Планирования как функции управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:37, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение планирования как функции управления. Таким образом, в моей курсовой работе, цель работы обусловила постановку и решения следующих задач:

-изучить содержание и значение планирование как функции управления;

-изучить виды планирования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Планирование - одна из важнейших функций управления….6

Глава 2. Виды планирования, его классификация……………………...11

Глава 3. Планирование управления производством……………………15

3.1 Внутрифирменное планирование……………………………………16

3.2 Стратегическое планирование……………………………………….17

3.3 Планирование производственной программы………………………21

3.4 Планирование издержек………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………...25

Список использованных источников и литературы…………………….26

Файлы: 1 файл

курсовик3.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

- социальная деятельность (обеспечивает условия для воспроизводства работника и реализации его интересов: оплата труда, безопасность условий труда и т.д.);

- экологическая деятельность (направлена на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на природную среду). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Виды планирования на предприятии 

     По  содержанию и форме проявления различают  следующие виды (формы) планирования и виды планов.¹

1. С точки зрения обязательности плановых заданий:

- директивное 

- индикативное  планирование 

     Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Поэтому за невыполнение плановых заданий руководители предприятий несут дисциплинарную, а иногда и уголовную ответственность. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.

     Индикативное  планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В целом индикативное планирование носит направляющий, рекомендательный характер.

     В процессе деятельности при составлении  перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании - директивное. Два этих планирования должны дополнять друг друга, быть органически увязаны.

2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степень детализации плановых расчетов принято различать:

- долгосрочное  планирование (перспективное)

- среднесрочное  планирование

- краткосрочное  планирование (текущее)

Перспективное планирование охватывает период более 5 лет,

________________________________________________________________

     ¹ Ильин А.И. Управление предприятием Мн.: Высшая школа, 2000 г. 275 с.

например, 10, 15 и 20 лет.

     Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. По форме они представляют собой один и тот же процесс, а по содержанию различаются. Прогнозирование - это процесс предвидения, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития предприятия в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования. Без данного атрибута перспективное планирование являлось бы гаданием, а не научным предвидением.

     Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается  с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.

     Текущее планирование охватывает период до года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.

3. По содержанию  плановых решений выделяют:

- стратегическое  планирование

- тактическое  планирование 

- оперативно-календарное  планирование 

- бизнес-планирование

     Стратегическое  планирование, как правило, ориентировано  на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия.¹

_______________________________________________________________

     ¹ Ильин А.И. Планирование на предприятии. В 2ч. Ч.1. Стратегическое планирование. Мн.: Новое знание, 2000 г. 296 с.

     Посредством стратегического планирования принимаются  решения о том, как расширить  деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует  принять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуг оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.д.¹

     Основная  цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы.

     Тактическое планирование. Если стратегическое планирование рассматривают как поиск новых возможностей предприятия, то тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование - процессом их реализации².

     В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период.

     Тактическое планирование охватывает краткосрочный  и среднесрочный периоды. Что касается объектов и предметов этого планирования, то они могут быть самыми разными. При этом следует помнить одно правило: единственная возможность сделать процесс тактического планирования контролируемым заключается в планировании только основных видов продукции и затрат, важнейших функций. Но при различной структуре планов должна соблюдаться зависимость: «издержки -

________________________________________________________________

¹  А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин Стратегическое управление. М.: ОМЕГА-Л, 2006г. 295 с.

² Ильин А.И. Планирование на предприятии. В 2ч. Ч.2.Тактическое планирование. Мн.: Новое знание, 2000 г. 416 с

выпуск - прибыль  цена». Иначе становится нецелесообразным тактическое планирование. Оперативно - календарное планирование. Оперативно - календарное планирование (ОКП) является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации планомерной повседневной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

     Оперативно-календарное  планирование увязывает все эти элементы предприятия в единый производственный организм, включая техническую подготовку производства, материально-техническое обеспечение производства, создание и поддержание необходимых запасов материальных ресурсов, сбыт продукции и т.д.¹ Бизнес - планирование. Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.²

     Бизнес-план инвестиционного проекта разрабатывается для обоснования:

- текущего и перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности;

- возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств;

- предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;

- целесообразности оказания мер государственной поддержки. 
 
 
 
 
 

__________________________________________________________________________

       ¹ Шапиро В.Д. Управление проектами. Спб.: Два, Три, 2000 г., 610 с.

       ² Ковелло Дж. А., Хейзелгрен Б. Дж. Бизнес-планы: Полное справочное руководство/ Перевод с английского. М.: Бином, 1999 г. 
 

3. Планирование управления производством 
 

     Современное крупное машинное производство, характеризуемое  колоссальным динамизмом, большой сменяемостью моделей и типоразмеров изделий, сложностью технологических процессов изготовления предъявляет особые требования к внутрифирменному планированию, как средству, призванному определять и поддерживать внутрипроизводственные пропорции. При создании сложных объектов новой техники внутрифирменное планирование позволяет скоординировать различные научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические, производственные, строительные, монтажные, наладочные и другие работы, выполняемые в порядке кооперирования многими предприятиями, научно-конструкторскими организациями различных отраслей промышленности. При этом планы устанавливают не только общую длительность всего процесса, но и продолжительность, последовательность всех входящих в него работ и их этапов, сводя к минимуму нерациональные затраты различных ресурсов. Таким образом, планирование увеличивает эффективность, производительность труда.

     Создание  системы планирования на предприятии  требует затрат, но эффект от рациональной организации производства всегда превышает эти затраты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.1 Внутрифирменное планирование 

     План  предприятия по своему содержанию представляет совокупность взаимосвязанных мероприятий  по повышению прибыли за счет увеличения эффективности использования всех применяемых ресурсов и реализации продукции. Успешность, эффективность системы планирования определяется в значительной мере уровнем ее организации, которая направлена на планомерное сочетание основных элементов системы планирования:

- плановый персонал, сформированный в организационную структуру;

- механизм планирования;

- процесс обоснования,  принятия и реализации плановых  решений (процесс планирования);

- средства, обеспечивающие  процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное и лингвистическое обеспечение).

     Вся система организации планирования должна быть направлена на создание наиболее благоприятных условий для совершенствования  процессов производства и управления предприятием.¹  
 
 
 
 
 
 
 

______________________________________________________________

     ¹ Деловое планирование: Методы, Организация, Современная практика./ Под редакцией В.И.Попова. М.: Ф и С, 2002 г., 366 с. .  
 

3.2 Стратегическое планирование 

     Стратегическое  планирование, пришедшее на смену  долгосрочному планированию, отличается от него. Основное отличие - в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования делается допущение, что будущее можно предсказать, исходя из сложившихся тенденций роста.

     В стратегическом планировании важное место  отводится анализу перспектив организации, выясняются тенденции, опасности, возможности, которые способны изменить сложившиеся и существующие в настоящее время тенденции.

     Стратегическое  планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия, и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Его важнейшая задача - обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия, а также как можно лучше адаптировать организацию к внешней среде.

     Основной  принцип стратегического планирования - адаптивность, что предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые переходит организация. Это реакция организации на перемены, происходящие в ее внешнем окружении.

     Планирование  стратегии устанавливает общие направления, следования которым обеспечивает рост и устремление позиций организации.

     Стратегическое  планирование имеет смысл только тогда, когда оно реализуется  при управлении организацией, когда  организация увязывает свои действия со своими планами и выделяет необходимые для их реализации ресурсы. Другими словами, организацией должна быть разработана четкая программа действий и налажен процесс реализации стратегического плана.

     Графически  процесс стратегического планирования выглядит следующим образом: 
 
 

 

Рис.2 Этапы процесса стратегического планирования. 

     Стратегическое  планирование имеет так же свою технологию. Процесс такого планирования включает в себя следующие этапы:¹

- определение  миссии предприятия, т.е. процесс  установления смысла существования предприятия, его предназначения, роли и места в рыночной экономике;

- формулирование  целей и задач функционирования  предприятия, т.е. цели и задачи  должны отражать уровень, на  который необходимо вывести деятельность по обслуживанию потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих на фирме.

- анализ и  оценка внешней среды, т.е. при  анализе внешней среды, прежде  всего, обращают внимание на  изменения, которые могут оказать  влияние на стратегию деятельности  организации, а также факторы, которые, с одной стороны, могут порождать серьезную опасность для деятельности _________________________________________________________________

     ¹ Зайцев В.И. Стратегия развития фирмы. М.: ЮНИТИ, 2000 г. 322 с. 

организации, а  с другой стороны, открывать дополнительные возможности для нее;

- анализ и  оценка внутренней структуры  предприятия. Анализ внутренней  среды позволяет определить внутренние  возможности и потенциал, на  которые может рассчитывать предприятие в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей;

Информация о работе Планирования как функции управления