Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 12:23, курсовая работа
Цель исследования: изучение нарушений социальной адаптации у детей после развода родителей.
Объект исследования: социальная адаптация детей.
Предмет исследования: нарушения социальной адаптации детей, переживающих ситуацию развода родителей.
Гипотеза: после развода родителей дети испытывают трудности социальной адаптации, которые выражаются в недостаточной способности справляться с ситуациями фрустрации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы изучения переживания детьми ситуации развода родителей.
1.1 Общая характеристика развода как социально - психологического явления. Динамика развода……………………………………………5
1.2 Понятие социально – психологической адаптации
в отечественной и зарубежной психологии………………………..18
1.3 Психологические особенности детей предподросткового
возраста………………………………………………………………..25
1.4 Выводы по Главе 1...……………………………………………….....32
Глава II. Эмпирическое изучение особенностей социальной адаптации детей после развода родителей.
2.1 Обоснование гипотезы………………………………………………..33
2.2 Описание методов и процедуры исследования…………………….34
2.3 Анализ и интерпретация результатов……………………………….39
2.4 Выводы по Главе 2.…………………………………………………...51
Заключение……………………………………………………………………...53
Список использованных источников………………………………………..
2. Существуют значимые
различия в степени социальной
адаптации детей в зависимости
от условий постразводной
3. Более выраженная социальная
дезадаптация детей, не общающихся
с отцами после развода
4. Дети, не общающиеся
с отцами, обладают пессимистическим
мышлением: они негативно воспринимают
и отцов, и родителей как пару,
и себя, и свою жизнь, и будущее.
Это является тревожным фактом,
т.к. по мнению М.Селигмана, пессимистическое
мышление в подростковом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В настоящей работе нами изучены особенности социальной адаптации детей разведённых родителей.
Развод представляет собой разрыв супружеских отношений в его юридическом, экономическом и психологическом аспектах, что влечёт за собой реорганизацию семейной системы. Необходимость перестройки отношений и жизненные изменения переживаются людьми как ситуация стресса вследствие своей новизны, неопределенности, эмоциональной значимости, и конструктивность переживания этой ситуации во многом зависит от наличия позитивного опыта преодоления и проживания стрессовых событий.
Дети не всегда имеют возможности отреагировать свои негативные переживания, узнать ответы на актуальные для них вопросы относительно отношений родителей, порой они просто не умеют актуализировать свой опыт и отделить свое собственное отношение к событию от отношений окружающих. Вследствие этого возможно возникновение проблем социальной адаптации, которые проявляются в неспособности детей справляться с ситуациями фрустрации в различных сферах жизни. Развод оказывает существенное влияние на психику ребёнка (подростка), нередко у детей в результате развода родителей развиваются занижение самооценки, тяжёлая форма невроза, навязчивые мысли о своей неспособности, неуверенность в себе и навязчивые страхи – это естественным образом способствует снижению социальной адаптации.
Действительно, установленная в ходе исследования степень социальной адаптации детей после развода родителей – крайне невысока. Это говорит о том, что ситуация развода дезадаптирует детей, они утрачивают социальные ориентиры, так как теряют основную социально-психологическую защиту в виде семьи (которая распалась в результате развода) и отдельных родительских реакций.
В рамках настоящего исследования мы обратили свое внимание только на факт общения с отцом после развода, при этом не рассматривая всех их особенностей, которые, конечно, будут иметь большое значение для дальнейшего развития ребенка. Мы считаем, что системное изучение этого явления должно проводиться в лонгитюде и на разнородной выборке испытуемых с учетом множества прочих условий и факторов, что и может стать перспективой изучения данной проблемы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Приложение 1.
Бланк анкеты.
Фамилия, имя______________________
Возраст_________________
1.Как ты относишься к тому, что твои папа и мама больше не живут вместе? Как ты думаешь, почему они больше не живут вместе?
|
|
2.Как изменилось поведение мамы? |
|
3.Как изменилось поведение папы?
|
|
4. Как изменились твои отношения с мамой?
|
|
5. Как изменились твои отношения с папой?
|
|
6. Общаешься ли ты с
папой? Как часто? Если нет, то
почему? С какими мыслями ты
возвращаешься домой после
|
|
7. Ты с кем-нибудь обсуждал свои отношения с мамой и папой? |
|
8. Что изменилось в твоей жизни после развода родителей?
|
|
9. Каким бы ты хотел стать в будущем?
|
|
10. Представь, что ты волшебник и у тебя есть волшебная палочка. Что бы ты сделал? |
Приложение 2.
Результаты математической обработки данных, показывающих особенности реагирования детей на фрустрирующую ситуацию («Методика изучения фрустрационных реакций» С. Розенцвейга)
Ранги
Показатели |
N |
Средний ранг | |
GCR (социальная адаптация) |
Общаются с отцом |
30 |
31,67 |
Не общаются с отцом |
23 |
22,32 | |
OD (концентрация на препятствии) |
Общаются с отцом |
30 |
24,37 |
Не общаются с отцом |
23 |
29,67 | |
ED (концентрация на самозащите) |
Общаются с отцом |
30 |
37,13 |
Не общаются с отцом |
23 |
16,82 | |
NP (концентрация на путях достижения желаемого) |
Общаются с отцом |
30 |
39,20 |
Не общаются с отцом |
23 |
14,80 | |
Е (экстрапунитивные реакции) |
Общаются с отцом |
30 |
28,60 |
Не общаются с отцом |
23 |
25,42 | |
I (интропунитивные реакции) |
Общаются с отцом |
30 |
19,13 |
Не общаются с отцом |
23 |
34,85 | |
М (импунитивные реакции) |
Общаются с отцом |
30 |
31,97 |
Не общаются с отцом |
23 |
22,00 |
Статистика критерия
|
Статистика U Манна-Уитни |
Статистика W Уилкоксона |
Z |
Асимпт. знч. (двухсторонняя) |
GCR (социальная адаптация) |
111,500 |
322,000 |
-2,466 |
,015 |
OD (концентрация на препятствии) |
181,000 |
391,000 |
-,515 |
,606 |
ED (концентрация на самозащите) |
55,000 |
272,500 |
-3,956 |
,000 |
NP (концентрация на путях достижения желаемого) |
12,000 |
222,000 |
-5,090 |
,000 |
Е (экстрапунитивные реакции) |
185,000 |
397,000 |
-,501 |
,619 |
I (интропунитивные реакции) |
33,000 |
243,000 |
-4,740 |
,000 |
М (импунитивные реакции) |
110,000 |
320,000 |
-2,483 |
,013 |
Результаты математического анализа особенностей эмоционального отношения детей (анкета)
Ранги
Шкалы |
|
N |
Средний ранг | ||
Отношение к матери |
Общаются с отцом |
30 |
27,87 | ||
Не общаются с отцом |
23 |
26,12 | |||
Отношение к отцу |
Общаются с отцом |
30 |
38,87 | ||
Не общаются с отцом |
23 |
15,33 | |||
Отношение к родителям |
Общаются с отцом |
30 |
32,63 | ||
Не общаются с отцом |
23 |
21,40 | |||
Отношение к себе, своей жизни |
Общаются с отцом |
30 |
37,10 | ||
Не общаются с отцом |
23 |
16,88 | |||
Интегральный показатель эмоционального отношения |
Общаются с отцом |
30 |
34,66 | ||
Не общаются с отцом |
23 |
19,34 |
Статистика критерия
|
Статистика U Манна-Уитни |
Статистика W Уилкоксона |
Z |
Асимпт. знч. (двухсто-ронняя) |
Отношение к матери |
192,000 |
402,000 |
-,220 |
,826 |
Отношение к отцу |
10,000 |
209,000 |
-5,282 |
,000 |
Отношение к родителям |
94,000 |
302,500 |
-2,845 |
,005 |
Отношение к себе, своей жизни |
12,500 |
223,500 |
-5,067 |
,000 |
Интегральный показатель эмоционального отношения |
31,500 |
241,000 |
-4,783 |
,000 |
Информация о работе Особенности социальной адаптации детей после развода родителей