Педагогическая поддержка детей из социально-неблагополучных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Вступление в брак – это и момент образования семьи. Семья – не только исторически сложившаяся форма жизни человека, но и биологическая необходимость. Вот как об этом пишет знаменитый немецкий философ Л. Фейербах: «Только муж и жена вместе образуют действительного человека; муж и жена вместе есть бытие рода, ибо их союз есть источник других людей. Поэтому человек, сознающий свою мужественность, чувствующий себя мужчиной и считающий это чувство естественным и закономерным, сознает и чувствует себя существом частичным, которое нуждается в другом частичном существе для создания целого, истинного человека».

Оглавление

Содержание
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМ, ВЫЗЫВАЮЩИХ СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ
1.1. Семья – социальный институт формирования и развития личности ребенка. Роль родителей в воспитании детей.
1.2 Типы и виды неблагополучных семей.
1.3 Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка
Глава II. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ СОЦИАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
2.1. Основные методы и способы работы с детьми
2.2. Поддержка детей из социально неблагополучных семей в Красноярском крае
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по психолого-педагогическому блоку..doc

— 202.00 Кб (Скачать)

       На  практике педагогически несостоятельные  семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказавших негативное воздействие на детей, чаще всего характеризующиеся наиболее типичными, неправильно сложившимися педагогическими стилями в функционально несостоятельных семьях, не справляющихся с воспитанием детей.

       Попустительски-снисходительный  стиль, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что "все дети такие", либо рассуждают так: "Мы сами такими же были. Позиция круговой обороны, которую также может занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу "наш ребенок всегда прав". Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию.

       Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что сын растет "бандитом" и прочее. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.

       Педантично-подозрительный стиль, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.

       Жестко-авторитарный стиль характерен родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием - физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных.

       Увещевательный  стиль, который в противоположность жестко-авторитарному стилю в этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний.

       Отстраненно-равнодушный  стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери.

       Воспитание  по типу "кумир  семьи" часто возникает по отношению к "поздним детям", когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

       Непоследовательный  стиль - когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлении, что приводит к потери родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая, последовательная линия поведения воспитателя, психолога .

       Перечисленными примерами далеко не исчерпываются типичные ошибки семейного воспитания. Однако исправить их гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего имеют затяжной хронический характер. Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим последствиям холодные, отчужденные, а порою и враждебные отношения родителей и детей, утратившие свою теплоту и взаимопонимание Взаимное отчуждение, враждебность, беспомощность родителей в таких случаях порою доходит до того, что они сами обращаются за помощью в милицию, комиссию по делам несовершеннолетних, просят, чтобы их сына, дочь отправили в спецПТУ, в спецшколу. В ряде случаев эта мера, действительно, оказывается оправданной, поскольку дома исчерпаны вес средства, и перестройка отношений, не произошедшая своевременно, практически уже становится невозможной вследствие обостренности конфликтов и взаимной неприязни.

       Ошибки  семейной педагогики особенно ярко проявляются  в системе наказаний и поощрений, практикуемой в семье. В этих вопросах нужна особенная осторожность, осмотрительность, чувство меры, подсказываемые родительской интуицией и любовью. Как чрезмерное попустительство, так и чрезмерная жестокость родителей одинаково опасны в воспитании ребенка.

       Вообще  неблагополучие в семье должно предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов профилактики.

 

     Глава II. ОСОБЕННОСТИ  РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ СОЦИАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ  СЕМЕЙ.  
Всё множество социальных проблем, с которыми сталкиваются дети, из социально неблагополучных семей можно с определённой степенью условности разделить на следующие группы:

1.Порождённые возрастными особенностями детей, (кризис переходного

возраста, переход  из дошкольного учреждения в среднюю  школу, недоверие со  стороны взрослых и т.п.).

2.Обусловленные основными характеристиками семьи ребёнка (жестокое

обращение с ребёнком, непонимание в семье, отсутствие одного или обоих родителей, экономические трудности и т.п.).

3.Порождённые деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми (конфликты с педагогами в школе, педагогическая запущенность, детская преступность и т.п.).

4.Порождённые особенности социально-экономического и социально-

политического развития общества (эксплуатация детей, сокращение детских

учреждений, дети-беженцы, дети – участники незаконных вооружённых формирований, угроза жизни  и здоровью детей).

     Безусловно, полностью и окончательно разрешить  все социальные проблемы детей раз  и навсегда ни одно общество не может. Кроме того, неправомерно рассматривать работу по социальной поддержке и защите детей только как обязанность социальных служб и учреждений. Эта деятельность подразумевает совместные усилия учреждений образования, здравоохранения, органов внутренних дел, учреждений культуры, административных и государственных организаций, которые действуют в пределах своих возможностей и своей компетенции, используя разнообразные методы и формы деятельности.

2.1. Основные методы  и способы работы  с детьми

     Основные  методы социальной работы с детьми сводятся к следующим:

1.Социально-психологические, направленные на внутренний мир ребёнка и предполагающие определённую коррекцию его системы ценностей и ориентаций, а также представлений и предпочтений, совершенствование его психологических возможностей и оказание соответствующей поддержки и помощи (методы психодиагностики и психокоррекции, психологическое консультирование и т.п.).

2.Социально-педагогические, дающие возможность повысить образовательный и интеллектуальный уровень ребёнка, сформировать адекватную окружающим его условиям систему ценностных ориентаций и представлений (методы образования и просвещения, педагогической коррекции и педагогического консультирования).

3.Социально-медицинские, предназначенные для оказания ребёнку своевременной и необходимой медицинской помощи (лечение, социально-медицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности и т.п.).

4.Социально-правовые, включающие в себя определённые процедуры и операции, позволяющие привести процесс жизнедеятельности ребёнка в соответствие с существующими нормами закона и права (юридическая и правовая защита интересов ребёнка, правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции).

5.Социально-экономические, направленные на решение проблем материального благосостояния ребёнка, создание необходимых ему для полноценной жизни и развития экономических условий (расширение и совершенствование системы экономических прав и возможностей детей, материальная поддержка и помощь, трудоустройство и т.п.).

6.Социально-групповые, позволяющие социальному работнику и другим специалистам вести работу с социальным окружением ребёнка (семейное консультирование, коррекция системы отношений в детском коллективе, и организация детских коллективов, ориентированных на позитивную деятельность).

     Реализация  перечисленных и им подобных методов  социальной работы на практике, заставляет специалистов по работе с детьми решать ещё одну, на

первый взгляд парадоксальную задачу, а именно, преодолевать постоянно присутствующее в обществе негативное отношение к детям и всему, что с ними связано. В массовом сознание достаточно прочно укоренилось представление о том, что дети – это серьёзная нагрузка или «обуза», которую берёт на себя человек, что они ограничивают его социальную свободу, что дети требуют от взрослых каких-то «жертв». Подобный стереотип создаёт значительные препятствия и трудности для эффективной социальной защиты детей.

2.3. Поддержка детей  из социально неблагополучных семей в Красноярском крае

           По данным на 1 января 2010 года в Красноярском крае проживают 16 623 ребенка, относящихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Из них 11416 детей (69 %) находятся под опекой и в приемных семьях, 5159 детей (31%) – в учреждениях для детей указанной категории (здравоохранения, образования, социальной защиты населения). Кроме того, 1073 ребенка не относятся в категории «дети, оставшиеся без попечения родителей», но в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» проживают в семьях опекунов на основании заявлений родителей. Ежегодно в Красноярском крае выявляется до четырех тысяч детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. В основном это дети, родители которых ведут асоциальный образ жизни, находятся в местах лишения свободы, ограничены либо лишены родительских прав.                                  

           В 2009 году выявлены и учтены 3107 детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, что  на  482 ребенка меньше, чем в 2008 году. Большая часть из них (55%) – дети подросткового возраста. Из общего количества выявленных детей только 328 детей  (10,5%) являются сиротами (детьми, у которых оба или единственный родитель умерли).

           Число лишений родительских прав в крае, как и в целом  в России, в несколько раз превышает такую меру, как ограничение в родительских правах. В Российской Федерации в 2008 году только 5154 граждан ограничены в родительских правах, а лишены их более 63 тысяч человек, из них 1645 – в связи с жестоким обращением с детьми.

           В Красноярском крае в 2008 году 2037 родителей были лишены родительских прав в отношении 2446 детей, и только 163 человека были ограничены в родительских правах относительно 250 несовершеннолетних.

           Необходимо отметить, что в 2009 году несколько снизилась (на 210 чел.) численность граждан, лишенных родительских прав – 1827 чел. (2219 детей), при небольшом увеличении численности родителей, ограниченных в родительских правах – 199 чел. (239 детей).

           Общая же тенденция сохраняется: более 80% детей получают статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, в результате решений суда в отношении родителей, ведущих асоциальный образ жизни.

           Из общей численности  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся  в семьях опекунов и приемных родителей (11416 чел.) только 2588 детей являются детьми-сиротами (22,7%).

           Решение судьбы детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, во многом зависит не только от состояния экономики страны, но и от надлежащего правового регулирования  отношений, возникающих в процессе реализации государственной заботы о детях.

           Данные об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае:

             2005 
год
           2006 
год
           2007 
год
           2008  
год
           2009  
год
           Оставались неустроенными  на начало года (детей)            581            720            624            446            458
           Выявлены дети, оставшиеся без попечения родителей, в течение  года            3658            3557            3481            3589            3107
           Всего нуждались в  устройстве            4239            4277            4105            4035            3565
           Устроены: 
В учреждения внесемейного воспитания
           1048            1120            934            1005            1005
           в учреждения профессионального образования            110            100            125            103            92
           под опеку, попечительство            1903            1864            1921            1755            1275
           -в приемную семью            37            72            166            149            149
           - на усыновление            86            76            75            76            84
           Возвращены родителям            272            378            396            430            398
           Выбыли по иным основаниям            76            63            42            59            40
           Остались неустроенными на конец года            707            604            446            458            522

Информация о работе Педагогическая поддержка детей из социально-неблагополучных семей