрасту преподавателю понять главные социальные ценности пожилого человека. С другой стороны, нельзя подходить к любому возрасту только в его статике. Андрагогу, вероятно, так же важно чувствовать направление движения взрослого человека в его социально-личностном развитии. [5, c. 87]
3.2 Некоторые выводы для андрагога.
Может ли сам человек определить уровень развития своей рефлексии и на этой основе сделать вывод об уровне зрелости психического развития? Отдельные методики, которыми он может воспользоваться, не дадут ему достаточно полного ответа на этот вопроса. Главное, не обладая таким качеством, человек, как правило, и не испытывает потребности в его определении.
Андрагог в процессе взаимодействия с взрослым человеком, и особенно зная о его неудачах, может построить достаточно верный прогноз о причинах и в определенной мере помочь направить его внимание на самопознание — естественно, в возможных для человека рамках.
Значительно проще диагностируется феномен социально-психологической зрелости. В этих случаях речь обычно идет о соответствии поведения человека социальным критериям и нормам, то есть, собственно о социальной зрелости, в которой зрелость психического развития как бы представлена в скрытом виде или подразумевается как само собой разумеющийся факт.
Однако, с нашей точки зрения, для андрагога важна установка не столько на диагностику социально-психологической зрелости, сколько на то, чтобы в процессе взаимодействия у взрослого человека возникла потребность в самопознании и самосовершенствовании как важнейшей ценности образования в современном мире.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Образования взрослых является актуальным вопросом, рассмотрение которого в данной работе позволяет нам говорить о недостаточности внимания, уделяемого ему в современной педагогике.
Современное общество с его постоянным расширением различных сфер знаний требует от индивидуума постоянного совершенствования профессиональных умений и навыков. Соответственно, существует всё возрастающая потребность в профессиональных педагогах, способных содействовать индивидууму в его стремлении к получению новых знаний. Но пока учреждений, которые готовили бы таких педагогов, а точнее, андрагогов, просто не существует.
Цели нашей курсовой работы, состоявшие во всестороннем изучении позволили сделать следующие выводы:
1. Дополнительное образование возникло и развивалось вместе с основным; их взаимодействие составляет
2. Дополнительное образование рассматривается как образование, необходимое основному и во многом его определяющее; как его историческая предпосылка, условие его развития и его продолжение. Дополнительное образование взрослых понимается как образование, отличное от общего, основного, с иными образовательными потребностями, ценностями и интересами, целями и средствами достижения.
3. Субъектом образовательного процесса в дополнительном образовании выступает социальный субъект (сословие, социальная группа, отдельная личность), который в тот или иной исторический период или в настоящее время не является основным и доминирующим в обществе.
4. По мере перехода к непрерывному образованию основное образование, выступающее в форме всеобщего массового, необходимого и обязательного для каждого члена общества, все больше нуждается в дополнении видами и формами обучения, отвечающими образовательным потребностям, тем более различными, чем больше различаются сферы деятельности, в которых они возникают.
5. Взрослого обучающегося характеризует пять основных особенностей:
- взрослый обучающийся осознает себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью;
- он накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег;
- его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретные цели;
- он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний;
- его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями).
6. Не только наличие значительного жизненного опыта, отличающее взрослого человека, но и наличие предварительной подготовки в той области знаний или деятельности, в которой проходит обучение, диктует целесообразность применения андрагогических технологических действий в обучении лиц, независимо от их возраста и других параметров, характеризующих взрослых людей.
7. Использование андрагогических принципов обучения возможно и достаточно эффективно в той мере, в какой обучающийся, независимо от возраста, в состоянии по уровню мотивации, ответственности, предварительной подготовки, общего развития, наличия жизненного опыта активно участвовать в осуществлении всех указанных выше совместных с преподавателем действий.
8. Педагогику и андрагогику следует рассматривать как составные части науки об обучении, которые относятся к разным периодам единого жизненного и учебного континуума – процесса обучения человека на протяжении всей жизни. При этом андрагогика является отраслью педагогики, а не отдельной наукой.
9. Эффективность обучения в андрагогической модели в неизмеримо большей степени по сравнению с педагогической моделью зависит от мотивации обучаемого, т.к. сам обучающийся играет ведущую роль в формировании мотивации и определении целей обучения.
10. Идеальной, т.е. универсальной формы андрагогического обучения не существует. Перед тем, как выбрать ту или иную форму образования мы рекомендуем слушателю расставить приотритеты, после чего принимать решение об участии или неучастии в нём.
11. Некоторые формы дополнительного андрагогического обучения, уже получившие широкое распространение на Западе, как то самообразование и дистанционное обучение, пока не пользуются популярностью в нашей стране. Данный факт можно объяснить новизной данных форм для нашей системы образования, а также недостаточной информированностью потенциально заинтересованных лиц в данной области.
Таким образом, модель андрагогического обучения и применение её на практике является одним из важнейших факторов педагогики в современном мире, где происходит совершенствование уже приобретённых умений и навыков, и желание человека получать новые знания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. А.Б. Альмуханова, Е.С. Гладкова. Большая психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 544 с.
2. В.Я. Ляудис. Методика преподавания психологии. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
3. И.С Кон. Социальная психология. — М.: Воронеж. 1999. – 177 с.
4. Б.Ц Бадмаев. Методика преподавания психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 300 с.
5. В.И. Слободчиков, Е.М. Исаев. Психология развития человека. — М., Эксмо, 2002. — С.198
6. С.И. Змеёв. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов. - М.: Флинта: Наука,1999 г.
7. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. Общая педагогика. Часть 1. - М.: Владос, 2002 г.
8. Большая Советская Энциклопедия на интернет-сайте http://www.yandex.ru
9. Интернет-сайт
http://www.mifp.ru/pedagogika/
10. Интернет-сайт http://www.ncstu.ru/content/_
11. Интернет-сайт «Дополнительное образование» http://www.deol.ru/education/
12. Интернет-сайт
http://window.edu.ru/window_
13. Интернет-сайт «Психологический взгляд»
http://www.psyvision.ru/
42