Понятие юридической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение и развитие новой отрасли психологической или какой-либо другой науки вызываются объективными причинами: с одной стороны, «саморазвитием» научного знания, с другой — социальным заказом, то есть заказом практики. Для получения статуса науки отрасль знания должна иметь специфические предмет и методы исследования, понятийный аппарат, систему, структуру и задачи. При этом предмет науки является производным, связанным с объектом исследования.

Файлы: 1 файл

Московская Открытая Социальная Академи1.docx

— 29.64 Кб (Скачать)

     Категория деятельности как целенаправленной активности человка, обеспечивающей создание материальных и духовных ценностей. В общей психологии выделяют такие  виды продуктивной деятельности, как  учение, игра, труд. Юридическая психология изучает деятельность в сфере  уголовно-правовых и гражданско-правовых отношений, т.е. в системе «человек-право». При этом исследуются психологические  особенности профессиональной деятельности в области правоохранения (профессиограммы следователя, адвоката и т.п.).

     Категория противоправной деятельности – это  специфический вид деструктивной  асоциальной деятельности, изучаемой  юридической психологией (мотивация  и структура девиантного и  деликвидного поведения, факторы личностной деформации, пути ресоциализации личности правонарушителя).

     Категория общения как коммуникативного процесса, в условиях которого происходит обмен  информацией, процесса выработки единой стратегии взаимодействия и взаимопонимания  между людьми. Юридическая психология изучает формы общения и взаимодействия в коллективах юристов-профессионалов; факторы формирования преступных групп  и специфики групповой преступной деятельности; общение в группах  осужденных; общение юридических  работников с подследственными и  осужденными, влияние структуры  общения на ресоциализацию правонарушителей. 

     4. Принципы юридической  психологии 

     В основе системы научного знания, как  известно, лежат определенные принципы, т.е. основные положения, позиции, которые  определяют методические подходы к  проведению исследований, объяснению наблюдаемых феноменов, обработке  и трактовке результатов. Юридическая  психология опирается на принципы, установленные в общей психологии, трактуя их применительно к своей  области знания. В качестве основных принципов юридической психологии следует выделить следующие.

     Принцип объективности при исследовании психики в условиях правовых взаимоотношений. Данный принцип требует, чтобы при изучении поведения людей в условиях законопослушного или протиправного поведения следователь и суд руководствовались объективными показателями проявления психических процессов, состояний и поступков человека. Поэтому первостепенную роль в установлении истины играют методы объективного наблюдения, лабораторного и натурного экспериментов, сбора и анализа фактов, вещественных доказательств, экспертных оценок и т.п., тогда как субъективные и проективные тесты играют вспомогательную роль. При оценке личности индивида в процессе следствия и судебного разбирательства важно избежать субъективизма и необоснованности заключений.

     Принцип детерминизма (причинной обусловленности) в области правовых отношений. Этот принцип побуждает нас не только фиксировать определенное явление (поступок), но и обнаруживать причины, факторы, обусловившие его возникновение. Различные формы асоциального поведения могут быть детерминированы комплексом природных психофизиологических, индивидуально-психологических свойств личности, а также объективных условий ее формирования в определенной социальной среде (семья, социальные взаимосвязи, школа, социально-экономические проблемы и т.д.).

     Принцип детерминизма позволяет не только искать факторы, обусловившие протиправное поведение  человека, но и прогнозировать его  дальнейшее развитие в зависимости  от методов воздействия на него в  процессе следствия, отбытия наказания, его готовности к ресоциализации и социальной реабилитации.

     Принцип единства сознания и  деятельности. Становление этого принципа в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов) связано с пониманием деятельности как ведущего фактора формирования личности. Именно включенность личности в определенные виды деятельности (продуктивной, социально-позитивной или асоциальной) обусловливает становление определенного типа поведения и формирования законопослушного или противоправного сознания человека.

     Принцип развития. Из этого принципа следует, что личность на всем протяжении своего жизненного пути подвергается влиянию окружающей среды, конкретных условий общения и взаимодействия с людьми, благодаря чему субъект усваивает определенную информацию и приобретает новые свойства и качества. Личность не остается неизменной, а в зависимости от складывающихся обстоятельств может изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. Юристу важно понимать, под влиянием каких объективных и субъективных факторов сознание правопослушного подростка деформировалось и превратилось в стимул противоправного поведения. Принцип развития утверждает также, что всякое воспитательное воздействие на человека, особенно на ребенка, производит определенный развивающий эффект (Л.С. Выготский) как положительного, так и отрицательного порядка. Так, неблагоприятный психологический климат в семье или учебной группе может обусловить развитие агрессивности у подростка.

     Принцип личностного подхода. Юридическая психология имеет своим объектом прежде всего личность как субъекта правопослушной или антиправовой деятельности, т.е. лицо, выражающее определенное отношение к нормам права. Поэтому важно исследовать, как объективные факторы внешней социальной и природной среды воздействуют и преломляются через сознание конкретной личности, обладающей определенными интеллектуальными и характерологическими особенностями, а также переживающей определенные психические состояния, опосредующие формирование асоциальных форм поведения.

     Принцип системности. Внедрение в психологию этого принципа (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов) привело исследователей к пониманию психики человека не как комплекса отдельных процессов и свойств, а как единого целостного образования – системы, в которой все когнитивные, коммуникативные и регулятивные функции взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга. Деятельность человека понимается как целенаправленный, мотивированный и саморегулирующийся процесс. Одним из проявлений саморегуляции поведения является тот факт, что при всей изменчивости личность стремится к гомеостату, т.е. сохранению внутреннего равновесия своей структуры. Для юридической психологии это положение важно, чтобы объяснить наличие психической «нормы», нормального, т.е. адаптированного к нормам права поведения. При изучении каких-либо актов поведения мы должны учитывать всю систему свойств личности. При оценке конкретного противоправного действия человека необходимо изучить структуру его личности в целом, его мотивацию, целенаправленность, индивидуально-психологические свойства.

     Юридическая психология как наука, интегрирующая  в себя психологические и юридические  знания, наряду с общепсихологическими принципами должна соблюдать и основополагающие принципы, лежащие в основе правовой науки и действующего законодательства (В.В. Романов). Эти принципы хорошо известны специалистам в области юриспруденции, так как они законодательно введены  в область права: соблюдение законности, равенства граждан перед законом, презумпции невиновности, справедливости, гуманности. Принцип законности означает, что в процессе расследования и рассмотрения дела в суде необходимо соблюдать определенные нормы, установленные государством и закрепленные в соответствующих статьях Конституции, в уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном кодексах.

     Принцип равенства граждан  перед законом отражает традиции демократизма гражданского общества, необходимость объективного подхода к анализу деятельности субъекта независимо от его общественного и имущественного положения.

     Принцип презумпции невиновности означает недопустимость предубежденного и необъективного подхода к расследованию дела, поспешного и субъективного подхода к принятию обвинительного заключения. Поэтому каждый обвиняемый имеет право на защиту. Установка следователя на виновность подозреваемых, целенаправленный в сторону обвинения подход и предвзятая трактовка фактов является одним из признаков профессиональной деформации юриста.

     Принцип справедливости требует, чтобы при расследовании и разбирательстве дела участники судопроизводства опирались только на объективные доказательства и факты, исходя из правовых норм, а также определяли меру наказания в соответствии с характером совершенного деяния. Нарушение этого принципа приводит к грубым ошибкам следствия и решения суда.

     Принцип гуманности требует уважения к личности в процессе судебно-психологических расследований, соблюдения норм этики, недопустимости попрания человеческого достоинства субъекта. В этой связи существуют определенные ограничения в применении отдельных методов и рекомендаций. Так, недопустимо применение аппаратурных методик, вызывающих болевые ощущения и эмоциональный стресс, методов силовых и физических воздействий, психологического давления, внушения (суггестии), гипноза, запугивания подследственных с целью получения желаемых показаний. Недопустимо проведение экспериментов, унижающих достоинство человека или наносящих вред его психическому и физическому здоровью. При допросе недопустима постановка наводящих или подсказывающих вопросов, так как они содержат элементы внушения.

     Таким образом, применение различных методов  воздействия на личность в условиях следствия и разбирательства  в суде должно, с одной стороны, основываться на знании законов общей  психологии и психологии личности, а с другой – осуществляться в  рамках определенных правовых норм. 

     5. Задачи юридической  психологии 

     Задачи, которые призвана решать юридическая  психология, опосредованы многообразием  и сложностью теоретических и  практических проблем, которые входят в сферу деятельности работников юриспруденции. К основным задачам  юридической психологии можно отнести  следующие:

     – изучение психологических механизмов противоправного поведения; факторов, способствующих формированию преступной мотивации и целенаправленности; способов их профилактики;

     – разработка психологических методов  определения свойств и состояний  личности, а также изучение их влияния  на поведение личности в криминогенной  ситуации, что необходимо для понимания  «человеческого фактора» в системе  правовых отношений и принятия справедливых судебных решений, касающихся прав и  интересов людей;

     – изучение (совместно с криминологами  и патопсихологами) таких факторов правонарушений, как состяние «вменяемости»  – «невменяемости», патологических черт характера, личностной незрелости (инфантилизма), внушаемости, низкой социальной адаптации, соответствия умственного  развития возрасту субъектов правонарушений и т.п.;

     – изучение возрастной динамики противоправного  поведения и факторов, опосредующих преступность среди несовершеннолетних;

     – изучение психологических механизмов роста преступности в условиях социально-экономических  и политических преобразований в  обществе;

     – разработка эффективных методов  организации исправительно-трудовой деятельности осужденных и прогнозирования  их готовности к ресоциализации;

     – разработка рациональных методов взаимодействия с потерпевшими и свидетелями  с целью получения объективных  показаний по делу;

     – изучение психологической структуры  профессиональной деятельности работников правоохранительной системы (следователей, адвокатов, судей, прокуроров), осуществление  профессиографии и психографии  их деятельности;

     – психологическое обучение сотрудников  правоохранительной системы с целью  формирования профессионально важных свойств личности, в частности  способностей психологического анализа  субъектов противоправного поведения, индивидуальных и групповых преступлений;

     – обеспечение участия специалистов в проведении судебно-психологической  экспертизы в процессе расследования  и рассмотрения уголовных дел, а  также иных видов правонарушений;

     – обеспечение психологической службы в правоохранительной системе с  целью оказания консультативной  и практической помощи должностным  лицам в этой системе при осуществлении  их процессуальных действий (проведения следственного эксперимента, обыска, допроса, опознания) с соблюдением  предусмотренных законом свобод и прав личности граждан;

     – разработка психодиагностических методов  профотбора и лонгитюдного контроля деятельности должностных лиц системы  правоохранения, формирования адекватной мотивации и профилактики профессиональной деформации;

     – организация работы с населением с целью психологического просвещения  и проведения профилактики правонарушений среди различных групп граждан.

     Решая эти задачи, юридическая психология содействует совершенствованию  правоохранительной и правоприменительной  деятельности, оказывает существенную помощь юристам различных специальностей в решении их профессиональных задач. 

Информация о работе Понятие юридической психологии