Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:30, реферат
В жизнь человеческого общества наркотики вошли несколько тысячелетий тому назад. Употребление наркотиков первоначально было связано с религиозными и бытовыми обычаями в местах произрастания содержащих их растений – так называемых зонных, очагах природного наркотизма. Такими зонами являются: Азия, где растут опийный мак (содержащий опий, затем преобразующийся в морфий) и дающая гашиш конопля; Южная и Латинская Америка (растение кока(кат), из которого добывается кокаин); Северная Африка (индийская конопля – из пыльцы которой получают гашиш, марихуану, анашу) [1].
Введение
Глава 1. Характеристика подростковой наркомании
Особенности формирования подростковой наркомании
Факторы, причины, признаки наркомании среди подростков
Глава 2. Профилактика подростковой наркомании
2.1. Социально-педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков
Заключение
Список литературы
В специальной литературе в последнее время все распространенным становится еще одно название рассматриваемой реальности – аддиктивное поведение. В переводе с английского «addiction» - склонность к чему-либо (обычно дурному), пагубная привычка.
Удельный вес проб наркотиков приходится на подростковый возраст. Мотивами употребления ПАВ в большинстве случаев являются: стремление испытать новые ощущения, «убежать» от реальности(затянувшийся конфликт с родителями, педагогами, длительное нервное напряжение), протест против «навязчивых норм поведения».
У людей употребляющих наркотики в короткие сроки развиваются тяжелые медицинские последствия хронического отравления организма: поражение внутренних органов, нервной системы, головного мозга. Отсюда – разнообразные психические расстройства и нарастающая деградация личности, постепенная полная инвалидизация, высокая смертность. Наркоманы разрушают себя не только физически, но и духовно. Для них характерны такие изменения психики, как душевная опустошенность, черствость, холодность, утрата способности к сопереживанию, к эмоциональному контакту, глубокий эгоизм. Угасают все влечения и потребности, у подростков пропадает интерес к учебе, новые знания ими усваиваются с трудом, а полученные – утрачиваются. Развивается равнодушие к близким, неспособность критически оценивать свое поведение.
Значительную социальную опасность
наркомании представляют с точки
зрения криминогенности, то есть как
фактор, порождающий преступность.
Подростки все чаще привлекаются
в преступные группировки взрослых:
использование
Наиболее частым преступлением является грабеж. Появился такой вид «деятельности» как вымогательство школьников у школьников. В последние годы появилась новая тенденция. Раньше преступления совершали дети из неблагополучных, асоциальных семей. Сейчас – из благополучных. Первые грабили киоски, вторые – совершают тяжкие преступления, грабежи, торгуют наркотиками, то есть внешнее благополучие семей может быть обманчиво.
В докладе Всемирной организации здравоохранения о причинах наркомании говорится, что основные причины наркомании связываются прежде всего с:
1) особенностями характера
2) психическими и физическими расстройствами его организма;
3) социально-культурным влиянием на его личность.
Данная классификация
1. Микроуровень
Здесь различают биологические и психологические причины.
Среди биологических факторов особенно выделяются:
— природа наркотического вещества, которым злоупотребляет подросток, а также способ его введения;
— потребности в принятии наркотика,
которые вызваны чувством голода,
усилением половой потенции, хроническим
переутомлением организма, болезнью, когда
провоцируется употребление «спасительных
доз наркотиков». Соматические заболевания,
требующие принятия «успокоительных»
или «снимающих боль» препаратов,
ведут к возникновению
Психологические факторы включают в себя:
— привлекательность на психическом уровне возникающих ощущений и переживаний;
— стремление к самоутверждению;
— отсутствие устойчивых, позитивно ориентированных социальных интересов;
— расстройства психики неорганической природы, такие как социальный стресс, период полового созревания, разочарования, крушение жизненных интересов, страх и тревога. Субъективная причина неудовлетворенности жизнью рассматривается в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, не обеспечивающей условия для проведения свободного времени, что особенно важно для подростков, социальной несправедливостью, неустроенностью быта, неуспехами в учебе, разочарованием в людях и т. д.;
— особенности личностной акцентуации подростка.
Наиболее значимыми типами акцентуации характера, оказывающими влияние на формирование наркотической зависимости, являются:
— эпилептоидный тип — при употреблении наркотиков и алкоголя происходит наиболее быстрое формирование зависимости;
— неустойчивый тип — уровень высокого риска;
— конформный тип — характеризуется
высокой внушаемостью и быстрым
формированием наркотической
— астенический тип — для него характерно употребление наркотиков или алкоголя для стимуляции настроения;
— шизоидный тип — употребление наркотиков (опий, героин) и алкоголя для улучшения контакта;
— истерический тип — в основном, происходит употребление алкоголя и стимуляторов.
2. Мезоуровень
Основные причины наркомании среди несовершеннолетних на этом уровне следует искать, как считают специалисты, в условиях воспитания. То есть можно говорить о социально-педагогических и социальных причинах.
Социально-педагогические факторы зависят от воспитания ребенка в семье и его адаптации в школьном коллективе.
Зачастую ошибки и просчеты воспитания в детском и юношеском возрасте имеют тяжелые последствия. Подростки усваивают чуждую нормальному человеческому обществу психологию, воспринимают из окружающей среды аморальный образ жизни, копируют циничные манеры поведения. Они с пренебрежением относятся к общественным требованиям, выраженным в моральных и правовых нормах, к советам и наставлениям старших. Регрессивные моменты в развитии духовного мира личности закономерно проявляются в ее поведении. Поступки и действия молодых людей постепенно утрачивают характер невинного мальчишеского озорства, все чаще и чаще приобретая опасную для общества направленность. В тех случаях, когда эти поступки и действия наносят вред обществу и его членам, они неизбежно вступают в конфликт с законом.
Аномалии психического развития ребенка
чаще всего связывают с неправильным
построением взаимоотношений «
К социальным факторам относят две причины: мода (престижность приема наркотиков или других психоактивных веществ) и влияние референтной группы, которая имеет решающее значение из всех вышеперечисленных факторов.
По мнению ученых, наиболее склонны к употреблению наркотиков следующие типы подростковых групп:
— территориальные группы, формирующиеся из сверстников по месту учебы или жительства. Это свободные, слабо регламентированные объединения. Основными психоактивными веществами, употребляемыми в них, являются алкоголь и дешевые наркотики;
— делинквентные и криминальные
группы. Эти группы жестко регламентированы
и крепко сбиты. В них очень
высока роль лидера, четко представлена
иерархическая структура. Даже личностно
слабые индивиды, называемые «шестерками»,
держатся за группу, так как она
защищает их от других подростков, создавая
некоторое подобие
Лидер в этих группах, как правило, совершеннолетний наркоман со стажем, которого называют «учителем» или «дедом». Другие роли в этой группе могут быть следующие: «шустрила» — ищет источник снабжения наркотиками; «гонец» — переносит наркотики; «кролик» — является «испытательным полигоном» для новых наркотиков, он получает наркотик бесплатно.
Другими видами групп высокого риска являются:
— «панки» — агрессивные группы, в основном, употребляющие алкоголь и стимуляторы;
— «хиппи» — открытые, доброжелательные, но рассматривающие наркотики как неотъемлемый атрибут своей субкультуры;
— «металлисты» — склонны к употреблению алипола и психоделических препаратов;
— «мажоры» —свободные группы подростков
старшего возраста из очень обеспеченных
семей; употребляют дорогие
— «фанаты» — страстные болельщики — группы высокого риска; употребляют все и в больших количествах.
3. Макроуровень
Эти причины связывают с социально-
— влияние культуры, и в частности субкультуры, на подростка. Взаимоотношения подростка и окружающего его культурного поля не так очевидны, как взаимоотношения, складывающиеся на микро - и мезоуровне, но они существуют и накладывают свой отпечаток на формирование психической сферы, психических реакций, влечений и пр. К культурному полю относят родной язык как выражение общественного сознания, ведущую религию, устройство быта, пищу, обряды и ритуалы и многое другое, что определяет этническую принадлежность. Некоторые молодежные субкультуры включают наркотики как неотъемлемый, обязательный элемент, например, стиль «рэйв» (сумасшествие) предполагает прием наркотика «экстази», а стиль хиппи предполагает употребление конопли и т. д.
— замалчивание проблемы наркотизации
молодежи. Советское общество, много
занимаясь пьянством и
— развал идеологических и общественных
институтов, утверждение идеологии
обывательской жизни, резкое обнищание
населения с невозможностью удовлетворять
естественные потребности привели
значительное число подростков в
суррогатные культуры, насаждаемые
с Запада, увеличили число
— доступность наркотиков.
Можно назвать три разновидности последствий наркомании, взаимосвязанные между собой: биологические, социально-психологические и криминальные.
К биологическим последствиям относятся
прогрессирующее падение
В самом общем виде социально-психологические
последствия наркомании можно охарактеризовать
как нравственно-этическую
Криминальные последствия
В разные периоды подросткового возраста происходит изменение отношения к наркотикам.:
10-12 лет. Интересует все, что связано с наркотиками – их действие, способ употребления. О последствии употребления если и слышали, то всерьез не воспринимают. Сами наркотики не потребляют (возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы.
12-14 лет. Основной интерес вызывает возможности употребления «легких» наркотиков – марихуана за наркотик не признается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие – из любопытства, но многие знакомы с потребителями ПАВ. О наркотиках знают много (от знакомых), но сведения недостоверны. Опасность употребления наркотиков сильно недооценивается. Говорят о проблеме между собой.