Понятие юридической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение и развитие новой отрасли психологической или какой-либо другой науки вызываются объективными причинами: с одной стороны, «саморазвитием» научного знания, с другой — социальным заказом, то есть заказом практики. Для получения статуса науки отрасль знания должна иметь специфические предмет и методы исследования, понятийный аппарат, систему, структуру и задачи. При этом предмет науки является производным, связанным с объектом исследования.

Файлы: 1 файл

Московская Открытая Социальная Академи1.docx

— 29.64 Кб (Скачать)

     Московская  Открытая Социальная Академия

     Калмыцкий филиал

     Социально – психологический факультет

     Заочное отделение 
 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа

     По  дисциплине:

     Юридическая психология

     На  тему:

     «Понятие  юридической психологи» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Шипулина Ю.В.

     5 курс 
 

     1. Предмет юридической  психологии 

     Возникновение и развитие новой отрасли психологической  или какой-либо другой науки вызываются объективными причинами: с одной  стороны, «саморазвитием» научного знания, с другой — социальным заказом, то есть заказом практики. Для получения  статуса науки отрасль знания должна иметь специфические предмет  и методы исследования, понятийный аппарат, систему, структуру и задачи. При этом предмет науки является производным, связанным с объектом исследования.

     Предмет науки неразрывно связан с объектом, они имеют схожие черты. Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что  в предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки. Объект — это выделенная часть  объективной реальности, которую  можно осознать как существующую материально или идеально. Предмет  — это познаваемая, исследованная  и исследуемая часть объекта.

     Юридическая психология – одна из отраслей общей  психологии. Объектом изучения психологической  науки являются общие закономерности сознания и поведения человека как  субъекта деятельности. Психические  процессы и свойства личности специфически проявляются и формируются в  различных видах деятельности, в  связи с чем выделяются прикладные отрасли психологии, исследующие  соответствующие теоретические  и практические проблемы поведения  человека (педагогические, социальной психологии, психологии труда, патопсихологии и др.).

     Выделение юридической психологии как самостоятельной  научной области исследования и  учебной дисциплины связано с  особыми правовыми аспектами  человеческой деятельности. Человек  как личность формируется и существует в системе общественных отношений, являясь социальным существом, для  которого характерны целенаправленность и саморегуляция. Необходимым условием существования любой общественной формации, как известно, служат разработанные людьми нормы права, которые регулируют поведение и взаимоотношения между индивидами, между личностью и обществом.

     Предметом юридической психологии является изучение закономерностей поведения людей  в системе правовых отношений, а  также структуры и видов юридической  деятельности. Юридическая психология осуществляет синтез основ психологических  знаний и основ юриспруденции. Будучи социальным существом, человек организует свою деятельность в соответствии с  определенными правилами-нормами  поведения, обязательными для конкретных групп, классов или общества в  целом. Как отмечает В.Л. Васильев, все нормы поведения можно разделить на экотехнические (регулирующие использование природных ресурсов и орудий труда) и социальные нормы, которые регулируют отношения между людьми. Социальные нормы включают в себя обычаи, мораль и право. Обычаи (традиции) влияют на организацию поведения представителей определенных этнических и религиозных групп; мораль – принятые в обществе нормы нравственного поведения (например, христианские заповеди, правила рыцарской чести, культуры поведения), которые могут приводить субъекта не к юридической ответственности, а только к общественному порицанию. И, наконец, право – это принятые в обществе законы поведения, требующие воздержания от действий, наносящих отдельным лицам, группам лиц или государству в целом различные виды ущерба, или совершения необходимых действий в определенных условиях как выполнение гражданского долга.

     Если  юрист как специалист в области  права рассматривает действия людей  в соответствии с определенными  статьями конституции, гражданского и  уголовного кодексов, то юридический  психолог прежде всего изучает человека как личность обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, работника правоохранительной системы с точки зрения влияния психических процессов и свойств на особенности противоправного или нормативного поведения.

 

      2. Место юридической  психологии в системе  психологических  и юридических  знаний 

     Находясь  на границе психологии и юриспруденции, юридическая психология определенным образом включается как в систему  психологических, так и в систему  юридических наук и учебных дисциплин. Будучи прикладной отраслью психологической  науки, юридическая психология органически  связана с другими отраслями  психологии. Эта связь обусловлена, во-первых, тем, что общим объектом для них всех является личность человека как субъекта деятельности; во-вторых, тем, что в различных условиях и видах деятельности личность подвергается различным видам деформации. Фактически юрист и юридический психолог изучают не какого-то абстрактного человека, а именно личность в конкретных условиях учебной, производственной, военной, правоохранительной, коммуникативной  и других видов деятельности с  точки зрения их соответствия правовым нормам.

     Междисциплинарные связи юридической психологии с  другими отраслями психологической  науки могут быть представлены в  виде схемы.

     Связь юридической психологии с общей  психологией состоит в том, что  при анализе поведения субъектов  правовых отношений мы опираемся  на установленные общепсихологические  законы организации целенаправленной деятельности человека.

     Возрастная  психология вносит свой существенный вклад в раскрытие онтогенеза личности, понимание деструктивных  факторов девиантного и деликвентного  поведения подростков и взрослых. Педагогическая психология позволяет  раскрыть роль конкретных условий воспитания в формировании мотивации поведения  и правосознания личности. Взаимодействие юридической психологии с психологией  труда необходимо для раскрытия  профессиональной ориентации личности, ее конкретного вклада или нанесения  ущерба производственным процессам, профессиональной ориентации личности, профессиографического анализа деятельности юриста.

     Особенно  тесны связи юридической психологии с социальной психологией, которая  раскрывает механизмы общения и  правового взаимодействия людей  в их индивидуальной, групповой и  общественной деятельности.

     При рассмотрении многих профессиональных вопросов юридическая психология опирается  на данные патопсихологии и медицинской  психологии, раскрывающих роль филогенетических и онтогенетических механизмов патологии  психики в развитии протиправного  поведения. Б.Ф. Ломов отмечает, что  многие явления, изучаемые юридической  наукой, не могут быть поняты без  раскрытия роли в них психологических  факторов, без знания механизмов индивидуального  и группового поведения людей, без  анализа психологических свойств  и особенностей личности.

     Поскольку юридическая психология интегрирована  в систему юридических дисциплин, следует указать на ее взаимосвязь  с основными из них. Так, по мнению В.В. Романова, речь идет прежде всего  о ее связи с уголовным правом и уголовным процессом. Основной целью уголовно-процессуальной деятельности правоохранительных органов является рассмотрение уголовных дел и  установление истины по делу. Сам процесс  поиска и доказывания истины протекает  в соответствии с установленными в психологии закономерностями познавательных и эмоционально-волевых процессов  человека как субъекта деятельности. Практика судопрозводства показывает, что учет этих закономерностей существенным образом влияет на успешность установления истины по делу и принятие адекватных судебных решений.

     В этой связи в ряде уголовно-процессуальных норм имеет место отражение указанных  психологических закономерностей  как необходимого условия достоверности результатов расследования и вынесения справедливого заключения (например, учета эмоциональных состояний обвиняемых, психологических особенностей потерпевших и т.п.). Судебное разбираетельство нельзя рассматривать как процесс психологического исследования, однако исторический опыт развития права требует учета психологических факторов для установления истины. Наука уголовного права при изучении уголовно-правовых проблем опирается на юридическую психологию в рассмотрении субъективных факторов преступного поведения, психологической структуры личности преступника, его мотивационной и эмоционально-волевой сферы, уровня интеллектуального развития, психических состояний в момент совершения преступления: аффекты, стрессы, беспомощное состояние и т.п.

     Тесная  связь наблюдается между юридической  психологией, криминалистикой и  криминологией. История развития криминалистики свидетельствует о большой роли психологических факторов в организации  и совершении преступлений, а также  их расследовании. Юридическая психология оказывает существенную помощь криминалистике в разработке следственной тактики  и выборе методов расследования  преступлений. Связь с криминологией  как наукой о преступном поведении  выражается в том, что она в  развитии своего категориального аппарата и методов должна опираться на психологическую методологию личности как субъекта протиправного поведения. Юридическая психология привлекает внимание криминологов к тем свойствам  личности, которые обусловливают  преступные действия. К таким свойствам  следует отнести мотивацию и  направленность (структуру интересов  и потребностей), характерологические  свойства (отношения к нормам морали), уровень правосознания, психофизиологические свойства и т.д.

     Следует отметить также тесную связь юридической  психологии с гражданским процессом  и гражданским правом. Гражданский  процесс имеет свои специфические  особенности при рассмотрении познавательно-психологической деятельности. Так, если в уголовном процессе материалы предварительного следствия уже содержат созданную следователем модель изучаемого правонарушения, то в гражданском процессе концептуальная модель устанавливаемых фактов строится самим судьей в ходе подготовки дела. Связь юридической психологии с гражданским правом проявляется в решении ряда правовых проблем. Например, проблема компенсации морального вреда, связанная с причинением лицу нравственных страданий, должна быть всесторонне исследована и решаться с учетом индивидуальных особенностей человека, которому причинен ущерб.

     Традиционными являются связи между юридической  психологией и судебной психиатрией. Эта связь осуществляется в изучении пограничных состояний человеческой психики, находящихся между нормой и патологией (изучение психопатических  личностей, проведение комплексной  психологопсихиатрической экспертизы и т.п.). 

     3. Основные категории  юридической психологии 

     Юридическая психология, как и другие отрасли  науки, имеет свою методологию, обеспечивающую создание концептуальной модели соответствующей  системы понятий (категорий) и методологический аппарат исследования своего предмета.

     Методология (от греч. methodos – путь познания, logos –  понятие, учение) – это система  категорий и принципов, лежащих  в основе научного знания и определяющих направление теоретических и  прикладных исследований в определенной отрасли науки.

     Категориальный  аппарат юридической психологии охватывает систему основных базовых  понятий, в которых отражаются специфические  стороны тех психических реальностей, которые изучает юридическая психология. Такими категориями в юридической психологии является следующие.

     Категория сознания как осуществляемая мозгом человека высшая форма отражения  природной и социальной среды, служащая средством регуляции поведения.

     Категория правосознания. Опираясь на принятое в  общей психологии понятие сознания, юридическая психология оперирует  также производным от него понятием «правосознание», характеризующим  отношение личности к нормам права, в связи с чем различают  правопослушное (нормативное) и протиправное (преступное) поведение.

     Категория личности – субъекта сознательной целенаправленной деятельности. Основным объектом изучения в юридической  психологии является именно личность как в общепсихическом понимании, так и в специфических, регулируемых правом формах поведения. В ней изучается  личность профессионала в конкретных видах юридической практики (следователя, прокурора, адвоката, судьи) с присущими  им функциями, отражаемыми в психограммах специалиста. При этом изучается  личность правонарушителя и преступника  с присущей ей мотивацией и деформированным  правосознанием, а также личность потерпевшего и свидетеля. Изучение личности во всех указанных аспектах – необходимое условие обнаружения  истины по гражданским и уголовным  делам.

Информация о работе Понятие юридической психологии