Особенности психического развития, обучения и воспитания гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 05:21, курсовая работа

Краткое описание

Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.
Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чём-либо, что необходимо усвоить в течение определённого отрезка времени.
Среди детей с расстройствами поведения можно выделить особую группу без выраженных органических повреждений мозга. Речь идет о детях, у которых постепенно количественно нарастают отклонения в отдельных психических функциях, выражающиеся главным образом в изменении поведения.
Интерес и сложность проблемы заключается в том, что она является комплексной: медицинской, психологической и педагогической.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Диагностика СДВГ 4
1.1. Этиология СДВГ 4
1.2. Психологическая диагностика 6
1.3. Дифференциальная диагностика 8
1.4. Критерии диагнозирования СДВГ 9
1.5. Прогнозы СДВГ 11
Глава 2. Особенности гиперактивного ребёнка 13
Глава 3. Рекомендации по коррекции СДВГ 16
3.1. Общие рекомендации 16
3.2. Коррекция в учебных заведениях 19
3.3. Проблемы питания 21
3.4. Спортивные нагрузки 22
3.5. Аутогенная тренировка 24
3.6. Игровая терапия 25
3.7. Семейная психотерапия 26
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая Психологические причины отклоняющегося поведения трудного подростка.docx

— 60.17 Кб (Скачать)

     1.3. Дифференциальная  диагностика

 

     Дифференциальную диагностику следует проводить с детским параличом, шизофренией, синдромами Геллера и Крамер-Поллнова, сенсорной депривацией, нарушением интеллекта, социальной дебильностью.

     Для детского мозгового паралича характерно наличие центральных параличей  разного типа или гиперкинезов, иногда мозжечковых симптомов или их сочетаний. Часто наблюдается нарушение  интеллекта и эписиндром.

     Два синдрома (Геллера и Крамер-Поллнова) на ранних стадиях заболевания могут  быть похожи на синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

     Признаки  шизофрении в различных стадиях  заболевания различны, но главным  симптомом во всех стадиях является аутизм. В раннем возрасте ребенка аутизм – это единственный признак заболевания. Блокировка эмоциональной сферы вследствие шизофренического процесса, нарушение общего развития, определенная клиническая картина (персеверация, нарушение концентрации внимания, гримасничанье, нарушение речи, нарушение памяти, импульсивность и др.) в какой-то мере могут стимулировать синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

     У детей, получавших фенобарбитал с целью  предупреждения фебрильных судорог, бывает раздражительность и гиперактивность. Прием других медикаментов может  изменять поведение ребенка. Например, учителя заметили, что у детей, страдающих бронхиальной астмой и принимавших  теофиллин, наблюдаются побочные действия в виде нарушения внимания и поведения.

     Нарушение поведения детей может наблюдаться  и при неболезненных состояниях. Например, у одаренных детей, которым  в школе скучно. Стрессовые состояния, вызванные болезнью родителей, смертью близкого человека, могут вызвать импульсивность, нарушение внимания и гиперактивность. Поэтому диагноз этого заболевания требует обязательного медицинского наблюдения в течение 6 месяцев.

     1.4. Критерии диагнозирования  СДВГ

 

     Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью должна базироваться на сборе анамнеза путем опроса родителей, а также  на данных анкетирования учителей.

     Анкета  предусматривает оценку каждым родителем  своего ребенка по серии стандартных  вопросов, которые относятся к  характеристике нарушений внимания, импульсивности и гиперактивности. Близкой к ней является и анкета для учителей, в совокупности эти  две анкеты с помощью специальных «ключей» (положительные ответы на соответствующее количество вопросов) позволяют достаточно надежно диагностировать легкую дисфункцию мозга с гиперактивностью.

     Кроме того, эпидемиологическое исследование предусматривает анализ влияния  неблагоприятных производственных факторов и состояния здоровья родителей  до рождения ребенка, учет особенностей течения беременности и родов, данных об анамнезе раннего развития и перенесенных ребенком заболеваниях, социального  положения и условий проживания детей в семье.

     Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью базируется на ряде критериев.

     Нарушение внимания диагностируется, когда присутствуют 4 из 7 признаков: нуждается в спокойной тихой обстановке, не способен к работе и к возможности сконцентрировать внимание; часто переспрашивает; легко отвлекается на внешние раздражители; путает детали; не заканчивает то, что начинает; слушает, но кажется, что не слышит; трудности в концентрации внимания, если не создана ситуация «один на один».

     Импульсивность  диагностируется, когда присутствуют 3 признака из 5: выкрикивает в классе, шумит в классе во время урока; чрезвычайно возбудим; трудно переносит время, когда ждет свою очередь; чрезмерно разговорчив; задевает других детей.

     Гиперактивность диагностируется, когда присутствуют 3 признака из 5: карабкается на шкафы и мебель; всегда готов идти, чаще бегает, чем ходит; суетлив, извивается и корчится; если что-нибудь делает, то с шумом; должен всегда что-нибудь делать.

     Другие  диагностические критерии включают: проявление симптомов до 7 лет; продолжительность симптоматики, по крайней мере 6 месяцев.

     Кроме того, для диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью необходимо использовать критерии Американской Психиатрической  Ассоциации (1987), представленные в нашей  модификации.

     По  крайней мере 8 из 14 признаков должны быть в наличии для постановки диагноза. Их проявление в возрасте до 7 лет и длительность в течение  не менее 6 месяцев обязательны.

     1. Производит суетливые движения  руками и ногами или, сидя  на стуле, извивается (у подростков  может быть субъективное чувство  нетерпеливости).

     2. С трудом остается на стуле  при выполнении каких-либо заданий.

     3. Легко отвлекается на посторонние  стимулы.

     4. С трудом ожидает очереди для  вступления в игру.

     5. Отвечает на вопросы, не подумав,  и раньше, чем вопрос закончен.

     6. С трудом исполняет инструкции  других.

     7. С трудом удерживает внимание  при выполнении заданий или  в игровых ситуациях.

     8. Часто переключается от одного  незаконченного дела к другому.

     9. Во время игр беспокоен.

     10. Часто чрезмерно разговорчив.

     11. В разговоре часто прерывает,  навязывает свое мнение, в детских  играх часто является «мишенью».

     12. Часто кажется, что не слышит.

     13. Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома  или в классе (игрушки, карандаши,  книги и др.).

     14. Игнорирует физическую опасность  и возможные последствия.

     1.5. Прогнозы СДВГ

 

     Прогноз для детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью:

     1. Со временем симптомы исчезают, и дети становятся подростками, взрослыми без отклонений от нормы. Анализ результатов большинства исследований свидетельствует о том, что от 25 до 50% детей «перерастают» этот синдром.

     2. Симптомы в различной степени  тяжести продолжают оставаться, но без признаков развития  психопатологии. Таких детей большинство  (от 50% и более). У них наблюдаются  проблемы в их повседневной  жизни. По данным опроса, их  постоянно сопровождает чувство «нетерпеливости и неугомонности», импульсивность, социальная неадекватность, чувство низкой самооценки в течение всей жизни. Имеются сообщения о большей частоте несчастных случаев, разводов, перемены мест работы у этой группы людей.

     3. Развиваются тяжелые осложнения  у взрослых в виде личностных  или антисоциальных изменений,  алкоголизма и даже психотических  состояний.

     Таким образом, прогноз для детей с  синдромом дефицита внимания с гиперактивностью – тревожный, а перспективы довольно мрачные. В подобной ситуации нельзя надеяться на то, что дети «перерастут» свое состояние. Поэтому существует необходимость в дальнейшей разработке способов диагностики, адаптированным к нашим условиям.

     Разработка  этих методов осложняется отсутствием  единого подхода в установлении диагноза. Кроме того, требуется  определить направления и принципы медико-профилактической и педагогической коррекции. Здесь следует опереться и на опыт зарубежных коллег. Предварительно следует дать комплексную оценку состояния здоровья детей и оценку их работоспособности с одновременным изучением санитарно-гигиенических и социально-экономических условий жизни детей.

     Исходя  из всего вышесказанного можно сделать  следующие выводы: причины СДВГ ещё  полностью не установлены, но сам  синдром вполне поддаётся коррекции  и не влечёт за собой серьёзных  осложнений при своевременной диагностике.

 

     Глава 2. Особенности гиперактивного ребёнка

 

     Иногда  наличие гипердинамического синдрома можно предположить у младенца, наблюдая за его активностью по отношению  к игрушкам и другим предметам. Исследование предметов у гипердинамического младенца носит интенсивный, но крайне ненаправленный характер. То есть ребенок  отбрасывает игрушку прежде, чем  исследует ее свойства, тут же хватает  другую (или несколько сразу) только для того, чтобы спустя несколько  секунд отбросить и ее. Внимание такого младенца очень легко привлечь, но совершенно невозможно удержать.

     Как правило, моторные навыки у гипердинамических  детей развиваются в соответствии с возрастом, часто даже опережая возрастные показатели. Гипердинамические  дети раньше других начинают держать  головку, переворачиваться на живот, сидеть, вставать на ножки, ходить и т. д. В  манеже такого ребенка обычно не удержать. Именно эти дети просовывают головки  между прутьями кроватки, застревают в манежной сетке, запутываются в  пододеяльниках и быстро и сноровисто научаются снимать все, что на них надевают заботливые родители.

     При наличии возможности, ползать эти  дети начинают раньше, чем ходить, иногда просто фантастически рано. Как только гипердинамический ребенок оказывается  на полу, в жизни семьи наступает  новый, чрезвычайно ответственный  этап, целью и смыслом которого становится уберечь жизнь и здоровье ребенка, а также семейное имущество  от возможных повреждений. Активность гипердинамического младенца неостановима и сокрушительна.

     Совершив  очередную каверзу или разрушительное деяние, гипердинамический ребенок  сам искренне расстроен и совершенно не понимает, как это получилось.

     Довольно  часто у гипердинамических детей  наблюдаются различные нарушения  развития речи. Некоторые начинают говорить позже сверстников, некоторые  – вовремя или даже раньше, но вот беда – их никто не понимает, потому что они не произносят две трети звуков русского языка. Непрерывная болтовня таких детей требует вмешательства логопеда.

     Гипердинамические дети с самого начала не ходят, а  бегают. Когда говорят, много и  бестолково размахивают руками, переминаются с ноги на ногу или подпрыгивают на месте.

     Еще одна особенность гипердинамических детей – они не учатся не только на чужих, но даже на своих ошибках. Именно гипердинамические дети чаще всего теряются. Гипердинамический ребенок постоянно все теряет.

     Гипердинамические дети, как правило, не злы. Они не способны долго вынашивать обиду  или планы мести, не склонны к  рассчитанной, целенаправленной агрессии. Все обиды они быстро забывают, вчерашний обидчик или обиженный  сегодня у них - лучший друг. Но в  запале драки, когда отказывают и  без того слабые механизмы торможения, такие дети могут быть безотчетно жестоки и неостановимы. Впоследствии такие дети могут сами искренне раскаиваться в совершенном и даже не помнить, как все получилось.

     При общении с гипердинамическими детьми надо учитывать, что все их чувства  достаточно поверхностны, лишены объема и глубины. Познание, оценка чувств и состояния других людей – сложная аналитическая работа, требующая большого напряжения и концентрации внимания на объекте (другом человеке). А вот с концентрацией у гипердинамического ребенка большие проблемы.

     У гиперактивных детей встречаются  такие расстройства, как дисграфия, дислексия, дискалькулия, визуально-перцептуальные нарушения и др. Проблемы с чтением возникают значительно реже, чем с письмом, но тоже встречаются. Если «дисграфия» – это достаточно однородное явление, то «дислексия» (нарушения чтения) может выглядеть по-разному в каждом индивидуальном случае. Некоторые гипердинамические дети читают очень медленно, запинаясь на каждом слове, но сами слова прочитывают правильно. Другие читают быстро, но изменяют окончания и «проглатывают» слова и целые предложения. В третьем случае ребенок читает нормально по темпу и качеству произношения, но совершенно не понимает прочитанного и не может ничего запомнить или пересказать.

     Проблемы  с математикой встречаются еще  реже и связаны, как правило, с  тотальной невнимательностью ребенка. Он может правильно решить сложную  задачу, а потом записать неправильный ответ.

Информация о работе Особенности психического развития, обучения и воспитания гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания