Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 05:21, курсовая работа
Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.
Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чём-либо, что необходимо усвоить в течение определённого отрезка времени.
Среди детей с расстройствами поведения можно выделить особую группу без выраженных органических повреждений мозга. Речь идет о детях, у которых постепенно количественно нарастают отклонения в отдельных психических функциях, выражающиеся главным образом в изменении поведения.
Интерес и сложность проблемы заключается в том, что она является комплексной: медицинской, психологической и педагогической.
Введение 2
Глава 1. Диагностика СДВГ 4
1.1. Этиология СДВГ 4
1.2. Психологическая диагностика 6
1.3. Дифференциальная диагностика 8
1.4. Критерии диагнозирования СДВГ 9
1.5. Прогнозы СДВГ 11
Глава 2. Особенности гиперактивного ребёнка 13
Глава 3. Рекомендации по коррекции СДВГ 16
3.1. Общие рекомендации 16
3.2. Коррекция в учебных заведениях 19
3.3. Проблемы питания 21
3.4. Спортивные нагрузки 22
3.5. Аутогенная тренировка 24
3.6. Игровая терапия 25
3.7. Семейная психотерапия 26
Заключение 28
Список литературы 30
Дифференциальную диагностику следует проводить с детским параличом, шизофренией, синдромами Геллера и Крамер-Поллнова, сенсорной депривацией, нарушением интеллекта, социальной дебильностью.
Для детского мозгового паралича характерно наличие центральных параличей разного типа или гиперкинезов, иногда мозжечковых симптомов или их сочетаний. Часто наблюдается нарушение интеллекта и эписиндром.
Два синдрома (Геллера и Крамер-Поллнова) на ранних стадиях заболевания могут быть похожи на синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Признаки шизофрении в различных стадиях заболевания различны, но главным симптомом во всех стадиях является аутизм. В раннем возрасте ребенка аутизм – это единственный признак заболевания. Блокировка эмоциональной сферы вследствие шизофренического процесса, нарушение общего развития, определенная клиническая картина (персеверация, нарушение концентрации внимания, гримасничанье, нарушение речи, нарушение памяти, импульсивность и др.) в какой-то мере могут стимулировать синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
У
детей, получавших фенобарбитал с целью
предупреждения фебрильных судорог, бывает
раздражительность и
Нарушение
поведения детей может
Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью должна базироваться на сборе анамнеза путем опроса родителей, а также на данных анкетирования учителей.
Анкета предусматривает оценку каждым родителем своего ребенка по серии стандартных вопросов, которые относятся к характеристике нарушений внимания, импульсивности и гиперактивности. Близкой к ней является и анкета для учителей, в совокупности эти две анкеты с помощью специальных «ключей» (положительные ответы на соответствующее количество вопросов) позволяют достаточно надежно диагностировать легкую дисфункцию мозга с гиперактивностью.
Кроме
того, эпидемиологическое исследование
предусматривает анализ влияния
неблагоприятных
Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью базируется на ряде критериев.
Нарушение внимания диагностируется, когда присутствуют 4 из 7 признаков: нуждается в спокойной тихой обстановке, не способен к работе и к возможности сконцентрировать внимание; часто переспрашивает; легко отвлекается на внешние раздражители; путает детали; не заканчивает то, что начинает; слушает, но кажется, что не слышит; трудности в концентрации внимания, если не создана ситуация «один на один».
Импульсивность диагностируется, когда присутствуют 3 признака из 5: выкрикивает в классе, шумит в классе во время урока; чрезвычайно возбудим; трудно переносит время, когда ждет свою очередь; чрезмерно разговорчив; задевает других детей.
Гиперактивность диагностируется, когда присутствуют 3 признака из 5: карабкается на шкафы и мебель; всегда готов идти, чаще бегает, чем ходит; суетлив, извивается и корчится; если что-нибудь делает, то с шумом; должен всегда что-нибудь делать.
Другие диагностические критерии включают: проявление симптомов до 7 лет; продолжительность симптоматики, по крайней мере 6 месяцев.
Кроме того, для диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью необходимо использовать критерии Американской Психиатрической Ассоциации (1987), представленные в нашей модификации.
По крайней мере 8 из 14 признаков должны быть в наличии для постановки диагноза. Их проявление в возрасте до 7 лет и длительность в течение не менее 6 месяцев обязательны.
1.
Производит суетливые движения
руками и ногами или, сидя
на стуле, извивается (у подростков
может быть субъективное
2.
С трудом остается на стуле
при выполнении каких-либо
3.
Легко отвлекается на
4. С трудом ожидает очереди для вступления в игру.
5.
Отвечает на вопросы, не
6. С трудом исполняет инструкции других.
7. С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях.
8. Часто переключается от одного незаконченного дела к другому.
9. Во время игр беспокоен.
10. Часто чрезмерно разговорчив.
11.
В разговоре часто прерывает,
навязывает свое мнение, в детских
играх часто является «мишенью»
12. Часто кажется, что не слышит.
13. Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.).
14.
Игнорирует физическую
Прогноз для детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью:
1. Со временем симптомы исчезают, и дети становятся подростками, взрослыми без отклонений от нормы. Анализ результатов большинства исследований свидетельствует о том, что от 25 до 50% детей «перерастают» этот синдром.
2. Симптомы в различной степени тяжести продолжают оставаться, но без признаков развития психопатологии. Таких детей большинство (от 50% и более). У них наблюдаются проблемы в их повседневной жизни. По данным опроса, их постоянно сопровождает чувство «нетерпеливости и неугомонности», импульсивность, социальная неадекватность, чувство низкой самооценки в течение всей жизни. Имеются сообщения о большей частоте несчастных случаев, разводов, перемены мест работы у этой группы людей.
3.
Развиваются тяжелые
Таким образом, прогноз для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью – тревожный, а перспективы довольно мрачные. В подобной ситуации нельзя надеяться на то, что дети «перерастут» свое состояние. Поэтому существует необходимость в дальнейшей разработке способов диагностики, адаптированным к нашим условиям.
Разработка
этих методов осложняется
Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: причины СДВГ ещё полностью не установлены, но сам синдром вполне поддаётся коррекции и не влечёт за собой серьёзных осложнений при своевременной диагностике.
Иногда наличие гипердинамического синдрома можно предположить у младенца, наблюдая за его активностью по отношению к игрушкам и другим предметам. Исследование предметов у гипердинамического младенца носит интенсивный, но крайне ненаправленный характер. То есть ребенок отбрасывает игрушку прежде, чем исследует ее свойства, тут же хватает другую (или несколько сразу) только для того, чтобы спустя несколько секунд отбросить и ее. Внимание такого младенца очень легко привлечь, но совершенно невозможно удержать.
Как
правило, моторные навыки у гипердинамических
детей развиваются в
При
наличии возможности, ползать эти
дети начинают раньше, чем ходить, иногда
просто фантастически рано. Как только
гипердинамический ребенок
Совершив
очередную каверзу или
Довольно
часто у гипердинамических
Гипердинамические дети с самого начала не ходят, а бегают. Когда говорят, много и бестолково размахивают руками, переминаются с ноги на ногу или подпрыгивают на месте.
Еще одна особенность гипердинамических детей – они не учатся не только на чужих, но даже на своих ошибках. Именно гипердинамические дети чаще всего теряются. Гипердинамический ребенок постоянно все теряет.
Гипердинамические
дети, как правило, не злы. Они не
способны долго вынашивать обиду
или планы мести, не склонны к
рассчитанной, целенаправленной агрессии.
Все обиды они быстро забывают,
вчерашний обидчик или
При общении с гипердинамическими детьми надо учитывать, что все их чувства достаточно поверхностны, лишены объема и глубины. Познание, оценка чувств и состояния других людей – сложная аналитическая работа, требующая большого напряжения и концентрации внимания на объекте (другом человеке). А вот с концентрацией у гипердинамического ребенка большие проблемы.
У
гиперактивных детей
Проблемы
с математикой встречаются еще
реже и связаны, как правило, с
тотальной невнимательностью