Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 14:06, курсовая работа
Вступление в брак – это и момент образования семьи. Семья – не только исторически сложившаяся форма жизни человека, но и биологическая необходимость. Вот как об этом пишет знаменитый немецкий философ Л. Фейербах: «Только муж и жена вместе образуют действительного человека; муж и жена вместе есть бытие рода, ибо их союз есть источник других людей. Поэтому человек, сознающий свою мужественность, чувствующий себя мужчиной и считающий это чувство естественным и закономерным, сознает и чувствует себя существом частичным, которое нуждается в другом частичном существе для создания целого, истинного человека».
Содержание
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМ, ВЫЗЫВАЮЩИХ СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ
1.1. Семья – социальный институт формирования и развития личности ребенка. Роль родителей в воспитании детей.
1.2 Типы и виды неблагополучных семей.
1.3 Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка
Глава II. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ СОЦИАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
2.1. Основные методы и способы работы с детьми
2.2. Поддержка детей из социально неблагополучных семей в Красноярском крае
Заключение
На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказавших негативное воздействие на детей, чаще всего характеризующиеся наиболее типичными, неправильно сложившимися педагогическими стилями в функционально несостоятельных семьях, не справляющихся с воспитанием детей.
Попустительски-
Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что сын растет "бандитом" и прочее. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.
Педантично-
Жестко-авторитарный стиль характерен родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием - физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных.
Увещевательный стиль, который в противоположность жестко-авторитарному стилю в этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний.
Отстраненно-
Воспитание по типу "кумир семьи" часто возникает по отношению к "поздним детям", когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.
Непоследовательный стиль - когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлении, что приводит к потери родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая, последовательная линия поведения воспитателя, психолога .
Перечисленными примерами далеко не исчерпываются типичные ошибки семейного воспитания. Однако исправить их гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего имеют затяжной хронический характер. Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим последствиям холодные, отчужденные, а порою и враждебные отношения родителей и детей, утратившие свою теплоту и взаимопонимание Взаимное отчуждение, враждебность, беспомощность родителей в таких случаях порою доходит до того, что они сами обращаются за помощью в милицию, комиссию по делам несовершеннолетних, просят, чтобы их сына, дочь отправили в спецПТУ, в спецшколу. В ряде случаев эта мера, действительно, оказывается оправданной, поскольку дома исчерпаны вес средства, и перестройка отношений, не произошедшая своевременно, практически уже становится невозможной вследствие обостренности конфликтов и взаимной неприязни.
Ошибки
семейной педагогики особенно ярко проявляются
в системе наказаний и
Вообще неблагополучие в семье должно предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов профилактики.
Глава II. ОСОБЕННОСТИ
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ СОЦИАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ
СЕМЕЙ.
Всё множество социальных
проблем, с которыми сталкиваются дети,
из социально неблагополучных семей можно
с определённой степенью условности разделить
на следующие группы:
1.Порождённые возрастными особенностями детей, (кризис переходного
возраста, переход из дошкольного учреждения в среднюю школу, недоверие со стороны взрослых и т.п.).
2.Обусловленные основными характеристиками семьи ребёнка (жестокое
обращение
с ребёнком, непонимание в семье,
отсутствие одного или обоих родителей,
экономические трудности и т.п.
3.Порождённые деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми (конфликты с педагогами в школе, педагогическая запущенность, детская преступность и т.п.).
4.Порождённые особенности социально-экономического и социально-
политического развития общества (эксплуатация детей, сокращение детских
учреждений, дети-беженцы, дети – участники незаконных вооружённых формирований, угроза жизни и здоровью детей).
Безусловно, полностью и окончательно разрешить все социальные проблемы детей раз и навсегда ни одно общество не может. Кроме того, неправомерно рассматривать работу по социальной поддержке и защите детей только как обязанность социальных служб и учреждений. Эта деятельность подразумевает совместные усилия учреждений образования, здравоохранения, органов внутренних дел, учреждений культуры, административных и государственных организаций, которые действуют в пределах своих возможностей и своей компетенции, используя разнообразные методы и формы деятельности.
Основные методы социальной работы с детьми сводятся к следующим:
1.Социально-психологические, направленные на внутренний мир ребёнка и предполагающие определённую коррекцию его системы ценностей и ориентаций, а также представлений и предпочтений, совершенствование его психологических возможностей и оказание соответствующей поддержки и помощи (методы психодиагностики и психокоррекции, психологическое консультирование и т.п.).
2.Социально-педагогические, дающие возможность повысить образовательный и интеллектуальный уровень ребёнка, сформировать адекватную окружающим его условиям систему ценностных ориентаций и представлений (методы образования и просвещения, педагогической коррекции и педагогического консультирования).
3.Социально-медицинские, предназначенные для оказания ребёнку своевременной и необходимой медицинской помощи (лечение, социально-медицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности и т.п.).
4.Социально-правовые, включающие в себя определённые процедуры и операции, позволяющие привести процесс жизнедеятельности ребёнка в соответствие с существующими нормами закона и права (юридическая и правовая защита интересов ребёнка, правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции).
5.Социально-экономические, направленные на решение проблем материального благосостояния ребёнка, создание необходимых ему для полноценной жизни и развития экономических условий (расширение и совершенствование системы экономических прав и возможностей детей, материальная поддержка и помощь, трудоустройство и т.п.).
6.Социально-групповые, позволяющие социальному работнику и другим специалистам вести работу с социальным окружением ребёнка (семейное консультирование, коррекция системы отношений в детском коллективе, и организация детских коллективов, ориентированных на позитивную деятельность).
Реализация перечисленных и им подобных методов социальной работы на практике, заставляет специалистов по работе с детьми решать ещё одну, на
первый взгляд парадоксальную задачу, а именно, преодолевать постоянно присутствующее в обществе негативное отношение к детям и всему, что с ними связано. В массовом сознание достаточно прочно укоренилось представление о том, что дети – это серьёзная нагрузка или «обуза», которую берёт на себя человек, что они ограничивают его социальную свободу, что дети требуют от взрослых каких-то «жертв». Подобный стереотип создаёт значительные препятствия и трудности для эффективной социальной защиты детей.
По данным на 1 января 2010
года в Красноярском крае проживают 16
623 ребенка, относящихся к категории дети-сироты
и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Из них 11416 детей (69 %) находятся под опекой
и в приемных семьях, 5159 детей (31%) – в учреждениях
для детей указанной категории (здравоохранения,
образования, социальной защиты населения).
Кроме того, 1073 ребенка не относятся в
категории «дети, оставшиеся без попечения
родителей», но в соответствии со ст. 13
Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об
опеке и попечительстве» проживают в семьях
опекунов на основании заявлений родителей.
Ежегодно в Красноярском крае выявляется
до четырех тысяч детей и подростков, оставшихся
без попечения родителей. В основном это
дети, родители которых ведут асоциальный
образ жизни, находятся в местах лишения
свободы, ограничены либо лишены родительских
прав.
В 2009 году выявлены и учтены 3107 детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, что на 482 ребенка меньше, чем в 2008 году. Большая часть из них (55%) – дети подросткового возраста. Из общего количества выявленных детей только 328 детей (10,5%) являются сиротами (детьми, у которых оба или единственный родитель умерли).
Число лишений родительских прав в крае, как и в целом в России, в несколько раз превышает такую меру, как ограничение в родительских правах. В Российской Федерации в 2008 году только 5154 граждан ограничены в родительских правах, а лишены их более 63 тысяч человек, из них 1645 – в связи с жестоким обращением с детьми.
В Красноярском крае в 2008 году 2037 родителей были лишены родительских прав в отношении 2446 детей, и только 163 человека были ограничены в родительских правах относительно 250 несовершеннолетних.
Необходимо отметить, что в 2009 году несколько снизилась (на 210 чел.) численность граждан, лишенных родительских прав – 1827 чел. (2219 детей), при небольшом увеличении численности родителей, ограниченных в родительских правах – 199 чел. (239 детей).
Общая же тенденция сохраняется: более 80% детей получают статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, в результате решений суда в отношении родителей, ведущих асоциальный образ жизни.
Из общей
Решение судьбы детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, во многом зависит не только
от состояния экономики страны, но
и от надлежащего правового
Данные об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае:
|
Информация о работе Педагогическая поддержка детей из социально-неблагополучных семей