Особенности проявления застенчивости в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Застенчивость – это явление всеобщее и широко распространенное. Особенно ярко застенчивость проявляется в подростковом возрасте. Застенчивому подростку труднее общаться со сверстниками, зачастую они сами избегают контакта с другими людьми. Они постоянно испытывают какое-то беспокойство и считают себя хуже других детей. Застенчивые часто колеблются в принятии решений, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы феномена «Застенчивоcть»
1.1.Понятие и причины застенчивости…………………………………..5
1.2.Подростковый возраст и особенности проявления застенчивости в подростковом возрасте………………………………………………………..11

Глава II. Экспериментальное исследование застенчивости подростков. Анализ результатов
2.1. Методика изучения застенчивости в подростковом возрасте…….17
2.2. Анализ результатов…………………………………………………..18

Заключение…………………………………………………………………...23

Используемая литература

Файлы: 1 файл

Особенности проявления застенчивости в подростковом возрасте (1).docx

— 62.94 Кб (Скачать)

Подростковый  возраст традиционно считается  самым трудным в воспитательном отношении. Дубровина И.В. связывает  трудности этого возраста с половым  созреванием как причиной различных  психофизиологических и психических отклонений.[5, c.76-77]

В ходе бурного  роста и физиологической перестройки  организма у подростков может  возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого  возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные  переходы от веселья к унынию и  пессимизму. Придирчивое отношение  к родным сочетается с острым недовольством  собой.

Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного  чувства взрослости, как субъективного  переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его  в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание  своих прав, самостоятельности, что  непременно приводит к конфликту  между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового  возраста.

Представители различных теоретических направлений  рассматривают подростковый возраст  как период стрессов и психологических  проблем, обусловленных среди всего прочего психосексуальным развитием, эмоциональной неуравновешенностью, ролевыми конфликтами, статусной неопределенностью и неустойчивостью социальных ценностей подростка.

Проявляется застенчивость по-разному. Очень  много общего в проявлении застенчивости  с проявлением растерянности  и напряжения. Поэтому все они  объединяются в одну группу, называемую в психологии эмоциональными нарушениями деятельности. [2, c.11-13]

Любые эмоциональные (рожденные эмоцией) нарушения деятельности могут более отчетливо проявляться  либо в психомоторной, либо в интеллектуальной, либо в вегетативной сфере. Нарушение этих сфер и определяет три основных вида проявления застенчивости; такие как:

внешнее поведение человека, сигнализирующее  о застенчивости;

физиологические симптомы;

внутренние  ощущения и ранимость интеллектуальных функций.

Основными признаками, характеризующими поведение  человека, как сигнализирующее о  застенчивости является: нежелание  вступать в беседу, затруднителен  или даже невозможен контакт глаз, свой голос оценивает как слишком  мягкий, избегание людей, непроявление инициативы. Такое поведение затрудняет социальное общение и межличностные контакты, необходимые всем людям без исключения. Из-за того, что застенчивым людям раз за разом не удается выразить себя, они менее других способны создать свой собственный внутренний мир. Все это ведет к замкнутости человека. Замкнутость – это нежелание разговаривать до тех пор, пока тебя к этому не подтолкнут, склонность к молчанию, неспособность говорить свободно. Но замкнутость – это не просто желание избегать разговоров, а более общая и глубокая проблема. Это не просто проблема отсутствия навыков общения, но результат неверного представления о природе человеческих взаимоотношений. Поступки замкнутого человека подобны поступкам недоверчивого вкладчика в условиях быстро меняющегося рынка: надежды на возможную прибыль перевешиваются опасениями потерять свои деньги.

На физиологическом  уровне застенчивые люди испытывают следующие ощущения: учащается пульс, сильно бьется сердце, выступает пот, а в животе появляется ощущение пустоты. Однако подобные реакции мы испытываем при любом сильном эмоциональном потрясении. Отличительным физическим симптомом застенчивости служит покраснение на лице, которое невозможно скрыть. Но опять-таки все мы время от времени краснеем, сильнее бьется сердце или сводит живот. Правда, незастенчивые люди к этим реакциям относятся как к мягкому неудобству, а застенчивые склонны сосредотачивать внимание на своих физических ощущениях. Иногда они даже не ждут, пока окажутся в ситуации, чреватой для них неловкостью или смущением. Они переживают эти симптомы загодя и, думая только о плохом, решают не вступать в разговор, не учиться танцам и т. д.

Из внутренних ощущений застенчивого человека можно  выделить смущение и неловкость. Часто  люди краснеют от смущения – кратковременной  острой потери уважения к себе, которую  время от времени приходится переживать. В смущение приводит всеобщее внимание к каким-либо случаям из частной  жизни, когда кто-то сообщает о нас  другим людям, неожиданная похвала, когда застают за занятием, не предназначенным  для посторонних глаз. Состояние  смущения вызывается сознанием собственной  несостоятельности. Большинство застенчивых  людей приучаются избегать ситуаций, в которых они могут испытывать смущение, и таким образом все  больше и больше отделяют себя от других, сосредотачиваясь на своих недостатках.[3, c.45-46]

 

Застенчивость имеет отрицательные последствия  не только в социальном плане, но и  негативно воздействует на мыслительные процессы. Застенчивость повергает  человека в такое состояние, которое характеризуется обострением самосознания и специфическими чертами восприятия себя. Человек кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т. д. Застенчивость сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко ощущением неудачи, поражения. В какой-то степени можно сказать, что человек сходит с ума. После того, как включается самоконтроль и повышается тревожность, застенчивые все меньше внимания уделяют поступающей информации. Агония застенчивости убивает память, искажается восприятие. Таким образом, застенчивость лишает человека не только дара речи, но так же памяти и ясного восприятия.

Аффективное расстройство, как депрессия –  это результат "неразряженной  застенчивости". Застенчивые люди всю агрессию, не нашедшую выхода, направляют внутрь на самого себя, отсюда появляется ощущение своей неполноценности, ненужности и никчемности. Все это ведет  к депрессии. И как финальный  шаг на пути самоунижения – самоубийство.

То есть застенчивость может в такой  же степени искалечить психику, в  какой самый тяжелый физический недуг может изувечить тело, а  ее последствия могут стать поистине разрушительными:

застенчивость создает трудности при встречах с новыми людьми и знакомствах, не доставляет радости от потенциально положительных переживаний;

она не позволяет  заявлять о своих правах, высказывать  свои мнения и суждения;

застенчивость ограничивает возможность положительной  оценки личных качеств другими людьми;

она способствует развитию замкнутости и чрезмерной озабоченности собственными реакциями;

застенчивость препятствует ясности мысли и  эффективности общения;

застенчивость обычно сопровождается такими чувствами, как депрессия, беспокойство и ощущение одиночества.[4, c.54-58]

Из вышеуказанного можно сделать следующий вывод, что проявление застенчивости очень разнообразно: от физиологических проявлений до внутренних конфликтов и нарушений мыслительных процессов. Поведение застенчивого человека лишает его самого главного и необходимого в жизни – это социального и межличностного общения. А это ведет к замкнутости и одиночеству. Что в свою очередь повышает самоконтроль,самоанализ.Правда в основном это не просто сосредоточенность на себе, а негативно окрашенный эгоцентризм, т. е. снижение его самооценки. Как правило, это происходит из-за несовпадения внутренних образов "Я" и"Я - идеального". Застенчивость – явление не только чреватое проблемами, но для некоторых людей она является вполне подходящим жизненным стилем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по главе I

 

Обобщая вышеизложенный материал, можно охарактеризовать застенчивость как черту характера, проявляющаяся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников.

Проявление  застенчивости разнообразно: подросток  чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. Кроме того, такой подросток не умеет и не решается вступать в контакты с другими, в особенности c малознакомыми и незнакомыми людьми, со знакомыми же людьми он теряется, с трудом отвечает на вопросы взрослых. Глубоко застенчивый школьник теряет свою индивидуальность, он старается затеряться в толпе (скрыть своё лицо).

Для предотвращения застенчивости необходимо создать определённые организационно-педагогические условия в его воспитании. Главным образом, условия целенаправленного формирования навыков общения и умения действовать совместно с другими людьми. В воспитании застенчивого ребёнка большая часть ответственности должна лежать на воспитывающем взрослом, так как его личность – мощный фактор развития личности (функция воспитывающего взрослого – приобщение к культуре, общественному опыту поколений), его роль – наглядно демонстрировать модели поведения, социальные нормы, ценности.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАСТЕЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

2.1 Методика изучения застенчивости  в подростковом возрасте

 

Застенчивость–явление очень распространенное, особенно в подростковом возрасте. Это связано с физиологическим изменениями, происходящими в этом возрасте, особенностями формирования личности, становления «Я-концепции», динамики самооценки.

Цель  нашего исследования установить кому больше свойственна застенчивость  в подростковом возрасте: девочкам или мальчикам, а так же изучение особенностей протекания этого явления  у подростков обоих полов.

Для изучения застенчивости в подростковом возрасте был выбран Стенфордский опросник застенчивости. Методика приведена в книге:Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться).  Экспериментальную выборку составили учащиеся 8-9 классов средних школ города Кусары.

Экспериментальная выборка составила 48 человек: 26 девочек  и 22 мальчика.

Опросник  состоит из 44 вопросов,с определенными вариантами ответов.Опросник состоит из таких вопросов как, «считаете ли вы себя застенчивым человеком?», «всегда ли вы были такими?», «был такой период, когда вы считали себя застенчивым?», «насколько сильна ваша застенчивость?», «каковы причины вашей застенчивости?», «в каких ситуациях проявляется застенчивость?», «какие физиологические реакции характерны для вас?», «какие люди влияют на вашу застенчивость в большей степени» и др.

Вопросы данной методики дают возможность наиболее полно изучить проявление застенчивости  девочек и мальчиков, типы людей, вызывающие застенчивость у подростков, причины застенчивости.

2.2 Анализ  результатов

 

В исследовании приняло участие 48 учащихся (26 девочек  и 22 мальчика) 8-9 классов средних  школ г.Кусары. В результате обработки 4 анкеты были отнесены к разряду неинформационных.Среди всех учащихся считают себя застенчивыми 14  человек (32%), 26 человек (60%) считают себя незастенчивыми, 4 человека (4%) затруднились ответить на этот вопрос.

Из всех учащихся,которые считают себя незастенчивыми все 26 человек признались, что было такое время или ситуация в их жизни, когда они были застенчивыми. Из всех застенчивых учащихся 32% считают себя застенчивыми в такой же степени как и окружающие их люди.

Значительных  различий в физиологических реакциях в ситуации застенчивости у девочек  и мальчиков обнаружено не было. В качестве основных реакций были выделены: сильное сердцебиение, учащение пульса, дрожание рук, повышенная потливость, покраснение лица и слабость. Если оценить силу застенчивости, то было выяснено, что людьми чаще владеет  легкое смущение. Результаты показали, что у большинства не всегда получается это скрывать. Застенчивость проявляется  в таких действиях как молчание, избежание что-либо делать, неспособность смотреть в глаза. Также существуют ситуации и виды деятельности, вызывающие застенчивость. Для девочек это ситуации общения наедине с представителем другого пола, а для мальчиков когда их оценивают. В качестве основных мыслей характерных для переживания застенчивости чаще вызываются мысли о том: "как меня оценивают другие", "какое я произвожу впечатление", "негативные мысли о себе и о своем поведении".

Типы  людей, вызывающие застенчивость у  подростков: для девочек это незнакомцы и группа представителей другого  пола, а для мальчиков это авторитетные лица и так же незнакомцы.

В ходе исследования была выделена категория людей, которые по мнению учащихся считают их застенчивыми – это одноклассники, преподаватели и руководители. Обнаружилось различие в выделении этих групп среди девочек и мальчиков. По мнению девочек чаще всего их считают застенчивыми их друг или подруга. А мальчики указали, что таким человеком является их мать. В качестве причины застенчивости выступает опасение негативной оценки и недостаточная уверенность в себе.

На вопрос о том, можно ли преодолеть застенчивость 44% опрошенных дали положительный ответ, 56% не уверены в этом. Готовность к серьезной работе над собой,чтобы избавиться от застенчивости изъявили в основном все учащиеся, даже те, которые в первом вопросе не признали себя застенчивыми, что говорит о необходимости работы по преодолению застенчивости в данной возрастной группе.

В ходе нашего исследования предположение о том,что застенчивость свойственна больше девочкам подтвердилась. Процентное соотношение у девочек и у мальчиков равно 79 %.

Проблема  застенчивости актуальна. В данной возрастной категории большое число  застенчивых людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Таблица  № 1

          Основные физиологические    реакции

 

1.

СЕРДЦЕБИЕНИЕ

 

25%

 

2.

УЧАЩЕНИЕ ПУЛЬСА

 

16%

 

3.

ДРОЖАНИЕ   РУК

 

11%

 

4.

ПОКРАСНЕНИЕ   ЛИЦА

 

28%

 

5.

ПОВЫШЕННОЕ ПОТООТДЕЛЕНИЕ

 

11%

6.

СЛАБОСТЬ

8 %




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Таблица № 2

 

    Проявление  застенчивости   у  подростков

 

        ДЕВОЧКИ

 

    79%

 

      МАЛЬЧИКИ

 

    21%


 

                                                                                                

 

 

 

 

 

     Таблица № 3

 

          ТИПЫ  ЛЮДЕЙ  ВЫЗЫВАЮЩИХ  ЗАСТЕНЧИВОСТЬ

 

       ДЕВОЧКИ

 

НЕЗНАКОМЦЫ

 

57%

ПРЕДСТАВИТЕЛИ    ДРУГОГО    ПОЛА

43%

 

      МАЛЬЧИКИ

НЕЗНАКОМЦЫ

54%

АВТОРИТЕТНЫЕ     ЛИЦА

46%

Информация о работе Особенности проявления застенчивости в подростковом возрасте