Особенности психологической защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 06:42, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы состоит в исследовании защитных механизмов в различных классах жизненных ситуаций и соотнесение полученных результатов с гипотетическими представлениями об уровневом функционировании психологической защиты.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
Охарактеризовать понятие «психологическая защита», « приемы психологической защиты»
Изложить приёмы и формы психологического влияния.
3. Рассмотреть психологические характеристики поведения.
4. Отразить особенности исследования приемов психологической защиты.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические аспекты
психологической защиты…………………………………….7
1.1 Особенности психологической защиты……………………………7
Психологическая защита и её характеристика………………….7
Приёмы психологического влияния……………………………19
Глава 2. Особенности психологического исследования психологической защиты……………………26
2.1 Цели и задачи психологического исследования психологической защиты …………………………………………………………………………26
2.2 Методики изучения психологической защиты …………………..29
Заключение………………………………………………………………....35
Список литературы………………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

Психологическая защита.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

Современные представления о "нормальной", развитой системе психологической  защиты предполагает оценку следующих  характеристик:

- адекватность защиты (человек может восстановиться после той или иной бессознательной защитной реакции и после этого обсуждать её);

- гибкость защиты (человек может  использовать разные виды защитных  реакций, а какой-то определённой, типичной для него ситуации угрозы, т.е. "репертуар" его защитного поведения не задан слишком жестко);

- зрелость защиты (относительно  более зрелыми считаются механизмы  интеллектуализации, сублимации, подавления, рационализации, смещения без частого  прибегания к более примитивным  формам проекции, отрицания, интроекции).

Сейчас психологи насчитывают  более тридцати видов защитных механизмов, которые различаются по эффективности, зрелости и по конфликту, породившему  их - лежит ли он в сфере влечений, моральных установок или внешней  реальности.

Единой сколько-то общепризнанной классификации защитных механизмов нет. Часто механизмы психологической защиты делят на 2 группы:

· протективные (примитивные, незрелые, более простые); их цель - не допустить  информацию в сознание (расщепление, проекция, отрицание, вытеснение, идеализация диссоциация, всемогущий контроль, обесценивание, изоляция, идентификация с агрессором и др.

· дефинзивные - более зрелые, допускают  информацию в сознание, но искажают ее (сублимация, рационализация, интеллектуализация, юмор, и др.). [11]

Рассмотрим кратко некоторые из форм психологической защиты.[5]

Активные формы:

Экстрапунитивность — тенденция всегда и во всем обвинять других и никогда себя. В человеке формируются установки типа: «Это по их вине я живу так плохо...», «Из-за разговоров с женой я опоздал на автобус», «Если бы не эти ублюдки, заполняющие транспорт, я никогда бы не заболел гриппом» и т. д

Поиск мишени. Такая форма носит временный характер и помогает человеку психологически разряжаться. Например, день прошел для вас очень тяжело и неудачно. Вы в отвратительном настроении едете домой. Вас случайно толкнули в транспорте. В ответ вы вступаете в драку. Ваша реакция явно неадекватна. Причина ее не в том, что вас толкнули, а в том, что за день (а то и за большее время) в вас накопилось немалое количество негативной энергии, которая требует разрядки.

Праведный гнев. Эта форма возникает, когда человек хочет оправдаться в собственных глазах. В нем формируются установки: «Я не завидую, но меня раздражает...», «Я не мщу, а разоблачаю...» и т. д.

Самоутверждение путем  унижения другого. Возникает, когда дело не получается, и человеку становится обидно и горько. Он начинает искать причину неудач в другом человеке. Формируются самоутверждающие установки, например: «У него просто хорошо подвешен язык», «Он просто везучий», «Мне бы его связи», «Вся ее карьера через постель» и т. д.

Девальвация объекта  беспокойства. К этому некоторые прибегают, когда необходимо выполнить трудное обязательство, отблагодарить услугой за услугу, вернуть долг и т. д.

Чувствуя, что сделать это трудно, человек девальвирует объект беспокойства и приписывает ему негативные характеристики, например: «Боже, с  кем я связался», «Если бы я  знал, кто он такой» и т. д.

Психологическая защита через рационализацию:

Адвокат самому себе. Если человек в детстве испытывал дефицит заботы и ласки или же длительное время получал лишь негативные оценки от окружающих, в качестве компенсации в нем могут сформироваться самозащитные установки, например: «Какая я красивая», «Какой я мастер» и т. д.

Проекция. Свои отрицательные качества человек переносит на других. Например, он начинает цинично рассуждать: «Они только прикидываются высоконравственными, а думают только об этом...».

Интроекция. Положительные качества других переносятся на собственное «Я». В человеке формируются такие установки: «Без меня все рухнет», «Если я уйду, то работа встанет», «Приходится мне, профессионалу, работать с бездарями» и т. д.

Искажение или замещение  действительности. В этом случае формируются следующие установки: «Я не бездарен, мне мешают», «Это не выговор, а проявление особого внимания ко мне со стороны руководства», «Это не неудача, а успех» и т. д.

Сдвиг реальности бывает во времени («Эта книга написана в „доисторическую" эпоху», — говорит человек о книге, изданной 10 лет назад) и в профессии (когда ветеринар, например, самоуверенно дает советы больному человеку).

Приятие — отрицание. В поступке принимается то, что может быть прощено, остальное отвергается.

Растворение ответственности. В этом случае могут формироваться следующие установки: «Я как все, как народ», «Я не виновен, поскольку народ всегда прав» и т.д.

Конфлюенция, или идентификация  себя с другими. Возникает, когда человек хочет подчеркнуть свои связи и повысить таким образом собственную значимость в глазах других. Младший научный сотрудник без степеней и званий может высокомерно сказать: «Мы, ученые, думаем...» Или в беседе: «Как сказал мне вчера на прогулке мой друг профессор...»

Психологическая защита через капитуляцию:

Геронтолизм, или пуэрилизм. Это страх ответственных поступков. Человек подсознательно не хочет (боится) совершать их и оправдывает себя через возраст. Возникают следующие установки: «Все еще впереди, я молод, еще успею...» или: «Ничего не поделаешь, возраст есть возраст, приходится уступать место молодым...»

Интропунитивность. Тенденция во всем обвинять себя. Такие люди, как правило, обладают комплексом неполноценности, заложенным в детстве. Установки в этом случае могут быть следующими: «Я во всем виноват», «Все из-за меня», «Моя ошибка».

Импунитивность. Тенденция искать причины неудач в обстоятельствах жизни. В человеке формируются установки: «Если бы не этот случай...», «Против судьбы не пойдешь», «Во всем виновато воспитание» и т. д.

Сверхзащита:

Селекция информации. Все неприятное для себя человек перестает воспринимать. Он слышит только то, что хочет услышать. Это может произойти под воздействием сильного стресса, глубоких переживаний.

Отрицание или избегание. «Этого не может быть!» — кричит человек, не веря очевидному, отрицая его. К такой форме защиты прибегают, узнав о смерти близких, во время войн, бедствий, аварий и т. д.

Защитный фасад. В этом случае скромный, ранимый человек начинает вести себя нагло и самоуверенно, а наглый и циничный прикидывается интеллигентным.

Девальвация угрозы. Например, курящего предупреждают об угрозе заболеть раком, а он ссылается на и поныне здравствующего 90-летнего курильщика. В нем формируется установка: «Со мной этого не случится».

Персонализация тревоги. Человека мучает беспричинная тревога, и он ищет и находит ее источник: «Работа замучила», «Устал» и т. д. На самом деле причина часто в другом (злоупотребление алкоголем, болезни и др.).

Перестраховка. Например, человек однажды попадает в какую-то критическую ситуацию — авария, болезнь и т. д.

После этого он всю жизнь  перестраховывается: переходит только на зеленый свет, даже когда нет  машин, питается рационально и только в определенное время, вообще не употребляет  алкоголь, не курит и т. д.

Фиксация. Возникает, когда человек терпит однажды фиаско в каком-то деле и после этого всегда отказывается от аналогичных дел.

Сверхконсерватизм. Человек избегает всего нового. В нем формируются установки: «Я не трус, я не боюсь новаторства, но я против авантюризма», или: «Затраты моей энергии не будут соответствовать приросту заработка, следовательно, нет смысла выкладываться», или: «Женщина — это роскошь для мужчины, лучше я буду жить один».

Вытеснение. Человек забывает то, что неприятно, что умаляет его достоинство, а принимает то, что ему выгодно и нравится. Например, больному раком внушают, что он болен ревматизмом, и он этому начинает верить.

Дифлексия, или уход в себя. Например, общительный человек замыкается в себе. Объясняет он это тем, что устал. Причина на самом деле глубже: уход в себя часто обеспечивает отдых мозга, защищая его от внешних воздействий.

Отключение. Возникает, когда организму требуется психологический отдых. Например, студент во время сессии перестает воспринимать изучаемый материал, чувствует «смертельную усталость» — человек как бы отключается. При смене ситуации (например, звонок от любимой подружки) усталость как рукой снимает, и через некоторое время восприятие материала восстанавливается.

Деперсонализация — дереализация. Возникает, когда человек переживает психологический шок. В этом случае он непроизвольно переключается на что-то второстепенное: начинает мыть посуду, стирать, гладить белье и т. д.

Альтернативное переключение. В человеке формируется установка: «Все это меня больше не интересует, я с самого начала был против...» На самом же деле человек поначалу был «за» неудачно выполненный план, проект и т.д.

Интропсихическая адаптация. Когда нечто угрожает или что-либо человека изматывает, он говорит себе: «Все — надоело!», «Ничего не хочу», «Ничего не надо». Таким образом, он неосознанно снижает свои потребности.

А я и не хотел. Такая реакция возникает, когда необходимо оправдание перед самим собой. Возможные установки: «А я и не хотел», «Всю жизнь мешали», «Не было удачи», «От судьбы не уйдешь».

Рассечение гордиева узла. Робкий человек сам идет навстречу угрозе, опасности. Неопределенность и неизвестность его психологически изнуряют и толкают к действию. В итоге он кидается на амбразуру, встает под пули или на путь самоубийства.

Ритуально-символические действия. Тревожный и неуверенный в себе человек начинает верить в приметы, постукивать по дереву, сплевывать через плечо и т. д.

Изживание напряжения или страха. Например, невротичный ребенок рисует воду или огонь, поскольку вода успокаивает, а огонь позволяет выплеснуть накопленные агрессивные эмоции. Боязливый выбирает в игре роль тигра, и ему становится легче, потому что в игре боятся его.

Сублимация — изменение ценностей жизни. Например, красивая женщина, жившая в молодости одной любовью, потеряв привлекательность, становится чересчур самоотверженной матерью или бабушкой.

В современной психологии всё большее признание получает тенденция разделять понятия "защитные стратегии" и "стратегии совладания".

Защитные стратегии предполагают бессознательное, нерациональное поведение (забывания времени экзамена, потери конспектов или зачетки, возникновения психологической зависимости от кого-то и др.); результатом работы защитного механизма является то, что они бессознательно искажают, подменяют или фальсифицируют реальность, с которой имеет дело субъект.

Стратегии совладания могут  быть различны, но они всегда осознаны, рациональны и направлены на источник тревоги.

Можно сформулировать общую  закономерность: любое рассогласование  ожиданий и реальности, действия и  результата, то есть любая дезинтеграция целого, вызывает неприятное чувство.

Организм человека реагирует  на воспринятое нарушение либо автоматическими  адаптивными ответными реакциями, либо адаптивными действиями, целенаправленными  и потенциально осознаваемыми.

В первом случае речь идет о неосознанных поведенческих реакциях или психологических защитных механизмах.

Во втором случае имеет  место осознанное поведение совладания. Само слово "совладание" происходит от старорусского "лад", "сладить" и обозначает "справиться", "привести в порядок", "подчинить себе обстоятельства". Для обозначения сознательных усилий личности, предпринимаемых в ситуации психологической угрозы (а обида, несомненно, относится к таким ситуациям), используется понятие копинг-поведение, как осознанные стратегии совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями.

Существуют большие сложности  в разграничении механизмов защиты и совладания (coping behavior).

Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой  психологическая защита характеризуется отказом индивида от конструктивного решения проблемы, а способы совладания подразумевают необходимость проявлять продуктивную активность, стремление справиться с трудностями. Можно сказать, что предметом психологии совладания является изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями.

Согласно С.К. Нартовой-Бочавер, совладание - "есть индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями".[15]

Рассмотрим различия между психологической  защитой и стратегиями совла-дания (табл. 1.1). [3]

 

Таблица 1.1

Различия между психологической  защитой и стратегиями совладания

характеристика

защита

совладание

Основные цели

Устранение, предотвращение, или смягчение неудовольствия

Приспособление к действительности, позволяющее удовлетворять потребности.

Характер протекания:

   

- произвольность и  сознательность

Вынужденные автоматические и большей частью неосознаваемые процессы

Целенаправленные и  во многом осознаваемые гибкие процессы

- отношения к внешней  и внутренней реальности

Отрицание, искажение, сокрытие от себя реальности, бегство от нее. Самообман

Ориентация на признание  и принятие реальности, активное исследование реальной ситуации.

- дифференцированность 

Формы поведения, не учитывающие  целостность ситуации, действующие  на пролом

Реалистический учет целостной ситуации, способность разбивать всю проблему на мелкие потенциально разрешимые задачи.

- отношение к помощи  в ходе совладания

Или отсутствие поиска помощи и отвержение предлагаемой, или стремление все возложить на помогающего, самоустранившись от решения собственных проблем.

Активный поиск и  принятие помощи.

Результаты, следствия  и функции

Частное улучшение (например, локальное снижение напряжения, устранение болезненных ощущений) ценой ухудшения  всей ситуации, регресса. Но также спасение от потрясения, предоставление субъекту времени для подготовки других, более эффективных способов совладания

Обеспечивают упорядоченное, контролируемое удовлетворение потребностей и импульсов. Удерживают субъекта от регресса, ведут к накоплению индивидуального опыта совладания с жизненными проблемами.

Информация о работе Особенности психологической защиты