Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:32, реферат
Часто во время беседы неплохо бы и послушать собеседника. Все мы уверены, что умеем это прекрасно делать. Но иногда приходится брать на себя роль пассивного слушателя, потому что собеседника не остановить. Преодолеть эту проблему можно, развивая в себе навык активного слушания. Оно предполагает владение умением самовыражения и действия, поскольку это не пассивное, а активное слушание.
или поэтическим посланием, — примеры невербальной и вербальной обратной связи. Если наши слова или действия вызывают у другого нежелательную для нас реакцию, и мы спешим сопроводить их фразой: «Вы меня неправильно поняли...» - или «Я вовсе не это имел в виду», — таким образом, мы пытаемся проконтролировать обратную связь.
Действия человека, в которых обнаруживается его способность слышать, именно в силу их «реактивного» (то есть реагирующего на стимул) характера создают саму возможность обратной связи, а все рассмотренные выше факторы, улучшающие эту способность или препятствующие ей, непосредственно влияют на содержание обратной связи.
5.2.2. Виды обратной связи
Среди видов обратной связи выделяют оценочную и безоценочную обратную связь.
Оценочная обратная связь — сообщение своего мнения, своего отношения к тому, о чем идет речь.
Оценки могут быть положительными («здорово это у тебя получается») или отрицательными («ну что за чушь ты несешь»). Позитивная оценочная обратная связь выполняет функцию поддержки «Я-концепции» нашего партнера и сложившихся с ним межличностных отношений.
Негативная оценочная обратная связь выполняет корректирующую функцию, направленную на устранение нежелательного поведения, изменение или модификацию наших отношений.
Структура оценочной обратной связи предполагает использование оборотов, которые указывают на то, что речь идет о собственном мнении человека: «мне кажется», «думаю», «на мой взгляд». Если такие обороты отсутствуют, а оценка высказана вполне определенно и открыто, то высказывание приобретает статичный характер, часто воспринимается как грубость или хамство и вызывает у собеседника психологическую защиту. Из-за этого отношения становятся напряженными или даже разрушаются их. Сравним высказывания;
«Мне кажется, это не так» и «Какая глупость!»-;
«По-моему, ты была чересчур резкой» и «Ну ты и грубиянка»;
«Думаю, ты слишком зависишь от нее» и «Тряпка».
Позитивная оценочная обратная связь - сообщения, выполняющие функцию поддержки «Я-концепции» партнера и сложившихся с ним межличностных отношений.
^ Нерефлексивное слушание - умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями; полезно в тех случаях, когда собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы, проявляет глубокие чувства (например, гнев или горе) или просто говорит о том, что требует минимального ответа.
Безоценочная обратная связь — вид обратной связи, который не содержит нашего отношения к обсуждаемому вопросу. Мы используем ее, когда хотим больше узнать о чувствах человека или помочь ему сформулировать мысли по конкретному поводу, при этом прямо не вмешиваясь в действия собеседника.
Эти цели достигаются посредством таких приемов, как уточнение, перефразирование, прояснение, отражение чувств (или эмпатия). Данные процедуры легли в основу выделения стилей слушания, описанию которых будет посвящен следующий параграф. В завершение разговора о видах обратной связи познакомимся с некоторыми результатами научных исследований в области изучения обратной связи в межличностном общении.
5.3. Стили слушания
Исходным для анализа стилей слушания является утверждение, что умение слышать — это активный процесс, требующий определенных навыков. Важнейшие из них — приемы нерефлексивного, рефлексивного (активного) и эмпатического слушания.
5.3.7. Нерефлексивное слушание
Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.
Пассивное внешне поведение в действительности требует большого напряжения, физического и психологического внимания. Как правило, нерефлексивное слушание полезно тогда, когда собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы, проявляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, или просто говорит о том, что требует минимального ответа. По форме нерефлексивное слушание представляет собой использование кратких реплик типа «Да?», «Продолжайте, продолжайте. Это интересно», «Понимаю», «Приятно это слышать», «Можно ли поподробнее?» и т. п., или невербальных жестов поддержки (например, утвердительный наклон головы).
Рефлексивное (или активное) слушание — это обратная связь с говорящим, используемая для контроля точности восприятия услышанного. В отличие от нерефлексивного слушания здесь слушающий более активно использует словесную форму для подтверждения понимания сообщения.
Основными видами рефлексивных ответов являются выяснение, перефразирование и резюмирование.
Выяснение — это безоценочная техника, при использовании которой мы просим людей о дополнительной информации, руководствуясь либо деловыми интересами, либо целью «разговорить» человека или продемонстрировать готовность и желание выслушать его.
Инструментами выяснения являются вопросы типа «Не повторите ли еще раз», «Уточните, что вы имеете в виду», «Вы что-то еще хотели сказать?» и т. п.
Например, приятель обращается к вам с репликой: «Настроение — хуже некуда. В нашей группе все сдали математику лучше, чем я». Если вы хотите использовать технику выяснения, то можно сказать: «Почему это так тебя расстроило?» или «Как ты думаешь, чем это вызвано?». Отвечая на вопрос, поставленный таким образом, собеседник может подумать над тем, что случилось, и, как следствие, ослабить эмоциональное переживание. Ваша реакция типа «Ну и что, нашел из-за чего переживать» или «Этого и следовало ожидать», скорее всего, вызовет у него ощущение, что вы его не понимаете, и спровоцирует чувство защиты.
Перефразирование состоит в передаче говорящему его же сообщения, но словами слушающего. Его целью является проверка точности услышанного.
Перефразирование может начинаться словами: «Как я понял вас...», «По вашему мнению...», «Другими словами, вы считаете...» При этом важно выбирать только существенные, главные моменты сообщения, смысл и идеи, а не чувства собеседника.
Примеры:
1) — Боюсь, меня не возьмут на соревнования в этом
году.
— Думаешь, ты недостаточно подготовлен?
2) — Я им ужасно завидую.
~ Ревнуешь их к ребятам из той группы?
Перефразирование дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают, а. если понимают неправильно, то внести соответствующие коррективы в сообщение.
Резюмирование — это подытоживание основных идей чувств говорящего. Резюмирующие высказывания помогают соединить фрагменты разговора в смысловое чувство.
Типичными фразами могут быть следующие:
«Вашими основными идеями, как я понял, являются...»,
«Если подытожить сказанное вами, то...» и т. п.
^ Рефлексивное (активное) слушание
обратная связь с говорящим, при которой слушающий более активно использует словесную форму для подтверждения понимания сообщения.
Резюмирование
подытоживание основных идей и чувств говорящего, позволяющее соединить фрагменты разговора в смысловое единство.
5.3.3. Эмпатическое слушание
Эмпатическое слушание — особый вид поведения слушающего. Его популяризировал известный американский психотерапевт Карл Роджерс, который был уверен, что, слушая, можно помочь индивиду понять его собственную ситуацию и проблемы. Как определенная процедура, эмпатическое слушание предполагает понимание чувств, переживаемых другим человеком, и ответное выражение своего понимания этих чувств. Для этого применяются все рассмотренные выше приемы рефлексивного слушания — уточнение, перефразирование, резюмирование. Вот почему по форме эмпатическое высказывание очень близко к любому виду рефлексивного слушания (например: «Я скоро заканчиваю свою работу. — Ты заканчиваешь завтра? — Ну, не так скоро. Думаю, в течение недели»).
В то же время эмпатическое слушание отличается от рефлексивного своими целями или намерениями. Если цель активного, рефлексивного слушания — осознать как можно точнее сообщение говорящего, значение его идей или понять переживаемые чувства, то цель эмпатического .слушания — уловить эмоциональную окраску этих идей и их значение для другого человека, понять, что означает высказанное сообщение и какие чувства при этом испытывает собеседник.
Эмпатическое слушание — более интимный вид общения, чем активное слушание; оно противоположно критическому восприятию (кстати, поэтому очень трудно письменно воспроизвести эмпатические высказывания).
В структуре эмпатического высказывания исключены речевые обороты, в которых содержатся оценка, требование, совет, снижение значимости проблемы или желание управлять поведением собеседника — например, следующие:
«Вы должны сделать...»
•«Вам следует...»
«Вы не правы...»
«Увас странный взгляд на вещи...»
«Вы совершили большую ошибку...»
«Не беспокойтесь об этом...»
« Разве это проблема?...»
«Твоя проблема напоминает мне о...»
Эмпатическое высказывание опирается на безоценочную обратную связь. При этом важно вводить фразы, допускающие коррекцию сказанного (например, «Если
/-----------------------------
и т. п.). Также имеет значение последовательность сообщений. Психотерапевт М. Розенберг предлагал включать в структуру эмпатического высказывания следую-
Эмпатическое
слушание
безоценочная обратная связь, цель которой —
держку, дать понять, что проблема, которая его беспокоит, и слушателем воспринимается как
важная.
щие блоки:
оказать собеседнику под- , ,, -,
Что другой человек:
1. наблюдает: «Когда ты видишь (слышишь)...»;
2. чувствует: «Ты, наверное, чувствуешь...?»;
3. в чем нуждается: «Потому что для тебя важно...?»;
4. хочет сейчас попросить: «И ты хотел бы, чтобы....?.
Пример: -«Мне показалось, что когда ты пришел к другу и увидел, что он не один, ты был раздосадован, так как тебе очень нужно было выговориться»-.
Эмпатнческое выслушивание — путь реагирования, который позволяет другим найти решения своих проблем, даже если вы сами не знаете этих решений. Эмпатиче-ски слушающие не судят других, они осмысливают проблему, рассматривают ее, часто своими словами утверждают собственные впечатления о том, что происходит с говорящим. Они также постоянно проверяют, насколько точно их впечатления соответствуют состоянию отправителя. В этом виде слушания исходным условием является принятие чувств партнера и доверие к тому, что он сможет Найти решение проблемы. Поэтому не нужно навязывать ему свои идеи, пока он сам не попросит об этом.
Эмпатическое слушание уместно отнюдь не во всех ситуациях, когда человек обращается за помощью. Иногда ему нужна просто информация, а не работа с его чувствами. Не следует использовать приемы эмпатического слушания и в том случае, если у вас нет действительного желания помочь человеку, а также если вы «в цейтноте» (этот вид слушания требует времени).
Таким образом, для того, чтобы стать компетентным слушателем, а следовательно, и компетентным коммуникатором, человек должен владеть разнообразными видами обратной связи, стилями слушания и умело использовать их в соответствующих обстоятельствах.
Выводы
1. Способносгь слушать является физиологически естественной, ее реализация не требует сознательных усилий от человека. Слышать означает стремиться понять и запомнить услышанное, что предполагает наличие сложного комплекса умений, которым человек овладевает на протяжении всей своей жизни.
2. Среди факторов, препятствующих эффективному слышанию, можно выделить: а) огромный объем речевой информации, который обрушивается на нас ежедневно, не позволяя одинаково внимательно воспринимать все устные сообщения; б) погруженность в собственные заботы, которые имеют для нас большую важность, чем сообщения других людей; в) физиологические причины — мы думаем быстрее, чем говорим.
3. Для повышения эффективности
слушания необходимо
Способносгь слышать создает саму возможность обратной связи в межличностной коммуникации. Благодаря обратной связи (оценочной или безоценочной) мы Можем поддерживать или корректировать впечатления других о нас и наших установках.
Выделяют нерефлексивный,
рефлексивный (активный) и эмпатический
стили слушания, в основе которых
лежит использование
РАЗДЕЛ 3. Межличностное взаимодействие
Нередко мы слышим или сами используем фразы типа «не нужно на меня давить», «я загнал его в угол», «она привязала его к своей юбке». Эти и подобные им метафорические обороты описывают вполне определенные модели поведения, которые в социальной психологии составляют содержание проблемы межличностного взаимодействия. Их анализ составит предмет данного раздела, основными вопросами которого являются; структура межличностного взаимодействия, его виды, стратегии и тактики, фактор личного влияния.
Как мы уже знаем, термины
«межличностное общение», «межличностная
коммуникация» и -«меж