Особенности развития современной педагогической науки за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:22, контрольная работа

Краткое описание

Цель состоит в том, чтобы дать теоретический анализ основных направлений развития содержания образования в средней школе России и за рубежом и выявить его характерные черты и тенденции развития.
В соответствии с указанной целью мною были поставлены следующие задачи:
1. изучить исторически сложившиехся системы воспитания.
2. изучитьразвитие педагогических систем за рубежом
3. изучить развитие педагогических систем в России

Оглавление

Введение………………………………………………………………………....3
1. Этапы развития педагогики………………………………………………....6
2. Направления в зарубежной педагогике…………………………………….8
3. Типы школ…………………………………………………………………...14
4. Нравственность в воспитании и обучении за рубежом…………………..17
5. Обновление обучения и воспитания……………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованной литературы………………………………………….31

Файлы: 1 файл

за рубежом.docx

— 49.51 Кб (Скачать)

Таким  образом,  получается,  что  роль  наставника  выглядит  весьма  неоднозначно.  Наставник  считается  центральной  фигурой  педагогического  процесса.  По – прежнему  сильна  традиция,  согласно  которой  педагог  обладает  неким  правом  вето,  а  все  его  суждения  должны  быть  для  ребенка  непререкаемыми.  На  данный  момент   послушанию,  основанному  на  безусловном  авторитете  педагога,  противопоставляются  иные  характеристики:  любовь  к  детям,  инициативность  открытость,  умение  сотрудничать  с  коллегами,  учениками  и  их  родителями.

Вразрез  педагогическому  авторитаризму   развиваются  тенденции  гуманного,  свободного  воспитания.  Усиливаются  внимание  к  условиям  жизни  школьника.  Возрастает  стремление  обеспечить  комфортную  психологическую  атмосферу,  когда  упор  делается  не  на  афишировании  недостатков  и  проступков,  а  на  поощрение  успехов  детей,  их  познавательной  и  творческой  активности,  склонностей и  интересов.  Все  большую  популярность  приобретает  воспитание,  которое  основано  на  сотрудничестве  ученика  и  учителя.  Ребенок  становится  полноправным  участником  педагогического  процесса,  вследствие  чего  возникают  доверительные  и  непринужденные  отношения  между  детьми  и  взрослыми.  Реализуются  коллективные  формы  воспитания,  осуществляется  совместная  деятельность  учеников,  учителей  и  родителей.  Рождается  обстановка  радости  и  творчества.

В  зарубежной  школе  уже  накоплен  достаточно  большой  опыт  гуманного  воспитания,  при  котором  формируется  соответствующее  поведение – от  привычки  уступать  в  транспорте  место  старшим  до  готовности  откликаться  на  чужую  беду.  На  западе  получила  распространение  так  называемая  поведенческая  методика  воспитания.  Она  предусматривает  свободную  игровую  обстановку,  партнерство  воспитанников  и  наставников.

Также  традиционной  областью  образования  является  воспитание:  в  процессе  обучения.  В  учебные  программы  современной  школы  за  рубежом  непременно  включается  решение  задач  нравственного,  интеллектуального,  физического  и  трудового  воспитания  учащихся.  Особое  место  при  этом  занимают  предметы  гуманитарного  цикла (литература,  история,  обществоведение,  иностранные  языки  и  пр.).  Все  эти  предметы  рассматриваются  как  источники  духовности,  патриотизма,  гуманности,  гражданственности.

В  школах  многих  стан  проводятся  специальные  занятия  по  нравственному  воспитанию.  Свое  место  в  нравственном  воспитании  продолжает  занимать  религия.  Запреты  на  конфессиональное  обучение  не  означают  отказа  от  общечеловеческих  идеалов,  заложенных  в  мировых  религиях.

В  соответствии  с  потребностями  сегодняшнего  дня  в  учебных  программах  мировой  школы  появляются  новые  дисциплины,  основу  которых  составляют  антинаркотическая,  антиалкогольная,  природоохранительная  тематика,  а  также  сексообразовательный  материал.  Новые  материалы  включаются  и  в  традиционные  предметы  школьного  образования.

После  ослабления  мирового  политико – идеологического  противостояния  на  первый  план  в  зарубежном  образовании  вышли  проблемы,  связанные  с  усилением  проявлений   национализма,  этноцентризма  и  расизма  в  отдельных  регионах  и  странах.  Вновь  приобрело  актуальность  интернациональное  воспитание,  в  основе  которого  лежит  потребность  изучения  и  освоения  культуры  других  народов.  Возросли  масштабы  воспитания  в  духе  мира.   Осуществляются  проекты,  направленные  на  эффективное  интернациональное  воспитание.   Одним  из  подобных  проектов  являются  учебные  заведения  международного  бакалавриата,  целью  которых  является  воспитание  в  духе  взаимопонимания.

Также  на  сегодняшний  день  приобрел   актуальность  учет  культурных  и  воспитательных  интересов  национальных  меньшинств - политкультурное  воспитание.  Подобное  воспитание  делает  акцент  на  взаимосвязи  культур,  одна  из  которых  доминирует.  Политкультурное  воспитание  и  интернациональное  воспитание  имеют  сходство  и  отличия.  Как  и  интернациональное,  поиткультурное  воспитание  предусматривает  межнациональное  и  межэтническое  взаимодействие,  формирует  чувство  солидарности  и  взаимопонимания,  противостоит  дискриминации,  национализму  и  расизму.  Вместе  с  тем,  в  отличие  от  интернационального  воспитания,  оно  сфокусировано  на  освоении  культурно-образовательных  ценностей,  взаимодействии  различных  культур.  В  политкультурном  воспитании  учет  этнических  и  национальных  особенностей  более  важен

Политкультурное  воспитание  призвано  обеспечить  толерантное  сосуществование  больших  и  малых  этносов.  Оно  должно  снимать  противоречия  между  системами  и  нормами  воспитания  доминирующих  наций  с  одной  стороны,  и  этнических  меньшинств  с  другой.  Также  политкультурное  воспитание  способствует  адаптации  друг   к  другу  этнических  групп  при  отказе  от  культурно-образовательной  монополии.  Во  всех  ведущих  странах  мира  политкультурное  воспитание  имеет  свои  особенности.  Так,  например,  в   США,  будучи  связанным  с  процессом  создания  единого  гражданского  общества  в  условиях  многообразия  этнического  состава  населения,  оно  служит  формированию  американской  нации  и  одновременно  обеспечивает   интересы  малых  этнических  групп,  прежде  всего  афроамериканцев.   Однако  в  Западной  Европе  несколько  иной  взгляд  на  это.  Там  политкультурное  воспитание  на  уровне  государственной  политики   нередко   рассматривается  как  проявление  сепаратизма  и  угроза  целостности  государства.  Но  объективно  оно  стоит  на  повестке  дня.

 

5. Обновление обучения и воспитвния

Как  и  везде,  организация  учебно-воспитательного  процесса  за  рубежом  имеет  свои  преимущества  и  недостатки.  К  числу  таких  недостатков  относится  то,  что  учащиеся  нередко  оказываются  несостоятельными,  когда  от  них  требуется  самостоятельность,  инициатива  и  творчество.  Глубокие  корни пустили  малопродуктивные  методы  обучения:  заучивание,  повторение,  гипертрофированная  работа с  учебниками.  Заметной  частью  методики  обучения  стало  подражание.  Учебно-воспитательный  процесс  по  преимуществу  ориентирован  на  модель  «учитель  как  центр  обучения»,  на  «среднего  ученика»,  будучи  далеким  от  запросов,  способностей  и  стремлений  учащихся.    

В  числе  нововведений,  коснувшихся  массового  образования,  оказались,  например,  введение  в  школы  большинства  ведущих  стран  мира  пятидневной  учебной  недели,  совершенствование  кассно-урочной  системы.

В  большинстве  развитых  стран  обучение  начинается  с  6-летнего  возраста.  Учебно-воспитательные  заведения  охватывают  значительную  часть  детей (а  в  ряде  стран  – всех  детей)  в  возрасте  от  3  до  18 – 19  лет  и  дают  общее  образование.

  Преобладающей   формой  организации  учебного  процесса  являлась  в  ХХ  в. классно-урочная    с   постоянным  составом  учащихся  и  определенными  часами  и  днями  занятий.

На  сегодняшний  день  в  практике  учебных  заведений  встречаются  два  типа  обучения – поддерживающее (традиционное)  и  инновационное (исследовательское).

Поддерживающее  традиционное  обучение (усвоение  заданных  образцов,  воспроизводство  культуры,  социального  опыта) –  это  репродуктивное  обучение.  Учитель  здесь  играет  лидирующую  роль,  являясь  организатором  работы.

Инновационное  обучение  преследует  роль  развития  у  учащихся  способности  осваивать  новый  опыт,  развития  творческого  и  критического  мышления.  Обучение  выступает  как  организация  учебно-поисковой  исследовательской  деятельности,  учебно-игровой,  моделирующей  деятельности,  предполагает  обмен  мнениями,  творческие  дискуссии  учащихся.  Учитель  в  данном  случае  исполняет  роль  своеобразного  режиссера.  Учебно-воспитательные  учреждения,  применяющие  в  своей  работе  инновационный  метод,  часто  именуют  альтернативными  школами (особенно  в  США). 

Типичным  образцом  подобных  экспериментальных  учебно-воспитательных  учреждений  оказались  открытые  школы.  Первые  открытые  школы  появились  в  Англии  в  1970-х гг.  затем  они  возникли  во  всех  крупнейших  странах  за  рубежом.  Открытые  школы  получили  распространение  в  сфере  начального  и  отчасти  среднего  образования.  Воспитание  в  открытой  школе  предусматривает  тесную  взаимосвязь  с  окружающим  миром,  учет  разнообразных  социальных  факторов,  влияющих  на  формирование  автономной  личности,  склонной  к  самообразованию.

Сегодня  идет  повсеместный  процесс обновления  учебного  процесса,  в  результате  которого  изменяется  позиция  учителя  в  классе  и  происходит  отбор  форм  и  методов  обучения,  которые  соответствуют  новым  задачам.

Как  уже  было  сказано  ранее, в  школах  западных  стран  достаточно долгое  время  господствовало  деление  учащихся  на  «способных»  и  «неспособных»,  что  негативно  влияло  на  самооценку  ученика,  на  его  отношение  к  учению,  но  гуманистические  тенденции,  развивающиеся  в  педагогике,  выявленные  значительные  резервы  развития  учеников,  объективная  потребность  в  обучении  всех    учащихся  на  высоком  уровне  меняет  ситуацию  в  образовании.

Сейчас  вместо  констатации  неспособности  ученика,  акцент  делается  на  обеспечение  успеха  в  обучении.  Важным  направлением  обновления  учебного  процесса  является  ориентация  на  предупреждение  отставания,  разнообразная  помощь  тем,  кто  испытывает  затруднения.  В  этой  системе  работы  выделяются  следующие  составляющие:

 

1. Развитие  учреждений  дошкольного  воспитания,  в  которых  осуществляются  программы  физического,  умственного,  нравственного,  эстетического  воспитания  и  которые  обеспечивают  основу  успешной  учебы  в  дальнейшем.

2.  Диагностика   «детей  риска»  и компенсация   их  затруднений  в  учении (таких  учащихся  в  школах  около  20%).  Их  характеризует   ослабленное  здоровье,  сниженная   работоспособность,  отставание  от  сверстников  в  психическом   развитии.  У  этих  детей   нет  очевидных  аномалий,  это  нормальные  дети,  но  они  растут  в  неблагоприятных   семейных  и  социальных  условиях (либо  страдают  определенными   заболеваниями,  такими,  например,  как  диабет),  поэтому  им  трудно адаптироваться  к  условиям  школы.

Законодательством  ряда стран (Великобритания,  Россия,  США,  ФРГ  и  др.)  предоставляют  юридическо-финансовое  обеспечение  школам  и  классам  для  коррекционно – развивающей  работы  с  такими  детьми.  В  штаты  школ  вводятся  психологи,  социальные  работники,  учителя-терапевты,  специалисты  лечебной  физкультуры.

Ранняя  диагностика  затруднений  «детей  риска»  и  разработка  индивидуальных  коррекционных  программ -  необходимая  составляющая  работы  с  такими  детьми.   Данный  факт  отнюдь  не  означает,  что  эти  дети  являются  ущербными,  просто  к  ним  нужен  более  индивидуальный  подход,  нежели  к  обычным  детям.    Они  занимаются  в  обычных  классах  (Великобритания,  США)   рукоделием,  музыкой,  изучением  дисциплин  по  обществоведению  и  обществознанию,  а  по  родному  языку  и  математике – с  учителем-терапевтом;  или  в  коррекционных  классах  со  щадящим   режимом,  небольшой  наполняемостью  классов,  а  также  в  альтернативных  школах  с  полудомашней  обстановкой  (Россия,  Япония).  Главными  установками  учителей  становятся:  опора  на  сильные  стороны  ученика,  четкость  в  постановке  перед  ним  цели  работы,  постоянное  позитивное  подкрепление  усилий  ученика,  четкость  в  постановке  перед  ним  цели  работы,  создание  доброжелательной,  оптимистической  обстановки  учения.

3. Преодоление   «скрытой  неуспеваемости»,  которая   возникает  у  одаренных   учеников  ввиду  несоответствия    учебных  результатов  учащегося   и  его  возможностей.  Одаренность   включает  в  себя  такие   личностные  характеристики,  как   целеустремленность,  устойчивость  интереса,  веру  в  собственные   силы.  Преодолению  «скрытой  неуспеваемости» служит  создание  особых  условий  для  развития  одаренности:  классов  для   детей  с  высоким  уровнем   и  скоростью  обучения («классов  гордости»),  специальных  школ,  введение  предметов  по  выбору,  организация  конкурсов  творческих  работ,  Академии  юниоров    и  др.  Все  это  стимулирует   интерес  способных  детей   к  учению,  укрепляет  их  уверенность  в  себе.

Оставаясь  основной  формой  обучения  в  школах  большинства  стран  мира,  урок  также  претерпевает  изменения.  Необходимость  внесения  новых  форм  работы  на  уроке  возникает  тогда,  когда  осознается   задача  развития  познавательной   и  творческой  активности  учащихся.  Все  чаще  в  практике  обучения  ученики  работают  индивидуально  или  в  группе  вместо  традиционных  занятий  учителя  одновременно  с  целым  классом;  в  связи  с  этим  во  многих  школах  изменился  интерьер  класса:  учащиеся располагаются  группками  за  столами  для  совместной  работы,  мебель  в  классе,  кабинете  расставляется  свободно.

С  80-х  гг.  в  школах (Великобритания,  США)  активно  входит  «кооперативное»  обучение  учащихся  в  малых  группах,  которое  способствует  повышению  успешности  обучения.  Учащиеся  при  этом  не  конкурируют  между  собой,  а  наоборот  поддерживают  друг  друга,  таким  образом,  даже  слабый  ученик  начинает  чувствовать  себя  уверенно  и  испытывает  удовлетворение  от  учебы.  В  групповых  и  индивидуальных  формах  обучения  имеются  большие  возможности  для  развития  навыков  самообразования.

Одаренные  и  слабоуспевающие  дети  могут  заниматься  по  индивидуальным  программам.

Самым  распространенным  методом  обучения  по – прежнему  остается  слово  учителя  и  учебник.  Но  и  здесь  происходит  своя  модернизация.  Монолог  преподавателя  вытесняется  постепенно  диалогом,  дискуссией,  беседой,  постановкой  проблемных  вопросов,  используемыми  учителями  на  разных  стадиях  обучения (Великобритания,  Канада,  США  и  др.)  даже  в  начальной  школе.

Одним  из  методов  обучения  является  самостоятельная  работа  учащихся;  традиционный  ее  вид – домашняя  работа,  которую  учащиеся  выполняют  во  всех  странах  или  дома  или  в  библиотеке  без  участия  учителя.  Также  активно  входит  в  практику  в  сочетании  с  другими  известный  метод  проектов (о  котором  я  уже  упоминала  ранее) – выполнение  учеником  определенного  задания  с  использованием  самостоятельно  подобранной  литературы,  материалов,  музеев,  архивов  и  т.п.  учащийся  приобретает,  таким  образом,  навыки  сбора  и  обработки  информации.

Информация о работе Особенности развития современной педагогической науки за рубежом