Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 20:14, отчет по практике
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в первые дни его пребывания в школе.
Анализ работы психологической службы в школе.
Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников.
Заключение по результатам диагностического обследования (Ирина М.)
Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства. Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
КАК ИГРАТЬ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ?
На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться
следующими правилами:
Если ребенок высоко тревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений.
В
коллективные игры тревожного ребенка
можно включать, если он чувствует себя
достаточно комфортно, а общение с другими
детьми не вызывает у него особых трудностей.
ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ:
3 СЕССИЯ:
1. «Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение
можно повторить три раза.
2. «Я есть, Я буду»
Ребенку поведение. По желанию ребенка он может использовать для рассказа свои рисунки, предметы в комнате, иллюстрации в книжках, игрушки и другой вспомогательный материал. Психолог может использовать аудио- или видеозапись рассказа.
Затем ребенку предлагается рассказать, каким он хочет стать: также внешность, поведение, чувства, качества. Здесь также могут использоваться вспомогательные средства для составления рассказа. Желательно, чтобы психолог использовал и на этом этапе аудио- и видеозапись. После этого ребенку предлагается прослушать (просмотреть) два рассказа и сравнить их. Если присутствуют отличия, то ребенку самому представляется возможность придумать, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет.
Предлагается
рассказать, какой он сейчас: внешность,
чувства, качества,
3. «Это мое имя»
Ребенку предлагается поискать в комнате такой предмет, которому он мог бы дать свое имя. После того как ребенок сделает свой выбор, ему предлагается описать этот предмет, отмечая все его положительные стороны и недостатки. Психолог помогает ребенку в описании, а затем спрашивает, подходит ли это описание самому ребенку.
Данная
игра позволяет ребенку с помощью переноса
раскрыть свои слабые и сильные стороны.
4. « Мышь и мышеловка»
Необходимое
количество играющих 5-6 человек. Все встают
в круг, плотно прижимаются друг к другу
ногами, бедрами, плечами и обнимаются
за пояс - это мышеловка. Водящий - в кругу.
Его задача - всеми возможными способами
вылезти из мышеловки: отыскать «дыру»,
уговорить кого-то раздвинуть играющих,
найти другие способы действий, но выбраться
из создавшейся ситуации.
Предупреждения:
5. «Это я такой...»
Ребенку предлагается несколько картинок (можно вырезки из журналов). Он должен посмотреть на каждую, какое хорошее качество здесь изображено, и сказать: «Это Я - такой...» Например, если на картинке изображен сильный мужчина, то ребенок должен догадаться, что здесь изображена сила, и ему нужно сказать «Это Я - такой сильный» и т.д. Желательно иметь два набора - один для девочек, другой для мальчиков.
Если
ребенок затрудняется выделить качества,
то психолог может спросить, что здесь
нарисовано, и подвести его к названию
нужного качества. Если ребенок просто
начинает быстро перебирать картинки
и,показывая пальцем, говорить: «Это я,
это я, это я», - то психолог должен остановить
его и спросить: «Ты какой (какая)?»
2 СЕССИЯ
1. «Дудочка»
Цель: расслабление мышц лица.
«Давайте
поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните
воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте
медленно вдыхать, и на выдохе попытайтесь
вытянуть губы в трубочку. Затем начните
сначала. Играйте! Какой замечательный
оркестр!»
2.«Красивое имя»
Игра помогает повысить у ребенка уровень самопринятия.
Психолог предлагает ребенку написать свое имя на листе бумаги ярким фломастером. Если он пока не умеет писать, то имя пишет взрослый. При этом ребенок обязательно четко читает написанное и обводит написанное имя пальцем.
Затем ребенку предлагается разрисовать, раскрасить свое имя так, чтобы получилось очень ярко и красиво.
Как
вариант этой игры для разрисования может
использоваться контур фигуры мальчика
или девочки, соответствующий полу ребенка.
Тогда под контуром психолог пишет имя
ребенка и предлагает ему красиво разрисовать
уже не имя, а контур.
3. «Жил-был один мальчик (девочка)...»
Игра помогает ребенку научиться рассказывать о себе без стеснения, отмечая свои положительные качества и не скрывая отрицательных. Психолог начинает рассказывать сказку о мальчике (девочке), которого зовут также, как и ребенка, и который одет также, как и ребенок. Затем взрослый предлагает ребенку помочь ему и продолжить сказку. Иногда он может направлять рассказ ребенка, вставляя различные проблемные ситуации. Например, если ребенок рассказывает: «...и мальчик пошел гулять. Он гулял, гулял...», - психолог может тут же добавить: «Как вдруг наступила ночь...» Дальше должен продолжить ребенок.
Эту
игру можно использовать в течение нескольких
минут на каждом последующем занятии.
Тогда ребенку предлагается вспомнить
и кратко пересказать, что происходило
с мальчиком дальше, а затем продолжить
придумывание сказки.
4. «Слепой танец»
Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку».
В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.
По
мере избавления ребенка от тревожных
состояний можно начинать проводить игру
не сидя, а двигаясь по помещению.
5. «Игра с глиной»
Пластичность теста, глины или пластилина позволяет ребенку выразить значимые для него темы, сохраняя достаточно высокую степень контроля над материалом. Процесс работы с материалом и все те изменения, которые он претерпевает, являются весьма емкими метафорами психологической трансформации. Сочетание теста, глины или пластилина с другим изобразительным материалом представляет дополнительные экспрессивные возможностями.
Для проведения игры необходимо иметь пластичный материал (глину, тесто, пластилин), набор формочек (позволяющих отразить разнообразные эмоционально значимые темы), скалку, различные изобразительные и поделочные предметы (камушки, перья, зубочистки, карандаши, стеки, молоток, пластмассовый нож).
Вначале ребенку дается возможность изучить свойства предоставленного ему материала, поиграть с ним. При этом психолог может также играть с материалом. Как правило, вначале ребенок некоторое время играет с материалом и предметами, изучая их свойства и наблюдая за реакцией терапевта. Затем он переходит к основному этапу работы -созданию определенных образов. Работа каждого ребенка с материалом индивидуальна, поэтому психологу нужно вести себя достаточно чутко и осторожно, чтобы выбрать оптимальный момент для того, вмешаться в процесс детского творчества.
Существуют два основных способа работы детей с материалом:
Данная
игра позволяет ребенку снизить уровень
тревожности, ослабить и снять эмоциональное
и физическое напряжение.
3
СЕССИЯ
1.«Шалтай-Болтай»
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
Информация о работе Отчет о прохождении практики в школе №14 г.Слободского