Подростковая наркомания

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:30, реферат

Краткое описание

В жизнь человеческого общества наркотики вошли несколько тысячелетий тому назад. Употребление наркотиков первоначально было связано с религиозными и бытовыми обычаями в местах произрастания содержащих их растений – так называемых зонных, очагах природного наркотизма. Такими зонами являются: Азия, где растут опийный мак (содержащий опий, затем преобразующийся в морфий) и дающая гашиш конопля; Южная и Латинская Америка (растение кока(кат), из которого добывается кокаин); Северная Африка (индийская конопля – из пыльцы которой получают гашиш, марихуану, анашу) [1].

Оглавление

Введение
Глава 1. Характеристика подростковой наркомании
Особенности формирования подростковой наркомании
Факторы, причины, признаки наркомании среди подростков
Глава 2. Профилактика подростковой наркомании
2.1. Социально-педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.84 Кб (Скачать)

В специальной литературе в последнее  время все распространенным становится еще одно название рассматриваемой  реальности – аддиктивное поведение. В переводе с английского «addiction» - склонность к чему-либо (обычно дурному), пагубная привычка.

Удельный вес проб наркотиков приходится на подростковый возраст. Мотивами употребления ПАВ в большинстве случаев являются: стремление испытать новые ощущения, «убежать» от реальности(затянувшийся конфликт с родителями, педагогами, длительное нервное напряжение), протест против «навязчивых норм поведения».

У людей употребляющих наркотики в короткие сроки развиваются тяжелые медицинские последствия хронического отравления организма: поражение внутренних органов, нервной системы, головного мозга. Отсюда – разнообразные психические расстройства и нарастающая деградация личности, постепенная полная инвалидизация, высокая смертность. Наркоманы разрушают себя не только физически, но и духовно. Для них характерны такие изменения психики, как душевная опустошенность, черствость, холодность, утрата способности к сопереживанию, к эмоциональному контакту, глубокий эгоизм. Угасают все влечения и потребности, у подростков пропадает интерес к учебе, новые знания ими усваиваются с трудом, а полученные – утрачиваются. Развивается равнодушие к близким, неспособность критически оценивать свое поведение.

Значительную социальную опасность  наркомании представляют с точки  зрения криминогенности, то есть как  фактор, порождающий преступность. Подростки все чаще привлекаются в преступные группировки взрослых: использование несовершеннолетних в преступной деятельности позволяет  преступным группировкам избежать уголовной  ответственности, а это ведет  к еще большему вовлечению подростков в эту сферу.

Наиболее частым преступлением  является грабеж. Появился такой вид  «деятельности» как вымогательство школьников у школьников. В последние  годы появилась новая тенденция. Раньше преступления совершали дети из неблагополучных, асоциальных семей. Сейчас – из благополучных. Первые грабили киоски, вторые – совершают  тяжкие преступления, грабежи, торгуют  наркотиками, то есть внешнее благополучие семей может быть обманчиво.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Факторы, причины, признаки  наркомании среди подростков

В докладе Всемирной организации  здравоохранения о причинах наркомании говорится, что основные причины  наркомании связываются прежде всего  с:

1) особенностями характера наркоманов;

2) психическими и физическими  расстройствами его организма; 

3) социально-культурным влиянием  на его личность.

Данная классификация рассматривается  на микро-, мезо - и макроуровнях.

1. Микроуровень

Здесь различают биологические  и психологические причины.

Среди биологических факторов особенно выделяются:

— природа наркотического вещества, которым злоупотребляет подросток, а также способ его введения;

— потребности в принятии наркотика, которые вызваны чувством голода, усилением половой потенции, хроническим  переутомлением организма, болезнью, когда  провоцируется употребление «спасительных  доз наркотиков». Соматические заболевания, требующие принятия «успокоительных» или «снимающих боль» препаратов, ведут к возникновению лекарственной  зависимости, превращающей больного в  наркомана.

Психологические факторы включают в себя:

— привлекательность на психическом  уровне возникающих ощущений и переживаний;

— стремление к самоутверждению;

— отсутствие устойчивых, позитивно  ориентированных социальных интересов;

— расстройства психики неорганической природы, такие как социальный стресс, период полового созревания, разочарования, крушение жизненных интересов, страх  и тревога. Субъективная причина  неудовлетворенности жизнью рассматривается в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, не обеспечивающей условия для проведения свободного времени, что особенно важно для подростков, социальной несправедливостью, неустроенностью быта, неуспехами в учебе, разочарованием в людях и т. д.;

— особенности личностной акцентуации  подростка.

Наиболее значимыми типами акцентуации  характера, оказывающими влияние на формирование наркотической зависимости, являются:

— эпилептоидный тип — при  употреблении наркотиков и алкоголя происходит наиболее быстрое формирование зависимости;

— неустойчивый тип — уровень  высокого риска;

— конформный тип — характеризуется  высокой внушаемостью и быстрым  формированием наркотической зависимости;

— астенический тип — для него характерно употребление наркотиков или  алкоголя для стимуляции настроения;

— шизоидный тип — употребление наркотиков (опий, героин) и алкоголя для улучшения контакта;

— истерический тип — в основном, происходит употребление алкоголя и  стимуляторов.

2. Мезоуровень

Основные причины наркомании среди  несовершеннолетних на этом уровне следует  искать, как считают специалисты, в условиях воспитания. То есть можно  говорить о социально-педагогических и социальных причинах.

Социально-педагогические факторы  зависят от воспитания ребенка в  семье и его адаптации в  школьном коллективе.

Зачастую ошибки и просчеты воспитания в детском и юношеском возрасте имеют тяжелые последствия. Подростки  усваивают чуждую нормальному человеческому  обществу психологию, воспринимают из окружающей среды аморальный образ  жизни, копируют циничные манеры поведения. Они с пренебрежением относятся к общественным требованиям, выраженным в моральных и правовых нормах, к советам и наставлениям старших. Регрессивные моменты в развитии духовного мира личности закономерно проявляются в ее поведении. Поступки и действия молодых людей постепенно утрачивают характер невинного мальчишеского озорства, все чаще и чаще приобретая опасную для общества направленность. В тех случаях, когда эти поступки и действия наносят вред обществу и его членам, они неизбежно вступают в конфликт с законом.

Аномалии психического развития ребенка  чаще всего связывают с неправильным построением взаимоотношений «мать-ребенок». Замечено, что в каком психическом  состоянии находится мать (или  лицо, ее заменяющее), в таком состоянии  будет находиться и ребенок, особенно до 5 лет. Какие эмоции, поступки, реакции  демонстрирует мать, такие же реакции  будут формироваться у ребенка.

К социальным факторам относят  две  причины: мода (престижность приема наркотиков или других психоактивных веществ) и влияние референтной группы, которая имеет решающее значение из всех вышеперечисленных факторов.

По мнению ученых, наиболее склонны  к употреблению наркотиков следующие  типы подростковых групп:

— территориальные группы, формирующиеся  из сверстников по месту учебы  или жительства. Это свободные, слабо  регламентированные объединения. Основными  психоактивными веществами, употребляемыми в них, являются алкоголь и дешевые  наркотики;

— делинквентные и криминальные группы. Эти группы жестко регламентированы и крепко сбиты. В них очень  высока роль лидера, четко представлена иерархическая структура. Даже личностно  слабые индивиды, называемые «шестерками», держатся за группу, так как она  защищает их от других подростков, создавая некоторое подобие психологического комфорта. Эти группы немногочисленны, но часто стараются вовлечь в  свою среду новичков, склонных к злоупотреблению наркотиками. Причем на первых порах их снабжают наркотиками бесплатно.

Лидер в этих группах, как правило, совершеннолетний наркоман со стажем, которого называют «учителем» или «дедом». Другие роли в этой группе могут  быть следующие: «шустрила» — ищет источник снабжения наркотиками; «гонец»  — переносит наркотики; «кролик» — является «испытательным полигоном» для новых наркотиков, он получает наркотик бесплатно.

Другими видами групп высокого риска  являются:

— «панки» — агрессивные группы, в основном, употребляющие алкоголь и стимуляторы;

— «хиппи» — открытые, доброжелательные, но рассматривающие наркотики как  неотъемлемый атрибут своей субкультуры;

— «металлисты» — склонны к  употреблению алипола и психоделических  препаратов;

— «мажоры» —свободные группы подростков старшего возраста из очень обеспеченных семей; употребляют дорогие алкогольные  напитки, гашиш, кокаин, крэк;

— «фанаты» — страстные болельщики — группы высокого риска; употребляют  все и в больших количествах.

3. Макроуровень

Эти причины связывают с социально-культурными  факторами:

— влияние культуры, и в частности  субкультуры, на подростка. Взаимоотношения  подростка и окружающего его  культурного поля не так очевидны, как взаимоотношения, складывающиеся на микро - и мезоуровне, но они существуют и накладывают свой отпечаток на формирование психической сферы, психических реакций, влечений и пр. К культурному полю относят родной язык как выражение общественного сознания, ведущую религию, устройство быта, пищу, обряды и ритуалы и многое другое, что определяет этническую принадлежность. Некоторые молодежные субкультуры включают наркотики как неотъемлемый, обязательный элемент, например, стиль «рэйв» (сумасшествие) предполагает прием наркотика «экстази», а стиль хиппи предполагает употребление конопли и т. д.

— замалчивание проблемы наркотизации молодежи. Советское общество, много  занимаясь пьянством и алкоголизмом, на проблему наркомании и токсикомании закрыло глаза, делая вид, что  ее нет. У нас были засекречены  статистические данные о распространении  преступности, частоте самоубийств, уровне потребления алкоголя и наркотиков.

— развал идеологических и общественных институтов, утверждение идеологии  обывательской жизни, резкое обнищание  населения с невозможностью удовлетворять  естественные потребности привели  значительное число подростков в  суррогатные культуры, насаждаемые  с Запада, увеличили число дезадаптированных  детей, которые стали решать свои проблемы с помощью наркотиков;

— доступность наркотиков.

Можно назвать три разновидности  последствий наркомании, взаимосвязанные  между собой: биологические, социально-психологические  и криминальные.

К биологическим последствиям относятся  прогрессирующее падение активности, энергетического потенциала личности, угасание влечений, биологических потребностей (еда, сон, половое влечение и др.), снижение сопротивляемости, прогрессирующее  истощение детского организма.

В самом общем виде социально-психологические  последствия наркомании можно охарактеризовать как нравственно-этическую деградацию личности ребенка. Сначала у него снижается, а затем постепенно утрачивается ценность всех других интересов и  потребностей, кроме употребления наркотиков. Наркотическое влечение меняет сложившиеся  межличностные отношения формирующейся  личности, ее социальные ориентации, а, следовательно, и всю жизнь. Окружающая социальная среда воспринимается, оценивается  наркоманом только с точки зрения возможностей, облегчающих или затрудняющих поиск и употребление наркотиков. Происходит разрыв социально полезных связей с обществом (наркоман теряет друзей, не хочет и не может учиться и работать, паразитирует). Психический комфорт возможен только при условии приема необходимой дозы наркотика.

Криминальные последствия наркомании обусловлены биологическими и социально-психологическими последствиями. Механизм этой взаимосвязи  может быть представлен в следующем  виде. Наркоман, чтобы удовлетворить  свое влечение, вынужден сначала пропускать, а затем совсем оставить работу или  учебу, поскольку полностью занят  поисками наркотика. Ввиду того, что  средств на постоянную покупку наркотика  не хватает, наркоман вынужден искать противозаконные пути их приобретения (чаще всего путем краж, ограблений и разбойных нападений). При отсутствии денег наркоман не останавливается  ни перед какими средствами для достижения цели, в том числе и убийством.

В разные периоды подросткового возраста происходит изменение отношения к наркотикам.:

10-12 лет. Интересует все, что связано с наркотиками – их действие, способ употребления. О последствии употребления если и слышали, то всерьез не воспринимают. Сами наркотики не потребляют (возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы.

12-14 лет. Основной интерес вызывает возможности употребления «легких» наркотиков – марихуана за наркотик не признается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие – из любопытства, но многие знакомы с потребителями ПАВ. О наркотиках знают много (от знакомых), но сведения недостоверны. Опасность употребления наркотиков сильно недооценивается. Говорят о проблеме между собой.

Информация о работе Подростковая наркомания