Понятие о взрослости и зрелости

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей курсовой работы обозначим выявление закономерностей и предпосылок возникновение андрагогики, создание теоретических основ андрагогики, развитие теории и технологии обучения взрослых. Мы попробуем сформулировать исходные положения андрагогического подхода к обучению, основные андрагогические принципы обучения, разработать основные требования к компетентности преподавателя-андрагога. А так же рассмотреть андрагогическую модель обучения и её применения на практике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА - Понятие об андрагогике 5
1.1 История становления андрагогики 7
1.2 Место андрагогики в системе других наук 11
2 ГЛАВА - Андрагогическая модель обучения 15
2.1 Виды и формы андрагогического образования 18
2.2 Принципы андрагогического обучения 21
2.3 Сравнение андрагогической и педагогической модели
обучения 25
2.4 Оптимальные условия применения андрагогической модели
обучения 29
3 ГЛАВА - Понятие о взрослости и зрелости 33
3.1 Развитая способность к рефлексии как показатель зрелости психического развития 34
3.2 Некоторые выводы для андрагога 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

Андрагогическая модель обучения, её применение на практике1.doc

— 221.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                                          3

1       ГЛАВА - Понятие об андрагогике                                                                                                  5

1.1 История становления андрагогики                                                                                    7

1.2 Место андрагогики в системе других наук                                                  11

2   ГЛАВА - Андрагогическая модель обучения                                                                15

2.1 Виды и формы андрагогического образования                                                  18

2.2 Принципы андрагогического обучения                                                                21

2.3 Сравнение андрагогической и педагогической  модели              

обучения                                                                                                                                                                   25

2.4 Оптимальные условия применения андрагогической модели

обучения                                                                                                                                                                  29

3        ГЛАВА - Понятие о взрослости и зрелости                                                                              33

   3.1 Развитая способность к рефлексии как показатель зрелости психического развития                                                                                                                                     34

   3.2 Некоторые выводы для андрагога                                                                             38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                                                   39

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                                             42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Образование взрослых в настоящий момент выступает как одна из наиболее актуальных теоретических и практических проблем. От ее реше­ния во многом зависит уровень экономического и социального развития государства. Происходит это потому, что школа (общеобразовательная, специальная, высшая) работает на перспективу, ре­зультаты ее работы сказываются не сразу, а образование взрослых дает эффект почти адекватно времени обучения.

В 60— 70-е годы нашего века известный французский деятель в области непрерывного образования П. Лангран высказал мысль, что «будущее образования, если рассматривать его в целом, и его способность к обновлению зависят от развития образования взрослых».

В условиях перехода качественных изменений в области науки, техники и технологий, развития демократических социально-политических процессов, приумножения возможностей самореализации личности сфера образования взрослых получает значительное развитие, усложнение функций и структуры. В конце XX века образование взрослых во всем мире стало играть ведущую роль в образовании как по охвату обучающихся, так и по глубине и активности инновационных процессов. В сфере образования взрослых во второй половине XX века сформировались новые принципы обучения, возникла и динамично развивается новая наука об обучении взрослых – андрагогика.

Андрагогика (от греч. Andros- взрослый человек и agōg – руководство, воспитание) – одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых. Термин впервые применен  К.Каппом, немецким историком просвещения (1833). [1, c. 48]

Объектом андрагогики принято считать процесс обучения взрослых, в то время, как предметом андрагогики является теория и методика обучения взрослых людей в контексте непрерывного образования.

Целью нашей курсовой работы обозначим выявление закономерностей и предпосылок возникновение андрагогики, создание теоретических основ андрагогики, развитие теории и технологии обучения взрослых. Мы попробуем сформулировать исходные положения андрагогического подхода к обучению, основные андрагогические принципы обучения, разработать основные требования к компетентности преподавателя-андрагога. А так же рассмотреть андрагогическую модель обучения и её применения на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ГЛАВА

Понятие об андрагогике.

 

Возрастающая значимость образования взрослых - общепризнанный факт. В мире нет страны, которая не была бы в той или иной мере обязана ему своим технологическим, социально-экономическим, культурным прогрессом. Равно как и нет страны, которая бы не связывала свое будущее с его дальнейшим развитием. В текущем столетии образованию взрослых  отводят исключительно важную роль. Характерная тенденция исторических изменений в образовании взрослых - его усиливающееся содержательное и организационное обособление, выраженное в расширении сети учреждений, предназначенных исключительно для взрослого населения, в увеличивающемся многообразии предлагаемых ими программ. Как  следствие этого глобального процесса, возникает и ширится круг реалий,              которых нет в детском и юношеском образовании.
          Приоритетная задача образования взрослых - обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично развивающемся обществе. Речь идет о постоянном, непрекращающемся развитии человека как работника, гражданина, личности, индивидуальности в течение всей его жизни.  К настоящему времени сложилась          определенная общность взглядов на роль образования                           взрослых в достижении согласованного прогресса личности и                общества и на подходы к осмыслению путей его обновления.
          Возникновение андрагогики как отдельной отрасли  педагогики обусловлено рядом причин различного характера. Создавая основы новой науки, ученые, прежде всего, учитывали объективные условия, вызвавшие

потребность в развитии андрагогики. [4, c. 38]

Формирование основ андрагогики было осуществлено в 1970-е годы в работах американского ученого М.Ш. Ноулза, англичанина П. Джарвиса, американца Р.М. Смита и группы молодых ученых из Ноттингемского университета. В 1970 г. Малколм Шеппард Ноулз издал фундаментальный труд по андрагогике "Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики».

Учёные исходили из основополагающего факта — принципиальных различий между взрослым и невзрослым человеком вообще и в процессе обучения в частности.

1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он не обучаемый).

2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым.

3. Взрослый обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег

4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.

5. Взрослый рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств.

6. Учебная деятельность обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.

7. Процесс обучения взрослого организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: диагностики, планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции.

Учитывая все вышесказанное, андрагогику необходимо определить как отрасль педагогики, занимающуюся обучением взрослых, обосновывающую деятельность обучающихся и обучающих по организации и реализации процесса обучения. [7, c. 145]

 

 

 

 

1.1 История становления андрагогики.

 

Анализируя современное состояние андрагогики, С.Г. Вершловский в книге «Рабочая книга андрагога» выделяет три этапа ее становления, каждый из которых характеризуется особым образом.

Первому этапу свойственно:

• выделение «взрослости» как социально-психологичес­кого феномена;

• формирование относительной автономии новой отрас­ли знаний об образовании взрослых людей как прояв­ление процесса дифференциации педагогической теории, обусловленного социальными, экономическими и психологическими факторами;

• обособление предмета исследований и формулировка специфических задач;

• предметно-центрическая ориентация исследований, на­целенных на выявление особенностей обучения взрос­лых в его институциональных формах (преимуществен­но в профессиональной сфере);

• индуктивно-эмпирическое развитие андрагогической мысли, основанное на описании и анализе явлений в сфере образования взрослых, сопоставлении и срав­нении их с «детским» образованием;

• гуманистическая направленность исследований, рас­сматривающих образование как фактор компенсации упущенных возможностей и адаптации взрослых к тре­бованиям научно-технической революции;

• практическая направленность исследований, нацеленных на совершенствование образовательных процессов;

• институализация, проявляющаяся в создании много­численных кафедр, научно-исследовательских инсти­тутов, профессиональных объединений, издании жур­налов и т.д.

Второй этап развития андрагогики (1960—1970-е гг.) характери­зуется осмыслением предмета исследования, задач и методов:

• углубление представления о позиции взрослого как об активном субъекте образовательного процесса, об оп­ределяющей роли мотивации в учебной деятельности;

• многозначность термина «образование взрослых», включающего социальные, психологические, экономи­ческие, дидактические аспекты;

• обусловленность образования взрослых многообраз­ными факторами, не всегда поддающимися контролю и управлению;

• проблемную ориентацию, нацеленную на определе­ние «исследовательского поля» андрагогики как области, состоящей из проблем и разнородных вопросов, ответы на которые лежат в сфере различных обще­ственных наук;

• растущее внимание к экспериментальной работе, ин­терпретации фактов, полученных экспериментальным путем;

• углубление гуманитарной направленности исследова­ний, рассматривающих образование как фактор са­мореализации взрослых;

• образование взрослых как средство социального и куль­турного развития стран.

Третьему этапу развития андрагогики как науки (1980—1990-е гг.) свойственны следующие факторы:

• отчетливо прослеживается главное направление исследо­ваний: от изучения макропроцессов к анализу достиже­ний взрослых в сфере образования. При этом под дости­жениями понимается способность личности воспринимать действительность во всей ее противоречивости, разви­тие таких общезначимых качеств, как гражданственность, социальная мобильность, активное участие в жизни со­циума;

• учебная сфера перестает пониматься как обособленная сфера жизнедеятельности взрослого. Она должна интег­рироваться с другими видами его социальной деятельно­сти в единый и целостный процесс пожизненного обога­щения духовного мира и созидательных потенций;

• формируются принципы, обеспечивающие индивидуа­лизацию образовательного процесса. К ним отнесены: партнерские отношения, групповая работа, самооценка «учащимися» своих достижений и т.д.;

• расширяются функциональные обязанности работника сферы образования взрослых. Его компетентность вклю­чает: отзывчивость к запросам взрослых, способность оценивать их возможности (обучаемость), владение тех­нологиями, адекватными возрастным и познавательным особенностям взрослых; что со­здает широкие возможности для удовлетворения зап­росов взрослых.

Настоящий этап развития андрагогики (продолжая логику С.Г. Вершловского) — четвертый — также имеет свои особенности, обуслов­ленные новыми задачами, поставленными перед образованием взрос­лых современным миром, его динамичным состоянием. Накопленные знания требуют систематизации, структурирования, их грамотного использования с помощью разработанных на их основе образовательных моделей и технологий.

В XXI в. образование взрослых обретает особую значимость, как для общества, так и для отдельной личности в силу ряда причин:

• стремительная динамика процессов и явлений окружающего мира, которые надо понимать, воспринимать, адаптироваться к ним;

• увеличение плотности информационного пространства, посто­янное обновление информации требуют умения работать с ней, используя современные технические средства;

• усиление субъектной позиции в социуме выражается в самостоятельности и ответственности за собственное жизнеобеспе­чение;

• процесс глобализации порождает необходимость причастности не только маленькому социуму и его субкультуре, но и самому большому — мировому сообществу с его тенденциями в куль­туре общей и профессиональной;

• переосмысление ценностей, в системе которых проявилось значительное несоответствие предпочтений между духовным и ма­териальным. Стремление к гармонии, к равновесию дает в со­временных условиях толчок к осознанию ценностей и познанию мира внутреннего, укреплению духа, саморегуляции;

• обозначилась тенденция к увеличению продолжительности жиз­ни и, стало быть, увеличению дееспособного возраста, сопро­вождаемого сменой видов деятельности и необходимостью до­полнительного образования;

• переход от крупного производства к малым предприятиям уси­ливает значимость общения в малых группах, самостоятельно­го решения проблем и предотвращения конфликтов, развития коммуникативных способностей. [13, c. 1]

 

 

 

 

 

Информация о работе Понятие о взрослости и зрелости