Особенности развития современной педагогической науки за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:22, контрольная работа

Краткое описание

Цель состоит в том, чтобы дать теоретический анализ основных направлений развития содержания образования в средней школе России и за рубежом и выявить его характерные черты и тенденции развития.
В соответствии с указанной целью мною были поставлены следующие задачи:
1. изучить исторически сложившиехся системы воспитания.
2. изучитьразвитие педагогических систем за рубежом
3. изучить развитие педагогических систем в России

Оглавление

Введение………………………………………………………………………....3
1. Этапы развития педагогики………………………………………………....6
2. Направления в зарубежной педагогике…………………………………….8
3. Типы школ…………………………………………………………………...14
4. Нравственность в воспитании и обучении за рубежом…………………..17
5. Обновление обучения и воспитания……………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованной литературы………………………………………….31

Файлы: 1 файл

за рубежом.docx

— 49.51 Кб (Скачать)

Затем  в  возрасте  11 - 12  лет  все  дети  независимо  от  потока,  в  котором  занимались,  представали  перед  единым  тестовыми  испытаниями,  и  тогда  определялось,  на  какое  среднее  образование  они  могут  претендовать:  академическое,  практическое  или  общее (этот  вид  являлся  наиболее  массовым).

Кроме  психологии,  большое  влияние  на  педагогику  оказала  философия.  В  частности  такое  ее  течение  как  прагматизм.  С  начала  ХХ в.   идеи  прагматизма,  возникшие  в  США  и  затем  воспринятые  европейской  педагогикой,  получили  широкое  распространение  в  теории  педагогики  и  школьной  практике.

Прагматизм  (инструментализм,  прогрессивизм,  экспериментализм) – философское  и  педагогическое  течение.  Понятия,  теории,  идеи  рассматриваются  прагматистами  как  «инструменты»,  помогающие   в   практической  деятельности.  Истина  изменчива  и  создается  в  процессе  экспериментирования,  опытной  проверки  гипотез.  Одним  из  основателей  этого  движения  был  Д. Дьюи.

Дьюи  и  его  единомышленники  разработали  принципиально  новые  методы  обучения.  Они  вели  борьбу  со  схоластикой,  книжным  обучением  в  школе,  выступали  против  формального  развития  учащихся.  По  их  утверждению,  большинство  людей  имеет  «узкопрактические  импульсы,  тенденции,  и  склонности»,  лишь  небольшая  часть  общества  обладает  «интеллектуальными  склонностями  и  способностями».  Поэтому  новая  система  образования,  предназначенная  для  массовых  школ,  должна,  опираясь  на  «практические  импульсы»,  помочь  детям  «что – нибудь  делать»,  не  пытаясь  навязать  им  научные  знания.  Необходимо  выявить  силы  ребенка,  удовлетворить  его  интересы  и  упражнять  способности – так  он  будет  подготовлен  к  созиданию  своей  жизни.

Цели  воспитания,  по  представлениям  прагматистов,  вытекают  из  данной  ситуации,  связаны  с  удовлетворением  спонтанных  потребностей  ребенка – физических  и  психических  и  служат  приспособлению  его  к  окружающей  среде  и  самореализации.  Ребенок  должен  стать  солнцем,  центром,  вокруг  которого  вращается  весь  педагогический  процесс,  задача  учителя –  создать  максимальные  возможности  для  наиболее  полного  проявления  индивидуальности  и  личности  ребенка.  При  этом  умаляются  обязанности  учащегося,  роль  учителя,  сообщества,  одноклассников.

Особенностью  педагогики  Дьюи  стала  ориентация  на  интересы  и  потребности  ребенка,  его  личный  опыт,  обучение  путем  выполнения  практических  дел.  Иными  словами – «учение  посредством  делания» (изготовление  школьной  мебели,  учебных  пособий,  постановка  самодеятельного  спектакля).  Систематические  научные  программы  не  нужны,  как  не  нужны  постоянные  классы  и  расписание.   

Кроме  того,   на  идеях  Дьюи  основывалась  разработка  «метода  проектов»   его  единомышленниками.  Данная  методика  получила  широкое  распространение  в    американской  школе  ХХ в.  Ее  суть  заключалась  в  том,  что  учащиеся,  выполняя  проект,  узнают  все  необходимые  сведения  из   различных  дисциплин,   так  же  меняется  и  структура  занятия.  Учитель  теперь  не  непререкаемый  авторитет,  а  помощник,  консультант.  вместо  монолога  учителя – беседы  с  учащимися,  самостоятельная  работа  детей  над  темой,  игра,  трудовая  деятельность,  занятия  письмом  и  счетом  проводятся  только    в  связи  с  потребностями,  вытекающими  из  практической  деятельности.

Весь  учебный  курс  должен  быть  построен  вокруг  четырех  основных  человеческих   инстинктов:  социального, конструирования,  художественного  выражения  и  исследовательского.

Прагматическая  теория  основывалась  на  практицизме  в  отборе  учебного  материала  (темы  проектов:  «Как  стать  хорошим  покупателем»,  «Арифметика  обыденной  жизни»). 

Дьюи  и  его  последователи  сводили  процесс  обучения  к  количественному  накоплению  и  реконструкции  ребенком  своего  индивидуального  опыта.  Отсюда  же  выводятся  и  моральные  принципы  и  нормы  поведения.  Личный  успех,  связанный,  прежде  всего,  с   богатством  и  социальным  престижем,  выступает  основным  критерием  нравственности.

Однако,  в  середине  ХХ в.  Идеи  прагматизма  подверглись  жесткой  критике  за  отказ  от  научного  образования,  но  они  и  сегодня  подпитывают  обучение  в  американской  школе,  во  многом  основывающееся  на  установках  прагматической  педагогики.  На  данный  момент,  прагматическая  педагогика  призывает  изменяться  и  приспосабливаться  к  меняющемуся  миру  не  только  в  утилитарно – практическом,  но  и    эмоционально – личностном  отношении,  привлекает  к  организации  в  процессе  обучения  личностно  – ориентированные  методики,  направленные  на  приобретение  личностно  значимых  знаний. 

На  сегодняшний  день,  в  ходе  развития  данных  методик,  в  зарубежной  педагогике  вновь  выделилось  два  направления:  социальная  педагогика  и  феноменологическая  педагогика.

Социальная  педагогика   основывается  на  традиционной  идее  о  роли  воспитания  и  образования  как  ретрансляторов  культуры  прошлого.  Обучение  и  воспитание  таким  образом  выступают  как  передача  молодым  поколениям  универсальных  элементов  культуры  прошлого.  В  связи  с  этим  подчеркивается  актуальность  сохранения  в  обновленном  виде  систематического  академического  образования.  Подобная  программа  распространена  в  тех  отраслях  педагогики,  в  которых  социум  рассматривается  как  ведущее  условие  развития  и  воспитания  личности.  Сторонники  социального  воспитания  ставят  задачу  усвоения  таких  культурных  ценностей,  которые  позволят  учащимся  безболезненно  вписываться  в  общественные  структуры.  Они  полагают,  что  биологический  и  социальный  факторы  воспитания  действуют  в  непосредственной  взаимосвязи  друг  с  другом,  причем  среда  корректирует  наследственность.  Социопедагогика  видит  в  школе  основное  социальное  условие  воспитания.  Она  представляется  специфической  моделью  общественной  среды.  При  этом  едва  ли  не  главным  носителем  общественных  ценностей  в  школе  считается  учитель.

Феноменологическая  педагогика.  У  представителей  данного  направления  несколько  иной  взгляд  на  образование.  Приоритетным  для  них  является  индивидуально  ориентированное,  гуманистически  направленное  воспитание  и  образование.  Красной  нитью  в  их  рассуждениях  проходит  мысль  о  персональном  обучении.  Разделяя  такой  подход,  представители,  например,  нового  воспитания  и  гуманистической  психологии  школы  рассматривают  как  веление  дня  поворот  в  воспитании  к  личности  ребенка.

Особенную  популярность  идеи  нового  воспитания  приобрели  во  Франции.  В  понимании  сторонников  данного  движения  личность – это,  прежде  всего,  биологическое  существо  с  природной  рефлексией,  которая  позволяет  приспосабливаться  к  среде.  С  одной  стороны,  признается  важность  взаимодействия  личности  со  средой,  а  с  другой –  провозглашается  независимость  индивида  от  социального  окружения.  Они  подвергают  сомнению  правомерность  жестоких  наказаний  и  призывают  формировать  личность  при  бережном  и  уважительном  к  ней  отношении.

 3.Типы школ

К  середине  ХХ в.  во  всех  западных  странах  имелась  обязательная  средняя  государственная  школа. Несмотря  на  то,  что   типы  школ  различны  и  своеобразны  в  каждой  стране,  между  ними  есть  и  общие  черты  построения  системы  образования.  Она  включает  в  себя  похожие  звенья  такие  как:  дошкольное  воспитание,  начальную,  среднюю,  специально – профессиональную  школу  и  вузы.

К  дошкольным  государственным  учреждениям  относятся:  материнские  школы (как  во  Франции  и  Чехии),  детские  сады (ФРГ,  Франция,  Япония),  школы - ясли – 2 – 7 лет (Великобритания),  дошкольные  классы  при  начальной  школе  (США,  Великобритания).  Их  задачей  является  физическое,  эстетическое  воспитание  ребенка  и  подготовка  его  к  школе:  развитие  устной  речи,  обучение  грамоте,  счету. 

Начальная  школа. Эта  ступень  являлась образовательной  и  охватывала детей  в  возрасте  с  5 – 6  до  16  лет;  в  разных  странах  сроки  обучения  различны.  Так  например,  в  Великобритании  с 5  до  11 лет, во  Франции  с  6  до 14 - 15 лет.

Начальная (или  как  ее  еще  иногда  называют  «элементарная»,  «народная»)  обычно  имеет  две  ступени – младшую  и  старшую.  Первая  ступень  – четырех-,  шестилетняя  начальная  школа,  ее  посещали  все  дети  и  учились  в  ней  по  единой  программе  (ФРГ,  Франция),  или  по  различным (как,  например,  в  США  и  Великобритании).  Уже  в  рамках  начальной  школы,  опять  таки,  действовал  отбор  «по  способностям»  в  соответствии  с  которой  строилась  программа  обучения.

Методов  преподавания  в  начальной  школе  было  два:  традиционный  и  комплексный  метод,  а  так  же  метод  проектов (эти методы  использовались  гораздо  чаще,  чем  традиционный).  Задачей  комплексного  метода  и  метода  проектов  являлась  активизация  работы  учащихся.   Школьники  овладевали  навыками  чтения,  письма,  счета,  художественного  труда;  получали  знания  по  географии  и  истории  своей   страны,  природоведению,  гигиене,  занимались  музыкой  и  физкультурой.  Кроме  этого  в  число  обязательных  дисциплин  часто  включается  изучение  религии (хотя  не  всегда  и  не  везде,  так,  например,  в  Англии  и  Германии   богословие  включено  в  стандартные  программы  общего  образования,  а в  США,  Франции  и  Японии  нет). 

В  возрасте  10 -11  лет  учащиеся  большинства  стран  проходили  через  тестовые  испытания  и  определялись  в  гимназии (ФРГ)  или  в  дополнительные  классы (Франция),  где  изучали  в  основном  гуманитарные  дисциплины.  Имелась  и  неразделяемая  начальная  средняя школа - шестилетняя (Япония),  восьмилетняя (США).  После  окончания  начальной  школы  подростки  определялись  в  один  из  типов  средней  школы.

Средняя  школа – срок  обучения  в  ней  от 4 – 5 до 9 лет.  Причем  в  одной  стране  она  могла  быть  представлена  разными  их  типами:  грамматическими  (Великобритания),  гимназиями (ФРГ),  лицеями  и  колледжами (Франция).  Объединяет  их  то,  что сюда  могли  поступать  лишь  те,  кто  по  результатам  тестовых   испытаний  имел  высокий  уровень  так  называемой  умственной  одаренности – 20 – 25%  окончивших  начальные  школы.  Только  их  окончание  давало  возможность  поступить  в  университет.  Возраст  обучающихся  в  них  – с  10 – 11 до 15 – 19  лет.

Помимо  этого  к  числу  средних  школ  относились  также  «современные» (Великобритания) – наиболее  массовый  тип  школы, неполные  средние (ФРГ),  старшие  классы  начальной  школы (Франция)  и  др.,  в  которых  значительно  ниже  уровень  подготовки.

  В   США,  где  существовали объединенные  всеохватывающие  школы,  также   имелись  потоки,  профили;  академический (примерно 1/3  учащихся)  и  практический.  В  отличие   от  других  стран  здесь   школа  едина,  но  внутри  нее  также  существовала  дифференциация  школьников,  которая   затем  влияла на  их  дальнейшее  образование.

Гимназии,  лицеи,  колледжи могли  быть  классическими  и  реальными,  разница  заключалась  только  в  количестве  часов,  отводившихся  на  классические  и  реальные  дисциплины.  В  число  обязательных  предметов  включалось  изучение  древних  языков – латыни,  греческого,  математики,  родного  языка.

В  течение  всего  обучения  в  средней  школе  первого  типа  происходил  отбор  и  отсев  учащихся,  так  что  окончить  ее  могли  только  25 – 30%  учащихся;  лишь  эти  выпускник  могли  затем  поступать  в  вузы.

Начальная  ступень  средней  школы  считалась  обязательной  и  предназначалась  для  тех,  кому  предстояло  заниматься  неквалифицированным  трудом (другими  словами  «работать  руками»),  она  была  тупиковой,  а  именно не  давала  права  поступления  в  вуз (например,  «современные»  школы  в  Великобритании,  неполные  средние  в  ФРГ).

Общеобразовательная   школа дополнялась  сетью  профессиональных,  в  которых  различен  срок  обучения и  набор  дисциплин.

Высшее  образование:  университеты,  институты,  академии,  «большие  школы».  Все  они  разнотипны  по  профилю,  организации,  условиям  приема,  уровню  полготовки.

В  середине  ХХ в.  теория  умственной  одаренности  и  деления  учащихся  на  основе  тестовых  испытаний  подверглась  критике,  благодаря  чему  в  системе  западного  образования  произошли  значительные  изменения.  Так  в  Великобритании  стали  создаваться  объединенные  школы   с  тремя  отделениями:  гуманитарным,  техническим  и  естественно - математическим,  где  результаты  тестирования  не  сказывались  так  жестко  и  бесповоротно  на  судьбе  ученика.  Во  Франции были  сближены классическое  и  современное  образование.

4. Нравственность в воспитании  и обучения за рубежом.

На  западе  есть  свой  определенный  взгляд  на  обучение  и  воспитание  нравственности  в  учащихся.  Так,  например,  за  рубежом  сильны  стремления  осуществлять  воспитание  вне  политико – идеологических  установок.  Однако  здесь  есть  небольшое  несоответствие,  опыт  показывает,  что  подобное  воспитание  является  скорее  декларацией,  чем  действительностью.  Мировая  школа  уделяет  весьма  большое  внимание  воспитанию  политической  культуры (таким  предметам  как  гражданское  воспитание).  Для  этого  в программу  включают  учебные  ролевые  игры,  также  значительное  место  в  учебном  процессе  отводится  общественно - политическим  дисциплинам.  Во  Франции, Германии,  Японии  в  1980 – 1990-х гг.  в  программе  средней  школы  появился  курс  граждановедения.

 

Духовное  и  нравственное  формирование  личности  считается  основой  воспитания  в  современной  западной  школе.  Но  этот  процесс  достаточно  противоречив.  С  одной  стороны,  сохраняются  традиции  авторитарного  образования,  с  другой – все  большее  распространение  получают  тенденции,  связанные  с  развитием  самостоятельности,  эвристического  мышления,  коммуникативности,  гуманной  и  культурной  сторон  личности.

Информация о работе Особенности развития современной педагогической науки за рубежом