Подростковая наркомания

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:30, реферат

Краткое описание

В жизнь человеческого общества наркотики вошли несколько тысячелетий тому назад. Употребление наркотиков первоначально было связано с религиозными и бытовыми обычаями в местах произрастания содержащих их растений – так называемых зонных, очагах природного наркотизма. Такими зонами являются: Азия, где растут опийный мак (содержащий опий, затем преобразующийся в морфий) и дающая гашиш конопля; Южная и Латинская Америка (растение кока(кат), из которого добывается кокаин); Северная Африка (индийская конопля – из пыльцы которой получают гашиш, марихуану, анашу) [1].

Оглавление

Введение
Глава 1. Характеристика подростковой наркомании
Особенности формирования подростковой наркомании
Факторы, причины, признаки наркомании среди подростков
Глава 2. Профилактика подростковой наркомании
2.1. Социально-педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.84 Кб (Скачать)

14-16 лет. По отношению к наркотикам формируются 3 группы:

1. Употребляющие и сочувствующие  – интересуют вопросы, связанные  со снижением риска при употреблении  без наличия зависимости. Употребление  наркотиков считается признаком  независимости. Среди членов этой  группы много лидеров.

2. Радикальные противники –  «сам никогда не буду и не  дам погибнуть другу». Многие  из членов этой группы считают  потребление наркотиков признаком  слабости и неполноценности.

3. Не определившие своего отношения  к наркотикам. Значительная их  часть может начать употребление  ПАВ под влиянием друзей.

16-18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными [4].

Данную возрастную периодизацию формирующегося отношения к наркотикам следует  учитывать при подборе средств  и приемов при проведении профилактической работы. Например, в возрасте 12-14 лет, когда подростки интересуются каким  способом можно потреблять наркотики, не рекомендуется использовать видеоматериалы и документальные фильмы, особенно если на них запечатлен какой-либо из способов употребления наркотических  средств.

К признакам наркомании можно отнести:

Физиологические признаки: бледность или покраснение кожи; расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза; несвязная, замедленная или ускоренная речь; потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи; хронический кашель; плохая координация движений (пошатывание или спотыкание); резкие скачки артериального давления; расстройство желудочно-кишечного тракта.

Поведенческие признаки: беспричинное возбуждение, вялость; повышенная или пониженная работоспособность; нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания; уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам; трудности в сосредоточении на чем-то конкретном; бессонница или сонливость; болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения; повышенная утомляемость; избегание общения с людьми, с которыми раньше были близки; снижение успеваемости в школе; постоянные просьбы дать денег; пропажа из дома ценностей; частые телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры; самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересны; частое вранье, изворотливость, лживость; уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы; неопрятность внешнего вида; склонность к прослушиванию специфической музыки; проведение большей части времени в компании асоциального типа.

Очевидные признаки: следы от уколов (особенно на венах), порезы, синяки; бумажки и денежные купюры, свернутые в трубочки; закопченные ложки, фольга; капсулы, пузырьки, жестяные банки; пачки лекарств снотворного или успокоительного действия; папиросы в пачках из-под сигарет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Профилактика подростковой наркомании

2.1. Социально-педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков

Профилактика зависимости  от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ может быть первичной, вторичной и третичной. Рассмотрим каждую из них[5].

Первичная профилактика наркомании и алкоголизма имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть достигнуто несколькими путями: а) развитие и усиление мотивации на позитивные изменения в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с которой он взаимодействует;

б) направление процесса осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды;

в) усиление адаптационных факторов или факторов стрессорезистентности, ресурсов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни; 

г) воздействие на факторы  риска наркотизации с целью их уменьшения;

д) развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самоосознанием, поведением, изменением, развитием);

е) развитие социально-поддерживающего  процесса.

Первичная профилактика алкоголизма  и наркомании проводится посредством нескольких стратегий.

Первая стратегия  — информирование населения о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.

Вторая стратегия  — формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.

Третья стратегия  — развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения.

Четвертая стратегия — развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества.

В приведенных выше стратегиях используются специальные технологии.

Социальные и  педагогические технологии первичной  профилактики:

— воздействие средств  массовой информации;

— антинаркотическое обучение;

— использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодежной активности;

— создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные организации и т.д.);

— проведение антинаркотических  мотивационных акций;

- организация деятельности  социальных работников и волонтеров;

- деятельность системы  ювенальной юстиции.

Психологические технологии первичной     профилактики:

- развитие личностных  ресурсов;

- формирование социальной  и персональной компетентности;

- развитие адаптивных  стратегий поведения;

- формирование функциональной  семьи.

Медицинские технологии первичной  профилактики осуществляются  посредством определения генетических и биологических особенностей  и их коррекции на медицинском уровне.

Рост числа потребителей психоактивных веществ и лиц, проявляющих поведение риска — социального резерва роста заболеваемости алкоголизмом и наркоманией, определяет поле воздействия вторичной профилактики.

Главная цель вторичной профилактики — изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Вторичная профилактика алкоголизма  и наркомании осуществляется с применением различных стратегий.

Первая стратегия  — формирование мотивации на изменение поведения.

Вторая стратегия — изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Третья стратегия  — формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

В этих стратегиях используются специальные технологии.

Социальные и  педагогические технологии:

— формирование мотивации  на полное прекращение употребления наркотиков, если оно имеет место;

— формирование мотивации  на изменение поведения;

— развитие проблем - преодолевающего  поведения;

Психологические технологии:

— преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний

— осознание формирующейся  зависимости от наркотика как  проблемы личности;

— развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих  стратегий проблем - преодолевающего  поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация  стратегии избегания);

— анализ, осознание и  развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся  зависимости от психоактивных веществ. Развитие Я-концепции, коммуникативных  ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентаций когнитивного развития, интернального локуса контроля; принятие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки; изменение  стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению наркотической среды.

Медицинские технологии заключаются  в нормализации физического и  психического развития, биохимического и физиологического равновесия.

Третичная профилактика наркомании и алкоголизма направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики — снижение вреда от употребления  наркотиков у тех, кто еще не готов полностью отказаться от них.

Третичная профилактика алкоголизма  и наркомании осуществляется с применением  нескольких стратегий.

Первая стратегия  — формирование мотивации на изменение поведения, включение в лечение, прекращение употребления алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ.

Вторая стратегия — изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Третья стратегия — осознание ценностей личности.

Четвертая стратегия  — изменение жизненного стиля.

Пятая стратегия — развитие коммуникативной и социальной компетентности, личностных ресурсов и адаптивных копинг-навыков.

Шестая стратегия — формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

В этих стратегиях используются различные технологии.

Социальные и  педагогические технологии:

-    формирование социально-поддерживающей и развивающей среды;

- формирование мотивации  на изменение поведения, прекращение употребления психоактивных веществ и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью;

- развитие навыков копинг-поведения,  социальной компетентности, преодоления искушения наркотизации или алкоголизации;

- формирование социально-поддерживающего  поведения и стратегии поиска  социальной поддержки в социально-поддерживающих сетях.

Психологические технологии: 

 

- осознание личностных, экзистенциальных, духовных и нравственных ценностей;

- осознание личных целей  и путей их достижения;

-осознание влечения и  зависимости; 

- формирование копинг-стратегий  преодоления влечения и зависимости;

- изменение жизненного  стиля в целом;

- развитие коммуникативной  и социальной компетентности;

- развитие когнитивной,  эмоциональной и поведенческой  сфер;

-развитие личностных  ресурсов совладания с зависимостью.

Медицинские технологии заключаются  в грамотном психофармакологическом вмешательстве в соответствующие периоды при соответствующих терапии состояниях, а также в нормализации физического и психического состояния, биохимического и физиологического равновесия.

Все виды профилактической деятельности, реализуемые в обществе, разделяются на ряд направлений:

— профилактика в учебных  заведениях (школьные программы);

— профилактика, основанная в семье (семейные и родительские программы);

— профилактика в организованных общественных группах населения;

— профилактика с помощью  средств массовой информации;

— профилактика, направленная на группы риска в учебных заведениях и вне их;

— систематическая подготовка специалистов в области профилактики;

— мотивационная профилактическая работа;

— профилактика рецидивов;

— терапия социальной средой;

— профилактика последствий, связанных с употреблением психоактивных веществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Употребление наркотиков - одна из наиболее серьезных молодежных проблем в нашей стране. Количество наркоманов постоянно растет, а средний возраст их уменьшается. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД.

Лечение и освобождение от наркотической зависимости - это  целый комплекс медицинских и  социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с большими материальными  и моральными затратами, а положительный  исход возможен далеко не всегда, так  как на сегодня адекватной системы  помощи наркозависимым в России не существует.

Исходя из этого, нельзя рассматривать  лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Такой подход не дает и не может  дать положительного результата. Основной акцент должен ставиться на профилактические, превентивные меры.

Информация о работе Подростковая наркомания