Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:30, реферат
В жизнь человеческого общества наркотики вошли несколько тысячелетий тому назад. Употребление наркотиков первоначально было связано с религиозными и бытовыми обычаями в местах произрастания содержащих их растений – так называемых зонных, очагах природного наркотизма. Такими зонами являются: Азия, где растут опийный мак (содержащий опий, затем преобразующийся в морфий) и дающая гашиш конопля; Южная и Латинская Америка (растение кока(кат), из которого добывается кокаин); Северная Африка (индийская конопля – из пыльцы которой получают гашиш, марихуану, анашу) [1].
Введение
Глава 1. Характеристика подростковой наркомании
Особенности формирования подростковой наркомании
Факторы, причины, признаки наркомании среди подростков
Глава 2. Профилактика подростковой наркомании
2.1. Социально-педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков
Заключение
Список литературы
14-16 лет. По отношению к наркотикам формируются 3 группы:
1. Употребляющие и сочувствующие
– интересуют вопросы,
2. Радикальные противники –
«сам никогда не буду и не
дам погибнуть другу». Многие
из членов этой группы считают
потребление наркотиков
3. Не определившие своего
16-18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными [4].
Данную возрастную периодизацию формирующегося отношения к наркотикам следует учитывать при подборе средств и приемов при проведении профилактической работы. Например, в возрасте 12-14 лет, когда подростки интересуются каким способом можно потреблять наркотики, не рекомендуется использовать видеоматериалы и документальные фильмы, особенно если на них запечатлен какой-либо из способов употребления наркотических средств.
К признакам наркомании можно отнести:
Физиологические признаки: бледность или покраснение кожи; расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза; несвязная, замедленная или ускоренная речь; потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи; хронический кашель; плохая координация движений (пошатывание или спотыкание); резкие скачки артериального давления; расстройство желудочно-кишечного тракта.
Поведенческие признаки: беспричинное возбуждение, вялость; повышенная или пониженная работоспособность; нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания; уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам; трудности в сосредоточении на чем-то конкретном; бессонница или сонливость; болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения; повышенная утомляемость; избегание общения с людьми, с которыми раньше были близки; снижение успеваемости в школе; постоянные просьбы дать денег; пропажа из дома ценностей; частые телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры; самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересны; частое вранье, изворотливость, лживость; уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы; неопрятность внешнего вида; склонность к прослушиванию специфической музыки; проведение большей части времени в компании асоциального типа.
Очевидные признаки: следы от уколов (особенно на венах), порезы, синяки; бумажки и денежные купюры, свернутые в трубочки; закопченные ложки, фольга; капсулы, пузырьки, жестяные банки; пачки лекарств снотворного или успокоительного действия; папиросы в пачках из-под сигарет.
Глава 2. Профилактика подростковой наркомании
2.1. Социально-педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков
Профилактика зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ может быть первичной, вторичной и третичной. Рассмотрим каждую из них[5].
Первичная профилактика наркомании и алкоголизма имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть достигнуто несколькими путями: а) развитие и усиление мотивации на позитивные изменения в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с которой он взаимодействует;
б) направление процесса осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды;
в) усиление адаптационных факторов или факторов стрессорезистентности, ресурсов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни;
г) воздействие на факторы риска наркотизации с целью их уменьшения;
д) развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самоосознанием, поведением, изменением, развитием);
е) развитие социально-поддерживающего процесса.
Первичная профилактика алкоголизма и наркомании проводится посредством нескольких стратегий.
Первая стратегия — информирование населения о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.
Вторая стратегия — формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.
Третья стратегия — развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения.
Четвертая стратегия — развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества.
В приведенных выше стратегиях используются специальные технологии.
Социальные и педагогические технологии первичной профилактики:
— воздействие средств массовой информации;
— антинаркотическое обучение;
— использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодежной активности;
— создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные организации и т.д.);
— проведение антинаркотических мотивационных акций;
- организация деятельности
социальных работников и
- деятельность системы ювенальной юстиции.
Психологические технологии первичной профилактики:
- развитие личностных ресурсов;
- формирование социальной и персональной компетентности;
- развитие адаптивных стратегий поведения;
- формирование функциональной семьи.
Медицинские технологии первичной профилактики осуществляются посредством определения генетических и биологических особенностей и их коррекции на медицинском уровне.
Рост числа потребителей психоактивных веществ и лиц, проявляющих поведение риска — социального резерва роста заболеваемости алкоголизмом и наркоманией, определяет поле воздействия вторичной профилактики.
Главная цель вторичной профилактики — изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.
Вторичная профилактика алкоголизма и наркомании осуществляется с применением различных стратегий.
Первая стратегия — формирование мотивации на изменение поведения.
Вторая стратегия — изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
Третья стратегия — формирование и развитие социально-поддерживающей сети.
В этих стратегиях используются специальные технологии.
Социальные и педагогические технологии:
— формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, если оно имеет место;
— формирование мотивации на изменение поведения;
— развитие проблем - преодолевающего поведения;
Психологические технологии:
— преодоление барьеров
осознания эмоциональных
— осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности;
— развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем - преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания);
— анализ, осознание и
развитие личностных и средовых ресурсов
преодоления проблемы формирующейся
зависимости от психоактивных веществ.
Развитие Я-концепции, коммуникативных
ресурсов, социальной компетентности,
ценностных ориентаций когнитивного развития,
интернального локуса контроля; принятие
ответственности за свою жизнь, свое
поведение и его последствия;
восприятие социальной поддержки; изменение
стереотипов поведения и
Медицинские технологии заключаются в нормализации физического и психического развития, биохимического и физиологического равновесия.
Третичная профилактика наркомании и алкоголизма направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики — снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов полностью отказаться от них.
Третичная профилактика алкоголизма и наркомании осуществляется с применением нескольких стратегий.
Первая стратегия — формирование мотивации на изменение поведения, включение в лечение, прекращение употребления алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ.
Вторая стратегия — изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
Третья стратегия — осознание ценностей личности.
Четвертая стратегия — изменение жизненного стиля.
Пятая стратегия — развитие коммуникативной и социальной компетентности, личностных ресурсов и адаптивных копинг-навыков.
Шестая стратегия — формирование и развитие социально-поддерживающей сети.
В этих стратегиях используются различные технологии.
Социальные и педагогические технологии:
- формирование социально-поддерживающей и развивающей среды;
- формирование мотивации
на изменение поведения,
- развитие навыков копинг-
- формирование социально-
Психологические технологии:
- осознание личностных, экзистенциальных, духовных и нравственных ценностей;
- осознание личных целей и путей их достижения;
-осознание влечения и зависимости;
- формирование копинг-стратегий
преодоления влечения и
- изменение жизненного стиля в целом;
- развитие коммуникативной и социальной компетентности;
- развитие когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер;
-развитие личностных
ресурсов совладания с
Медицинские технологии заключаются
в грамотном
Все виды профилактической деятельности, реализуемые в обществе, разделяются на ряд направлений:
— профилактика в учебных заведениях (школьные программы);
— профилактика, основанная в семье (семейные и родительские программы);
— профилактика в организованных общественных группах населения;
— профилактика с помощью средств массовой информации;
— профилактика, направленная на группы риска в учебных заведениях и вне их;
— систематическая подготовка специалистов в области профилактики;
— мотивационная профилактическая работа;
— профилактика рецидивов;
— терапия социальной средой;
— профилактика последствий, связанных с употреблением психоактивных веществ.
Заключение
Употребление наркотиков - одна из наиболее серьезных молодежных проблем в нашей стране. Количество наркоманов постоянно растет, а средний возраст их уменьшается. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД.
Лечение и освобождение от наркотической зависимости - это целый комплекс медицинских и социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с большими материальными и моральными затратами, а положительный исход возможен далеко не всегда, так как на сегодня адекватной системы помощи наркозависимым в России не существует.
Исходя из этого, нельзя рассматривать лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Такой подход не дает и не может дать положительного результата. Основной акцент должен ставиться на профилактические, превентивные меры.