Особенности проявления застенчивости в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Застенчивость – это явление всеобщее и широко распространенное. Особенно ярко застенчивость проявляется в подростковом возрасте. Застенчивому подростку труднее общаться со сверстниками, зачастую они сами избегают контакта с другими людьми. Они постоянно испытывают какое-то беспокойство и считают себя хуже других детей. Застенчивые часто колеблются в принятии решений, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы феномена «Застенчивоcть»
1.1.Понятие и причины застенчивости…………………………………..5
1.2.Подростковый возраст и особенности проявления застенчивости в подростковом возрасте………………………………………………………..11

Глава II. Экспериментальное исследование застенчивости подростков. Анализ результатов
2.1. Методика изучения застенчивости в подростковом возрасте…….17
2.2. Анализ результатов…………………………………………………..18

Заключение…………………………………………………………………...23

Используемая литература

Файлы: 1 файл

Особенности проявления застенчивости в подростковом возрасте (1).docx

— 62.94 Кб (Скачать)

 

 

 

  Таблица  № 4

 

     КАТЕГОРИИ   ЛЮДЕЙ,КОТОРЫЕ ПО  МНЕНИЮ  УЧАЩИХСЯ

                          СЧИТАЮТ  ИХ  ЗАСТЕНЧИВЫМИ

 

У ДЕВОЧЕК

 

ДРУГ И ПОДРУГА

50%

У МАЛЬЧИКОВ

ИХ МАТЬ

42%




 


 

В результате исследования 8% испытуемых (4 человека) выбрали иные варианты ответа, поэтому их результаты не внесены в таблицу.

 

В целом  проведенные исследования позволили  уточнить феноменологию застенчивости  у школьников-подростков; выделить наиболее значимые для ребенка области, в которых она проявляется; выявить  структуру образа себя у застенчивых  детей. На основе полученных данных можно  описать обобщенный портрет застенчивого ребенка.

Застенчивый ребенок – это ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно  относится к другим людям, стремится  к общению с ними, а с другой – не решается проявлять свои коммуникативные  потребности, что приводит к нарушению  согласованности во взаимодействии. Причина таких нарушений кроется  в особом амбивалентном характере  отношения застенчивого ребенка  к самому себе.

Он имеет  высокую общую самооценку, считает  себя самым лучшим и в то же самое  время сомневается в положительном  отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении  с ними застенчивость проявляется  ярче всего. Неуверенность застенчивого ребенка в своей ценности для  других людей блокирует складывающуюся у него потребностно-мотивационную сферу, не позволяет ему в полной мере удовлетворять имеющиеся коммуникативные потребности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе производилось исследование особенностей проявления застенчивости  у детей-подростков.

В исследовательской  работе была произведена характеристика возрастных особенностей подросткового  возраста, выявлены "правила" воспитания школьников, охарактеризованы общие  причины появления у подростков застенчивого поведения. В рамках данной работы были охарактеризованы понятия застенчивости с точки зрения психоанализа, психологии, социологии и др. течений исследования проблемы человека, на основании которых было выделено определение застенчивости как черты характера, проявляющейся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников.

В ходе практической работы с подростками, обучающимися в школе, был выявлен общий  процент застенчивых детей по определённым критериям застенчивости  путём применения методики: Стенфордский опросник застенчивости.

Результаты  опроса показали – в исследуемом  классе доля застенчивых детей составляет около 32%.

Анализ  имеющейся психологической литературы и проведенные наблюдения,в ходе практической деятельности позволяют нам предложить следующие рекомендации учителю и родителям по воспитанию  застенчивых детей.

Исходя  из результатов исследования, были сделаны следующие выводы:

подготовку  к общению надо понимать как формирование у подростков интеллектуальной, психической  и социальной готовности к эффективному участию в общении и освоение способов практической реализации этой готовности;

обучение  общению школьников, испытывающие особые трудности в этой сфере, должно осуществляться с помощью более глубокого ознакомления их с теорией общения, анализа трудностей в общении и выявления их причин;

организовывать  специальные групповые занятия по раскрепощению детей с использованием игровых приемов, круглых столов, где бы шел обмен информацией между учащимися;

учить детей-подростков создавать ситуацию общения с конкретными детьми;

учить детей  входить в наличествующую ситуацию общения, находить темы для общения в каждом из названных случаев;

создавать ситуацию успеха, постоянно хвалить, подбадривать учеников.

И рекомендации родителям по совершенствованию  процесса воспитания общительности  у застенчивых детей:

не ставить  ярлыков на ребёнка (не надо обращать внимание на застенчивость ребёнка);

интересоваться его чувствами;

организовывать  встречи ребенка, не являющиеся источником беспокойства;

родителям проявлять общественную активность;

поощрять  ребенка, чтобы он разговаривал дома;

следовать за ребенком, не заставлять ребенка попадать в неудобные ситуации;

добавить остроту разнообразия;

заручиться  поддержкой учителя;

проводить генеральные репетиции незнакомых ситуаций;

оставаться  во всех случаях спокойным, уравновешенным и невозмутимым;

делиться  своим опытом с ребёнком;

не требовать  от ребёнка совершенства.

Исходя  из вышеизложенного материала, можно  сделать вывод о том, что благодаря  данным курсовой работы были разработаны важные методические рекомендации по воспитанию общительности у застенчивых детей.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Большой психолого-педагогический словарь. – Ростов - на Дону/ "Феникс", 1999. – 576 с.
  2. Гаспарова Е. Застенчивый ребёнок// Дошкольное воспитание. Издательство "Просвещение" – 1989.– №3.
  3. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена застенчивости / Вопросы психологии. – 2000. – №5.
  4. Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). – СПб: Питер Пресс, 1996. – 256 с.
  5. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. М.,1987.
  6. www.vernadsky.dnttm.ru/raboty2002/raboty/h3/w02199.htm – Кленкина В.Ю., Халявина.О.В. "Застенчивость, как проблема юношеского возраста" – Конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского 2001-2002 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Стэнфордский опросник застенчивости

Методика  приведена в книге: Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). – СПб: Питер Пресс, 1996.

Инструкция. Перед вами опросник. Заполните его в быстром темпе, а затем еще раз вдумчиво прочитайте, чтобы понять, насколько застенчивость действительно определяет вашу жизнь.

1. Считаете  ли вы себя застенчивым человеком?

1 — да, 2 — нет.

2. Если  да, то всегда ли вы были  таким (т. е. были застенчивы  прежде и остаетесь теперь)?

1 — да, 2 — нет.

3. Если  на первый вопрос вы ответили  отрицательно, то было ли такое  время в вашей жизни, когда  вы были застенчивы?

1 — да, 2 — нет.

Если  нет, то далее можно не отвечать. Спасибо.

Если  вы ответили «да» хотя бы на один из трех вопросов, продолжайте дальше.

4. Когда  вами владеет застенчивость, насколько  она сильна?

1 — чрезвычайно  сильна;

2 — очень  сильна;

3 — весьма  сильна;

4 — умеренно  сильна;

5 — это  нечто вроде смущения;

6 — мною  владеет лишь легкое смущение.

5. Как  часто вы испытываете (испытывали) ощущение застенчивости?

1 — каждый  день;

2 — почти  каждый день;

3 — часто,  почти через день;

4 — один  или два раза в неделю;

5 — иногда  — реже, чем раз в неделю;

6 — редко  — один раз в месяц или  еще реже.

6. В сравнении  с людьми вашего круга, пола  и возраста, насколько вы застенчивы?

1 — гораздо  более застенчив;

2 — более  застенчив;

3 — примерно  столь же застенчив;

4 — менее  застенчив;

5 — значительно  менее застенчив.

7. Насколько  желательно для вас быть застенчивым?

1 — весьма  нежелательно;

2 — нежелательно;

3 — безразлично;

4 — желательно;

5 — очень  желательно.

8. Является  ли (являлась ли) застенчивость для  вас личной проблемой?

1 — да, часто;

2 — да, иногда;

3 — да, изредка;

4 — редко;

5 — никогда.

9. Испытывая  застенчивость, можете ли вы  это скрывать, так чтобы другие  не считали вас застенчивым?

1 — да, всегда;

2 — иногда  получается, иногда нет;

3 — нет,  обычно мне этого скрыть не  удается.

10. Считаете  ли вы себя интровертом или  экстравертом?

1 — выраженный  интроверт;

2 — умеренный  интроверт;

3 — слегка  интровертированный;

4 — нейтральный;

5 — слегка  экстравертированный;

6 — умеренный  экстраверт;

7 — выраженный  экстраверт.

11-19. Что  из перечисленного может быть  причиной вашей застенчивости?  Отметьте то, что касается вас.

11. Опасение, что меня негативно оценят.

12. Страх  быть отвергнутым.

13. Недостаточная  уверенность в себе.

14. Недостаток  социальных навыков, а именно

15. Боязнь  близких отношений.

16. Склонность  к уединению.

17. Асоциальные  интересы, увлечения и т. п.

18. Собственное  несовершенство, недостатки, а именно

19. Другое, а именно

20—27. Восприятие  застенчивости. Считают ли названные  ниже люди, что вы застенчивы? Как вы полагаете, насколько  застенчивым они вас считают?

Отвечайте, пользуясь следующими баллами:

1 — крайне  застенчивый;

2 — очень  застенчивый;

3 — весьма  застенчивый;

4 — умеренно  застенчивый;

5 — до  некоторой степени застенчивый;

6 — слегка  застенчивый;

7 — незастенчивый;

8 — они  не знают;

9 — я  не знаю их мнения.

20. Ваша  мать?

21. Ваш  отец?

22. Ваши  братья и сестры?

23. Близкие  друзья?

24. Ваш  супруг (или интимный друг, подруга)?

25. Ваши  одноклассники?

26. Ваш  нынешний сосед?

27. Преподаватели  или руководители, коллеги, которые  хорошо вас знают?

28. Принимая  решение назвать себя застенчивым,  чем вы руководствовались?

1 — Вы  застенчивы (или были застенчивы) всегда и при любых обстоятельствах.

2 — Вы  застенчивы (или бывали застенчивы) более чем в 50 % ситуаций, т. е. чаще, чем незастенчивы.

3 — Вы  застенчивы (или бывали застенчивы) лишь иногда, но в достаточно  важных для вас ситуациях, так  что вас поэтому можно считать застенчивым.

29. Случалось  ли, что вашу застенчивость принимали  за какую-то иную черту, например  безразличие, холодность, нерешительность?

1 — да, а именно 2 — нет.

30. Случается  ли вам испытывать застенчивость  в одиночестве?

1 — да, 2 — нет.

31. Случается  ли вам испытывать, смущение в  одиночестве?

1 — да, 2 — нет.

32. Если  да, то укажите, когда, как и  почему

33-36. Что  повергает вас в застенчивость?

33. Если  вы испытываете сейчас или  испытывали в прошлом ощущение  застенчивости, укажите, какие  ситуации, виды деятельности или  типы людей их вызывают (отметьте так или иначе все пункты).

Ситуации  и виды деятельности, которые повергают  меня в застенчивость:

• любые  ситуации общения;

• большие  группы людей;

• малые  группы, выполняющие совместную деятельность;

• малые  группы общающихся людей;

• общение  один на один с представителем своего пола;

• общение  один на один с представителем другого  пола;

• ситуации, в которых я уязвим (например, когда прошу о помощи);

• ситуации, в которых я занимаю приниженное  положение по сравнению с другими (например, когда обращаюсь к начальству);

• ситуации, требующие отстаивания своих  прав (например, когда приходится жаловаться на плохое обслуживание или низкое качество товара);

• ситуации, когда я нахожусь в центре внимания малой группы людей (например, когда  меня кому-то представляют или спрашивают мое мнение);

Информация о работе Особенности проявления застенчивости в подростковом возрасте