Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:55, отчет по практике
1 сентября 1994 года коллектив учителей во главе с директором Яковлевым Валерием Николаевичем встретил учеников в новой школе. Из деревень Деньково, Курово, Савельево, из посёлка Румянцево, из села Ново – Петровское дети стали учиться в посёлке Курсаково. С 1995 г. возглавляет образовательное учреждение талантливый директор, почетный работник общего образования Куценко Лариса Федоровна.
План прохождения практики.................................................................3
Характеристика учебного заведения……………………………………..4
Анализ уроков……………………………………………………………...7
План - конспект занятия № 1……………………………………………..10
План - конспект занятия №2……………………………………………...16
Психолого-педагогическая характеристика учащегося………………...18
Экспериментальная часть…………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………34
Приложение 1………………………………………………………………35
o Карта административно-
o Раздаточный материал:
Возрастно-половые пирамиды стран мира
Таблицы трудовые ресурсы по отдельным странам мира
Литература:
1. « География – 10.»; В.П.Максаковский и др.; Москва , изд. «Просвещение.», 2002 г.;
2. Электронный учебник «География. 10 класс» (Республиканский мультимедиа центр, www.rnmc.ru)
3. Презентация «Структура населения мира»
1. Организационный момент:
Проверка присутствующих, подготовка наглядного материала, сообщение темы (3 минуты)
2. Проверка и оценка домашнего задания:
2 человека отвечают на вопросы письменно (подготовленные перед уроком преподавателем) за доской.
Вариант 1:
1. Какова сущность и географические особенности естественного движения населения мира.
Вариант 2:
1. Назовите географические особенности полового возрастного состава населения трудовых ресурсов,
В это время опрос остальных учеников:
1. Дайте определение понятию воспроизводства населения.
2. Назовите основные черты размещения населения по территории земной суши, причины неравномерности.
3. Каковы виды миграции населения?
4. Назовите основные районы внешних миграций.
Проверка ответов на доске.
(12 минут).
3. Изучение нового материала:
«Состав населения планеты (половой, возрастной, социальный, этнический, религиозный). Трудовые ресурсы.»
РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ
Население планеты - калейдоскоп многочисленных рас и народов. Человечество принято делить на четыре главные расы: европеоидную ( 42,9 % населения планеты), монголоидную (азиатская и американская ветви - 19,1%), негроидную (около 7% ) и австралоидную (0,3)%. Однако представители этих рас в общей численности населения мира составляют лишь около 70 %. Остальные 30% - приходятся на представителей смешанных и промежуточных расовых групп: эфиопы, малагасийцы, меланезийцы, а также: метисы, мулаты, самбо.
Интенсивное расовое смешение происходило, например, в Америке. Так, браки европейских переселенцев с местным европеоидов с неграми, завезенными из Африки для работы на плантациях, привело к возникновению мулатов. Потомки смешанных браков негров с индейцами представляют в настоящее время группу самбо.
Этнический состав населения мира еще более разнообразен монголоидным индейским населением привели к образованию метисов: а смешение переселенцев, чем расовый: ученые выделяют в современном мире 3-4 тысячи народов, наций и племен. Численность населения в каждой из них колеблется от нескольких сотен (алеуты) до сотен миллионов человек (китайцы, хиндустанцы, русские).
Этнос - исторически сложившаяся общность людей, объединенных языком, территорией, хозяйством, культурой, традициями, национальным самосознанием. Такие понятия как этнос, нация, народ, народность, племя - очень близки.
Национальные (этнические) критерии лежат в основе разделения человечества на государства. Но не более половины государств мира являются однонациональными( т.е. основная народность составляет свыше 90%). Это Япония, Китай, Дания, Швеция. Остальные страны - многонациональные: Россия, США, Индия, Нигерия. В Индонезии насчитывают не менее 150 этнических общностей, в Нигерии - около 200, в Индии - несколько сотен.
Классификация народов обычно ведется по принципу языковой близости - выделяются языковые семьи, объединяющие сходные по лингвистическому строению и происхождению языки.
Наибольшая по численности - индоевропейская семья (около 2,5 млрд человек). Она включает в себя следующие группы: славянскую (русские, украинцы, поляки, белорусы, болгары, сербы, хорваты), романскую (французы, итальянцы, испанцы, бразильцы, мексиканцы), германскую (немцы, голландцы, шведы, норвежцы, англичане, американцы США, англоавстрийцы), иранскую (персы, таджики, афганцы, курды), индоарийскую (хиндустанцы, бенгальцы, непальцы), а также кельтскую, албанскую, греческую, армянскую и нуристанскую.
Китайско-тибетская языковая семья является второй по численности населения, в нее входят китайская и тибето-бирманская группы. Из других языковых семей следует отметить: семито-хамитскую семью или афразийскую, алтайскую, нигеро-кордофанскую, койсанскую и нило-сахарскую, уральскую, австронезийскую и другие.
К наиболее распространенным языкам мира относятся: португальский, китайский, английский, хинди и урду, испанский, арабский, русский, бенгали, японский.
Рабочими языками ООН являются: китайский, английский, испанский, арабский, русский и французский.
«Национальный вопрос» является одним из самых острых во многих странах мира. Постоянно возникают «горячие точки» национальных и межэтнических конфликтов. В качестве примера можно привести лишь некоторые: незатухающий десятилетия ближневосточный очаг напряженности - арабо-израильский конфликт; борьба католического меньшинства в Северной Ирландии (Ольстер); выступление басков в Испании; турецко-греческий конфликт на Кипре; конфликты на территории республик СНГ. Множество локальных и региональных войн и конфликтов, в том числе и на этнической почве, происходят в африканских государствах (Судан, Руанда, Бурунди, Нигерия, ЮАР). Все эти конфликты приводят к тяжелым последствиям в экономической и социальной жизни населения, а также к крупным миграционным потокам из зон конфликтов.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ В 90-х гг. XX ВЕКА
Христианство получило распространение среди народов Европы и в других частях света, заселенных переселенцами из этой части света.
В самой Европе распространено почти исключительно христианство во всех его формах. При этом католицизм наиболее широко представлен в южной, отчасти западной и восточной ее частях. Его исповедуют романские народы, а также ирландцы, бретонцы, баски, некоторые народы германской группы, большая часть верующих венгров, некоторые славянские народы, литовцы и часть латышей.
Католицизм является господствующей религией в странах Латинской Америки и на Филиппинах; значительные группы католиков имеются в США и Канаде, а также в Индокитае и некоторых странах Африки.
В Латинской Америке католицизм преобладает, так как большинство стран этого региона были ранее колониальными владениями Испании и Португалии. Именно поэтому на американский континент приходится более половины всех католиков мира.
Протестантизм распространен в северной, центральной и западной частях Европы. Его исповедуют большинство немцев, голландцев, шведов, норвежцев, англичан, шотландцев, финов. Он преобладает в США, и других англоязычных странах. Значительные группы протестантов имеются в ЮАР, Бразилии, Эстонии и Латвии.
Православие получило распространение на востоке и юго-востоке Европы среди греков, румын, и южных славян. Его исповедуют русские, украинцы, белорусы, мордва, коми, удмурты, чуваши и молдоване, некоторые народы Кавказа.
В зарубежной Азии зародились и широко распространены ныне все мировые и многие крупные национальные религии. Это прежде всего мусульманство (ислам) преимущественно суннитского и лишь в Иране - шиитского толка.
Следует отметить, что в последнее время в международных отношениях, в политике (и геополитике), экономике, идеологии, культуре все большую роль начинают играть страны мусульманского мира.
4. Первичное закрепление по вопросам:
1) Какова сущность и географические особенности полового, возрастного состава населения мира, трудовых ресурсов?
2) Дайте классификацию народов мира по языковым семьям.
3) Назовите основные черты их распространения
(7 минут)
5. Выдача домашнего задания:
Повторение пройденного материала по всей теме: «Население мира».
Подготовка к контрольной работе-тесту. (с.57-66,71-74, с.66-71, с.74-81)
(5 мин).
План-конспект занятия по предмету География.
Контрольная работа-тест по темам: «Численность и движение населения. Воспроизводство населения. Демографическая политика. Международные миграции. Состав населения планеты (половой, возрастной, социальный, этнический, религиозный). Трудовые ресурсы.»
Цели урока:
Образовательные:
Закрепленное знание сущности и географических особенностей естественного движения населения мира, географических особенностей полового возрастного состава населения трудовых ресурсов, классификации народов мира по языковым семьям и основные черты их распространения,
основных черт размещения населения по территории земной суши, причин неравномерности, видов миграций населения и основных районы внешних миграций.
1. Воспитательные:
Воспитание комплексного системного подхода к приобретению и использованию знаний.
2. Развивающие:
Формирование у учащихся навыков работы с атласом и картой; умений мыслить, анализировать и делать выводы.
Тип урока – контроль знаний.
Оборудование:
Политическая карта мира, атласы, карта «Население мира», контурные карты.
Литература:
1. « География – 10.»; В.П.Максаковский и др.; Москва , изд. «Просвещение.», 2002 г.;
1. Организационный момент:
Проверка присутствующих, подготовка наглядного материала. (3 мин)
2. Проверка и оценка домашнего задания:
Контрольная работа по темам двух предыдущих занятий.
Тест. «Население мира» (см. Приложение 1)
2. Отчет учащихся по вопросам контрольной работы. (15 минут).
3. Выдача домашнего задания:
1) с.91-102.
(2 минуты)
Характеристика
учащегося 10-го класса Курсаковской средней школы Шухардина Андрея Евгениевича.
Шухардин Андрей Евгениевич в настоящее время является учеником 10-го класса Курсаковской средней школы.
Он – хорошо воспитанный, коммуникабельный молодой человек. Андрей всесторонне развит. Здесь полностью сказывается влияние его родителей – интеллигентные люди с высшим образованием. Ученик проявляет особый интерес к математике, химии и физике, а гуманитарные науки его интересуют в меньшей степени.
После школы Андрей собирается продолжить свое обучение, поступив в ВУЗ. Он интересуется компьютерами, но, к сожалению, мой респондент еще окончательно не определился, куда именно хочет поступать.
Из моих личных наблюдений я могу сделать вывод, что Андрей довольно активный ученик. Он с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, достойно ведет себя в коллективе, может найти общий язык практически с любым человеком. Веселый, отзывчивый, позитивный, добрый, ответственный, интересный молодой человек. Правда в затруднительных ситуациях иногда теряется, но стоит только лишь немного подбодрить и у него все получается.
В целом Андрей обладает положительной психологической характеристикой, что в свою очередь облегчает работу с ним.
Экспериментальная часть.
Организация диалога в образовательном процессе является весьма актуальной задачей для современной системы образования, так как новые технологические и содержательные подходы ориентируют преподавателя и обучающегося в первую очередь, именно на умение вести диалог.
Для выпускника школ необходимо быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них.
Эти навыки должны обеспечить молодому человеку мобильность, возможность быстрой реакции в изменяющемся мире при состоянии душевного комфорта, которое обеспечивает эмоциональное равновесие.
Для того чтобы современный выпускник и обладал данными навыками необходимо, чтобы его этому научили. Это требует соответствующей организации образовательного процесса современных школ, лицеев и гимназий.
Целью данного исследования является разработка структуры, содержания и функций диалогового метода, а также особенностей его применения для активизации учебно-познавательной деятельности учеников.
1. Организация диалога в образовательном процессе.
Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего.
Специфика учебного диалога.
В ценностной картине развития мира одну из основополагающих ролей играет общение, а диалогичность является свойством исторического и культурного развития общества. Именно поэтому теория диалога неразрывно связана с развитием различных сфер общественной жизни. Исследователи указывают на то, что уже начальная стратификация человеческого общества «свой - чужой» была продуктом диалога, который на протяжении последующих столетий мог принимать различный характер. Школьный диалог возник в IV веке до н.э. в классической Греции. Очевидно, что развитие диалога как метода обучения происходит до наших дней. С нашей точки зрения, любое грамотное научное или учебно-научное обсуждение построено на диалогических отношениях. Диалог в дидактике совершенствуется, опираясь на достижения философской и литературной мысли. Происходит взаимообогащение педагогического, философского и литературного содержания в диалоге. Существуют многообразные позитивные оценки диалога как явления различных областей знания, в первую очередь, литературы, языка и речи, но нас в данной главе интересует диалог как широкое коммуникативное явление, которое исследуется психологами, дидактами и методистами. Современных учёных в проблематике диалога интересуют: его цели, содержание, организация и протекание. Исследователи-психологи отмечают, что для полноценного диалогического общения необходимы определенные умения: