Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:32, реферат
Часто во время беседы неплохо бы и послушать собеседника. Все мы уверены, что умеем это прекрасно делать. Но иногда приходится брать на себя роль пассивного слушателя, потому что собеседника не остановить. Преодолеть эту проблему можно, развивая в себе навык активного слушания. Оно предполагает владение умением самовыражения и действия, поскольку это не пассивное, а активное слушание.
Теперь вы знаете, что слушать
можно совершенно различными способами.
Наверняка вы смогли вспомнить ситуации
из своей жизни, когда вы сами слушали
неправильно или кто-то другой слушал
на невысоком уровне. Поднятие уровня
слушания может сделать из вас
более человеком, тем не менее, вам
самим решать, до какого уровня вы желаете
развивать свою способность слушать
других людей. И не только слушать, но
и слышать! http://www.newtomorrow.ru/
Глава 5.
Слушать и слышать
5.1. Цели и факторы эффективного слушания
«Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая» — эти слова М. Исаковского могли бы послужить эпиграфом к данной главе, которая посвящена еще одному ключевому элементу процесса межличностной коммуникации — поведению слушателя.
«Слушать» и «слышать» — не одно и то же. Большинство людей рождаются способными слушать, то есть осуществлять естественный физиологический процесс, не требующий сознательных усилий. Слышать означает стремиться понять и запомнить услышанное; этот процесс требует наличия сложного комплекса умений, которым человек овладевает на протяжении всей своей жизни1.
Если наличие слуха как одного из базовых органов чувств — необходимое условие для успешной адаптации организма во внешней среде, то развитая способность слышать — условие социальной адаптации человека, возможность устанавливать и поддерживать межличностные отношения, а, следовательно, важнейшее коммуникативное качество личности.
Известно множество
Слышание (эффективное слушание) предполагает наличие сложного комплекса умений, овладение которым требует от индивида активности и сознательных усилий.
Это процесс, в ходе которого человек отбирает из всех внешних звуков те, что отвечают его потребностям и интересам. Во многом этот процесс аналогичен чтению газеты. Какой-то материал мы читаем более внимательно, какой-то бегло просматриваем, а в каких-то случаях смотрим лишь на заголовок или на фамилию автора, чтобы решить, стоит ли читать эту статью. Отбор устной информации происходит сходным образом: что-то мы слушаем поверхностно, что-то — с напряженным вниманием.
Исследования показывают,
что в среднем время нашего
общения с другими рас
Хорошими слушателями не рождаются, однако ими можно стать. Что такое компетентный слушатель? Какие бывают слушатели? Какие факторы влияют на человека в процессе слушания? Этим вопросам посвящена данная глава.
5.7.1. Факторы эффективного слушания
Попробуйте оценить точность восприятия информации, которую вы слышите. Какой процент адресованных вам сообщений доходит до вас?
Цифра, которую вы назовете, будет показателем того, насколько хорошим слушателем вы считаете себя сами. А какова реальность?
Припомните ситуации, в которых возникали осложнения из-за того, что вы прослушали что-то важное, пропустили выгодное предложение или сделали поспешные выводы. Как часто вы отключаетесь от того, что вам говорят?
Ответить на подобные вопросы непросто, в частности потому, что мы редко отдаем себе отчет в действиях и навыках, связанных со слушанием.
Большинство людей оценивают точность своего слушания на 70-80 %. Однако целый ряд исследований показал, что в действительности эффективность слушания у большинства людей составляет 25 %, то есть 75 % услышанных сообщений утрачивается. Представим себе, что 75 % письменного текста содержит ошибки — неправильно написанные слова, неправильную пунктуацию, Можно ли успешно использовать подобный текст в социальной коммуникации? Для предотвращения нежелательных последствий неграмотности общество предпринимает определенные действия (в том числе в рамках школьного и вузовского образования, а также благодаря существованию такой профессии, как «редактор»). К сожалению, для повышения эффективности восприятия услышанного людьми предпринимается значительно меньше усилий.
Последствия, к которым может привести неточное восприятие или искажение информации во время слушания, наглядно показывает всем известная игра «глухой телефон»: при передаче сообщения от одного человека к другому (социальная цепочка включает несколько человек) смысл исходного послания может стать прямо противоположным,
То, что происходит с содержанием сообщения в процессе передачи его от человека к человеку, можно схематично изобразить следующим образом (рис. 5.1):
В соответствии с базовой моделью коммуникации (см. главу 3 «Речь в межличностном общении») «жизнь» сообщения включает по крайней мере четыре стадии:
1. сообщение, которое намерен
сделать отправитель (его
2. сообщение, каким оно
высказано (его реальное
3. то, как оно интерпретировано (декодировано слушателем);
4. то, каким оно окончательно
сохранилось в памяти
Как видно на рисунке, при переходе сообщения от одной стадии к другой неизбежно имеет место потеря информации. Стремление слушателя сделать сообщение осмысленным заставляет его добавлять что-то к услышанному или, напротив, что-то устранять. Как следствие — переданное сообщение может вовсе не соответствовать исходному.
Почему мы, слушая, зачастую не слышим других? Можно выделить следующие факторы, обусловливающие это явление:
• Объем речи, который
обрушивается на нас ежедневно, не позволяет
одинаково внимательно
• Мы часто погружены в собственные заботы, которые имеют для нас большую важность, чем сообщения других людей. Трудно сосредоточить внимание на собеседнике, если вам предстоит срочно сдать работу или вы все еще находитесь под впечатлением вчерашней встречи с друзьями.
Внимательно слушать трудно еще и в силу физиологических причин: мы думаем быстрее, чем говорим. Известно, что обычный человек способен воспринимать до 500 слов в минуту, в то время как средняя скорость устной речи — от 125 до 150 слов в минуту. В результате образуется своего рода «свободное время», которое слушатель заполняет обдумыванием своих проблем, мечтами, планами либо начинает перебивать и подгонять говорящего.
Существует даже типология «плохих слушателей».
«Псевдослушатель: человек, притворяющийся, что он слушает. Он смотрит на говорящего, кивает головой в знак согласия или несогласия, произносит звуки и реплики типа «да-да», «хм-м», «угу», показывая этим вроде бы внимание, в то время как нами в действительности «глухой». Причины такого поведения могут быть самыми разными — погруженность в собственные заботы, скука и т. д., однако результат один — процесс «слышания» не состоялся.
«Самовлюбленный слушатель»: человек, который хочет, чтобы слушали только его, и не имеет ни времени, ни желания слушать другого.
«Слушатель-сочинитель»: человек, который никогда недослушивает собеседника до конца и, чтобы восполнить пропущенное или непонятное, придумывает события или реакции в соответствии с собственной логикой или собственным опитом. Поэтому, когда он говорит «все понятно», это не означает, что он понял именно своего собеседника.
«Слушатель-пчела»: человек, который слушает только то, что интересно и важно для него самого. Все остальное он пропускает мимо ушей, считая неважным или неправильным.
«Слушатель-жало»: человек, который только и ждет, чтобы собеседник допустил ошибку или оговорку, чтобы сказать ему об этом и говорить только об этом.
Для некоторых людей описанное поведение — типичный стиль общения. Вместе с тем в определенной ситуации любой из нас может оказаться «плохим слушателем» в силу описанных выше причин. Устранить эти факторы невозможно, но контролировать их действие необходимо. Многие рекомендации специалистов, направленные на повышение эффективности слушания, обращают внимание именно на совершенствование навыков концентрации внимания, эмоционального самоконтроля, работы с информацией.
5.1.2. Цели слушания
Управление собственным вниманием — навык, который необходимо постоянно совершенствовать. Один из способов концентрации внимания в условиях большого объема информационных сообщений — умение точно определить, какого рода информация требуется в данной конкретной ситуации. Установлено, что эффективность процесса слушания возрастает, если слушателю удается сформулировать цели получения информации, то есть ответить на вопрос: «для чего я слушаю это?». По
мнению специалистов в области социальной коммуникации, целями процесса выслушивания могут быть понимание, запоминание, анализ и оценка содержания информации, а также доверительные отношения с собеседниками.
Ниже приведена схема
получения информации в процессе
слушания. На ней выделены четыре
уровня и соответствующие
Как мы видим, выделенные уровни
соответствуют целям, которые ставит
перед собой слушатель в
Например, если вам предстоит получить указания, как работать со взрывчатым веществом, вы будете слушать, чтобы понять и запомнить инструкции. Если вам предстоит приобрести компьютер для вашей организации, то вы будете стремиться не только понять и запомнить услышанную информацию, но также проанализировать и оценить ее. Если кто-то из ваших знакомых потерял близкого человека, вряд ли целью слушания в этой ситуации будет запоминание и оценка информации: от вас потребуется эмоциональное понимание состояния: собеседника (т. н. эмпатическое слушание). Учитывая огромное разнообразие ситуаций, в которых мы оказываемся, нужно быть готовыми постоянно переходить с одного уровня слушания на другой.
Очень часто проблема плохого
слушателя связана с его
Поставленная цель требует от слушателя владения определенными навыками работы с информацией.
Так, цель «слышать, чтобы понять» предполагает поиск ключевых слов и фраз, в обобщенном виде формулирующих основные проблемы обсуждаемого вопроса.
Цель «лучше запомнить информацию» предполагает владение различными мнемоническими техниками, наиболее известные из которых — ведение записей, повторение, перефразирование услышанного, визуализация (то есть ассоциация имен, мест, цифр с конкретными визуальными образами).
Цель «анализ и оценка содержания» требует умения распознавать ошибки в аргументах и утверждениях отправителя информации, способности различать факты и оценки (см. гл. 3 «Речь в межличностном общении»).
Один из эффективных способов, помогающих человеку сосредоточиться, — управление эмоциями. Чувства ненависти, страха, счастья или горя, вообще сильные эмоциональные переживания могут послужить причиной того, что наша способность слышать другого понизится. Как уже отмечалось в главе 3, человек может особенно эмоционально реагировать на те или иные слова или фразы. У одного сильные эмоции возникают при слове «налоги», у другого — при слове «теща». Подобная реакция обусловлена биографическим опытом человека, теми или иными жизненными травмами. Осознав, какие именно слова, фразы и темы вызывают у нас сильные эмоции, мы получаем в свое распоряжение средства самоконтроля: возможность либо вовремя закрыть волнующую тему, либо отдать себе отчет в том, что в данный момент мы становимся невнимательными слушателями.
Таким образом, способность слышать другого как условие успешной межличностной коммуникации требует постоянной тренировки и совершенствования, чему, безусловно, способствует знание факторов, влияющих на этот процесс.
5.2. Обратная связь в межличностном общении
5.2.1. Понятие обратной связи
Рассматривая речь в межличностном взаимодействии, мы обращали внимание на то, что слушающий способен влиять на речевое поведение говорящего именно в силу того, что он находится рядом и его реакция очевидна. Эта реакция есть не что иное, как (в терминах теории информации) проявление обратной связи.
Обратная связь — это вербальные и невербальные сообщения, которые человек намеренно или ненамеренно посылает в ответ на сообщения другого.
В межличностном общении мы постоянно предоставляем друг другу обратную связь, хотим мы этого или нет. Все, что мы делаем или не делаем в отношении других или во взаимодействии с ними, можно рассматривать как обратную связь. Скажем, юноша написал девушке несколько десятков писем и ни на одно не получил ответа — обратной связью в этом случае служит отсутствие действия. Мы смеемся над рассказанным анекдотом, когда нам действительно смешно или когда хотим сделать приятное рассказчику — это примеры спонтанной и обдуманной обратной связи. Любовь, выраженная взглядом