Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 05:21, курсовая работа
Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.
Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чём-либо, что необходимо усвоить в течение определённого отрезка времени.
Среди детей с расстройствами поведения можно выделить особую группу без выраженных органических повреждений мозга. Речь идет о детях, у которых постепенно количественно нарастают отклонения в отдельных психических функциях, выражающиеся главным образом в изменении поведения.
Интерес и сложность проблемы заключается в том, что она является комплексной: медицинской, психологической и педагогической.
Введение 2
Глава 1. Диагностика СДВГ 4
1.1. Этиология СДВГ 4
1.2. Психологическая диагностика 6
1.3. Дифференциальная диагностика 8
1.4. Критерии диагнозирования СДВГ 9
1.5. Прогнозы СДВГ 11
Глава 2. Особенности гиперактивного ребёнка 13
Глава 3. Рекомендации по коррекции СДВГ 16
3.1. Общие рекомендации 16
3.2. Коррекция в учебных заведениях 19
3.3. Проблемы питания 21
3.4. Спортивные нагрузки 22
3.5. Аутогенная тренировка 24
3.6. Игровая терапия 25
3.7. Семейная психотерапия 26
Заключение 28
Список литературы 30
Содержание
Введение 2
Глава 1. Диагностика СДВГ 4
1.1. Этиология СДВГ 4
1.2. Психологическая диагностика 6
1.3. Дифференциальная диагностика 8
1.4. Критерии диагнозирования СДВГ 9
1.5. Прогнозы СДВГ 11
Глава 2. Особенности гиперактивного ребёнка 13
Глава 3. Рекомендации по коррекции СДВГ 16
3.1. Общие рекомендации 16
3.2. Коррекция в учебных заведениях 19
3.3. Проблемы питания 21
3.4. Спортивные нагрузки 22
3.5. Аутогенная тренировка 24
3.6. Игровая терапия 25
3.7. Семейная психотерапия 26
Заключение 28
Список литературы 30
Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.
Дефицит
внимания – неспособность удерживать
внимание на чём-либо, что необходимо
усвоить в течение
Среди детей с расстройствами поведения можно выделить особую группу без выраженных органических повреждений мозга. Речь идет о детях, у которых постепенно количественно нарастают отклонения в отдельных психических функциях, выражающиеся главным образом в изменении поведения.
Среди этих нарушений наибольшее внимание привлекает повышенная двигательная активность ребенка, первое описание которой появилось около 100 лет назад.
Интерес и сложность проблемы заключается в том, что она является комплексной: медицинской, психологической и педагогической.
В России синдром дефицита внимания стал диагностироваться не более десяти лет назад, вслед за появившимися работами европейских и американских исследователей.
Первоначально
его рассматривали в сочетании
с гиперактивным поведением ребенка,
описывая характерное двигательное
беспокойство ребенка и невозможность
длительного сосредоточения на каком-либо
объекте. Данный синдром был описан
на детях с нормальным интеллектом.
Дети этой категории, несмотря на хороший
интеллект, часто оказывались
В
настоящее время каждый второй ребёнок
рождается с отклонениями, некоторые
из которых практически не поддаются
коррекции, а некоторые имеют
летальный исход. Что же касается
гиперактивности – она вполне
исправима. Другое дело, что в школах
и дошкольных образовательных учреждениях
педагоги и воспитатели в силу
недостатка знаний и опыта не видят
разграничений между
Объект исследования: проблема гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детей.
Предмет исследования: характеристики и особенности коррекции СДВГ.
Задачи: рассмотреть клинику синдрома, найти пути коррекции, раскрыть особенности обучения и воспитания детей с СДВГ.
Дифференциальная
диагностика синдрома дефицита внимания
проводится с рядом патологических
и непатологических состояний, при
которых вышеуказанная
Повышенная двигательная активность, отвлекаемость, головные боли, головокружение, нарушение сна, гневливость могут сопровождать посттравматический синдром после черепно-мозговой травмы, а также быть симптомами неврозов.
В этиологии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью выделяют 3 блока причин:
1.
причины биологического
2. влияние окружающей среды,
3. психосоциальные воздействия.
Суммируя все данные, можно выделить следующие теории этиологии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
1. Сторонники нейробиологических теорий утверждают, что существует какой-то медиатор (возможно моно- или катехоламины, серотонин), влияющий на моторику и приводящий к нарушениям поведения.
2.
Авторы нейропсихологических
3.
Нейроанатомическая теория
4.
Теории токсических веществ,
Анализ диагностических критериев ряда педиатрических программ, проведенный Т. Станциным с соавторами в 1990 г., свидетельствует, что среди них: нарушение внимания составляет 95,8%, легкая отвлекаемость 89,2% , трудность оставаться на одном месте 90%, трудности в завершении какого-либо дела 90,1%, импульсивность 84,2%, сверхактивность 83,6%, длительность симптомов более 6 месяцев 79,5%, ребенок прерывает, вмешивается в разговор 82,1%, ребенок прерывает, не слушает 77%, проблемы с учебой 79,8%, часто меняет деятельность 72,9%, имеются затруднения в социальном плане 64,1% , появление симптомов до 7 лет 62% , говорлив 46,6% , агрессивное поведение 31,9% , нарушение сна 21,3% .
Имеются и другие различия в трактовке синдрома педиатрами США, Австралии и стран Европы. Первые, наряду с общим поведенческим синдромом (нарушение концентрации внимания, импульсивность, гиперактивность), включают агрессивность, необязательность, антисоциальное поведение. Европейские клиницисты придерживаются точки зрения специалистов ВОЗ – ограничиваются критериями: неспособностью к концентрации внимания в течение нескольких секунд в любой обстановке, выраженной гиперактивностью.
Таким образом, вопрос о диагностических критериях данного нарушения остается предметом обсуждения, что обусловливает различия данных о частоте синдрома дефицита внимания среди детского населения в различных странах.
В
связи с многообразной картиной
(насчитывающей около сотни
Центральной
в вопросе диагностики
Преимуществом
данного метода является наличие
в нем шкал, определяющих вербальный
и невербальный интеллект ребенка,
что позволяет с высокой
На необходимость специального исследования невербального интеллекта указывают многие авторы. Наиболее часто используемыми и эффективными являются Прогрессивные матрицы Равена, содержащие в себе возможности обучения и самообучения, что делает ребенка независимым от таких факторов, как педагогическая запущенность, влияние ситуации тестирования и пр. Высокую вероятность в диагностике имеет также визуально-моторный Гештальт – тест Бендер, позволяющий выявить уровень интеллектуального развития и широко используемый в клинической диагностике.
Хорошим
дополнением к указанным выше
методам может стать
Данная методика направлена на исследование процессов фиксации и актуализации следов в слуховой и зрительной сферах в условиях как непосредственного, так и отсроченного восприятия. По результатам выполненных проб можно не только осуществить диагностику способностей, но и наметить пути последующей коррекции того первичного дефекта, который играет решающую роль в генезисе школьной неуспеваемости.
Существенной
является также диагностика
Для диагностики эмоционального развития могут быть использованы различные методики, выявляющие уровень тревожности ребенка (Тест детской тревожности, Тест руки), а также процедуры, направленные на исследование уровня притязаний. Однако исследование особенностей развития личности ребенка следует проводить по завершении первого этапа психологического обследования, направленного на выявление уровня развития способностей в интеллектуальной и познавательной сферах.
Обследование ребенка с нарушениями внимания и гиперактивностью требует, как правило, использования различных диагностических процедур. Коррекционная работа нуждается в постоянном участии психолога, ведущего работу с данным контингентом детей в самых различных направлениях.