Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 12:23, курсовая работа
Цель исследования: изучение нарушений социальной адаптации у детей после развода родителей.
Объект исследования: социальная адаптация детей.
Предмет исследования: нарушения социальной адаптации детей, переживающих ситуацию развода родителей.
Гипотеза: после развода родителей дети испытывают трудности социальной адаптации, которые выражаются в недостаточной способности справляться с ситуациями фрустрации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы изучения переживания детьми ситуации развода родителей.
1.1 Общая характеристика развода как социально - психологического явления. Динамика развода……………………………………………5
1.2 Понятие социально – психологической адаптации
в отечественной и зарубежной психологии………………………..18
1.3 Психологические особенности детей предподросткового
возраста………………………………………………………………..25
1.4 Выводы по Главе 1...……………………………………………….....32
Глава II. Эмпирическое изучение особенностей социальной адаптации детей после развода родителей.
2.1 Обоснование гипотезы………………………………………………..33
2.2 Описание методов и процедуры исследования…………………….34
2.3 Анализ и интерпретация результатов……………………………….39
2.4 Выводы по Главе 2.…………………………………………………...51
Заключение……………………………………………………………………...53
Список использованных источников………………………………………..
Предподростковый возраст по своей природе не является критическим, в отличие от пубертатного периода. Здесь уместно употребить термин Л.C. Выготского «литический» период, то есть достаточно ровный и плавный процесс развития. Иначе говоря, этот возраст является, по сути, переходным этапом от детства к подростничеству. В связи с этим Д.И.Фельдштейн [15; с.121] называет предподростковый возраст полу-возрастным, т.е. детство уже ушло, но физическая, психическая и эмоциональная зрелость еще не наступила. Это отражается на всех сторонах развития подростка, то есть данный этап онтогенеза имеет свою динамику и особенности протекания.
В первую очередь, это его анатомо-физиологические, эмоциональные и интеллектуальные стороны развития. В младшем подростковом возрасте существенно изменяются условия жизни, обучения, деятельности школьника-подростка. Педагоги отмечают, что после перехода из начальной школы в среднюю, в поведении детей происходит качественные изменения. Л.И. Божович считает, что caма ситуация перехода в среднюю школу существенно обогащает личный опыт ребенка, который становится объектом оценок многих взрослых людей с различными ожиданиями [1; с.178].
Особую значимость в младшем подростковом возрасте приобретает общение со сверстниками. В этом возрасте наличие близкого друга и оценка себя как умеющего дружить становятся содержанием наиболее важных для подростка переживаний [2; с.133]. Принятие сверстниками и идентификация с группой – самая насущная проблема в отрочестве. Для подростков потребность в принятии сверстниками значительно превышает потребность в самоуважении. Таким образом, основная задача для подростка – сформировать удовлетворяющую его референтную группу [8; с.323].
Предподростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально – волевой регуляции личности. В этот период переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональные отношения к ряду явлений жизни делается более постоянным и устойчивым. Значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции.
Для младшего подросткового возраста характерна лёгкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше, чем младший школьник управляет выражением своих чувств. В определённых ситуациях он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определённых обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями) подросток может проявить большую импульсивность в поведении. Иногда от тяжело переживаемой обиды он способен на бегство из дома и даже на попытку самоубийства.
Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается у подростков с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порой уживается с поразительной чёрствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространёнными идеалами – с обожествлением всеобщих кумиров, а чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием.
Формирование личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками, как правило, ведут к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться то чего-то ценного для него ради блага другого человека.
Основной сложностью подросткового возраста является быстрый темп изменений, как физических, так и психологических. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, испытывает фрустрацию; негативные переживания часто вызывают тревожность. Это состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии – активизацией вегетативной нервной системы. Тревожность возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности и динамичной во времени. Определённый уровень тревожности – естественная и обязательная характеристика активной деятельности. Тревога обычно обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии и невозможностью идентифицировать источник опасности. Она может проявляться как беспомощность, неуверенность в себе, ощущение бессилия перед внешними факторами, вызванного преувеличением их угрожающего характера и значимости. Устойчивая личностная тревожность возникает у подростков с повышенными ранимостью, впечатлительностью, мнительностью [8; с.328-330].
Также одним из самых важных моментов в развитии каждого подростка является формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. Возникает интерес к себе, к своим внутренним эмоциональным переживаниям, к качествам собственной личности, появляется потребность самооценки, сопоставления себя с другими людьми. Подросток начинает всматриваться в самого себя, стремясь познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самоосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых, коллектива. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе, то есть на этом возрастном этапе самооценка представляет собой центральное личностное образование, важнейший регулятор общения и деятельности [2; с.156].
И.Ю.Кулагина пишет, что на первых порах в основе самоотношения и самооценки младшего подростка лежат оценки о нем взрослых, товарищей, коллектива, он словно смотрит на себя глазами окружающих. Появляются попытки самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность, но, не обладая достаточным умением правильно анализировать свое эмоциональное состояние и собственные личностные проявления на этой почве могут возникнуть конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и реальным положением в коллективе и отношением к нему со стороны товарищей и взрослых [6; с.88].
Со временем у ребенка, растущего в семье, отношение к себе приобретает более сложную структуру. Элементами этой структуры являются принятие – непринятие себя, общая самооценка, парциальные самооценки, оперативные самооценки и так далее. Эти элементы находятся в весьма сложных взаимозависимостях. Например, подросток может весьма низко оценивать свой характер, успехи в той или иной области, но при этом любить себя.
Достаточно полную картину динамики самооценки в младшем подростковом возрасте дают данные исследований, полученных различными учеными (Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн), в которых отмечается, что в возрасте 10— 12 лет ребенку свойственно неоднозначное отношение к себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. В ответах этих детей ощущается недоумение, растерянность, они как бы не узнают самих себя. Вместе с такими подростками, у которых кризис самооценки проходит очень остро, есть немало десяти-одиннадцатилетних детей (около 70%), отмечающих в себе не только отрицательные, но и положительные черты. Однако и в этих случаях обращает на себя внимание явное преобладание в оценках отрицательных черт и форм поведения. Некоторые подростки особо подчеркивают, что недостатков у них много, а нравится в себе «только одно», «единственная черта», т.е. характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон [2; с.141].
Также сохраняется и ситуативно-отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем принятии себя и положительном отношении к себе как личности.
Главное психологическое приобретение младшего подростка – это открытие своего внутреннего мира, тогда как раньше единственной осознаваемой реальностью для него был внешний мир. Теперь он обретает способность погружаться в себя, свои переживания и начинает осмысливать свои эмоции не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного "Я". Однако вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости это "Я" нередко переживается как смутное беспокойство, состояние внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность [11; с.65].
A.M.Прихожан отмечает, что при переходе от детства к отрочеству возникает своеобразный мотивационный кризис, вызванный сменой социальной ситуации развитии и изменением внутренней позиции ученика. В отличие от «классического» подросткового кризиса, он пока еще слабо выражен в поведении и внешних проявлениях. В результате возникает психологическая незащищенность перед новым этапом развития. Недовольство собой, отношениями с другими, критичность в оценке результатов учебы - все это может стать стимулом самовоспитания, а может и негативно сказаться на характере самоуважения, стать препятствием для полноценного формирования личности. И путь, по какому пойдет становление личности подростка» во многом зависит от того, насколько успешно будет пройден этот этап - переход от детства к отрочеству [12; с.56].
Душевная травма, нанесённая ребёнку разводом родителей, не пережитая в период 9-11 лет, может по - особому проявиться уже позже, в подростковом возрасте. В этой связи в литературе часто упоминается проблема жестокости подростков (мальчиков), выросших без отца. Отсутствие в семье образца мужского поведения приводит к тому, что, лишённые положительных примеров мужского отношения к людям (к тому же при негативной оценке со стороны матери), мужской любви к себе, такие подростки не различают мужское и псевдомужское поведение. Желание самоутвердиться за счёт более слабого, унизить зависимого – не что иное, как маскировка жестокостью своей несостоятельности. Это связано с тем, что, у подростков, выросших в разведённых семьях, наблюдается занижение самооценки, вследствие переживания себя «неполноценным» при сравнении своей семейной ситуации с другими. [20, c.142].
По данным медиков, ситуация развода родителей даже спустя 1-2 года может вызвать у подростка тяжёлую форму невроза. Особенно драматичной эта ситуация может быть для девочек, если они привязаны к отцу и имеют много общего с ним. Возникающие реакции усугубляются беспокойством по поводу возможной потери матери, страхом одиночества и социальной изоляции. В таком случае девочки не отпускают мать от себя, испытывая каждый раз острое чувство беспокойства при её уходе. Им кажется, что мать может не вернуться, что с ней может что-либо случится. Нарастает общая боязливость, усиливаются страхи, идущие из более раннего возраста, и частыми диагнозами в этом случае будут невроз страха и истерический невроз. При этом возникают различного рода ритуальные предохранения от несчастья, навязчивые мысли о своей неспособности, неуверенность в себе и навязчивые страхи (фобии) и другие дезадаптивные реакции [20, c.144].
1. Развод – это социально-
2. Развод не является
одномоментным событием и
3. Социально-психическая адаптация – это процесс конструктивного приспособления к новым для субъекта условиям. Успешность адаптации ребенка предподросткового возраста зависит от предыдущего опыта переживания и преодоления стрессовых ситуаций, актуальных условий и системы отношений с другими людьми, в частности, наличия или отсутствия значимой социальной поддержки.
4. В силу особенностей
предподросткового возраста
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Обоснование гипотезы.
Теоретически изучив проблемы социально-психологической адаптации детей после развода родителей, мы предполагаем, что дети, которые после развода ограничены контактами только с одним родителем (не встречаются с отцом), будут испытывать проблемы в социальной адаптации, которые выражаются в недостаточной способности справляться с ситуациями фрустрации. На наш взгляд это обусловлено тем, что в ситуации резкого ограничения контактов с отцом в совокупности со стрессовой ситуацией развода, ребенок испытывает гораздо большую психологическую нагрузку, не только чем дети, живущие с обоими родителями, но и чем дети, которые в ситуации развода не ограничены в контактах с отцом.
Ребенок, переживающий развод родителей, уже находится в сложной психологической ситуации: малая социальная группа, одним из членов которой он являлся (семья) по сути разрушилась, что обуславливает запуск стрессовых механизмов, чувства подавленности, неуверенности в себе. Однако, если в ситуации развода ребенок имеет возможность общаться с обоими родителями, он подсознательно осознает, что изменения, затронувшие его семью, систему отношений родителей с ним – не носят критического характера (мать и отец общаются с ним, сохраняется эмоциональная связь). Если ребенок ограничен в контактах с отцом, разрывается система отношений родители – ребенок, в данной системе остается только один из родителей, личностная и эмоциональная связь с отцом нарушена, что создает ощущение подавленности, растерянности, опустошенности. Ребенок в этой ситуации дезориентирован в социуме, межличностных контактах и, как следствие, испытывает существенные проблемы в адаптации. Детям этой группы гораздо труднее устанавливать адекватные контакты с окружающими, так как в системе наиболее значимых межличностных отношений (отношений с родителями) сложилась критическая ситуация.
Информация о работе Особенности социальной адаптации детей после развода родителей