Педагогическая поддержка детей из социально-неблагополучных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Вступление в брак – это и момент образования семьи. Семья – не только исторически сложившаяся форма жизни человека, но и биологическая необходимость. Вот как об этом пишет знаменитый немецкий философ Л. Фейербах: «Только муж и жена вместе образуют действительного человека; муж и жена вместе есть бытие рода, ибо их союз есть источник других людей. Поэтому человек, сознающий свою мужественность, чувствующий себя мужчиной и считающий это чувство естественным и закономерным, сознает и чувствует себя существом частичным, которое нуждается в другом частичном существе для создания целого, истинного человека».

Оглавление

Содержание
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМ, ВЫЗЫВАЮЩИХ СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ
1.1. Семья – социальный институт формирования и развития личности ребенка. Роль родителей в воспитании детей.
1.2 Типы и виды неблагополучных семей.
1.3 Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка
Глава II. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ СОЦИАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
2.1. Основные методы и способы работы с детьми
2.2. Поддержка детей из социально неблагополучных семей в Красноярском крае
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по психолого-педагогическому блоку..doc

— 202.00 Кб (Скачать)

Государственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального  Образования

«Красноярский государственный

педагогический  университет им. В.П. Астафьева» 
 

Институт  дистанционного образования

(ИДисО)

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По дисциплине: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 
 

Тема:

  «Педагогическая  поддержка детей  из социально-неблагополучных  семей»

                                                                           Выполнила:                   

                Проверил:  

Кодинск 2010 
Содержание 

                              Введение

Вступление в  брак – это и момент образования  семьи. Семья – не только исторически  сложившаяся форма жизни человека, но и биологическая необходимость. Вот как об этом пишет знаменитый немецкий философ Л. Фейербах: «Только муж и жена вместе образуют действительного человека; муж и жена вместе есть бытие рода, ибо их союз есть источник других людей. Поэтому человек, сознающий свою мужественность, чувствующий себя мужчиной и считающий это чувство естественным и закономерным, сознает и чувствует себя существом частичным, которое нуждается в другом частичном существе для создания целого, истинного человека».

      Если  спросить молодых людей: зачем  ты женишься? Зачем выходишь замуж?  И, наверное, каждый ответит – мы любим, друг друга и хотим быть вместе. Прекрасное желание, но это еще не семья. Назначение семьи, как определил Ф.Энгельс в своем классическом труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства», состоит в воспроизводстве жизни во всех ее проявлениях. Воспроизводство через потомство. Значит, основная цель женитьбы – не столько удовлетворение чувственных желаний двоих. Это когда из эгоизма двоих произрастает самоотверженность, направленная на третьего, на общего ребенка. По сути, семья только и начинается с ребенка.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена ростом числа неблагополучных семей  в нашей стране.  В трудные  жизненные условия попадают неполные семьи, семьи беженцев, вынужденных  переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические, и так далее. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе ребенка.

Объектом  исследования является индивидуальная социально-педагогическая работа с  детьми и подростками из социально-неблагополучных  семей.

Предмет исследования: обеспечение индивидуальной социально-педагогического работы с детьми и подростками из социально-неблагополучных семей.

Цель  исследования: выявить, обосновать структуру  и содержание обеспечения индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками из социально-неблагополучных семей.

Задачи  исследования:

     1. Раскрыть и  изучить характеристику неблагополучной  семьи, выявить причины возникновения  таких семей. Изучить и проанализировать  роль родителей в формировании  личности ребенка.

     2. Выявить влияние  семейного неблагополучия на  психику ребенка.

     3. Определить  состав и разработать основные  методы и способы работы с  детьми.

     4. Изучить и проанализировать методы  и способы поддержка детей  из социально неблагополучных  семей в Красноярском крае за последние годы. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР  ПРОБЛЕМ, ВЫЗЫВАЮЩИХ СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ

1.1. Семья – социальный  институт формирования  и развития личности  ребенка. Роль  родителей в воспитании  детей.

       Увеличение  числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно- бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из – за неблагополучного психологического климата в семье. «На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием». Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.

       Известный детский психиатр М. И. Буянов считает, что все в мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья – это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально – психическое состояние. «Для одного ребенка, - подчеркивает М. И. Буянов, - семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений  «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная».

       Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания, - считает М. И. Буянов, - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи».

       Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные  способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно. [40, 176]

       В этой работе под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

       С учетом доминирующих факторов, оказывающих  негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи  мы условно разделили на две большие  группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия – так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные).

       Вторую  группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны .

1.2. Факторы и причины  неблагополучия. Типы  и виды неблагополучных  семей.

     Можно условно разделить неблагополучные  семьи на три группы: 
1. Превентивные – семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии неблагополучия. 
2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня. 
3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе своих детей.

     Возможна  и следующая классификация неблагополучных  семей: по количеству родителей –  полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновителей; по количеству детей – малодетная, многодетная, бездетная; по материальному благополучию – малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная; по проблемам родителей – семья алкоголиков, наркоманов, безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, социально дезадаптивная. Особо выделяются семьи педагогически несостоятельные; чаще всего они обнаруживаются тогда, когда в них имеются дети подросткового возраста.

     В современной науке существует множество  типологий семьи. Особенности той  или иной семьи оказывают влияние  на успешность/неуспешность учебной деятельности, возникновение трудностей в поведении школьников. Объектом социально-педагогической поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в ней будет различна, как различно и содержание поддержки. Рассмотрим некоторые типологии семей, которые, на наш взгляд, наиболее точно определяют особенности социально-педагогической помощи, оказываемой конкретной семье.

     Можно выделить типологию семей по уровню социальной адаптации:  

- благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социального педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках кратко-срочных моделей работы; 

- семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например: неполная семья, малообеспеченная семья и т. п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил;  

- неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы; 

- асоциальные семьи. Семьи, в которых родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства. 

      Также можно выделить четыре типа неблагополучных  семей, способствующих появлению «трудных»  детей:  

— семьи  с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать детям помощь в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым создавая нежелательный фон для воспитания детей;  

— конфликтные  семьи. В таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;  

— нравственно  неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т. п.;

— педагогически  некомпетентные семьи. Последствиями  воспитания в таких семьях могут  стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т. д.

1.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка. 

       Семейное  воспитание - это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

       Неправильный  выбор форм, методов и средств  педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания. Поэтому нередко даже не пытаются понять ребенка, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация — это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание «истин», которые взрослым кажутся бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются, потому что просто не понимаются. Подобный способ суррогатного воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен (и даже вреден) для воспитываемых таким образом детей.

       Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.

Информация о работе Педагогическая поддержка детей из социально-неблагополучных семей