Педагогика предмет и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 00:02, доклад

Краткое описание

Педагогика – это наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития. Объектом педагогики принято считать воспитание (в широком педагогическом смысле) как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Предмет педагогики – определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса.

Файлы: 1 файл

педагогика и задачи.doc

— 34.50 Кб (Скачать)

Педагогика предмет и задачи

 

      Педагогика  – это наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития. Объектом педагогики принято считать воспитание (в широком педагогическом смысле) как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Предмет педагогики – определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса.

      Функции педагогики – аналитическая, прогностическая, проективно – конструктивная. Аналитическая функция характеризует решение следующих задач педагогической науки:

      1) теоретическое изучение, описание  и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно – следственных связей процесса воспитания;

      2) анализ, обобщение, интерпретация  и оценка педагогического опыта.

      Прогностическая функция:

      1) обеспечение научно – обоснованного  целеполагания, планирования и  развития системы воспитания;

      2) обеспечение эффективного управления  образовательной политикой. 

      Проективно  – конструктивная функция:

      1) разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;

      2) внедрение результатов педагогических  исследований в практику;

      3) научно – методическое обеспечение управления образовательными структурами.

      Основные  категории педагогики: воспитание, обучение, образование. Педагогика широко оперирует и такими общенаучными категориями как развитие, формирование, социализация. В педагогике понятие  «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного социально – культурного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания,  умения,  способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы,  словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие  на  человека  со  стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованный,  целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого, в ходе которого формируюется система знаний,  умений, способов творческой деятельности,  а также определенная система взглядов и убеждений личности. Воспитание, в широком педагогическом смысле,  включает в себя обучение, образование и воспитание в узком педагогическом смысле. В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной  работы,  направленной  на решение конкретных воспитательных задач.

      Обучение -  это специально  организованный,  целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленный на усвоение школьниками системы знаний, умений, навыков,  развитие их умственных сил и способностей. Формула педагогической деятельности: обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем.

      Образование - это,  с одной стороны, целостный процесс обучения и воспитания личности,  в ходе которого происходит ее формирование и развитие, с другой - это результат обучения и воспитания,  т.е.  тот объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, а  также  личностных  качеств,  которыми овладел школьник по окончании обучения в учебно-воспитательном учреждении.

      Развитие  самое широкое  понятие,  характеризующее  становление личности. Развитие - это сложный, противоречивый, скачкообразный процесс количественных и качественных изменений в человеке,  в  ходе которого  человек совершенствует имеющиеся свойства,  качества своей личности, а также приобретает новые свойства, качества.

      Уже понятие «формирование». Формирование - это процесс развития личности под влиянием внутренних и внешних факторов (целенаправленных и стихийных, позитивных и негативных).

      Еще уже понятие «социализация». Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, предполагающий систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений. По сравнению с процессом формирования социализация, хотя и включает в себя как целенаправленное, так и стихийное воздействие на личность, но ограничивается лишь теми из них, которые носят позитивный характер. Соотношение и взаимосвязь основных понятий:

 
 

      обучение       образова-     воспита-       социализа-     формиро-    развитие

                                ние              ние                ция                вание

Информация о работе Педагогика предмет и задачи