Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:50, курсовая работа
Целью нашей курсовой работы обозначим выявление закономерностей и предпосылок возникновение андрагогики, создание теоретических основ андрагогики, развитие теории и технологии обучения взрослых. Мы попробуем сформулировать исходные положения андрагогического подхода к обучению, основные андрагогические принципы обучения, разработать основные требования к компетентности преподавателя-андрагога. А так же рассмотреть андрагогическую модель обучения и её применения на практике.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА - Понятие об андрагогике 5
1.1 История становления андрагогики 7
1.2 Место андрагогики в системе других наук 11
2 ГЛАВА - Андрагогическая модель обучения 15
2.1 Виды и формы андрагогического образования 18
2.2 Принципы андрагогического обучения 21
2.3 Сравнение андрагогической и педагогической модели
обучения 25
2.4 Оптимальные условия применения андрагогической модели
обучения 29
3 ГЛАВА - Понятие о взрослости и зрелости 33
3.1 Развитая способность к рефлексии как показатель зрелости психического развития 34
3.2 Некоторые выводы для андрагога 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА - Понятие об андрагогике 5
1.1 История становления андрагогики 7
1.2 Место андрагогики в системе других наук 11
2 ГЛАВА - Андрагогическая модель обучения 15
2.1 Виды и формы андрагогического образования 18
2.2 Принципы андрагогического обучения 21
2.3 Сравнение андрагогической и педагогической модели
обучения 25
2.4 Оптимальные условия применения андрагогической модели
обучения 29
3 ГЛАВА - Понятие о взрослости и зрелости 33
3.1 Развитая способность к рефлексии как показатель зрелости психического развития 34
3.2 Некоторые выводы для андрагога 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ВВЕДЕНИЕ.
Образование взрослых в настоящий момент выступает как одна из наиболее актуальных теоретических и практических проблем. От ее решения во многом зависит уровень экономического и социального развития государства. Происходит это потому, что школа (общеобразовательная, специальная, высшая) работает на перспективу, результаты ее работы сказываются не сразу, а образование взрослых дает эффект почти адекватно времени обучения.
В 60— 70-е годы нашего века известный французский деятель в области непрерывного образования П. Лангран высказал мысль, что «будущее образования, если рассматривать его в целом, и его способность к обновлению зависят от развития образования взрослых».
В условиях перехода качественных изменений в области науки, техники и технологий, развития демократических социально-политических процессов, приумножения возможностей самореализации личности сфера образования взрослых получает значительное развитие, усложнение функций и структуры. В конце XX века образование взрослых во всем мире стало играть ведущую роль в образовании как по охвату обучающихся, так и по глубине и активности инновационных процессов. В сфере образования взрослых во второй половине XX века сформировались новые принципы обучения, возникла и динамично развивается новая наука об обучении взрослых – андрагогика.
Андрагогика (от греч. Andros- взрослый человек и agōg – руководство, воспитание) – одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых. Термин впервые применен К.Каппом, немецким историком просвещения (1833). [1, c. 48]
Объектом андрагогики принято считать процесс обучения взрослых, в то время, как предметом андрагогики является теория и методика обучения взрослых людей в контексте непрерывного образования.
Целью нашей курсовой работы обозначим выявление закономерностей и предпосылок возникновение андрагогики, создание теоретических основ андрагогики, развитие теории и технологии обучения взрослых. Мы попробуем сформулировать исходные положения андрагогического подхода к обучению, основные андрагогические принципы обучения, разработать основные требования к компетентности преподавателя-андрагога. А так же рассмотреть андрагогическую модель обучения и её применения на практике.
1 ГЛАВА
Понятие об андрагогике.
Возрастающая значимость образования взрослых - общепризнанный факт. В мире нет страны, которая не была бы в той или иной мере обязана ему своим технологическим, социально-экономическим, культурным прогрессом. Равно как и нет страны, которая бы не связывала свое будущее с его дальнейшим развитием. В текущем столетии образованию взрослых отводят исключительно важную роль. Характерная тенденция исторических изменений в образовании взрослых - его усиливающееся содержательное и организационное обособление, выраженное в расширении сети учреждений, предназначенных исключительно для взрослого населения, в увеличивающемся многообразии предлагаемых ими программ. Как следствие этого глобального процесса, возникает и ширится круг реалий, которых нет в детском и юношеском образовании.
Приоритетная задача образования взрослых - обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично развивающемся обществе. Речь идет о постоянном, непрекращающемся развитии человека как работника, гражданина, личности, индивидуальности в течение всей его жизни. К настоящему времени сложилась определенная общность взглядов на роль образования взрослых в достижении согласованного прогресса личности и общества и на подходы к осмыслению путей его обновления.
Возникновение андрагогики как отдельной отрасли педагогики обусловлено рядом причин различного характера. Создавая основы новой науки, ученые, прежде всего, учитывали объективные условия, вызвавшие
потребность в развитии андрагогики. [4, c. 38]
Формирование основ андрагогики было осуществлено в 1970-е годы в работах американского ученого М.Ш. Ноулза, англичанина П. Джарвиса, американца Р.М. Смита и группы молодых ученых из Ноттингемского университета. В 1970 г. Малколм Шеппард Ноулз издал фундаментальный труд по андрагогике "Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики».
Учёные исходили из основополагающего факта — принципиальных различий между взрослым и невзрослым человеком вообще и в процессе обучения в частности.
1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он не обучаемый).
2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым.
3. Взрослый обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег
4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.
5. Взрослый рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств.
6. Учебная деятельность обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.
7. Процесс обучения взрослого организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: диагностики, планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции.
Учитывая все вышесказанное, андрагогику необходимо определить как отрасль педагогики, занимающуюся обучением взрослых, обосновывающую деятельность обучающихся и обучающих по организации и реализации процесса обучения. [7, c. 145]
1.1 История становления андрагогики.
Анализируя современное состояние андрагогики, С.Г. Вершловский в книге «Рабочая книга андрагога» выделяет три этапа ее становления, каждый из которых характеризуется особым образом.
Первому этапу свойственно:
• выделение «взрослости» как социально-психологического феномена;
• формирование относительной автономии новой отрасли знаний об образовании взрослых людей как проявление процесса дифференциации педагогической теории, обусловленного социальными, экономическими и психологическими факторами;
• обособление предмета исследований и формулировка специфических задач;
• предметно-центрическая ориентация исследований, нацеленных на выявление особенностей обучения взрослых в его институциональных формах (преимущественно в профессиональной сфере);
• индуктивно-эмпирическое развитие андрагогической мысли, основанное на описании и анализе явлений в сфере образования взрослых, сопоставлении и сравнении их с «детским» образованием;
• гуманистическая направленность исследований, рассматривающих образование как фактор компенсации упущенных возможностей и адаптации взрослых к требованиям научно-технической революции;
• практическая направленность исследований, нацеленных на совершенствование образовательных процессов;
• институализация, проявляющаяся в создании многочисленных кафедр, научно-исследовательских институтов, профессиональных объединений, издании журналов и т.д.
Второй этап развития андрагогики (1960—1970-е гг.) характеризуется осмыслением предмета исследования, задач и методов:
• углубление представления о позиции взрослого как об активном субъекте образовательного процесса, об определяющей роли мотивации в учебной деятельности;
• многозначность термина «образование взрослых», включающего социальные, психологические, экономические, дидактические аспекты;
• обусловленность образования взрослых многообразными факторами, не всегда поддающимися контролю и управлению;
• проблемную ориентацию, нацеленную на определение «исследовательского поля» андрагогики как области, состоящей из проблем и разнородных вопросов, ответы на которые лежат в сфере различных общественных наук;
• растущее внимание к экспериментальной работе, интерпретации фактов, полученных экспериментальным путем;
• углубление гуманитарной направленности исследований, рассматривающих образование как фактор самореализации взрослых;
• образование взрослых как средство социального и культурного развития стран.
Третьему этапу развития андрагогики как науки (1980—1990-е гг.) свойственны следующие факторы:
• отчетливо прослеживается главное направление исследований: от изучения макропроцессов к анализу достижений взрослых в сфере образования. При этом под достижениями понимается способность личности воспринимать действительность во всей ее противоречивости, развитие таких общезначимых качеств, как гражданственность, социальная мобильность, активное участие в жизни социума;
• учебная сфера перестает пониматься как обособленная сфера жизнедеятельности взрослого. Она должна интегрироваться с другими видами его социальной деятельности в единый и целостный процесс пожизненного обогащения духовного мира и созидательных потенций;
• формируются принципы, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса. К ним отнесены: партнерские отношения, групповая работа, самооценка «учащимися» своих достижений и т.д.;
• расширяются функциональные обязанности работника сферы образования взрослых. Его компетентность включает: отзывчивость к запросам взрослых, способность оценивать их возможности (обучаемость), владение технологиями, адекватными возрастным и познавательным особенностям взрослых; что создает широкие возможности для удовлетворения запросов взрослых.
Настоящий этап развития андрагогики (продолжая логику С.Г. Вершловского) — четвертый — также имеет свои особенности, обусловленные новыми задачами, поставленными перед образованием взрослых современным миром, его динамичным состоянием. Накопленные знания требуют систематизации, структурирования, их грамотного использования с помощью разработанных на их основе образовательных моделей и технологий.
В XXI в. образование взрослых обретает особую значимость, как для общества, так и для отдельной личности в силу ряда причин:
• стремительная динамика процессов и явлений окружающего мира, которые надо понимать, воспринимать, адаптироваться к ним;
• увеличение плотности информационного пространства, постоянное обновление информации требуют умения работать с ней, используя современные технические средства;
• усиление субъектной позиции в социуме выражается в самостоятельности и ответственности за собственное жизнеобеспечение;
• процесс глобализации порождает необходимость причастности не только маленькому социуму и его субкультуре, но и самому большому — мировому сообществу с его тенденциями в культуре общей и профессиональной;
• переосмысление ценностей, в системе которых проявилось значительное несоответствие предпочтений между духовным и материальным. Стремление к гармонии, к равновесию дает в современных условиях толчок к осознанию ценностей и познанию мира внутреннего, укреплению духа, саморегуляции;
• обозначилась тенденция к увеличению продолжительности жизни и, стало быть, увеличению дееспособного возраста, сопровождаемого сменой видов деятельности и необходимостью дополнительного образования;
• переход от крупного производства к малым предприятиям усиливает значимость общения в малых группах, самостоятельного решения проблем и предотвращения конфликтов, развития коммуникативных способностей. [13, c. 1]