Пассивное и активное слушание

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:32, реферат

Краткое описание

Часто во время беседы неплохо бы и послушать собеседника. Все мы уверены, что умеем это прекрасно делать. Но иногда приходится брать на себя роль пассивного слушателя, потому что собеседника не остановить. Преодолеть эту проблему можно, развивая в себе навык активного слушания. Оно предполагает владение умением самовыражения и действия, поскольку это не пассивное, а активное слушание.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 71.59 Кб (Скачать)

 

Очевидно, что для того, чтобы выбрать нуж­ную манеру поведения и форму обращения с дру­гим человеком, необходимо сориентироваться в ситуации, понять контекст, в котором происходит взаимодействие. Определение ситуации является важнейшим структурообразующим моментом меж­личностного взаимодействия. Этому вопросу по­священ первый параграф данной главы.

 

Определив ситуацию, люди начинают выстраи­вать позиции, позволяющие им достичь своих це-

 

И в заданных обстоятельствах. Соотношение Ювиций, пристройка к позициям друг друга или «проверка их на прочность» — еще один важный структурный аспект межличностного взаимодей-сгвия, который может быть проанализирован в

http://rudocs.exdat.com/docs/index-228045.html?page=5

 

Слушать или слышать?

0

1

2

3

4

5

Информация!

Первый раз на сайте? Пройдите регистрацию...

Слушать и слышать —  это две очень интересные вещи. Людям интересно это явление, как таковое. Но мало, кто задумывается о слове — не слышать. И о  языке глухонемых. С одной стороны  мир, полный звуков, а с другой —  полный движений и жестов. Как две  противоположности интеграционного  потока данных. Можно действовать  с переменным движением, но миры их не пересекутся. Будто два разных мира соприкасаются на время и  снова уходят в свою неведомую  даль. Эти разные потребности... хотя... они такие же люди.

 

 

 

Человек — существо социальное. Одной  из основных потребностей Homo Sapiens является общение. Мы говорим много и часто. Однако, умеем ли мы слушать ислышать? Опыт показывает, что среди существующих мифов о способности слушать чаще встречаются следующие.

 

Слушать и слышать —  одно и то же.

 

Мы слышим ушами, это физическая способность человека, данная ему  с рождения. Для того чтобы слушать, одних ушей мало, нужны разум и желание. Процесс слушания — результат сознательного выбора. Исследования показывают, что мы слышим половину сказанного, слушаем половину услышанного и понимаем половину того, что слушали.

 

Слушание — пассивный  процесс.

 

Концентрация внимания сохраняется  сама собой не более одной минуты. В это время воспринимаемая нами информация записывается в так называемую кратковременную память. Она имеет  ограниченную емкость и защищает наш мозг от перегрузки. Если «записанная» информация не распознается нами как  предназначенная для обработки  и анализа, она забывается. Человек  сам делает выбор, какое значение придавать тому, что он слышит, поэтому  процесс слушания требует активного  включения и сознательных усилий, порой значительных.

 

Возможно одновременно внимательно слушать собеседника и качественно выполнять другую работу.

 

Многие убеждены, что можно  одновременно говорить по телефону, печатать документы и встречать посетителей. Конечно, можно одновременно и собеседника  слушать, и сортировать почту, и  готовить презентацию. Но что при  этом будет с качеством? Правда жизни такова: одновременно выполнять несколько задач одинаково первоклассно под силу только компьютеру. И то, если разобраться, и компьютер выполняет одну задачу в момент времени

 

Человек работает лучше и  качественнее, когда он занимается одним делом единовременно. Попытки  сделать даже два дела сразу неизбежно  ведут к снижению качества работы. В ситуации общения по телефону, когда вы слушаете собеседника и  одновременно занимаетесь другой работой, не связанной с текущим разговором, такое «раздвоение личности»  чревато рассеиванием внимания и  потерей нити беседы. В разговоре  по телефону собеседник ждет вашего безраздельного внимания.

 

Слушая, нужно продумывать  свое следующее высказывание.

 

Нужно делать что-то одно (смотрите предыдущий миф). Если вам нужно несколько  секунд, чтобы сформулировать свой ответ, честно скажите об этом.Собеседник оценит ваш серьезный подход и вряд ли будет возражать.

 

Хороших слушателей много.

 

Мы слушаем лишь на 25% своего потенциала. Это означает, что мы игнорируем, забываем или понимаем неправильно 75% того, что слышим. Процесс  слушания — это комбинация того, что мы слышим, понимаем и запоминаем. Умение слушать приобретается, ему  можно и нужно учиться.

 

Что же делать? Как улучшить навыки общения? Развить умение слушать  вам поможет несколько рекомендаций.

 

Перестаньте говорить

 

Это первое, что нужно сделать, так как делать два дела одновременно и качественно — говорить и  слушать — невозможно.

 

Не перебивайте

 

Перебивая собеседника, мы тем  самым даем ему сигнал: «То, что  вы говорите, совсем неинтересно и  не очень важно». Кому это понравится? Часто используемая фраза «Извините, что перебиваю» — неуклюжее оправдание плохого умения слушать и должна быть навечно забыта. И не поддавайтесь соблазну заканчивать мысль за собеседника!

 

Слушайте так, чтобы было слышно

 

В разговоре по телефону собеседник не видит вас. Он не в состоянии  оценить ваш внимательный взгляд, кивок головы и другие невербальные сигналы. Одного вашего молчания тоже недостаточно для того, чтобы убедить  собеседника, что вы его слушаете. Более того, молчание на другом конце  провода может вызвать у собеседника  сомнения, не прервалась ли связь. Но у  вас есть мощный инструмент — ваш  голос, все струны которого правильно  настроены. Используйте его! Время  от времени подтверждайте ваше внимание словами «да», «я вас понимаю», «совершенно  верно» и т.п. Повторяйте вслух сказанное, особенно даты, цифры, имена. Это называется активным слушанием.

 

Не отвлекайтесь

 

Не притворяйтесь, что  слушаете. Рано или поздно собеседник заметит ваше псевдослушание и будет огорчен, недоволен или раздражен. Сконцентрируйтесь, настройтесь физически, приготовьтесь записывать.

 

Ведите записи

 

Люди любят, когда их мысли  записывают, это создает у них  чувство собственной значительности. Но по телефону этого не увидишь, поэтому  дайте понять, что вы записываете: «Иван Иванович, не могли бы вы повторить  ваш последний аргумент, я его  запишу, это очень интересная мысль». Кроме того, в этом есть и несомненная  польза для вас: у вас останется  гораздо больше информации о результате разговора.

 

Задавайте вопросы

 

Это поможет вам понять суть проблемы и покажет собеседнику, что вы следите за ходом его  мысли.

 

Ожидайте от собеседника  лучшего

 

«Я заранее знаю, что  он скажет», «Он опять об одном  и том же», «Ну, сейчас начнется...». Такие установки мешают сотрудничеству. Сделайте шаг навстречу, освободитесь от предубеждений и предвзятого  отношения, будьте открыты для разговора. Общение — это улица с двусторонним движением.

http://vyborprofessia.narod.ru/menedzherturizma.htm

Слушайте всё

 

А не только то, что вам  интересно, полезно и приятно. Выражайте искренний интерес к проблемам собеседника. Любая информация может оказаться бесценной.

 

Интересно, как у вас  обстоят дела с общением? Добро  пожаловать в комментарии

 

http://2cafe.net/8030-slushat-ili-slyshat-ne-smogli-proyti-mimo.html

 

Слышать или слушать? Что  такое активное слушание?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

(2)

 

 

В этой статье рассказывается про умение слушать, а не просто слышать. Также идет речь об активном слушании. Даны практические рекомендации для  того чтобы освоить технику активного  слушания.

 

Принято считать, что ораторское искусство  – это вершина мастерства в  общении между людьми. Действительно, не многим дано искусство вести полемику, изящно излагать свои мысли, добиваясь  понимания собеседника. На самом  деле, умение слушать дано далеко не всем и это тоже своеобразный талант. Действительно, есть люди, которым хочется  рассказать обо всем на свете, поделиться самыми сокровенными мыслями, а с  другими кроме как о погоде и курсах валют говорить не получается.

 

Секрет расположения собеседника  к себе в психологии называется активным слушанием. Суть его заключается  в понимании того, что общение  – процесс двусторонний и, если слушатель  просто внимает словам рассказчика, у того скоро иссякнет речевой  запал и создастся впечатление, что он говорит сам с собой.

 

Активное слушание – это  комплекс вербальных и невербальных средств, позволяющих продемонстрировать собеседнику свою заинтересованность в нем и в беседе.

 

Освоив доступные для  каждого приемы активного слушания, Вы вскоре заметите, что стало заметно  легче находить общий язык с домочадцами, коллегами и начальством.

 

Во-первых, во время разговора, необходимо смотреть прямо в лицо собеседнику. Недопустимо вести  разговор, мимоходом продолжая заниматься каким-то делом. Как минимум, это  просто не вежливо. Однако, здесь важно чувствовать меру, едва ли Вашему оппоненту понравится, если Вы на него уставитесь, не моргая. Не стоит также вторгаться в личное пространство человека (от 50 см до 2 метров в зависимости от взаимоотношений).

 

Во-вторых, по ходу беседы проявите заинтересованность, а именно: кивайте, реагируйте мимикой, жестами, словами. Самое главное здесь не показаться неискренним, поэтому излишне усердствовать  не стоит.

 

Широко применим психологами  прием, именуемый парафразом. Суть его  заключается в том, чтобы повторить  собеседнику его же мысли иными  словами. Так, например, если он говорит: «Я ищу работу уже три месяца и  никакого результата!», уместно произнести: «Ты долго не можешь найти источник дохода!». Важно, чтобы парафраз произносился с утвердительной интонацией. Только не заканчивайте фразу за собеседника, если он замялся и не может подобрать  слово, проявите терпение.

 

Отличным средством установления контакта являются вопросы. Они должны быть уместными, и не слишком многочисленными. Крайне важно внимательно выслушивать  ответ и не задавать один и тот  же вопрос несколько раз.

 

Основная цель активного  слушания – это не столько восприятие самой информации, сколько ее эмоционально-чувственной  составляющей.

 

Дайте понять собеседнику, что  его эмоции Вам ясны. Для этого  подойдут речевые обороты типа: «Я понимаю как тебе обидно!», «Ты  огорчен произошедшим!», «Тебе действительно  есть чем гордиться!».

 

Помните, что на собеседника  нельзя оказывать давление. Не превращайтесь  в сурового следователя НКВД! Активное слушание возможно только, если собеседник сам настроен на речевую ситуацию. http://psihoanalitik.net/library/articles/aktivnoe_slushanie

ТИПЫ СЛУШАТЕЛЕЙ

Эту статью мне посоветовал  мой друг, который страстно любит  рыбалку, и ему очень нравятся спиннинговые удилища, с помощью  которых он ловит очень много  рыбы, что радует и его, и его  семью. Существует несколько классификаций  типов слушателей (собеседников). Рассмотрим некоторых из них.

Винокур Т.Г. выделяет два  стиля слушания, которые определяются такими полюсами речевого поведения, как  «внимание/невнимание». Так. Т.Г. Винокур  выделяет два типа людей: «умеющих (желающих) и не умеющих (не желающих) слушать/слышать». [Винокур, 1993: 89] Нежелание слушать, невнимание может объясняться разными причинами: плохим самочувствием, усталостью; негативной установкой по отношению к говорящему; эгоцентрическим стилем слушания, когда человек слушает только себя.

Критериями следующей  классификации собеседников являются такие основания, как: компетентность, откровенность и искренность; владение приемами общения с другими участниками беседы, заинтересованность в теме и успехе беседы.

В этой классификации представлено 9 «абстрактных» собеседников:

1. Вздорный человек, «нигилист». Такой человек часто выходит  за рамки темы беседы. В ходе  беседы он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своей позицией и подходом он смущает собеседников, неосознанно провоцирует их на то, чтобы они не соглашались с его аргументами и выводами.

2. Позитивный человек.  Это самый приятный тип партнера. Доброжелательный и трудолюбивый, он стремится к сотрудничеству  при проведении дискуссии.

3. Всезнайка. Он уверен  в том, что все знает лучше  всех. У него обо всем есть  свое мнение, и он постоянно  требует слова.

4. Болтун. Часто бестактно  и без видимой причины прерывает  ход беседы. Не обращает внимания  на время, которое тратят все  участники беседы на выслушивание  его пространственных высказываний.

5. Трусишка. Этот тип собеседника  характеризуется недостаточной  уверенностью в себе при публичных  вступлениях. Он охотнее промолчит,  чем скажет что-нибудь такое,  что, по его мнению, может показаться  другим глупым или даже смешным.

6. Хладнокровный, неприступный  собеседник. Такой человек замкнут,  часто чувствует себя и держится  отчужденно, не включается в ситуацию  беседы, т.к. это кажется ему  недостойным его внимания и  усилий.

7. Незаинтересованный собеседник. Тема беседы его вообще не  интересует.

8. Важная птица. Такой  собеседник не выносит критики  - ни прямой, ни косвенной. Он  чувствует и ведет себя как  личность, стоящая выше остальных.

9. Почемучка. Кажется, что  этот собеседник только для  того и создан, чтобы сочинять  и задавать вопросы, независимо  от того, имеют ли они реальную  основу или надуманы.

Цель приведенной классификации - показать разнообразие типов собеседников. Авторы обращают внимание на то, что  один и тот  же человек может  меняться в зависимости от значимости темы, хода беседы, типа других ее участников и т. д.

Ларри Баркер и Китти Ватсон - авторы еще одной классификации типов  слушателей. Рассмотрим поочередно каждый тип слушателей.

1. Слушатели, ориентированные на  людей. Людей данного типа больше  всего беспокоит, как слушание  влияет на их отношение с  окружающими. Они слушают, чтобы  понять эмоциональное состояние  собеседников, и в процессе общения,  как правило, воздерживаются от  выводов и суждений. Будучи чересчур  открытыми и доступными, такие  люди иногда излишне переживают  по поводу чужих проблем. В  действительности слушатели, ориентированные  на людей, могут потерять объективность  - когда слишком увлекаются процессом  и начинают верить на слово  всему, что слышат.

Информация о работе Пассивное и активное слушание