Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:32, реферат
Часто во время беседы неплохо бы и послушать собеседника. Все мы уверены, что умеем это прекрасно делать. Но иногда приходится брать на себя роль пассивного слушателя, потому что собеседника не остановить. Преодолеть эту проблему можно, развивая в себе навык активного слушания. Оно предполагает владение умением самовыражения и действия, поскольку это не пассивное, а активное слушание.
Очевидно, что для того, чтобы выбрать нужную манеру поведения и форму обращения с другим человеком, необходимо сориентироваться в ситуации, понять контекст, в котором происходит взаимодействие. Определение ситуации является важнейшим структурообразующим моментом межличностного взаимодействия. Этому вопросу посвящен первый параграф данной главы.
Определив ситуацию, люди начинают выстраивать позиции, позволяющие им достичь своих це-
И в заданных обстоятельствах. Соотношение Ювиций, пристройка к позициям друг друга или «проверка их на прочность» — еще один важный структурный аспект межличностного взаимодей-сгвия, который может быть проанализирован в
http://rudocs.exdat.com/docs/
Слушать или слышать?
0
1
2
3
4
5
Информация!
Первый раз на сайте? Пройдите регистрацию...
Слушать и слышать —
это две очень интересные вещи.
Людям интересно это явление,
как таковое. Но мало, кто задумывается
о слове — не слышать. И о
языке глухонемых. С одной стороны
мир, полный звуков, а с другой —
полный движений и жестов. Как две
противоположности
Человек — существо социальное. Одной из основных потребностей Homo Sapiens является общение. Мы говорим много и часто. Однако, умеем ли мы слушать ислышать? Опыт показывает, что среди существующих мифов о способности слушать чаще встречаются следующие.
Слушать и слышать — одно и то же.
Мы слышим ушами, это физическая способность человека, данная ему с рождения. Для того чтобы слушать, одних ушей мало, нужны разум и желание. Процесс слушания — результат сознательного выбора. Исследования показывают, что мы слышим половину сказанного, слушаем половину услышанного и понимаем половину того, что слушали.
Слушание — пассивный процесс.
Концентрация внимания сохраняется сама собой не более одной минуты. В это время воспринимаемая нами информация записывается в так называемую кратковременную память. Она имеет ограниченную емкость и защищает наш мозг от перегрузки. Если «записанная» информация не распознается нами как предназначенная для обработки и анализа, она забывается. Человек сам делает выбор, какое значение придавать тому, что он слышит, поэтому процесс слушания требует активного включения и сознательных усилий, порой значительных.
Возможно одновременно внимательно слушать собеседника и качественно выполнять другую работу.
Многие убеждены, что можно
одновременно говорить по телефону, печатать
документы и встречать
Человек работает лучше и
качественнее, когда он занимается
одним делом единовременно. Попытки
сделать даже два дела сразу неизбежно
ведут к снижению качества работы.
В ситуации общения по телефону,
когда вы слушаете собеседника и
одновременно занимаетесь другой работой,
не связанной с текущим
Слушая, нужно продумывать свое следующее высказывание.
Нужно делать что-то одно (смотрите предыдущий миф). Если вам нужно несколько секунд, чтобы сформулировать свой ответ, честно скажите об этом.Собеседник оценит ваш серьезный подход и вряд ли будет возражать.
Хороших слушателей много.
Мы слушаем лишь на 25% своего потенциала. Это означает, что мы игнорируем, забываем или понимаем неправильно 75% того, что слышим. Процесс слушания — это комбинация того, что мы слышим, понимаем и запоминаем. Умение слушать приобретается, ему можно и нужно учиться.
Что же делать? Как улучшить
навыки общения? Развить умение слушать
вам поможет несколько
Перестаньте говорить
Это первое, что нужно сделать, так как делать два дела одновременно и качественно — говорить и слушать — невозможно.
Не перебивайте
Перебивая собеседника, мы тем самым даем ему сигнал: «То, что вы говорите, совсем неинтересно и не очень важно». Кому это понравится? Часто используемая фраза «Извините, что перебиваю» — неуклюжее оправдание плохого умения слушать и должна быть навечно забыта. И не поддавайтесь соблазну заканчивать мысль за собеседника!
Слушайте так, чтобы было слышно
В разговоре по телефону собеседник
не видит вас. Он не в состоянии
оценить ваш внимательный взгляд,
кивок головы и другие невербальные
сигналы. Одного вашего молчания тоже
недостаточно для того, чтобы убедить
собеседника, что вы его слушаете.
Более того, молчание на другом конце
провода может вызвать у
Не отвлекайтесь
Не притворяйтесь, что слушаете. Рано или поздно собеседник заметит ваше псевдослушание и будет огорчен, недоволен или раздражен. Сконцентрируйтесь, настройтесь физически, приготовьтесь записывать.
Ведите записи
Люди любят, когда их мысли
записывают, это создает у них
чувство собственной
Задавайте вопросы
Это поможет вам понять суть проблемы и покажет собеседнику, что вы следите за ходом его мысли.
Ожидайте от собеседника лучшего
«Я заранее знаю, что
он скажет», «Он опять об одном
и том же», «Ну, сейчас начнется...».
Такие установки мешают сотрудничеству.
Сделайте шаг навстречу, освободитесь
от предубеждений и предвзятого
отношения, будьте открыты для разговора.
Общение — это улица с
http://vyborprofessia.narod.
Слушайте всё
А не только то, что вам интересно, полезно и приятно. Выражайте искренний интерес к проблемам собеседника. Любая информация может оказаться бесценной.
Интересно, как у вас обстоят дела с общением? Добро пожаловать в комментарии
http://2cafe.net/8030-slushat-
Слышать или слушать? Что такое активное слушание?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
(2)
В этой статье рассказывается
про умение слушать, а не просто слышать.
Также идет речь об активном слушании.
Даны практические рекомендации для
того чтобы освоить технику
Принято считать, что ораторское искусство – это вершина мастерства в общении между людьми. Действительно, не многим дано искусство вести полемику, изящно излагать свои мысли, добиваясь понимания собеседника. На самом деле, умение слушать дано далеко не всем и это тоже своеобразный талант. Действительно, есть люди, которым хочется рассказать обо всем на свете, поделиться самыми сокровенными мыслями, а с другими кроме как о погоде и курсах валют говорить не получается.
Секрет расположения собеседника к себе в психологии называется активным слушанием. Суть его заключается в понимании того, что общение – процесс двусторонний и, если слушатель просто внимает словам рассказчика, у того скоро иссякнет речевой запал и создастся впечатление, что он говорит сам с собой.
Активное слушание – это комплекс вербальных и невербальных средств, позволяющих продемонстрировать собеседнику свою заинтересованность в нем и в беседе.
Освоив доступные для каждого приемы активного слушания, Вы вскоре заметите, что стало заметно легче находить общий язык с домочадцами, коллегами и начальством.
Во-первых, во время разговора, необходимо смотреть прямо в лицо собеседнику. Недопустимо вести разговор, мимоходом продолжая заниматься каким-то делом. Как минимум, это просто не вежливо. Однако, здесь важно чувствовать меру, едва ли Вашему оппоненту понравится, если Вы на него уставитесь, не моргая. Не стоит также вторгаться в личное пространство человека (от 50 см до 2 метров в зависимости от взаимоотношений).
Во-вторых, по ходу беседы проявите заинтересованность, а именно: кивайте, реагируйте мимикой, жестами, словами. Самое главное здесь не показаться неискренним, поэтому излишне усердствовать не стоит.
Широко применим психологами прием, именуемый парафразом. Суть его заключается в том, чтобы повторить собеседнику его же мысли иными словами. Так, например, если он говорит: «Я ищу работу уже три месяца и никакого результата!», уместно произнести: «Ты долго не можешь найти источник дохода!». Важно, чтобы парафраз произносился с утвердительной интонацией. Только не заканчивайте фразу за собеседника, если он замялся и не может подобрать слово, проявите терпение.
Отличным средством
Основная цель активного слушания – это не столько восприятие самой информации, сколько ее эмоционально-чувственной составляющей.
Дайте понять собеседнику, что его эмоции Вам ясны. Для этого подойдут речевые обороты типа: «Я понимаю как тебе обидно!», «Ты огорчен произошедшим!», «Тебе действительно есть чем гордиться!».
Помните, что на собеседника
нельзя оказывать давление. Не превращайтесь
в сурового следователя НКВД! Активное
слушание возможно только, если собеседник
сам настроен на речевую ситуацию. http://psihoanalitik.net/
ТИПЫ СЛУШАТЕЛЕЙ
Эту статью мне посоветовал мой друг, который страстно любит рыбалку, и ему очень нравятся спиннинговые удилища, с помощью которых он ловит очень много рыбы, что радует и его, и его семью. Существует несколько классификаций типов слушателей (собеседников). Рассмотрим некоторых из них.
Винокур Т.Г. выделяет два
стиля слушания, которые определяются
такими полюсами речевого поведения, как
«внимание/невнимание». Так. Т.Г. Винокур
выделяет два типа людей: «умеющих (желающих)
и не умеющих (не желающих) слушать/слышать».
[Винокур, 1993: 89] Нежелание слушать, невнимание
может объясняться разными
Критериями следующей классификации собеседников являются такие основания, как: компетентность, откровенность и искренность; владение приемами общения с другими участниками беседы, заинтересованность в теме и успехе беседы.
В этой классификации представлено 9 «абстрактных» собеседников:
1. Вздорный человек, «нигилист». Такой человек часто выходит за рамки темы беседы. В ходе беседы он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своей позицией и подходом он смущает собеседников, неосознанно провоцирует их на то, чтобы они не соглашались с его аргументами и выводами.
2. Позитивный человек.
Это самый приятный тип
3. Всезнайка. Он уверен в том, что все знает лучше всех. У него обо всем есть свое мнение, и он постоянно требует слова.
4. Болтун. Часто бестактно
и без видимой причины
5. Трусишка. Этот тип собеседника
характеризуется недостаточной
уверенностью в себе при
6. Хладнокровный, неприступный
собеседник. Такой человек замкнут,
часто чувствует себя и
7. Незаинтересованный собеседник. Тема беседы его вообще не интересует.
8. Важная птица. Такой собеседник не выносит критики - ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных.
9. Почемучка. Кажется, что
этот собеседник только для
того и создан, чтобы сочинять
и задавать вопросы,
Цель приведенной классификации - показать разнообразие типов собеседников. Авторы обращают внимание на то, что один и тот же человек может меняться в зависимости от значимости темы, хода беседы, типа других ее участников и т. д.
Ларри Баркер и Китти Ватсон - авторы еще одной классификации типов слушателей. Рассмотрим поочередно каждый тип слушателей.
1. Слушатели, ориентированные на
людей. Людей данного типа