Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:38, контрольная работа
Возникновение и развитие новой отрасли психологической или какой-либо другой науки вызываются объективными причинами: с одной стороны, «саморазвитием» научного знания, с другой — социальным заказом, то есть заказом практики. Для получения статуса науки отрасль знания должна иметь специфические предмет и методы исследования, понятийный аппарат, систему, структуру и задачи. При этом предмет науки является производным, связанным с объектом исследования.
Категория деятельности как целенаправленной активности человка, обеспечивающей создание материальных и духовных ценностей. В общей психологии выделяют такие виды продуктивной деятельности, как учение, игра, труд. Юридическая психология изучает деятельность в сфере уголовно-правовых и гражданско-правовых отношений, т.е. в системе «человек-право». При этом исследуются психологические особенности профессиональной деятельности в области правоохранения (профессиограммы следователя, адвоката и т.п.).
Категория
противоправной деятельности – это
специфический вид
Категория
общения как коммуникативного процесса,
в условиях которого происходит обмен
информацией, процесса выработки единой
стратегии взаимодействия и взаимопонимания
между людьми. Юридическая психология
изучает формы общения и
4.
Принципы юридической
психологии
В
основе системы научного знания, как
известно, лежат определенные принципы,
т.е. основные положения, позиции, которые
определяют методические подходы к
проведению исследований, объяснению
наблюдаемых феноменов, обработке
и трактовке результатов. Юридическая
психология опирается на принципы,
установленные в общей
Принцип объективности при исследовании психики в условиях правовых взаимоотношений. Данный принцип требует, чтобы при изучении поведения людей в условиях законопослушного или протиправного поведения следователь и суд руководствовались объективными показателями проявления психических процессов, состояний и поступков человека. Поэтому первостепенную роль в установлении истины играют методы объективного наблюдения, лабораторного и натурного экспериментов, сбора и анализа фактов, вещественных доказательств, экспертных оценок и т.п., тогда как субъективные и проективные тесты играют вспомогательную роль. При оценке личности индивида в процессе следствия и судебного разбирательства важно избежать субъективизма и необоснованности заключений.
Принцип детерминизма (причинной обусловленности) в области правовых отношений. Этот принцип побуждает нас не только фиксировать определенное явление (поступок), но и обнаруживать причины, факторы, обусловившие его возникновение. Различные формы асоциального поведения могут быть детерминированы комплексом природных психофизиологических, индивидуально-психологических свойств личности, а также объективных условий ее формирования в определенной социальной среде (семья, социальные взаимосвязи, школа, социально-экономические проблемы и т.д.).
Принцип детерминизма позволяет не только искать факторы, обусловившие протиправное поведение человека, но и прогнозировать его дальнейшее развитие в зависимости от методов воздействия на него в процессе следствия, отбытия наказания, его готовности к ресоциализации и социальной реабилитации.
Принцип единства сознания и деятельности. Становление этого принципа в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов) связано с пониманием деятельности как ведущего фактора формирования личности. Именно включенность личности в определенные виды деятельности (продуктивной, социально-позитивной или асоциальной) обусловливает становление определенного типа поведения и формирования законопослушного или противоправного сознания человека.
Принцип развития. Из этого принципа следует, что личность на всем протяжении своего жизненного пути подвергается влиянию окружающей среды, конкретных условий общения и взаимодействия с людьми, благодаря чему субъект усваивает определенную информацию и приобретает новые свойства и качества. Личность не остается неизменной, а в зависимости от складывающихся обстоятельств может изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. Юристу важно понимать, под влиянием каких объективных и субъективных факторов сознание правопослушного подростка деформировалось и превратилось в стимул противоправного поведения. Принцип развития утверждает также, что всякое воспитательное воздействие на человека, особенно на ребенка, производит определенный развивающий эффект (Л.С. Выготский) как положительного, так и отрицательного порядка. Так, неблагоприятный психологический климат в семье или учебной группе может обусловить развитие агрессивности у подростка.
Принцип личностного подхода. Юридическая психология имеет своим объектом прежде всего личность как субъекта правопослушной или антиправовой деятельности, т.е. лицо, выражающее определенное отношение к нормам права. Поэтому важно исследовать, как объективные факторы внешней социальной и природной среды воздействуют и преломляются через сознание конкретной личности, обладающей определенными интеллектуальными и характерологическими особенностями, а также переживающей определенные психические состояния, опосредующие формирование асоциальных форм поведения.
Принцип системности. Внедрение в психологию этого принципа (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов) привело исследователей к пониманию психики человека не как комплекса отдельных процессов и свойств, а как единого целостного образования – системы, в которой все когнитивные, коммуникативные и регулятивные функции взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга. Деятельность человека понимается как целенаправленный, мотивированный и саморегулирующийся процесс. Одним из проявлений саморегуляции поведения является тот факт, что при всей изменчивости личность стремится к гомеостату, т.е. сохранению внутреннего равновесия своей структуры. Для юридической психологии это положение важно, чтобы объяснить наличие психической «нормы», нормального, т.е. адаптированного к нормам права поведения. При изучении каких-либо актов поведения мы должны учитывать всю систему свойств личности. При оценке конкретного противоправного действия человека необходимо изучить структуру его личности в целом, его мотивацию, целенаправленность, индивидуально-психологические свойства.
Юридическая
психология как наука, интегрирующая
в себя психологические и юридические
знания, наряду с общепсихологическими
принципами должна соблюдать и основополагающие
принципы, лежащие в основе правовой
науки и действующего законодательства
(В.В. Романов). Эти принципы хорошо известны
специалистам в области юриспруденции,
так как они законодательно введены
в область права: соблюдение законности,
равенства граждан перед
Принцип равенства граждан перед законом отражает традиции демократизма гражданского общества, необходимость объективного подхода к анализу деятельности субъекта независимо от его общественного и имущественного положения.
Принцип презумпции невиновности означает недопустимость предубежденного и необъективного подхода к расследованию дела, поспешного и субъективного подхода к принятию обвинительного заключения. Поэтому каждый обвиняемый имеет право на защиту. Установка следователя на виновность подозреваемых, целенаправленный в сторону обвинения подход и предвзятая трактовка фактов является одним из признаков профессиональной деформации юриста.
Принцип справедливости требует, чтобы при расследовании и разбирательстве дела участники судопроизводства опирались только на объективные доказательства и факты, исходя из правовых норм, а также определяли меру наказания в соответствии с характером совершенного деяния. Нарушение этого принципа приводит к грубым ошибкам следствия и решения суда.
Принцип гуманности требует уважения к личности в процессе судебно-психологических расследований, соблюдения норм этики, недопустимости попрания человеческого достоинства субъекта. В этой связи существуют определенные ограничения в применении отдельных методов и рекомендаций. Так, недопустимо применение аппаратурных методик, вызывающих болевые ощущения и эмоциональный стресс, методов силовых и физических воздействий, психологического давления, внушения (суггестии), гипноза, запугивания подследственных с целью получения желаемых показаний. Недопустимо проведение экспериментов, унижающих достоинство человека или наносящих вред его психическому и физическому здоровью. При допросе недопустима постановка наводящих или подсказывающих вопросов, так как они содержат элементы внушения.
Таким
образом, применение различных методов
воздействия на личность в условиях
следствия и разбирательства
в суде должно, с одной стороны,
основываться на знании законов общей
психологии и психологии личности,
а с другой – осуществляться в
рамках определенных правовых норм.
5.
Задачи юридической
психологии
Задачи, которые призвана решать юридическая психология, опосредованы многообразием и сложностью теоретических и практических проблем, которые входят в сферу деятельности работников юриспруденции. К основным задачам юридической психологии можно отнести следующие:
–
изучение психологических механизмов
противоправного поведения; факторов,
способствующих формированию преступной
мотивации и
–
разработка психологических методов
определения свойств и
– изучение (совместно с криминологами и патопсихологами) таких факторов правонарушений, как состяние «вменяемости» – «невменяемости», патологических черт характера, личностной незрелости (инфантилизма), внушаемости, низкой социальной адаптации, соответствия умственного развития возрасту субъектов правонарушений и т.п.;
– изучение возрастной динамики противоправного поведения и факторов, опосредующих преступность среди несовершеннолетних;
– изучение психологических механизмов роста преступности в условиях социально-экономических и политических преобразований в обществе;
–
разработка эффективных методов
организации исправительно-
– разработка рациональных методов взаимодействия с потерпевшими и свидетелями с целью получения объективных показаний по делу;
– изучение психологической структуры профессиональной деятельности работников правоохранительной системы (следователей, адвокатов, судей, прокуроров), осуществление профессиографии и психографии их деятельности;
–
психологическое обучение сотрудников
правоохранительной системы с целью
формирования профессионально важных
свойств личности, в частности
способностей психологического анализа
субъектов противоправного
–
обеспечение участия
–
обеспечение психологической
– разработка психодиагностических методов профотбора и лонгитюдного контроля деятельности должностных лиц системы правоохранения, формирования адекватной мотивации и профилактики профессиональной деформации;
– организация работы с населением с целью психологического просвещения и проведения профилактики правонарушений среди различных групп граждан.
Решая
эти задачи, юридическая психология
содействует совершенствованию
правоохранительной и правоприменительной
деятельности, оказывает существенную
помощь юристам различных