Педагогика как наука. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:05, контрольная работа

Краткое описание

Слово "педагогика" имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика — это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. Такая неоднозначность нередко приводит к путанице, порождает неясность. В последнее время этим словом стали обозначать представление о тех или иных подходах к обучению, о методах и организационных формах: педагогика сотрудничества, педагогика развития, музейная педагогика, рископедагогика, педагогика отождествления и т.д.

Оглавление

Введение 2с.
Педагогика как наука и искусство 3с.
Объект и предмет, функции, задачи и методы педагогики 9с.
Заключение 13с.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по педагогике.docx

— 34.10 Кб (Скачать)

 

  1. Объект и предмет, функции, задачи и методы педагогики.

К основным понятиям педагогики относятся: воспитание, развитие, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогическая задача, педагогические технологии. 

Предмет педагогики – это педагогический процесс или процесс обучения и воспитания. Он представляет собой особую функцию общества, реализуемую в условиях тех или иных социальных систем.

Объектом познания в педагогике является человек, развивающийся в  результате воспитательных отношений, возникающих в процессе взаимосвязи  воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

Следует различать научные  и практические задачи педагогики.

Задачи педагогической науки  – вести исследования, а практические задачи школы, вуза – осуществлять воспитание, образование школьников и студентов.

Приоритетной задачей педагогической науки является вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.

В состав постоянных задач  педагогической науки входит задача изучения и обобщения практики, опыта  педагогической деятельности. Профессиональная воспитательно-образовательная работа является творческой, поэтому любой  педагог-практик накапливает рациональные средства эффективного воздействия  на учащихся. Многие педагоги создают  оригинальные педагогические технологии. Тем не менее, любые образцы творчества педагогов-практиков не могут найти  своего места в системе педагогических ценностей без  теоретического обоснования  и научной интерпретации.

В последнее время в  педагогической науке появилось  такое понятие, как педагогическая инноватика (от латинского «инновация», что в переводе означает нововведение, новшество). Таким образом, в числе задач педагогики важное место занимает разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

К постоянным задачам педагогической науки относится  прогнозирование  развития образования на ближайшее  и отдаленное будущее. Без научных  прогнозов невозможно управлять  педагогической политикой, экономикой образования, усовершенствованием  собственно педагогической деятельности.

Одной из существенных задач  педагогической науки является внедрение  результатов исследований в практику.

Таким образом, главная задача педагогической науки – разработка теоретических, методологических основ  инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения  исследовательской и практической деятельности.

Исходя из вышеизложенных задач, педагогика как наука выполняет  следующие функции: теоретическую, прикладную (по отношению к другим наукам) и практическую (по совершенствованию конкретной практики обучения и воспитания человека).

В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью  целой системы разнообразных  методов. К этим методам относятся: педагогическое наблюдение, исследовательская  беседа, изучение учебной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического  опыта, социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, компетентная оценка), методы математической статистики, теоретический анализ педагогических идей.

Педагогическое наблюдение применяется в процессе практически любого педагогического исследования. Изучение педагогических явлений требует от исследователей их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе.

Исследовательская беседа помогает выяснить мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям с целью составления более глубокого представления о сущности и причинах этих явлений.

При анализе многих педагогических явлений большое значение имеет изучение учебной документации и продуктов деятельности учащихся. Так, изучая стимулирующую роль оценок знаний учащихся и их успеваемости, нельзя обойтись без анализа ведомостей успеваемости, контрольных, курсовых и дипломных работ.

Педагогический  эксперимент как метод исследования заключается в специальной организации педагогической деятельности преподавателей и учащихся с целью проверки и обоснования теоретических предположений или гипотез. Когда гипотеза или предположение находят свое подтверждение на практике, исследователь делает соответствующие теоретические обобщения и выводы.

Изучение и обобщение  передового педагогического опыта  основано на анализе и теоретическом  осмыслении практики работы лучших учебных  заведений и преподавателей, успешно  осуществляющих обучение и воспитание. Речь идет о том, что эмпирически, то есть опытным путем, педагоги нередко  приходят к важным методическим позитивным результатам, которые не были ранее  известны в педагогике. Эти новшества  требуют обобщения и подведения под них теоретической основы[10, с 1-8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Заключение.

Итак педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Список литературы:

  1. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н.Скаткина. - М.: Просвещение. - 1982. – 204c.
  2. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.- 212с.
  3. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Советская педагогика. - 1989. - N 11. - С. 10-17.
  4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 1998. – 351c.
  5. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988. - гл. 20. – 380c.
  6. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. – 410c.
  7. Педагогика / В.А. Сластенин и др. - М., 1997. – 352c.
  8. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. – 220c.
  9. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. - М., 1989. - 231.с
  10. Филатов О.К. Психология и педагогика. Часть II. Педагогика. Учебно-практическое пособие. – М., МГТА, 2002 – 111 с.
  11. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Юрист, 1997. – 576c.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Педагогика как наука. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики