Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:08, курсовая работа
Застенчивость – это явление всеобщее и широко распространенное. Особенно ярко застенчивость проявляется в подростковом возрасте. Застенчивому подростку труднее общаться со сверстниками, зачастую они сами избегают контакта с другими людьми. Они постоянно испытывают какое-то беспокойство и считают себя хуже других детей. Застенчивые часто колеблются в принятии решений, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы феномена «Застенчивоcть»
1.1.Понятие и причины застенчивости…………………………………..5
1.2.Подростковый возраст и особенности проявления застенчивости в подростковом возрасте………………………………………………………..11
Глава II. Экспериментальное исследование застенчивости подростков. Анализ результатов
2.1. Методика изучения застенчивости в подростковом возрасте…….17
2.2. Анализ результатов…………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………...23
Используемая литература
Таблица № 4
КАТЕГОРИИ ЛЮДЕЙ,КОТОРЫЕ ПО МНЕНИЮ УЧАЩИХСЯ СЧИТАЮТ ИХ ЗАСТЕНЧИВЫМИ | |
У ДЕВОЧЕК |
ДРУГ И ПОДРУГА 50% |
У МАЛЬЧИКОВ |
ИХ МАТЬ 42% |
В результате исследования 8% испытуемых (4 человека) выбрали иные варианты ответа, поэтому их результаты не внесены в таблицу.
В целом проведенные исследования позволили уточнить феноменологию застенчивости у школьников-подростков; выделить наиболее значимые для ребенка области, в которых она проявляется; выявить структуру образа себя у застенчивых детей. На основе полученных данных можно описать обобщенный портрет застенчивого ребенка.
Застенчивый
ребенок – это ребенок, который,
с одной стороны, доброжелательно
относится к другим людям, стремится
к общению с ними, а с другой
– не решается проявлять свои коммуникативные
потребности, что приводит к нарушению
согласованности во взаимодействии.
Причина таких нарушений
Он имеет
высокую общую самооценку, считает
себя самым лучшим и в то же самое
время сомневается в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе производилось исследование особенностей проявления застенчивости у детей-подростков.
В исследовательской работе была произведена характеристика возрастных особенностей подросткового возраста, выявлены "правила" воспитания школьников, охарактеризованы общие причины появления у подростков застенчивого поведения. В рамках данной работы были охарактеризованы понятия застенчивости с точки зрения психоанализа, психологии, социологии и др. течений исследования проблемы человека, на основании которых было выделено определение застенчивости как черты характера, проявляющейся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников.
В ходе практической работы с подростками, обучающимися в школе, был выявлен общий процент застенчивых детей по определённым критериям застенчивости путём применения методики: Стенфордский опросник застенчивости.
Результаты опроса показали – в исследуемом классе доля застенчивых детей составляет около 32%.
Анализ
имеющейся психологической
Исходя из результатов исследования, были сделаны следующие выводы:
подготовку к общению надо понимать как формирование у подростков интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию в общении и освоение способов практической реализации этой готовности;
обучение общению школьников, испытывающие особые трудности в этой сфере, должно осуществляться с помощью более глубокого ознакомления их с теорией общения, анализа трудностей в общении и выявления их причин;
организовывать специальные групповые занятия по раскрепощению детей с использованием игровых приемов, круглых столов, где бы шел обмен информацией между учащимися;
учить детей-подростков создавать ситуацию общения с конкретными детьми;
учить детей входить в наличествующую ситуацию общения, находить темы для общения в каждом из названных случаев;
создавать ситуацию успеха, постоянно хвалить, подбадривать учеников.
И рекомендации родителям по совершенствованию процесса воспитания общительности у застенчивых детей:
не ставить ярлыков на ребёнка (не надо обращать внимание на застенчивость ребёнка);
интересоваться его чувствами;
организовывать встречи ребенка, не являющиеся источником беспокойства;
родителям проявлять общественную активность;
поощрять ребенка, чтобы он разговаривал дома;
следовать за ребенком, не заставлять ребенка попадать в неудобные ситуации;
добавить остроту разнообразия;
заручиться поддержкой учителя;
проводить
генеральные репетиции
оставаться во всех случаях спокойным, уравновешенным и невозмутимым;
делиться своим опытом с ребёнком;
не требовать от ребёнка совершенства.
Исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод о том, что благодаря данным курсовой работы были разработаны важные методические рекомендации по воспитанию общительности у застенчивых детей.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Стэнфордский опросник застенчивости
Методика приведена в книге: Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). – СПб: Питер Пресс, 1996.
Инструкция. Перед вами опросник. Заполните его в быстром темпе, а затем еще раз вдумчиво прочитайте, чтобы понять, насколько застенчивость действительно определяет вашу жизнь.
1. Считаете
ли вы себя застенчивым
1 — да, 2 — нет.
2. Если да, то всегда ли вы были таким (т. е. были застенчивы прежде и остаетесь теперь)?
1 — да, 2 — нет.
3. Если на первый вопрос вы ответили отрицательно, то было ли такое время в вашей жизни, когда вы были застенчивы?
1 — да, 2 — нет.
Если нет, то далее можно не отвечать. Спасибо.
Если вы ответили «да» хотя бы на один из трех вопросов, продолжайте дальше.
4. Когда
вами владеет застенчивость,
1 — чрезвычайно сильна;
2 — очень сильна;
3 — весьма сильна;
4 — умеренно сильна;
5 — это нечто вроде смущения;
6 — мною владеет лишь легкое смущение.
5. Как
часто вы испытываете (
1 — каждый день;
2 — почти каждый день;
3 — часто, почти через день;
4 — один или два раза в неделю;
5 — иногда — реже, чем раз в неделю;
6 — редко — один раз в месяц или еще реже.
6. В сравнении с людьми вашего круга, пола и возраста, насколько вы застенчивы?
1 — гораздо более застенчив;
2 — более застенчив;
3 — примерно столь же застенчив;
4 — менее застенчив;
5 — значительно менее застенчив.
7. Насколько
желательно для вас быть
1 — весьма нежелательно;
2 — нежелательно;
3 — безразлично;
4 — желательно;
5 — очень желательно.
8. Является ли (являлась ли) застенчивость для вас личной проблемой?
1 — да, часто;
2 — да, иногда;
3 — да, изредка;
4 — редко;
5 — никогда.
9. Испытывая застенчивость, можете ли вы это скрывать, так чтобы другие не считали вас застенчивым?
1 — да, всегда;
2 — иногда получается, иногда нет;
3 — нет, обычно мне этого скрыть не удается.
10. Считаете ли вы себя интровертом или экстравертом?
1 — выраженный интроверт;
2 — умеренный интроверт;
3 — слегка интровертированный;
4 — нейтральный;
5 — слегка экстравертированный;
6 — умеренный экстраверт;
7 — выраженный экстраверт.
11-19. Что из перечисленного может быть причиной вашей застенчивости? Отметьте то, что касается вас.
11. Опасение, что меня негативно оценят.
12. Страх быть отвергнутым.
13. Недостаточная уверенность в себе.
14. Недостаток социальных навыков, а именно
15. Боязнь близких отношений.
16. Склонность к уединению.
17. Асоциальные интересы, увлечения и т. п.
18. Собственное несовершенство, недостатки, а именно
19. Другое, а именно
20—27. Восприятие
застенчивости. Считают ли
Отвечайте, пользуясь следующими баллами:
1 — крайне застенчивый;
2 — очень застенчивый;
3 — весьма застенчивый;
4 — умеренно застенчивый;
5 — до некоторой степени застенчивый;
6 — слегка застенчивый;
7 — незастенчивый;
8 — они не знают;
9 — я не знаю их мнения.
20. Ваша мать?
21. Ваш отец?
22. Ваши братья и сестры?
23. Близкие друзья?
24. Ваш супруг (или интимный друг, подруга)?
25. Ваши одноклассники?
26. Ваш нынешний сосед?
27. Преподаватели или руководители, коллеги, которые хорошо вас знают?
28. Принимая
решение назвать себя
1 — Вы
застенчивы (или были застенчивы)
всегда и при любых
2 — Вы застенчивы (или бывали застенчивы) более чем в 50 % ситуаций, т. е. чаще, чем незастенчивы.
3 — Вы застенчивы (или бывали застенчивы) лишь иногда, но в достаточно важных для вас ситуациях, так что вас поэтому можно считать застенчивым.
29. Случалось
ли, что вашу застенчивость
1 — да, а именно 2 — нет.
30. Случается
ли вам испытывать
1 — да, 2 — нет.
31. Случается ли вам испытывать, смущение в одиночестве?
1 — да, 2 — нет.
32. Если да, то укажите, когда, как и почему
33-36. Что повергает вас в застенчивость?
33. Если вы испытываете сейчас или испытывали в прошлом ощущение застенчивости, укажите, какие ситуации, виды деятельности или типы людей их вызывают (отметьте так или иначе все пункты).
Ситуации и виды деятельности, которые повергают меня в застенчивость:
• любые ситуации общения;
• большие группы людей;
• малые группы, выполняющие совместную деятельность;
• малые группы общающихся людей;
• общение один на один с представителем своего пола;
• общение один на один с представителем другого пола;
• ситуации, в которых я уязвим (например, когда прошу о помощи);
• ситуации,
в которых я занимаю
• ситуации, требующие отстаивания своих прав (например, когда приходится жаловаться на плохое обслуживание или низкое качество товара);
• ситуации, когда я нахожусь в центре внимания малой группы людей (например, когда меня кому-то представляют или спрашивают мое мнение);
Информация о работе Особенности проявления застенчивости в подростковом возрасте