Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 14:15, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности проявления одиночества в подростковом возрасте.
Итак, у подростка возникает острое ощущение, что ему открывается очень много нового в жизни, во взаимоотношениях людей, в самом себе. И поэтому если, с одной стороны, может возникнуть замкнутость, желание одиночества, то, с другой стороны, рождается жажда общения, желание быть понятым, быть откровенным с человеком, которому можно было бы открыть самого себя. Отсюда стремление к дружбе, желание иметь друга.
Одиночество может являться следствием не реализации второго уровня значимых ролей – уровня группового взаимодействия личности. Принадлежность к группе даёт подростку несколько выгодных приобретений.
«Во-первых,
общение со сверстниками очень важный
специфический канал
Во-вторых,
это специфический вид
В-третьих,
это специфический вид
Подростки
по большей своей части
Учитывая всё вышесказанное, нужно заметить, что одиночество подростков всё же является естественным состоянием человека в этом возрасте. «Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, то есть потребности в принадлежности, включённости в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками» .
Существует несколько взглядов на подростковое одиночество. Первый из них – отрицание самого факта наличия подросткового одиночества как особенности возраста: «Изображение подростка как одинокого существа… - это романтическое видение». Романтическое – значит не реальное, а надуманное, несуществующее в действительности. С этой точкой зрения трудно согласиться.
Следующий
взгляд на одиночество признаёт подростковое
одиночество как явление, социальное
по своей сути и поверхностное, несерьёзное
по природе: «Максимализм в оценке отношений
друг с другом и родными приводит
к субъективному чувству
Третья точка зрения, наиболее нам близкая, принадлежит И.С. Кону.[3] Он рассматривает одиночество подростка как нормальное состояние, присущее подростковому возрасту, отмечает серьёзность, даже драматичность этого переживания, наполнение его психологическим смыслом в этом возрасте: «Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «я» ещё неопределённо, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается избирательность в общении, потребность в уединении». А также: «... в переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние, подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность» .
Итак,
признавая существование и
Исходя
из цели данной работы и необходимости
дальнейшего изучения особенностей
подросткового одиночества, мы сочли
необходимым провести экспериментальное
исследование одного из наиболее значимых
его аспектов – социально-психологического.
Выводы к главе 1
Понятие одиночества, как видно из предшествующего изложения, наделено у разных авторов в чем-то близким, но не одинаковым содержанием. Очевидно, сам феномен одиночества многомерен. Одиночество - одно из самых значимых переживаемых человеком состояний. То, что человек ощущает, воспринимает, чувствует, чего жаждет и о чем думает - никто не сможет пережить так, как он. Противоположной стороной одиночества, данной человеку в переживании, является состояние единения с другими.
«Человек одинок и в то же время связан с другими. Он одинок в той мере, в какой он уникальное существо, нетождественное никому и осознающее себя отдельной особью. Он одинок, когда ему предстоит что-то оценить или принять какие-то решения самостоятельно».
Всякое
значительное событие в жизни, всякое
решение и ответственность за
его принятие дают человеку возможность
ощутить свое одиночество. Переживание
одиночества может выступать
как исходная обреченность на непонимание
другими и как ситуативное
переживание (отверженности, неприкаянности,
заброшенности).Состояние
Глава 2. Экспериментальное исследование на особенности проявления одиночества в подростковом возрасте
2.1 Цели, задачи и методы исследования
Цели:
1.Изучить проявление одиночества в подростковом
возрасте;
2. Подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Задачи:
1. Провести исследования;
2. Изучить
особенности проявления
Выборка: исследование подростков, возраст 14-15 лет, количество 20 человек .
Методы исследования:
1. Диагностический опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной. Назначение теста: диагностика глубины переживания одиночества. Инструкция к тесту: вам предлагается 12 вопросов и 4 варианта ответов на них. Выберите тот, который наиболее соответствует вашему представлению о себе. Обработка и интерпретация результатов теста. Этот опросник обрабатывается достаточно просто. Ответам испытуемого приписываются следующие баллы: всегда – 4, часто – 3, иногда – 2, никогда – 1.Ключ для измерения выраженности одиночества такой:
12-16 баллов
– человек не переживает
17-27 баллов
– неглубокое переживание
28-38 –
глубокое переживание
39-48 –
очень глубокое переживание
2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона
Инструкция:
«Вам предлагается ряд утверждений.
Рассмотрите последовательно
3.Методика
ОСГУД. Позволяет измерить отношение человека
к другому человеку. Семантический деференциал
позволяет получить количественные характеристики,
эмоциональные отношения испытуемого
к объекту, выраженных в форме понятий
2.2. Анализ результатов исследования
Проводя исследования на базе школы №18 города Тулы в двух девятых классах по трем методикам, изучающих одиночество, были выявлены результаты, которые приведены ниже.
Методика Д.Рассела и М. Фергюсона предназначенная для диагностики уровня субъективного ощущения одиночества показала, что большинство, учащихся двух классов имеет, низкий уровень субъективного одиночества. Первый класс, который мы исследовали, назовем его 9 «А» с интересом выполнял работу, учащиеся задавали достаточно много вопросов по методике. Когда результаты были получены по первому классу, то при их обработке не возникло сложностей, на все приведенные вопросы в методике испытуемые ответили. При подсчете результатов было выявлено, что ровно у 50 процентов учеников средний уровень субъективного ощущения одиночества, у других 50 процентов учеников - низкий уровень субъективного ощущения одиночества. Результаты приведены на рисунке 1.
Рис.1. Показатели субъективного ощущения
одиночества 9 «А»
Для успешного проведения методики и достоверности результатов мы проводили исследования на двух классах. Вторым исследуемым классом был 9 «Б». Когда им была предложена данная методика, они так же с интересом, как и предыдущий класс, начали ее выполнять. Но некоторые испытуемые отказывались отвечать на некоторые вопросы, приведенные в методике. Тогда с ними приходилось беседовать по данным вопросам и все же в дальнейшем они отвечали на все приведенные вопросы. В дальнейшем так же не было затруднений при подсчете результатов данной группы. Было так же выявлено что у 50 процентов испытуемых средний уровень субъективного ощущения одиночества. Получается, что результаты 9 «А» почти идентичны с результатами 9 «Б». Результаты приведены графически на рисунке 2. Рассматривая оба класса и их результаты, каких либо отклонений выявлено не было, все в норме, сильного ощущения одиночества не было.
Следующая методика, которая была нами предложена, это диагностический опросник «Одиночество» С.Г.Корчагиной направлен на измерение глубины переживания одиночества. Проводя диагностику в 9 «А» так же, как и в методике, отрицательных эмоций по поводу каких либо вопросов в опроснике, не было. Так же как и ранее на все вопросы были даны ответы. При анализе результатов можно было увидеть, что у большинства учеников имеется глубокое переживание актуального одиночества. Это значит, что они, продумывая свое возможное одиночество, погружаются в него и достаточно сильно, будут переживать его. Остальная часть учеников наоборот показала низкое переживание одиночества, то есть полное безразличие. На рисунке 3 можем наблюдать процентное соотношение результатов.
Информация о работе Особенности проявления одиночества в подростковом возрасте