Особенности психического развития, обучения и воспитания гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 05:21, курсовая работа

Краткое описание

Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.
Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чём-либо, что необходимо усвоить в течение определённого отрезка времени.
Среди детей с расстройствами поведения можно выделить особую группу без выраженных органических повреждений мозга. Речь идет о детях, у которых постепенно количественно нарастают отклонения в отдельных психических функциях, выражающиеся главным образом в изменении поведения.
Интерес и сложность проблемы заключается в том, что она является комплексной: медицинской, психологической и педагогической.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Диагностика СДВГ 4
1.1. Этиология СДВГ 4
1.2. Психологическая диагностика 6
1.3. Дифференциальная диагностика 8
1.4. Критерии диагнозирования СДВГ 9
1.5. Прогнозы СДВГ 11
Глава 2. Особенности гиперактивного ребёнка 13
Глава 3. Рекомендации по коррекции СДВГ 16
3.1. Общие рекомендации 16
3.2. Коррекция в учебных заведениях 19
3.3. Проблемы питания 21
3.4. Спортивные нагрузки 22
3.5. Аутогенная тренировка 24
3.6. Игровая терапия 25
3.7. Семейная психотерапия 26
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая Психологические причины отклоняющегося поведения трудного подростка.docx

— 60.17 Кб (Скачать)
>     Список  рекомендуемых продуктов при  СДВГ:

     - овощи: горошек, морковь, соя, цветная капуста, кольраби, краснокочанная капуста, белокочанная капуста, брокколи, шпинат, бобы, длинные огурцы;

     - салат листовой;

     - фрукты: яблоки, груши, бананы;

     - гарнир: картофель, лапша из муки грубого помола, нешлифованный рис;

     - зерновые: пшеница, рожь, ячмень, просо, льняное семя;

     - хлеб: пшеничный и ржаной хлеб, приготовленный без молока;

     - жиры: кисломолочное масло, маргарины, в которые не входит простокваша, растительное масло холодного отжима;

     - мясо: говядина, телятина, птица, рыба, баранина (1-2 раза в неделю);

     - напитки: неподслащенный чай, негазированная вода с содержанием натрия около 50 мг/кг;

     - приправы: йодированная соль.

     3.4. Спортивные нагрузки

 

     Лечение детей с СДВГ обязательно должно включать физическую реабилитацию. Систематические занятия гимнастикой способствуют тому, что ребенок становится более спокойным. У него вырабатывается правильная координация движений, восстанавливаются поведенческие реакции, нормализуется сон, развивается костно-мышечная система. Кроме того, гимнастика оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм, что также чрезвычайно важно.

     Во-первых, они должны проводиться под контролем  педиатра, невропатолога и врача  ЛФК. Ведь упражнения лечебной физкультуры  дают желаемые результаты лишь в том  случае, если они проводятся длительно, регулярно (хорошо даже разбить их на отдельные циклы и проводить несколько раз в течение дня), с постепенным увеличением нагрузки.

     Во-вторых, необходимо иметь в виду, что гиперактивным  детям нельзя участвовать в играх, где сильно выражены эмоции: соревнования, командные игры (футбол, баскетбол), показательные выступления.

     В-третьих, прежде чем приступить к занятиям, ребенок должен пройти медицинский  осмотр, чтобы знать, не будет ли дополнительная нагрузка вредна для  других органов и систем.

     В-четвертых, стоит помнить, что это все-таки лечебная физкультура и она имеет  конкретную направленность. Очень неплохо  сочетать ее с плаванием или занятиями  индивидуальными видами спорта.

     В первый год жизни ребенка используются рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные движения. Во второй год используются такие упражнения: ходьба, ползание и переползание, упражнения на равновесие и общеукрепляющие подвижные игры (15-20 минут), медленный бег. В третий год (первый кризис в индивидуальном развитии человека) используются в основном игровые упражнения, упражнения, направленные на развитие моторики пальцев и общеукрепляющие. В четвертый год используются более сложные упражнения. Перед ребенком ставятся конкретные задачи: выполнить упражнение до конца, остановиться по сигналу и т, д. Постепенно нужно переходить от показа упражнений к объяснению. Необходимо беречь малыша от сверхсильных раздражителей и эмоциональных перегрузок. В пятый год используются различные двигательные упражнения: бег трусцой, прогулки, езда на велосипеде, общеукрепляющие. Дети должны понимать со слов, что им нужно делать и сами давать оценку своим действиям. В шестой год используются упражнения на равновесие, на развитие туловища и конечностей. Занятия становятся более сложными. В них сочетаются разные фазы движений, обозначены моменты приложения основных усилий. В седьмой год используются упражнения на развитие согласованности движений, в которых участвуют различные суставы и группы мышц (плавание, лыжи, игры с мячом). Однако в этом возрасте дети переоценивают свои физические возможности, поэтому необходимо следить за общим состоянием их здоровья, вовремя снижать нагрузку, делать перерывы, чтобы они могли отдохнуть и восстановить силы.

     Занимаясь с дошкольниками, следует помнить: упражнение нужно заканчивать раньше, чем ребенок потеряет к нему интерес  или скажет, что устал. Нельзя заставлять его выполнять, надо поискать возможности  заинтересовать, показать, например, как  это делают животные, рассказать забавный случай и т. д. Любой успех поощрять и ни в коем случае не высмеивать, не наказывать за неуклюжесть или  неумение. Не использовать во время  занятий мячи и игрушки теплых цветов (красный, оранжевый) - они повышают активность нервной системы.

     3.5. Аутогенная тренировка

 

     Этот  самостоятельный метод психотерапии пользуется известной популярностью  уже не одно десятилетие. Не имея побочных последствий, он позволяет восстановить некоторые функции центральной  и периферической нервной системы, стабилизирует резервные возможности  коры головного мозга, восстанавливает  проходимость сосудов, снимает мышечное и эмоциональное напряжение. Последнее  особенно важно для гиперактивных  детей, которые часто бывают напряжены  и внутренне замкнуты.

     Аутогенная  тренировка – это метод, с помощью которого человек сознательно управляет физическими и психическими функциями организма. Основан на максимальном мышечном расслаблении, сочетающимся с самовнушением.

     Приемы  аутогенной тренировки человек усваивает  в процессе занятий, которые проводит психотерапевт. После этого можно  применять их самостоятельно в любое  удобное время. Если ребенок научится правильно расслабляться, он может  это сделать в школе, дома, в  любом месте, где почувствует в этом необходимость. Для этого не требуется каких-то специальных условий – просто несколько минут покоя. Приемы аутогенной тренировки очень часто дают возможность возбужденным детям отдохнуть, сосредоточиться на занятиях или уснуть вечером.

     Существует  несколько моделей аутогенной тренировки, например: для детей 4-9 лет, разработанный Шульцем, основателем метода, и для детей 8-12 лет, предложенный А. В. Алексеевым.

     Из  всех психотерапевтических методик  аутогенная тренировка наиболее доступна и может применяться самостоятельно. Она не имеет противопоказаний у  детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

     3.6. Игровая терапия

 

     По  мнению психологов, специально подобранные  игры – наиболее эффективный, а порой и единственный метод коррекционной работы с детьми раннего возраста. Впервые игровую терапию начал применять 3. Фрейд. Развивая его метод, М. Клейн стала использовать для лечения детей особый материал: игрушки небольшого размера, которые ребенок мог бы отождествлять с членами семьи. Она утверждала, что в свободной игре ребенок символически выражает свои неосознаваемые надежды, страхи, удовольствия, заботы и конфликты.

     Прежде  всего, игры должны быть непосредственно направлены на обогащение эмоциональных ощущений, рассчитаны на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить и т.п.

     Эти упражнения не только обогатят ребенка  разнообразными эмоциональными ощущениями, но и будут способствовать развитию воображения. Очень полезно и  совместное сочинение сказок, стихов, рассказов.

     Поскольку для гиперактивных детей характерны также нарушения внимания и самоконтроля, важно проводить с ними простые  игры на развитие данных функций.

     Гиперактивным детям чрезвычайно полезна работа с песком, крупой, водой, глиной, рисование  с помощью пальцев. Все это  помогает снять напряжение. А вообще, как считают психологи, работа здесь  должна строиться по нескольким направлениям: снять напряжение и излишнюю двигательную активность, тренировать внимание и  следовать за интересами ребенка, то есть пытаться проникнуть в его мир  и вместе его анализировать. Например, если ребенок рассматривает что-то на улице, взрослому обязательно  надо проследить за взглядом и найти  этот предмет, затем постараться  удержать внимание малыша на нем, расспросить, что заинтересовало, и попросить  подробно описать детали предмета, вместе как-то их прокомментировать.

     3.7. Семейная психотерапия

 

     При синдроме нарушения внимания с гиперактивностью лечением только ребенка ограничиваться, пожалуй, не стоит. Ведь сколько бы ни занимался с малышом специалист, если не поменять обстановку, окружающий мир – результат все равно не будет достигнут. Вот почему современная медицина для реабилитации детей с СДВГ предусматривает обязательную семейную психотерапию, на сеансах которой родители начинают понимать, что здоровье их ребенка в значительной мере зависит от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему взрослых.

     Родителей учат избегать двух крайностей:

     - с одной стороны, проявления  чрезмерной жалости и вседозволенности;

     - с другой стороны, постановки  завышенных требований, которые  ребенок не в состоянии выполнить,  в сочетании с излишней пунктуальностью,  жестокостью и санкциями (наказаниями).

     Родителям объясняют, что частое изменение  указаний и колебания их настроений оказывают на таких детей гораздо  более глубокое негативное воздействие, чем на других, учат, как с этим справляться.

     Замечено, что сеансы семейной психотерапии полезны  и самим детям. Они все вместе пытаются решить проблему, которая  самим ребенком и не осознается. Ведь на занятиях не просто говорится, что нужно делать, как себя вести, а создается ситуация, которая  высвечивает конфликт изнутри и  на него смотрят уже другими глазами. Открываются новые возможности, позволяющие решить эту, ставшую  теперь уже не такой трудной, задачу.

     Синдром нарушения внимания с гиперактивностью тем более требует индивидуального  лечения. В данном случае речь идет о нарушениях функций мозга, о  неврологических неполадках. Естественно, лучше не уповать на какую-то одну методику, а подобрать с помощью  специалиста комплекс мер, куда должны входить и психологическая коррекция, и реабилитация с помощью специальной  физкультуры, и правильно подобранная  диета, и педагогические приемы. Главное – вовремя обратиться к врачу. Помните, что СДВГ, в отличие от многих других неврологических заболеваний, достаточно хорошо поддается лечению и имеет более оптимистические прогнозы, но при условии, если терапию и реабилитацию проводить своевременно: в возрасте 5-10 лет.

     Вывод: в настоящее время существует большое число методик и рекомендаций по коррекции СДВГ. При правильной и постоянной работе, коррекция может дать положительные результаты. 
 

 

     

     Заключение

 

     Точные  причины возникновения СДВГ неустановленны:

     1. Сторонники нейробиологических  теорий утверждают, что существует  какой-то медиатор (возможно моно- или катехоламины, серотонин), влияющий  на моторику и приводящий к  нарушениям поведения.

     2. Авторы нейропсихологических теорий  считают, что существует дефицит  в механизме ингибирования в  головном мозге, в так называемой  системе «ингибирования поведения», т. е. нет контроля и «гашения»  поведения. Кроме того, дети с  СДВГ имеют более низкую величину  ответного усилия на раздражитель.

     3. Нейроанатомическая теория сравнивает  поведение гиперактивных детей  с таковым у детей с дисфункцией  лобной доли, но этому нет достаточного  подтверждения современными методами  диагностики.

     4. Теории токсических веществ, приписывающие  различным веществам (ароматизаторам, пищевым добавкам, салицилатам), а  также чрезмерному потреблению  сахара и сахарозы, содержанию  свинца в организме возможность  возникновения синдрома, имеют право  на существование, но нуждаются  в дополнительных исследованиях.

     Существует необходимость в дальнейшей разработке способов диагностики, адаптированным к нашим условиям. Разработка этих методов осложняется отсутствием единого подхода в установлении диагноза. Кроме того, требуется определить направления и принципы медико-профилактической и педагогической коррекции. Здесь следует опереться и на опыт зарубежных коллег. Предварительно следует дать комплексную оценку состояния здоровья детей и оценку их работоспособности с одновременным изучением санитарно-гигиенических и социально-экономических условий жизни детей.

     У гиперактивных детей встречаются  такие расстройства, как дисграфия, дислексия, дискалькулия, визуально-перцептуальные нарушения и др.

     Нейропсихологическая  коррекция детей с синдромом  дефицита внимания и гиперактивности  должна включать в себя растяжки, дыхательные  упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной  сферы, упражнения с правилами.

Информация о работе Особенности психического развития, обучения и воспитания гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания