Педагогика как наука. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:05, контрольная работа

Краткое описание

Слово "педагогика" имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика — это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. Такая неоднозначность нередко приводит к путанице, порождает неясность. В последнее время этим словом стали обозначать представление о тех или иных подходах к обучению, о методах и организационных формах: педагогика сотрудничества, педагогика развития, музейная педагогика, рископедагогика, педагогика отождествления и т.д.

Оглавление

Введение 2с.
Педагогика как наука и искусство 3с.
Объект и предмет, функции, задачи и методы педагогики 9с.
Заключение 13с.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по педагогике.docx

— 34.10 Кб (Скачать)

Педагогика как  наука. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики.

                                               Содержание:

  1. Введение                                                                                             2с.
  2. Педагогика как наука и искусство                                                     3с.
  3. Объект и предмет, функции, задачи и методы педагогики               9с.
  4. Заключение                                                                                         13с.
  5. Список литературы                                                                             14с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Введение.

Слово "педагогика" имеет несколько  значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика — это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой  понимают систему деятельности, которая  проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. Такая неоднозначность нередко  приводит к путанице, порождает неясность. В последнее время этим словом стали обозначать представление  о тех или иных подходах к обучению, о методах и организационных  формах: педагогика сотрудничества, педагогика развития, музейная педагогика, рископедагогика, педагогика отождествления и т.д.

Что собой представляет эта наука  и что она изучает?

Наиболее общим образом науку  определяют как сферу человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Деятельность в сфере науки —  научное исследование. Это особая форма процесса познания, такое систематическое  и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается  формированием знаний об изучаемых  объектах.

Педагогическая действительность — это та часть общей действительности, которая включена в педагогическую деятельность. Это ученик, учитель, их действия, методы обучения и воспитания, учебники, то, что в них написано и т.д. Такая деятельность может  найти отражение не только в науке. Наука — это лишь одна форма  общественного сознания. Действительность может отражаться также и в  обыденном (стихийно-эмпирическом) процессе познания, и в художественно-образной форме.

 

 

 

  1. Педагогика как наука и искусство.

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном "Житии", "книги писати и учити ученики грамотные хитрости" [1, c.15].

Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание  педагогики сохранилось вплоть до середины XX века И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики следующее это наука о воспитании человека. Понятие "воспитание" здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.

Более точно педагогику можно определить как науку о закономерностях  воспитания подрастающего поколения, взрослых людей об управлении их развитием  в соответствии с потребностями  общества [4, c. 6].

Каждая наука в одном и  том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает  воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил  и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.

В общей системе наук, в общей  системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека [5, c.9].

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни  растущими потребностями общества в создании специальных учебно - воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

Надо сказать, что уже в древнем  мире многие общественные деятели и  мыслители хорошо сознавали и  указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и  в жизни каждого человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 –  ок. 559 гг. до н.э.) полагалось, чтобы отец обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной области труда. По мере расширения и усложнения воспитания специальная отрасль теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельности, стала разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и знания в других сферах жизни и производства, вначале разрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах древнегреческих философов – Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания [10, c.23]. Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. Как же это произошло?

Надо сказать, что из Древней  Греции ведут своё происхождение  и многие другие педагогические понятия  и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа  физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.

Значительное место занимали вопросы  воспитания также в трудах древнеримских  философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, высказывали  Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.) и др [6, c.14].

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны  церковной догматикой.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие  деятели этой эпохи - итальянский  гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536) и др [6, c.17].

Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали  за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков угнетения.

Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем [4, c.21].

Неоценимое значение для становления  научной педагогики имели труды  таких виднейших деятелей, как  Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в Германии.

Родоначальниками революционно-демографических  взглядов в русской педагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На становление отечественной  научной педагогики большое влияние  оказали труды Л. Н. Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное, систематизированное  раскрытие отечественных педагогических идей было дано в трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советской педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В. Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970) [ 10, c. 34].

Рассмотрим особенности педагогики как искусства. Определение искусства  многоаспектно. "Искусство - знание дела. Само дело, требующее такого умения, мастерства" [7, c.16].

Значит, говоря о педагогике как  области искусства, мы по всей вероятности  должны вести речь об умении, мастерстве педагога.

В естественно-научном познании личностные качества ученого, оценки не имеют решающего влияния на результаты его деятельности. Но в педагогической науке, педагогической деятельности личность педагога, его талант, мастерство (или их отсутствие) имеют решающее значение.

Чисто практическую педагогическую деятельность называют "искусством, созданным  на научной основе". Педагогическая деятельность каждого конкретного  педагога, каждого конкретного педагогического  коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

Наука и искусство принципиально  отличаются способами распространения. Науку нужно изучать, и иначе  ее не постигнешь. А искусство можно  перенять; миллионы людей воспитывают  своих детей, достигая прекрасных результатов, не изучая науку, а перенимая искусство  растить детей у своих родителей  и близких. Иначе говоря, педагогику можно назвать наукой о развитии таланта к воспитанию детей. Педагогика - единственная наука, которая признает тайну, интуицию, судьбу, оставаясь  при этом строгой наукой [2, c.26]

Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно  уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и  многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства  воспитания.

Педагогическая наука не может  предусмотреть это бесконечное  множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. Это противоречие разрешает  практическая педагогическая деятельность.

Педагогика фиксирует типичные обстоятельства и типичные трудности, содержит богатый арсенал педагогических средств, анализирует условия их успешного применения. Педагог - мастер извлекает из этого богатства  то, что ему требуется: применительно  к особенностям каждого индивидуального  случая он действует творчески [5, c. 34].

Таким образом, мы приходим к пониманию  того, что педагогическое искусство  есть ничто иное, как педагогическое мастерство учителя. "Мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности", по мнению И.А. Зязюна [8, c. 57], включает в себя комплекс свойств личности:

1. Гуманистическая направленность, выраженная в его активной  позиции при выстраивании педагогического  процесса;

2. Профессиональные знания, дающие  ему глубину, основательность,  осмысленность действий;

3. Педагогические способности,  обеспечивающие скорость его  совершенствования;

4. Педагогическая техника, опирающаяся  на знания и способности, позволяет  все средства увязать с целью,  сделать педагогическую деятельность  гармоничной.

Анализ современной педагогической теории и практики позволяет установить, что в работе каждого воспитателя, который стремится стать мастером, повторяется ряд типичных умений. Ю.П. Азаров на основе опроса различных  групп учителей и руководителей  школ определил группу умений, которые  характеризуют педагогическую деятельность как творческую [10, c.48]:

- умение правильно воспринимать  те процессы, которые происходят  в мире детей, каждого отдельного  ребенка в различных педагогических  ситуациях;

- умение анализировать соотношение  «цель — средства — результат»  применительно к выбору ситуации;

- умение организовывать жизнь  детей;

умение требовать и доверять;

- умение быстро ориентироваться  и переключать внимание;

- умение играть с детьми;

- умение оценивать ситуацию  с различных сторон;

- умение из многообразия педагогических  фактов выделить существенное;

- умение в случайном факте  увидеть существенное;

- умение в одной и той же  ситуации пользоваться разнородными  приемами воздействия;

- умение точно передавать свои  настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями[51].

Педагогика - область культуры, интегрирующая  три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом.

Информация о работе Педагогика как наука. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики