Особенности развития современной педагогической науки за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:22, контрольная работа

Краткое описание

Цель состоит в том, чтобы дать теоретический анализ основных направлений развития содержания образования в средней школе России и за рубежом и выявить его характерные черты и тенденции развития.
В соответствии с указанной целью мною были поставлены следующие задачи:
1. изучить исторически сложившиехся системы воспитания.
2. изучитьразвитие педагогических систем за рубежом
3. изучить развитие педагогических систем в России

Оглавление

Введение………………………………………………………………………....3
1. Этапы развития педагогики………………………………………………....6
2. Направления в зарубежной педагогике…………………………………….8
3. Типы школ…………………………………………………………………...14
4. Нравственность в воспитании и обучении за рубежом…………………..17
5. Обновление обучения и воспитания……………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованной литературы………………………………………….31

Файлы: 1 файл

за рубежом.docx

— 49.51 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Челябинский  государственный педагогический университет»

факультет психологии

Кафедра теоретической  и прикладной психологии

 

 

Контрольная  работа

По курсу  «Сравнительный анализ»

 На тему: «Особенности развития современной педагогической науки за рубежом»                               

 

Выполнила студентка  IV курса

Группа ППО-08 

С.Ф. Поддубная

Проверила: преподаватель 

И.Л. Кочуро

к.п.н , доцент

 

 

 

 

Челябинск, 2011

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………....3

1. Этапы развития педагогики………………………………………………....6

2. Направления в зарубежной педагогике…………………………………….8

3. Типы школ…………………………………………………………………...14

4. Нравственность  в воспитании и обучении за  рубежом…………………..17

5. Обновление  обучения и воспитания……………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………..29

Список использованной литературы………………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

Обучение  всегда  являлось  важнейшей  частью  нашей  деятельности.  На  протяжении  всей  жизни,  на  каждом  из  ее  этапов,  человек  чему –  нибудь  учится.  Маленький  ребенок  учится  ходить,  говорить.  Взрослый  человек  учится  быть  профессионалом  в  своей  области.  Вот  и  выходит,  что  человек   является  участником  постоянного  процесса  обучения,  или  по – другому  – педагогического  процесса.  Наука,  обучающая  тому,  как  надо  правильно  вести  образовательный  процесс  стала  называться  соответственно – Педагогика.

Долгое  время  считалось,  что  главным  предметом  педагогики является  обучение  и  воспитание  как  подготовка  детей  и  молодых  людей  в  жизни.  Однако  по  мере  развития  некоторая  упрощенность  данного    определения  становилась  все  более  заметной.

Между  тем  известно,  что  обучение  и  воспитание  не  выступает  автономной  деятельностью,  а  является  составной  частью  системы  средств  подготовки  человека  к  жизни  и  профессиональной  деятельности,  развития  у  него  необходимых  общественных  свойств  и  качеств.  Значит,  закономерности  обучения  и  воспитания  и  их  методические  основы  обуславливаются  закономерностями  развития  и  формирования  человека  как  социального  существа,  а  также  требованиями,  предъявляемыми  к  нему  со  стороны  общества.

В  данный  момент  педагогика  исследует  проблемы  изучения  сущности  и  закономерностей  развития  и  формирования  мышления  и  личности  человека.  Предмет  педагогики  содержит  также  определение  целей  обучения  и  воспитания,  и  содержание  учебно – воспитательного    процесса  в  детских  учреждениях,  и,  что  не  менее  важно,  средних  и  высших  учебных  заведениях,  в  процессе  организации  и  проведения  постдипломного  обучения.  В  предмет  педагогики  входят  также  теоретические  и  методологические  основы  разработки  и  практической  апробации  методов  обучения  и  воспитания. 

Как  и  у любой  науки,  у  педагогики  есть  своя  история.  Свои  периоды  зарождения  и  развития.  Для  того  чтобы  знать,  что  представляет  собой  эта  наука,  правильно  использовать  ее  методы  и  трезво  оценивать  возможности  необходимо  знать  историю  педагогики,  а  так  же  основы  философии  образования. Без  изучения  этих  разделов  педагогики  невозможно  стать  грамотным  специалистом  в  своей  области.  Но,  поскольку  объем  моей  контрольной  работы  достаточно  ограничен,  я  рассмотрю  здесь  только  одно  явление  педагогической  науки – состояние  образования  и  педагогики  за  рубежом  в  современный  период.    Поскольку  считаю,  что  подобный  анализ  поможет  выявить  недостатки  и  предложить  пути  совершенствования  педагогической  науки.

 Учитывая актуальность данной проблемы, обусловленную состоянием разработки содержания школьного образования, а также недостаточную разработанность ее в современной дидактике, я выбрала тему конрольной работы: «Особенности развития современной педагогической науки за рубежом ».

В этой связи  объектом моего изучения я выбрала  содержание школьного образования  в России и за рубежом.

Предмет исследования - Особенности развития современной педагогической науки за рубежом

Цель   состоит в том, чтобы дать теоретический  анализ основных направлений развития содержания образования в средней  школе России и за рубежом  и  выявить его характерные черты  и тенденции развития.

В соответствии с указанной целью мною были поставлены следующие задачи:

1. изучить  исторически сложившиехся системы  воспитания.

2. изучитьразвитие  педагогических систем за рубежом

3. изучить  развитие педагогических систем  в России

Содержание  образования, в каком аспекте  бы оно не изучалось, представляет собой  очень сложное явление общественной жизни, в котором переплетаются  многочисленные факторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Этапы  развития педагогики

Педагогика  прошла длительное развитие, которое  можно разделить на три больших  этапа.

       I. Эмпирический этап развития  педагогики. Начиная с древнейших  времен человечество накапливало  и осмысливало опыт обучения  и воспитания различных времен  и народов, создания различных  образовательных учреждений.

      На Западе издавна существовали  школы афинского и спартанского  воспитания, школы греческой культуры, монастырские, городские, соборные  и городские школы, системы  иезуитского и христианско-като-лического  обучения.

      На Востоке китайские ученые  реализовывали в школьном обучении  изучение четырех дисциплин: морали, языка, политики и литературы; впервые выдвинули концепцию  идеального человека — не по  происхождению, а благодаря обучению  и воспитанию. Арабские же и  иранские мыслители всегда стремились  повысить всеобщую ценность образования,  подчеркивали важность систематического  и постоянного учения, необходимость  всестороннего физического и  духовного развития людей, формирования  у них таких качеств, как  уважительное отношение к старшим,  справедливость, вежливость, смелость.

     II. Этап формирования педагогики  как науки. В период Средневековья  церковь монополизировала духовную  жизнь общества, направляя воспитание  в религиозное русло. Зажатое  в тисках теологии, образование  во многом потеряло свободу  и прогрессивную направленность  античных времен. Из века в  век оттачивались незыблемые  принципы догматического и схоластического  обучения, просуществовавшего в  Европе почти двенадцать веков.  Среди деятелей церкви были  образованные для своего времени  философы — например, Тертуллиан (160-222), Августин (354-430), теолог Фома Аквинский (1225-1274) и др.,создавшие обширные трактаты по воспитанию и духовному образованию людей.

       Научная педагогика зародилась  в начале XVII в. Ее основателем  считается педагог-гуманист Я.  А. Коменский (1592-1670). Впоследствии  основное внимание уделялось  разработке теорий элементарного  и воспитывающего обучения (И.  Гербарт), реализации дидактики развивающего  обучения (Ф. Дистерверг), экспериментальной  педагогики и педоцентризма (Д.  Дьюи).

     В России развитие педагогики  шло по пути формирования стройной  системы образовательных учреждений  во главе с созданным специально  Министерством народного просвещения.  В основу ее деятельности легли  мысли и идеи основоположника  отечественной педагогики К. Д.  Ушинского, который добивался  реализации на практике идеи  народности общественного воспитания.

      III. Этап развития педагогики в  XX в. В XX в. педагогическая наука  развивалась бурными темпами,  как на Западе, так и на Востоке,  ориентируясь на обслуживание  экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных  систем обучения и подготовки  специалистов конкретного профиля.  В окончательном итоге за рубежом  сложились предпосылки для превращения  педагогики в узкоприкладную  область знаний, ориентированную  на решение, прежде всего, проблем,  относящихся к подготовке педагогов-управленцев.  Основные исторические этапы  развития педагогической науки  в таблице 1.

 Таблица  1- Основные исторические этапы  развития педагогической науки

I. Эмпирический  этап  

Начиная с  древнейших времен человечество накапливало  и осмысливало опыт обучения и  воспитания различных времен и народов, создания различных образовательных  учреждений

II. Этап формирования  педагогики как науки 

В период Средневековья  церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое  в тисках теологии, образование во многом потеряло свободу и прогрессивную  направленность античных времен

III. Этап развития  педагогики в XX в.  

В XX в. педагогическая наука развивалась бурными темпами, как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость  создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля

 Раньше  педагогическая наука решала  преимущественно задачи воспитания, повышения эффективности и качества  образования, всестороннего развития  личности. Ее главными отраслями  были: детская педагогика (преддошкольного,  дошкольного, школьного возрастов); педагогика профессионального образования,  семейного воспитания, педагогика  высшей школы, военная педагогика, дефектология, история педагогики.

       В настоящее время в современной  России педагогика нацелена на  обслуживание процесса обучения  в многочисленных учебных заведениях  страны, профессиональное совершенствование  деятельности специалистов различного  профиля, подготовку кадров работников  социальной сферы.Тема:  Состояние  образования  и  педагогики  за  рубежом  в  современный   период.

 

2.Направления  в зарубежной педагогике

С  начала  ХХ  в.  в  западном  обществе  нарастало  недовольство  существующей  системой  образования.  Традиционная  система  образования  с  ее  схоластикой,  словесным  обучением  и  оторванностью  от  общества  уже  не  могла  удовлетворять  возникающие  новые  потребности.   Обучение,  направленное  только лишь  на  передачу  определенного  объема  готовых   знаний,  пассивное  их  восприятие  учащимися  и  механическое  воспроизведение  учебного  материала  стало  вызывать  негативную  оценку  и  подвергаться  критике.  Появились  психолого  – педагогические  теории,  призванные  обновить  обучение.

Начался  активный  поиск  новых  форм  и  методов  обучения,  направленных   на  развитие  активности,  самостоятельности  и  творчество  личности  (сейчас  и  в  дальнейшем  я  буду  рассматривать  все  этапы  на  примере  школьной  системы  за  рубежом).  Позиция  экспериментаторов  была  такой – «Мы  зовем  ребенка  к  постоянному  активному  сотрудничеству,  к  развитию  его  любознательности».  По  их  мнению,  школа  призвана  научить  ребенка  самостоятельно  открывать  факты,  а  не  снабжать  его  ими.  Эти  идеи  нашли  свое  воплощение  вначале  в  работе  экспериментальных  частных  школ.

В  развитии  и  обновлении  педагогических   методик  наметились  два  главных  направления:  биологизаторское,  признающее  приоритет  врожденного,  и  социологизаторское,  признающего  определяющее  значение  окружающей  среды.  Впрочем,  была  и  еще  одна  теория – биосоциальная,  которая  механически  соединяла  обе  концепции  и  утверждала  фатальную  обусловленность  развития  этими  двумя  факторами.

В  массовой  западной  школе  достаточно  долгое  время  преобладало  биологизаторское  направление  экспериментальной  педагогики,  которая  доказывало,  что  часть  детей  от  природы  не  способна  к  успешному  обучению.   В  связи  с  этим,  в  начале  ХХ в.  широкое  распространение  получила  практика  интеллектуального  тестирования  детей,  определения  их  умственной  одаренности (например,  широко  распространенный  в  США  IQ  тест)  и  распределения  их, в  зависимости  от  результатов,  в  разные  типы  или  классы  школ.    Существовало  мнение,  что  умственная  одаренность  является  общей  и,  определяя  успех  в  учении,  является  врожденной  и  постоянной  в  течение  всей  жизни.  С  помощью  теста  определялся  умственный  возраст  ребенка.  Однако  здесь  возникал  одна  проблема.  Дело  в   том,  что  содержание  тестов  на  самом  деле  выявляло   уровень  общего  развития:  словарный  запас,  умственные  умения,  которые  приобретаются  в  результате  жизни  в  определенных  социальных  условиях.  получалась  парадоксальная  ситуация.  Попадая  уже  в  начальной  школе  в  группу  «неспособных»,  а  среди  них  оказывались  обычно  выходцы  из  малообеспеченных   слоев  населения  и  национальных  меньшинств,  дети  оказывались  в  неравном  положении  со  «способными» (хотя  социальный  статус  никогда  не  влиял  на  наличие  или  отсутствие  умственных  способностей),  занимались  по  упрощенным  программам,  приобретая  преимущественно  практические  навыки.  В  дальнейшем  у  таких  детей  оказывался  низкий  уровень  самооценки  и  притязаний,  а  учителя,  не  ожидая  от  детей  особых  успехов  в  учении,  не  стремились  к  развитию  учащихся.  По  результатам  тестовых  испытаний  дети  уже  в  начальной  школе  делились на  потоки (например А, В, С – в  Великобритании),  занимались  по  разным  программам,  и  разрыв  знаний  между  потоками  оказывался  весьма  значительным.  

Информация о работе Особенности развития современной педагогической науки за рубежом