Пассивное и активное слушание

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:32, реферат

Краткое описание

Часто во время беседы неплохо бы и послушать собеседника. Все мы уверены, что умеем это прекрасно делать. Но иногда приходится брать на себя роль пассивного слушателя, потому что собеседника не остановить. Преодолеть эту проблему можно, развивая в себе навык активного слушания. Оно предполагает владение умением самовыражения и действия, поскольку это не пассивное, а активное слушание.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 71.59 Кб (Скачать)

2. Слушатели, ориентированные на  действие.

Слушатели данного типа активно  концентрируют все усилия на выполнении насущной задачи. Обычно они предпочитают слушать все быстро, и им трудно выслушивать несобранных собеседников. Ориентированного на действие слушателя  высоко ценят на любых собраниях  и совещаниях, поскольку он помогает остальным не уклоняться от основной темы и обмениваться информацией  быстро и продуктивно.

3. Слушатели, ориентированные на  содержание.

Слушателям данного типа свойственна  привычка тщательно взвешивать и проверять все, что они слышат. Они любят узнавать все детали и «доходить» до сути вещей, чтобы уяснить для себя все стороны обсуждаемой темы. Как правило, они предпочитают слушать экспертов и получать данные из высококвалифицированных и проверенных источников. Ориентированные на содержание слушатели стараются увидеть все грани проблемы, и их всегда влечет к постижению сложной и трудно усваиваемой информации.

4. Слушатели, ориентированные на  время.

Слушатели такого типа постоянно глядят на часы и заставляют окружающих делать то же самое. Они в первую очередь  ценят время и часто высказывают раздражение по отношению к тем, кто тратит его попусту. Несмотря на то, что они способствуют повышению производительности и правильной организации рабочего дня, их маниакальная пунктуальность и торопливость иногда приводит к потере творческого начала и созидательного мышления.

Как показывает практика, примерно 40% всех респондентов отличаются по меньшей мере двумя ярко выраженными личными предпочтениями в области слушания. В некоторых случаях категории дополняют друг друга, в других входят в противоречие [Баркер, Ватсон, 2001: 58].

Примерно 20% людей демонстрируют  слабые личные предпочтения или же их полное отсутствие при ответах  на вопросы анкеты. Если же анкетируемый набрал ноль очков при ответах  на все категории вопросов, возможно, он вообще не любит, при определенных условиях и обстоятельствах, получать информацию слушая.

Итак, персональные предпочтения в  области слушания существуют у каждого  из нас. У всех имеются свои пристрастия  на тот счет, что, как и когда  слушать, и к одним людям мы всегда станем прислушиваться охотнее  и внимательнее, чем к другим. Одни из нас предпочитают слушать  исключительно специалистов, другим нравится, чтобы их развлекали, а  третьи целиком сосредоточены на личности рассказчика. Большинство  из нас не задумывается над тем, чтобы  изменить свои привычки в этой области, даже несмотря на то, что в этом случае процесс слушания, возможно, станет для нас гораздо более полезным и приятным.

В отличие от типов характера  и способностей к обучению, которые  обычно остаются неизменными в течение  всей жизни, личные предпочтения в области  слушания могут измениться довольно быстро: в зависимости от времени  дня, наличия сил, сопутствующих  обстоятельств, окружения, темы разговоров и др.

Итак, мы познакомились с  основными классификациями слушателей, выявили сильные и слабые стороны  разных типов собеседников, а также  определили факторы, которые способны обнаружить как положительные, так  и отрицательные черты личных предпочтений в области слушания. Кроме этого, были даны общие рекомендации для различных типов слушателей.

Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (01.06.2010)

http://englishschool12.ru/publ/interesno_kazhdomu/interesno_kazhdomu/tipy_slushatelej/57-1-0-3640

 

Однажды к Будде пришёл человек, очень культурный, очень  образованный и очень учёный. И  он задал Будде вопрос. Будда сказал: "Пожалуйста. Но прямо сейчас я  не могу ответить". Человек удивился: "Почему вы не можете ответить? Вы заняты или что-то другое мешает вам?" Это  был очень важный человек, хорошо известный всей стране, и, конечно, он почувствовал себя обиженным тем, что  Будда так занят, что не может  уделить ему немного времени.

Будда сказал: "Нет, дело не в этом. У меня достаточно времени, но прямо сейчас вы будете не в состоянии  воспринять ответ". - "Что вы имеете в виду?" - "Есть три типа слушателей, - сказал Будда. - Первый тип, как горшок, повёрнутый вверх дном. Можно отвечать, но ничего не войдёт в него. Он недоступен. Второй тип слушателя подобен  горшку с дыркой в дне. Он не повёрнут вверх дном, он находится в правильном положении; всё, как должно быть, но в его дне - дырка. Поэтому кажется, что он наполняется, но это лишь на мгновение. Рано или поздно вода вытечет, и он снова станет пустым. Очевидно, лишь на поверхности кажется, что что-то входит, на самом деле ничего не входит, поскольку ничего не может удержаться. И наконец, есть третий тип слушателя, у которого нет дырки и который не стоит вверх дном, но который полон отбросов. Вода может входить в него, но как только она входит, она тут же загнивает.

И вы принадлежите к третьему типу. Поэтому-то мне и трудно ответить прямо сейчас. Вы полны отбросов, поскольку вы такой знающий. То, что  не осознано вами, не познано - это отбросы".

http://www.mysenses.ru/oreh/tri-tipa-slushatelej-0

 

 

 

  1. "Оценщик". Это категоричный слушатель, который  постоянно судит про себя о  том, что мы сказали, в зависимости  от своих личных пристрастий.  Оценивающее слушание не позволяет  воспринимать смысл речи собеседника  незамутненно, "подсовывает" вместо информации наше отношение к ней. Для "оценщиков" характерны следующие реакции на сказанное: поучения, указания на целесообразность. Для них важнее не то, что им говорят, а что они сами думают по этому поводу. (старики) 2. "Толкователь". Это рассудительный слушатель, который всегда готов искать причину, почему и зачем была сказана какая-то фраза, склонен давать толкования ей. Собеседник-толкователь носится во время разговора в поисках причин появления высказывания, и за этим поиском теряется смысл сказанного: для него важнее не "что" сказано, а "почему". К числу "толкователей" часто относятся молодые интеллектуалы, для которых толкование - своего рода тренировка ума, многие врачи из-за специфики своей работы, учителя и др. 3. "Сердобольный". Это сочувствующий собеседник, который всегда готов выразить свое сострадание говорящему, быстро с ним согласиться. В заостренной форме негативные результаты "сердобольного" слушания очевидны. Для "сердобольных" характерны следующие реакции: Похвала, согласие: "Мы гордимся Вами!" "Я считаю что Вы, безусловно, правы!" Успокаивание, сочувствие, утешение: "Господи, как я Вас понимаю, как Вам сейчас трудно!" " К "сердобольным" чаще всего относятся люди пожилого возраста, которых принято называть "добряками". 4. "Диагност". Это пристрастный, анализирующий слушатель, который склонен перебивать собеседника следующими фразами: "Когда именно?" Все это вызывает ощущение допроса, естественно, не способствующее общению. С "диагностами" часто встречаются те, кому приходится читать лекции, вести учебные... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты
  2. http://constructor.zavalam.net/view.php?no=8763

 

 

 


Информация о работе Пассивное и активное слушание