Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 06:42, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в исследовании защитных механизмов в различных классах жизненных ситуаций и соотнесение полученных результатов с гипотетическими представлениями об уровневом функционировании психологической защиты.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
Охарактеризовать понятие «психологическая защита», « приемы психологической защиты»
Изложить приёмы и формы психологического влияния.
3. Рассмотреть психологические характеристики поведения.
4. Отразить особенности исследования приемов психологической защиты.
Введение……………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические аспекты
психологической защиты…………………………………….7
1.1 Особенности психологической защиты……………………………7
Психологическая защита и её характеристика………………….7
Приёмы психологического влияния……………………………19
Глава 2. Особенности психологического исследования психологической защиты……………………26
2.1 Цели и задачи психологического исследования психологической защиты …………………………………………………………………………26
2.2 Методики изучения психологической защиты …………………..29
Заключение………………………………………………………………....35
Список литературы………………………………………………………...38
Очевидно, что по эффективности и конструктивности психологические защиты значительно уступают копинг-механизмам, так как являются более регрессионными, близкими к невротической симптоматике. Человек, использующий для снижения тревоги, чувства амбивалентности, противоречия психологическую защиту, «платит» намного большую цену, чем в случае использования копинг-стратегии, так как бессознательные психологические защиты требуют больших энергозатрат и значительнее искажают информацию, что приводит к снижению эффективности взаимодействия с окружающим миром. Как указывает И.М. Никольская, «эти затраты могут быть настолько существенны, и даже непосильными для личности, что в ряде случаев это может привести к появлению специфических невротических симптомов и к нарушениям приспособляемости».[2]
1.1.2 Приёмы психологического влияния
Психологическое влияние — это
воздействие на состояние, мысли, чувства
и действия другого человека с
помощью исключительно психолог
Ссылки на возможность применения
социальных санкций или физических
средств воздействия также
Характерным для психологического влияния является то, что у партнера, на которого оказывается влияние, есть возможность ответить на него психологическими же средствами. Иными словами, ему предоставлено право ответить и время для этого ответа.
В реальной жизни трудно оценить, сколь велика вероятность того, что угроза может быть приведена в действие, и насколько быстро это может произойти. Поэтому многие виды влияния людей друг на друга являются смешанными, сочетающими в себе психологические, социальные, а иногда и физические средства. Однако такие методы влияния и противостояния им должны рассматриваться уже в контексте социального противостояния, социальной борьбы или физической самообороны.
Психологическое влияние — прерогатива более цивилизованных человеческих отношений. Здесь взаимодействие принимает характер психологического соприкосновения двух душевных миров. Всякие внешние средства слишком грубы для его тонкой ткани.
Противостояние чужому влиянию — это сопротивление воздействию другого человека с помощью психологических средств.
Инициатор влияния — тот из партнеров, который первым предпринимает попытку влияния любым из известных (или неизвестных) способов.
Адресат влияния — тот из партнеров, к которому обращена первая попытка влияния. В дальнейшем взаимодействии инициатива может переходить от одного партнера к другому в попытках взаимного влияния, но всякий раз тот, кто первым начал серию взаимодействий, будет называться инициатором, а тот, кто первым испытал его влияние, — адресатом.
В табл. 1.2 даны определения различных приёмов влияния, в табл.1.3 — различных видов противостояния влиянию. Как видно из таблиц 1.2 и 1.3, количество выделенных видов влияния и противостояния влиянию — неодинаковое. Кроме того, виды влияния и противостояния влиянию с одинаковыми номерами отнюдь не во всех случаях составляют подходящую пару. Каждому виду влияния могут быть противопоставлены разные виды противостояния, и один и тот же вид противостояния может использоваться по отношению к разным видам влияния.
Таблица 1.2
Приёмы психологического влияния
Вид влияния |
Определение |
1. Убеждение |
Сознательное |
2. Самопродвижение |
Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества на выборах, при назначении на должность и др. |
3. Внушение |
Сознательное |
4. Заражение |
Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно, усваиваться – также непроизвольно или произвольно |
5. Пробуждение импульса к подражанию |
Способность вызывать стремление
быть подобным себе. Эта способность
может, как непроизвольно проявляться,
так и произвольно |
6. Формирование благосклонности |
Привлечение к себе непроизвольного
внимания адресата путем проявления
инициатором собственной |
7. Просьба |
Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия |
8. Принуждение |
Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности – это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором – как собственное давление, адресатом – как давление на него со стороны инициатора или “обстоятельств” |
9. Деструктивная критика |
Высказывание |
10. Манипуляция |
Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей |
Таблица 1.3
Виды психологического противостояния влиянию
Вид противостояния влиянию |
Определение |
1. Контраргументация |
Сознательный |
2. Конструктивная критика |
Подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата |
3. Энергетическая мобилизация |
Сопротивление адресата попыткам внушить или передать ему определенное состояние, отношение, намерение или способ действий |
4. Творчество |
Создание нового, пренебрегающее влияниям образца, примера или моды, либо преодолевающее его |
5. Уклонение |
Стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором воздействия, в том числе случайных личных встреч и столкновений |
6. Психологическая самооборона |
Применение речевых
формул и интонационных средств,
позволяющих сохранить |
7. Игнорирование |
Действия, свидетельствующие о том, что адресат умышленно не замечает либо не принимает во внимание слов, действий или выраженных адресатом чувств |
8. Конфронтация |
Открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия |
9. Отказ |
Выражение адресатом своего несогласия выполнить просьбу инициатора воздействия |
У каждого человека есть право влиять на других, но у каждого же есть право и отвергать чужое влияние. Это касается и тех, кто кажется нам стоящим ниже по уровню психического, нравственного или профессионального развития. Каждый человек может и будет пытаться влиять на нас тем или иным образом, потому что это один из способов выражения им своих собственных потребностей, и каждому дано равное право выражать свои потребности и отстаивать их.
С психологической же точки зрения будет правомерно говорить не о том, кто имеет право влиять, а кто — нет (все имеют право), а о том, насколько конструктивны те или иные способы взаимного влияния, т. е. о том, насколько они полезны и созидательны для его участников.
Психологически конструктивное влияние должно отвечать трем критериям: 1) оно не разрушает личности людей, в нем участвующих, и их отношений, 2) оно психологически корректно (грамотно, безошибочно); 3) оно удовлетворяет потребности обеих сторон.
Психологически конструктивное противостояние влиянию также должно отвечать этим трем критериям. В реальности влияние и противостояние влиянию — это две стороны единого процесса взаимодействия, поэтому правильнее говорить о взаимном психологическом влиянии.
Психологически корректной (грамотной,
безошибочной) будет такая попытка
влияния, в которой: а) учитываются
психологические особенности
В табл.1.4 отражена попытка определить степень конструктивности разных видов влияния и видов противостояния влиянию.
Процесс взаимного влияния — это столкновение двух или нескольких воль, сознательно или бессознательно борющихся за уподобление себе, своим планам, замыслам, желаниям, чувствам и действиям других людей, их планов, замыслов, желаний, чувств и действий.
При этом симметрия уподобления здесь отнюдь необязательна, например, достаточно уподобить чувства или действия другого человека нашим замыслам, но при этом вовсе необязательно, чтобы его замыслы совпадали с нашими. Различные виды принуждения и манипуляции дают множество примеров подобного рода. Особенность психологически конструктивного влияния — в том, что уподобление партнеров друг другу происходит с их взаимного согласия. [19]
Таблица 1.4
Классификация приёмов влияния
и противостояния влиянию по признаку
психологической
Приёмы влияния |
Характеристика |
Конструктивные виды контрвлияния |
Неконструктивные виды контрвлияния |
1. Убеждение |
Конструктивный вид влияния, при условии, что мы ясно и открыто сформулировали партнеру цель нашего воздействия |
Контраргументация |
Игнорирование Принуждение Деструктивная критика Манипуляция |
2.Само-продвижение |
Конструктивный вид влияния, при условии, что мы не используем обманных “трюков” и раскрываем свои истинные цели и запросы |
Конструктивная критика Отказ |
Деструктивная критика Игнорирование |
3. Внушение |
Спорный вид влияния; внушение – это всегда проникновение через “черный вход” |
Конструктивная критика Энергетическая мобилизация Уклонение |
Деструктивная критика Манипуляция Принуждение Игнорирование |
4. Заражение |
Спорный вид влияния; никто не может определить, насколько полезно адресату заражаться именно данным чувством или состоянием и именно сейчас |
Конструктивная критика Энергетическая мобилизация Уклонение
|
Деструктивная критика Манипуляция Принуждение Игнорирование |
5. Пробуждение импульса к подражанию |
Спорный вид влияния; считается приемлемым в воспитании детей и при передаче мастерства от профессионала высокого класса молодому профессионалу |
Творчество Конструктивная критика Уклонение |
Деструктивная критика Игнорирование |
6. Формирование благосклонности |
Спорный вид влияния; лесть, подражание как высшая форма лести и услуга адресату влияния могут быть манипуляцией |
Конструктивная критика Уклонение Энергетическая мобилизация |
Деструктивная критика Игнорирование |
7. Просьба |
Спорный вид влияния; в российской культуре считается разрушительным для того, кто просит; в американской культуре считается оправданным |
Отказ Уклонение |
Деструктивная критика Игнорирование |
8. Принуждение |
Спорный вид влияния; считается конструктивным в некоторых педагогических, политических системах и в аварийных ситуациях |
Конфронтация |
Деструктивная критика Манипуляция Ответное принуждение Игнорирование |
9. Деструктивная критика |
Неконструктивный вид влияния |
Психологическая самооборона Уклонение |
Ответная деструктивная критика Манипуляция Принуждение Игнорирование |
10. Манипуляция |
Неконструктивный вид влияния |
Конструктивная критика Конфронтация |
Встречная манипуляция Деструктивная критика |
Глава 2. Особенности психологического исследования психологической защиты
2.1 Цели и задачи психологического исследования психологической защиты.
Психологическое исследование выполняется в области фундаментальных или прикладных отраслей психологии. Вся эта работа направлена на решение актуальности проблемы, актуальность характеризуется с практической и научной точки зрения.
Практическая актуальность определяется необходимостью поиска новых знаний для решения практической проблемы или важностью разработки методики имеющую практическую направленность. Научная актуальность - это необходимость решения конкретной научной проблемы в связи с отсутствием определенных знаний и методики исследования в соответствующих отраслях психологии.
Процесс психологического исследования включает в себя несколько этапов:
- Определение предмета и
- Планирование исследования и выдвижение рабочих гипотез.
- Проведение исследования направленного на сбор практического психологического материала.
- Обсуждение и интерпретация данных.
Объект исследования это фрагмент изучаемой реальности: индивид, группа людей. Предмет исследования это определенные стороны или отношения объектов, психологические процессы, состояния и свойства людей, характеристики отдельных психологических явлений, связи и влияние друг на друга.
На основе изучения литературы по проблеме, определяются цели и задачи психологических исследований в области практической психологии. Цель работы характеризует ее ожидаемый результат и включает:
- изучение психологического
- описание психологического
- изучение структуры
- выявление психологических
- выявление взаимосвязи
- изучения динамики развития
определенных психологических
- изучение изменений
- обобщение, классификация и
типологизация каких либо
- разработка или адаптация к
новым условиям
Задача работы и психологического исследования в целом конкретизирует цель исследования или практической деятельности и подразумевает ее достижение на определенных этапах.