Особенности психического развития, обучения и воспитания гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 05:21, курсовая работа

Краткое описание

Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.
Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чём-либо, что необходимо усвоить в течение определённого отрезка времени.
Среди детей с расстройствами поведения можно выделить особую группу без выраженных органических повреждений мозга. Речь идет о детях, у которых постепенно количественно нарастают отклонения в отдельных психических функциях, выражающиеся главным образом в изменении поведения.
Интерес и сложность проблемы заключается в том, что она является комплексной: медицинской, психологической и педагогической.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Диагностика СДВГ 4
1.1. Этиология СДВГ 4
1.2. Психологическая диагностика 6
1.3. Дифференциальная диагностика 8
1.4. Критерии диагнозирования СДВГ 9
1.5. Прогнозы СДВГ 11
Глава 2. Особенности гиперактивного ребёнка 13
Глава 3. Рекомендации по коррекции СДВГ 16
3.1. Общие рекомендации 16
3.2. Коррекция в учебных заведениях 19
3.3. Проблемы питания 21
3.4. Спортивные нагрузки 22
3.5. Аутогенная тренировка 24
3.6. Игровая терапия 25
3.7. Семейная психотерапия 26
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая Психологические причины отклоняющегося поведения трудного подростка.docx

— 60.17 Кб (Скачать)

       Содержание

     Введение 2

     Глава 1. Диагностика СДВГ 4

     1.1. Этиология СДВГ 4

     1.2. Психологическая диагностика 6

     1.3. Дифференциальная диагностика 8

     1.4. Критерии диагнозирования СДВГ 9

     1.5. Прогнозы СДВГ 11

     Глава 2. Особенности гиперактивного ребёнка 13

     Глава 3. Рекомендации по коррекции СДВГ 16

     3.1. Общие рекомендации 16

     3.2. Коррекция в учебных заведениях 19

     3.3. Проблемы питания 21

     3.4. Спортивные нагрузки 22

     3.5. Аутогенная тренировка 24

     3.6. Игровая терапия 25

     3.7. Семейная психотерапия 26

     Заключение 28

     Список литературы 30 

 

     

     Введение

 

     Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.

     Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чём-либо, что необходимо усвоить в течение определённого  отрезка времени.

     Среди детей с расстройствами поведения  можно выделить особую группу без  выраженных органических повреждений  мозга. Речь идет о детях, у которых  постепенно количественно нарастают  отклонения в отдельных психических  функциях, выражающиеся главным образом  в изменении поведения.

     Среди этих нарушений наибольшее внимание привлекает повышенная двигательная активность ребенка, первое описание которой появилось  около 100 лет назад.

     Интерес и сложность проблемы заключается  в том, что она является комплексной: медицинской, психологической и  педагогической.

     В России синдром дефицита внимания стал диагностироваться не более десяти лет назад, вслед за появившимися работами европейских и американских исследователей.

     Первоначально его рассматривали в сочетании  с гиперактивным поведением ребенка, описывая характерное двигательное беспокойство ребенка и невозможность  длительного сосредоточения на каком-либо объекте. Данный синдром был описан на детях с нормальным интеллектом. Дети этой категории, несмотря на хороший  интеллект, часто оказывались неуспевающими в школе или относились к «детям с проблемами».

     В настоящее время каждый второй ребёнок  рождается с отклонениями, некоторые  из которых практически не поддаются  коррекции, а некоторые имеют  летальный исход. Что же касается гиперактивности – она вполне исправима. Другое дело, что в школах и дошкольных образовательных учреждениях  педагоги и воспитатели в силу недостатка знаний и опыта не видят  разграничений между педагогически  запущенными, темпераментными и  детьми с СДВГ. Поскольку современная медицина имеет различные методы и средства коррекции, очень важно вовремя поставить диагноз и обратиться за помощью к специалисту.

     Объект  исследования: проблема гиперактивности  и синдрома дефицита внимания у детей.

     Предмет исследования: характеристики и особенности  коррекции СДВГ.

     Задачи: рассмотреть клинику синдрома, найти  пути коррекции, раскрыть особенности  обучения и воспитания детей с  СДВГ.

 

     

     Глава 1. Диагностика СДВГ

     1.1. Этиология СДВГ

 

     Дифференциальная  диагностика синдрома дефицита внимания проводится с рядом патологических и непатологических состояний, при  которых вышеуказанная симпоматика  наблюдается в качестве вторичных  проявлений. Среди подобных состояний: повреждения мозга, центральной  нервной системы, инфекции (энцефалит, менингит), травмы головы, церебральная гипоксия, отравление свинцом.

     Повышенная  двигательная активность, отвлекаемость, головные боли, головокружение, нарушение  сна, гневливость могут сопровождать посттравматический синдром после  черепно-мозговой травмы, а также  быть симптомами неврозов.

     В этиологии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью выделяют 3 блока причин:

     1. причины биологического характера, 

     2. влияние окружающей среды, 

     3. психосоциальные воздействия.

     Суммируя  все данные, можно выделить следующие теории этиологии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

     1. Сторонники нейробиологических  теорий утверждают, что существует  какой-то медиатор (возможно моно- или катехоламины, серотонин), влияющий  на моторику и приводящий к  нарушениям поведения.

     2. Авторы нейропсихологических теорий  считают, что существует дефицит  в механизме ингибирования в  головном мозге, в так называемой системе «ингибирования поведения», т. е. нет контроля и «гашения» поведения. Кроме того, дети с СДВГ имеют более низкую величину ответного усилия на раздражитель.

     3. Нейроанатомическая теория сравнивает  поведение гиперактивных детей  с таковым у детей с дисфункцией лобной доли, но этому нет достаточного подтверждения современными методами диагностики.

     4. Теории токсических веществ, приписывающие  различным веществам (ароматизаторам, пищевым добавкам, салицилатам), а  также чрезмерному потреблению  сахара и сахарозы, содержанию  свинца в организме возможность  возникновения синдрома, имеют право  на существование, но нуждаются  в дополнительных исследованиях.

     Анализ  диагностических критериев ряда педиатрических программ, проведенный Т. Станциным с соавторами в 1990 г., свидетельствует, что среди них: нарушение внимания составляет 95,8%, легкая отвлекаемость 89,2% , трудность оставаться на одном месте 90%, трудности в завершении какого-либо дела 90,1%, импульсивность 84,2%, сверхактивность 83,6%, длительность симптомов более 6 месяцев 79,5%, ребенок прерывает, вмешивается в разговор 82,1%, ребенок прерывает, не слушает 77%, проблемы с учебой 79,8%, часто меняет деятельность 72,9%, имеются затруднения в социальном плане 64,1% , появление симптомов до 7 лет 62% , говорлив 46,6% , агрессивное поведение 31,9% , нарушение сна 21,3% .

     Имеются и другие различия в трактовке  синдрома педиатрами США, Австралии  и стран Европы. Первые, наряду с  общим поведенческим синдромом (нарушение  концентрации внимания, импульсивность, гиперактивность), включают агрессивность, необязательность, антисоциальное поведение. Европейские клиницисты придерживаются точки зрения специалистов ВОЗ – ограничиваются критериями: неспособностью к концентрации внимания в течение нескольких секунд в любой обстановке, выраженной гиперактивностью.

     Таким образом, вопрос о диагностических  критериях данного нарушения  остается предметом обсуждения, что  обусловливает различия данных о  частоте синдрома дефицита внимания среди детского населения в различных  странах.

     1.2. Психологическая  диагностика

 

     В связи с многообразной картиной (насчитывающей около сотни различных  нарушений в этой сфере) психологическая  диагностика становиться лишь компонентом  общего медицинского обследования ребенка.

     Центральной в вопросе диагностики описанного синдрома многие авторы выделяют проблему диагностики интеллектуального  и познавательного развития ребенка. В качестве основных средств, используемых для этой цели, выступают стандартизованные  тестовые процедуры, направленные на выявление  характера интеллектуальной сферы  ребенка. Высоко эффективным методом  можно считать шкалу исследования интеллекта Д. Векслера, использующуюся в нашей стране в адаптации  А. Ю. Панасюка.

     Преимуществом данного метода является наличие  в нем шкал, определяющих вербальный и невербальный интеллект ребенка, что позволяет с высокой степенью вероятности фиксировать специфические  индивидуальные проявления каждого  отдельного ребенка, а также отсеивать  и исключать детей с иной патологией, в том числе и с олигофренией.

     На  необходимость специального исследования невербального интеллекта указывают  многие авторы. Наиболее часто используемыми  и эффективными являются Прогрессивные  матрицы Равена, содержащие в себе возможности обучения и самообучения, что делает ребенка независимым  от таких факторов, как педагогическая запущенность, влияние ситуации тестирования и пр. Высокую вероятность в  диагностике имеет также визуально-моторный Гештальт – тест Бендер, позволяющий выявить уровень интеллектуального развития и широко используемый в клинической диагностике.

     Хорошим дополнением к указанным выше методам может стать нейропсихологическая экспресс-диагностика «Лурия-90», разработанная Э. Г. Симерницкой, направленная на диагностику специфических трудностей в обучении детей младшего школьного возраста. В ее основе лежит известное положение А. Р. Лурии о том, что нейропсихологическая диагностика может проводиться по анализу даже одного психического процесса, мозговые основы которого хорошо изучены.

     Данная  методика направлена на исследование процессов фиксации и актуализации следов в слуховой и зрительной сферах в условиях как непосредственного, так и отсроченного восприятия. По результатам выполненных проб можно  не только осуществить диагностику  способностей, но и наметить пути последующей  коррекции того первичного дефекта, который играет решающую роль в генезисе школьной неуспеваемости.

     Существенной  является также диагностика видеомоторной  координации, которая может быть осуществлена с использованием рисуночных техник (рисунок человека, «дом, дерево, человек», «несуществующее животное» и пр.). По мнению многих авторов, в диагностике данного синдрома эти методы не следует рассматривать как высокодостоверные в связи с часто встречающимися трудностями в развитии моторной координации у данного контингента детей. Однако их использование в общей процедуре исследования может стать основой для психотерапевтического контакта с психологом, создать условия для специального наблюдения за деятельностью ребенка, получить сведения о характере его деятельности и утомляемости, эмоциональности и различных невербальных проявлений (жестов, поз, выразительных движений и пр.). Рисуночные тесты могут стать эффективным средством для выявления детей-олигофренов.

     Для диагностики эмоционального развития могут быть использованы различные  методики, выявляющие уровень тревожности  ребенка (Тест детской тревожности, Тест руки), а также процедуры, направленные на исследование уровня притязаний. Однако исследование особенностей развития личности ребенка следует проводить по завершении первого этапа психологического обследования, направленного на выявление  уровня развития способностей в интеллектуальной и познавательной сферах.

     Обследование  ребенка с нарушениями внимания и гиперактивностью требует, как  правило, использования различных  диагностических процедур. Коррекционная работа нуждается в постоянном участии психолога, ведущего работу с данным контингентом детей в самых различных направлениях.

Информация о работе Особенности психического развития, обучения и воспитания гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания