Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 16:52, лекция
Этимологический анализ понятия конфликт.
Особенности развития конфликтологии в России.
Мировая конфликтологическая практика.
Определение конфликта.
Оглавление
Этимологический анализ понятия конфликт.
Особенности развития конфликтологии в России.
Мировая конфликтологическая практика.
Определение конфликта.
Как отмечает А.С. Кармин, слово конфликтология пришло в русский и другие языки из латыни. Это одно из международных слов, которые радуют переводчиков, - они не нуждаются в переводе, поскольку понятны и так: и звучание, и значение их во всех языках примерно одинаково. В русском языке слово конфликт стало употребляться с 19 века. В классическом Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля его еще нет. А современный Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова не только содержит это слово, но и поясняет его примерами, из которых видно, что в 20 веке оно имело очень широкую область применения: семейный конфликт, вооруженный конфликт на границе, конфликт с сослуживцами, конфликтная комиссияВ латинском языке (conflictus) означает буквально столкновение. В словаре Ожегова слово конфликт толкуется как столкновение, серьезное разногласие, спор.
Можно жить, обходясь без слова конфликт, но нельзя жить без конфликтов. Если бы не было этого слова, заимствованного из латыни, то в любых современных языках все равно существовали бы такие слова, как столкновение, разногласие, спор, схватка, борьба и т.п. И, наверное, нашлось бы какое-то слово для обозначения общего смысла, который имеется в подобных словах.
Вряд ли среди взрослых людей найдется хотя бы один, который бы не попадал ни в одну конфликтную ситуацию. Среди конфликтологов даже закрепилась шутка: Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс. Это такое же естественное состояние, как и обратное ему согласие, мир, единство. Но, если за вторым закрепилось представление о легкости и комфорте, то первое связывают с проблемами, ресурсными издержками, ограничениями и т.д. В связи с этим обыденным представлением люди стремятся всеми возможными способами уходить от конфликтов, избегать их. Конфликтологам практикам хорошо известна следующая закономерность: участники конфликта не хотят признать, что между ними конфликт, чаще всего они называют это разногласиями, расхождением во мнениях и пр. Однако, наши желания и объективная реальность не всегда совпадают между собой. И необходимо признать, что состояние конфликта так же естественно для человеческого взаимодействия, как и мир.
Более того, если в семье, организации или стране нет конфликтов, значит ли это, что в ней царит мир и согласие? Отсутствие разногласий чаще говорит о двойном стандарте, чем о гармонии; о застое, самодовольстве и деградации, а не о развитии; о психосоматических болезнях, а не о самообладании. Поэтому конфликты надо изучать, как необходимо знать, что делать с конфликтами, чтобы они не портили нашу жизнь. Отсюда конфликтология знакомит нас с тем как предотвратить конфликт, грозящий погубить добрые отношения между людьми, затянуть их в спираль выяснения отношений, небезопасных для здоровья, а иногда и жизни;
Это вопросы практические, но их решение будет более эффективным при наличии конфликтологических знаний. Для этого необходимо конфликты изучать, к чему и призывает конфликтология, поскольку она призвана изучать конфликты и искать способы их урегулирования или разрешения. Поскольку конфликтология это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.
Отметим также вслед за А.С. Карминым, что понятие конфликт в данной дисциплине рассматривается только применительно к человеку, к его поведению и взаимодействию с другими людьми. Это не значит, что другой контекст его употребления невозможен. Но такое использование этого слова, как конфликт программного обеспечения, зооконфликт, конфликт технических устройств и т.д. не является конфликтологическим и не принимается во внимание в данной дисциплине.
Конфликтология в России.
Исторические
документы неопровержимо
Как справедливо отмечает И.А. Кох, в истории общественной мысли по этому поводу сложились два противоположных подхода. Согласно одной концепции, общество базируется на согласии и сотрудничестве, общественном порядке и единстве, являющимися выражением одной воли. Только такое общество способно нормально развиваться. Сторонники противоположной концепции считают, что единство и порядок в обществе могут опираться только на силу, принуждение, господство одних и бесправие других. В этом случае конфликт рассматривается как естественное явление общественной жизни.При всей противоположности этих концепций ни одна из них не отражает в полной мере действительность. Исторический опыт показывает, что бесконфликтная модель общества является иллюзией, а с другой стороны, согласие и сотрудничество являются основой интеграции общества и его успешного поступательного развития.
Только начиная со второй половины 20 века, когда на Западе появился целый ряд работ, специально посвященных анализу конфликтов, можно говорить о конфликтологии как о самостоятельной области знания.
Конфликты сопровождают
и обуславливают историю
Представление о социализме как обществе, лишенном социальных противоречий, невольно накладывали запрет на изучение противоречий и конфликтов не только в политической области, но и в экономике, культуре. Другими словами, в тоталитарном обществе конфликт как нормальная форма взаимодействия между людьми исключается.
Отношение к конфликтам в тоталитарном и демократическом обществах прямо противоположно. В первом они рассматриваются как аномальное явление, а во втором как неотъемлемая сторона взаимодействия между людьми.
Тоталитарное общество характеризуется высокой степенью однородности социальной структуры, единообразием общественного порядка и жестко централизованным государственным управлением. Обычным атрибутом такого общества является моноидеология с присущими ей мифами. Одним из таких мифов является отсутствие конфликтов в обществе, якобы вытекающее из однородности социальной структуры, равенства и равноправия всех людей.
В таком обществе нет места конфликтам, а когда они все же возникают, то рассматриваются как аномалия, как дисфункция, нарушающая нормальный ритм функционирования социальной системы. Отсюда и способ разрешения возникающих конфликтов: подавить, ликвидировать силой, убрать лидеров.
Идеал тоталитарного
общества стабильность, порядок. Это
достигается преимущественно
Это обусловлено, прежде всего, тем, что тоталитарные режимы имеют, если можно так сказать, два важных достоинства:
Прямо противоположным является отношение к конфликтам в демократическом обществе, которое предполагает многообразие форм жизнедеятельности, сложную многоуровневую социальную структуру, сосуществование множества социальных групп со своими специфическими интересами. Общественные отношения в демократическом обществе регулируются, прежде всего, на основе норм правовых, нравственных, а не силовыми методами.
Сосуществование различных социальных групп и индивидов базируется на признании специфических интересов друг друга. Борьба за свои интересы закономерно ведет к столкновениям, к конфликтам. Отсюда следует первый важный вывод: в демократическом обществе конфликты являются закономерным явлением.
Итак, конфликты в демократическом обществе не являются аномалией. Их существование обусловлено наличием разнообразных социальных групп, специфическими личными и групповыми интересами и признанием права за каждым стремиться к их реализации.
Второе важное
отличие демократического общества
от тоталитарного связано с
Обратим также внимание на следующее обстоятельство. Если в тоталитарном обществе речь идет о разрешении конфликтов, то в демократическом акцент переносится на регулирование конфликтных ситуаций. Насилием можно разрешить конфликт (например, уничтожением одной из конфликтующих сторон), ненасильственные методы далеко не всегда ведут к полному разрешению конфликта, чаще к компромиссу, балансу интересов или балансу сил, то есть урегулированию конфликтных ситуаций к удовлетворению конфликтующих сторон.
В развитых странах с сильными демократическими традициями всегда уделялось много внимания анализу и разработке способов регулирования конфликтных ситуаций.
Становление рыночной экономики и демократизация общественной жизни объективно связаны с признанием конфликта как естественной формы взаимоотношений между людьми. В основе рыночных отношений постоянный конфликт интересов, конкуренция, борьба за ресурсы и рынки сбыта. Демократия неразрывно связана с признанием специфических интересов личности и права борьбы за них, с признанием противоречий в политических отношениях и борьбы за власть. В этих условиях необходимы соответствующие правила поведения в конфликтных ситуациях. Соблюдение этих правил помогает разрешать конфликты с наибольшей выгодой или с наименьшим ущербом.
Исследованием конфликтов занимались и в нашем обществе, главным образом социологи и психологи. Однако в гуманитарных и социальных исследованиях были разрешенные и запретные области. Разрешалось изучать конфликты в межличностных отношениях, в семье, частично в трудовых коллективах, а запрещалось в политической и социально-экономической сферах.
Таким образом, можно констатировать, что в стране, провозглашавшей диалектический материализм Маркса методологической базой для всех наук, на практике исповедовался функционализм с его идеалом единства и гармонии, противоречие же, как источник развития выносилось за границы реального существования советского общества временные (в капиталистическое прошлое) или пространственные (в капиталистическую заграницу). Те же противоречия, которые нельзя было не заметить, назывались родимыми пятнами капитализма или проявлением недостаточной для социалистического общества сознательности отдельных его членов.
И, если вспомнить, что противоречие источник развития по Гегелю и Марксу, то неслучайно 70-80-е гг. называют периодом застоя. Ведь именно в это время приближалось обещанное построение коммунизма (т.е. общества без противоречий) в нашей стране.
Конфликтологическая практика.
Информация о работе Понятие конфликта. Исторические тенденции изучения конфликта