Особенности проявления застенчивости в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Застенчивость – это явление всеобщее и широко распространенное. Особенно ярко застенчивость проявляется в подростковом возрасте. Застенчивому подростку труднее общаться со сверстниками, зачастую они сами избегают контакта с другими людьми. Они постоянно испытывают какое-то беспокойство и считают себя хуже других детей. Застенчивые часто колеблются в принятии решений, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы феномена «Застенчивоcть»
1.1.Понятие и причины застенчивости…………………………………..5
1.2.Подростковый возраст и особенности проявления застенчивости в подростковом возрасте………………………………………………………..11

Глава II. Экспериментальное исследование застенчивости подростков. Анализ результатов
2.1. Методика изучения застенчивости в подростковом возрасте…….17
2.2. Анализ результатов…………………………………………………..18

Заключение…………………………………………………………………...23

Используемая литература

Файлы: 1 файл

Особенности проявления застенчивости в подростковом возрасте (1).docx

— 62.94 Кб (Скачать)

 

Министерство  Образование Азербайджанской Республики

Бакинский Государственный Университет

 

 

 

Факультет :  Социальных наук и психологии

Кафедра :  Социальной и педагогической психологии

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Социальная    психология

Тема : Особенности проявления застенчивости в подростковом возрасте

 

                                                    Студентка    Шалбузова_Э.А.______________

                                                    Курс     3   группа    1489

                                                   Научный

                                                    руководитель    доц. Гусейнова Г.Г._________

 

 

 

 

 

 

                                                 Баку 2011 

                                                  СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..3

 

Глава I. Теоретические основы феномена «Застенчивоcть»

      1.1.Понятие и  причины  застенчивости…………………………………..5

      1.2.Подростковый возраст и особенности проявления застенчивости в подростковом возрасте………………………………………………………..11

 

Глава II. Экспериментальное исследование застенчивости подростков. Анализ результатов

      2.1. Методика изучения застенчивости в подростковом возрасте…….17

      2.2. Анализ результатов…………………………………………………..18

 

Заключение…………………………………………………………………...23

 

Используемая  литература

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Подростковый  период – это этап онтогенеза, находящийся  между детством и взрослостью. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие  все стороны развития. Этот период называют и самым трудным из возрастов  человека. Изменения, происходящие в  образе тела, которые происходят за относительно короткое время, влекут за собой целый ряд сложных проблем как для самого подростка, так и для тех, кто его окружает. Они приводят к закомплексованности, неуверенности в себе, замкнутости, стеснительности, застенчивости.

Застенчивость – это явление всеобщее и широко распространенное. Особенно ярко застенчивость  проявляется в подростковом возрасте. Застенчивому подростку труднее  общаться со сверстниками, зачастую они  сами избегают контакта с другими  людьми. Они постоянно испытывают какое-то беспокойство и считают  себя хуже других детей. Застенчивые часто колеблются в принятии решений, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя.

Застенчивость – это действительно,скрытая личная проблема, принимающая размеры настоящей эпидемии. Поэтому важно на более раннем этапе понять, что же такое застенчивость, почему мы застенчивы и как она влияет на психическое состояние подростка.

Филипп  Зимбардо – известный американский психолог, профессор Стэндфордского университета,одним из первых попытался осветить данный вопрос.В дальнейшем над вопросами застенчивости работали Бруно и Д. Бретт. Все перечисленное выше, а также сложность и многогранность личностных изменений в подростковом возрасте, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности обуславливает актуальность выбранной темы исследования: "Особенности проявления застенчивости в подростковом возрасте".

Цель  исследования: изучение половозрастных комплексов подростков на примере застенчивости.

Базой исследования выборочно являлись средние школы г. Кусары. Эксперимент проводился по методике:Стенфордский опросник застенчивости. Участники эксперимента – учащиеся  8-9 классов средних школ г. Кусары.

Структура исследования:курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения,списка литературы,из 9  наименований, приложения.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕНОМЕНА "ЗАСТЕНЧИВОСТЬ"

1.1.Понятие  и   причины застенчивости

          Застенчивость – понятие растяжимое, существует множество определений  застенчивости. По мнению психолога Зимбардо, быть застенчивым – значит бояться людей, особенно тех людей, которые по той или иной причине, негативно воздействуют на наши эмоции: незнакомцев (неизвестно, что от них можно ожидать); начальников (они обладают властью); представителей противоположного пола (они приводят на ум мысли о возможном сближении).[4,c.18-19]

Бурно М.Е. пишет, застенчивость часто связана  с такими свойствами характера, как  робость, совестливость, нерешительность, неловкость, медлительность, неуверенность  в своих силах, тревожность, склонность к сомнениям, страхам, тоскливости, мнительности, стеснительность, переживание своей неестественности.[1, c.85-87]

Все же точного  определения застенчивости нет, потому что разные люди понимают под  этим словом разные вещи. Застенчивость  – это сложное комплексное  состояние, которое проявляется  в разнообразных формах. Это может  быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз.

Среди школьников застенчивость распространена больше, чем среди взрослых, так как многим взрослым удается преодолеть свой детский недуг. В подростковом возрасте застенчивость больше наблюдается у девочек, нежели мальчиков, вследствие того, что желание быть заметным в школе и быть привлекательным для представителей противоположного пола с большей силой заложено в наших девушках, чем в юношах. Правда это не говорит, что женщины чаще бывают застенчивы, чем мужчины. Это соотношение может меняться в зависимости от страны или культурного слоя общества.[4, c.22-23]

 

Застенчивость существует в жизни каждого из нас. То, что человек считает своим  сокровенным секретом, на самом деле переживает великое множество людей. Составными характеристиками застенчивости  являются:

внешнее поведение человека, сигнализирующее  другим "Я застенчив";

физиологические симптомы беспокойства, например, красное  от волнения лицо и т. д.;

внутренние  ощущения неловкости и смущения, перед  которыми отступают все остальные  чувства.[3, c.23-24]

Причины застенчивости.

На причины  застенчивости по-разному смотрели представители разных психологических  направлений.

1. Теория  врожденной застенчивости.

Некий лондонский врач обвинил в происхождении  застенчивости гены родителей. Эту  теорию подхватил психолог Р. Кеттел. В своем 16-факторном личностном опроснике он выделил шкалу Н с двумя противоположными свойствами личности – смелость-самоуверенность и робость-чувствительность к угрозе. Низкие оценки по данному фактору свидетельствуют о сверхчувствительной нервной системе, остром реагировании на любую угрозу, о робости, неуверенности в своем поведении, силах, сдержанности чувств. Люди с такими показателями терзаются чувством собственной неполноценности, то есть являются застенчивыми людьми.

Приверженцы данной теории полагают, что, поскольку  застенчивость является врожденным качеством, то ничто не в состоянии  изменить положение дел. Теория весьма пессимистична и в целом нелогична.

2. Теория  бихевиоризма.

В противовес упомянутой выше она довольно оптимистична. Бихевиористы исходят из того, что психика человека влияет на формы поведения, а поведение – это реакция на стимулы внешней среды. Они считают, что застенчивость возникает тогда, когда люди сумели овладеть социальными навыками общения. Но если за таких людей взяться как следует, создать определенную воспитательную среду, то все можно исправить. По мнению бихевиористов , застенчивость – это реакция страха на социальные стимулы. Стоит изменить формы общения, сделать их "правильными", и исчезнет всякая зажатость.

3. Психоаналитическая  теория.

Застенчивость расценивается как реакция на неудовлетворенные первичные потребности  инстинкта. Она связывается с  отклонениями в развитии личности вследствие нарушения гармонии между инстинктом, приспособлением к реальности и  разумом, который охраняет моральные  нормы.

Кроме того застенчивость – это внешнее  проявление глубокого бессознательного конфликта. Психоаналитические рассуждения  базируются на примерах патологической застенчивости, которую действительно  необходимо лечить.

4. Концепция  А.Адлера.

А. Адлер  – представитель индивидуальной психологии. И именно он ввел термин "комплекс неполноценности". Психолог считал, что все дети испытывают комплекс неполноценности из-за физического  несовершенства, недостатка возможностей и сил. Это может затруднить их развитие. Каждый ребенок выбирает свой жизненный стиль в силу имеющегося у него характера и своих представлений  о себе и мире в целом. Адлер  полагал, что человек никогда  не станет невротиком, если он сотрудничает с людьми. А те, кто способен к  сотрудничеству, оказываются одинокими  существами и неудачниками. Дети могут  стать таковыми по разным причинам органическая неполноценность, частые болезни, что позволяет им соревноваться с другими. Такая участь может быть уготована избалованным детям, которым не хватает уверенности в своих силах, поскольку все сделают за них, и, наконец, в эту компанию попадают отверженные дети, у которых нет опыта сотрудничества, так как они не наблюдали этого явления в собственной семье. Эти три категории детей замыкаются в себе, не взаимодействуют с обществом, а потому обречены на поражение. Адлер ввел понятие "неуверенное поведение", обусловленное страхом критики, страхом сказать "нет", страхом контакта, страхом настоять на своем, осторожностью. Дети с "неуверенным поведением" зависимы, несамостоятельны, пассивны, то есть застенчивы.

5. Причинные  факторы.

В последнее  время застенчивость стали обозначать как "высокую реактивность". Часто  у высокореактивных  детей застенчивость выступает как инстинктивное поведение, направленное на защиту от физиологической и эмоциональной перегрузки. При этом возможны два варианта инстинктивного поведения. Первый – ребенок, чем-то неудовлетворенный, избирает "стратегию избегания" (вид психологической защиты) и становится застенчивым. Второй – ребенок включается в соперничество и становится самоуверенным.

Принято выделять природные и социальные факторы, формирующие застенчивость.

– Природный  фактор.

Это темперамент, обусловленный типом нервной  системы. На первый взгляд может показаться, что застенчивость – приоритет  интровертов – людей, направленных на свой внутренний мир, не нуждающихся  в многочисленных внешних контактах, предпочитающих уединение. К таковым  относятся флегматики и меланхолики. Думается, что среди этой категории  детей застенчивых действительно  больше. И это внешне застенчивые  личности. Но как ни странно существуют и застенчивые экстраверты –  люди, "вывернутые наизнанку", стремящиеся  к общению и многочисленным контактам. Это холерики и сангвиники. Среди них встречаются внутренне застенчивые. В силу черт своего темперамента (настойчивость, решительность, смелость, оптимизм) им удается бороться с внутренней застенчивостью. А даже если не удается, то внешне они выглядят весьма раскованными.

– Социальный фактор.

Существует  очень тесная связь между типом  воспитания ребенка и особенностями  психического развития. Наиболее типичные проявления неправильного воспитания.

Неприятие. Между родителями и детьми нет  душевного контакта. Ребенок обут, одет и накормлен, а душой его  родители не интересуются. Причины  этого явления могут быть разными  – ребенок родился не того пола, который был желанен родителям,ребенок- помеха карьере родителей, и прочее. В результате такого воспитания можно вырастить либо агрессивного ребенка, либо забитого, либо робкого.

Гиперопека. Родители чересчур "правильно" воспитывают ребенка, программируют каждый его шаг. Ребенок вынужден хронически сдерживать свои порывы и желания. И снова получаем два варианта – ребенок, протестующий против такого положения, что выливается в агрессивность, и ребенок покоряющийся – такой становится замкнутым, отгороженным, а в итоге застенчивым.

Тревожно-мнительный тип воспитания. Если в семье единственное чадо, такой тип встречается часто. Над ребенком дрожат, опекают сверх  меры, а это благодатная почва  для развития нерешительности, робости, мучительной неуверенности в  себе.

Кумир семьи (эгоцетрик). Ребенку внушают, что он – смысл жизни семьи. В такой семье скорее вырастет нахал, а не застенчивый.

В результате искажения семейного воспитания, как правило, вырастают дети с  эмоциональными нарушениями полярных типов – агрессивные и застенчивые.[6]

Таким образом, можно сказать, что застенчивость  – очень распространенное и разностороннее качество личности человека. Она может считаться либо мелким затруднением, либо большой проблемой, а может быть и очарованием юности или совершенством характера. Застенчивость – это часть личного опыта, но ее влияние на себе ощущает все общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Подростковый возраст и особенности проявления застенчивости в подростковом возрасте

 

Подростковый  период – это переходный этап от детского развития к взрослой стадии онтогенеза. Определим возрастные рамки  этой стадии, т.к.

Терминология в области взросления несколько запутана, например, в толковом словаре В.И. Даля подросток определяется как "дитя на подросте" – 14-15 лет, Л.С. Выготский определял границы подросткового возраста с 14 до 18 лет, Б.Г.Ананьев – с 11 до 15 лет. В связи с явлением акселерации границы подросткового возраста сдвинулись вниз и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11до 14-15 лет.

Информация о работе Особенности проявления застенчивости в подростковом возрасте