Особенности проявления одиночества в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности проявления одиночества в подростковом возрасте.

Файлы: 1 файл

курсовик номер 2.docx

— 107.60 Кб (Скачать)

      Итак, у подростка возникает острое ощущение, что ему открывается  очень много нового в жизни, во взаимоотношениях людей, в самом  себе. И поэтому если, с одной  стороны, может возникнуть замкнутость, желание одиночества, то, с другой стороны, рождается жажда общения, желание быть понятым, быть откровенным  с человеком, которому можно было бы открыть самого себя. Отсюда стремление к дружбе, желание иметь друга.

      Одиночество может являться следствием не реализации второго уровня значимых ролей –  уровня группового взаимодействия личности. Принадлежность к группе даёт подростку  несколько выгодных приобретений.

      «Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых  по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

      Во-вторых, это специфический вид межличностных  отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального  взаимодействия, умение подчиняться  коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

      В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности не только облегчает подростку автономизацию  от взрослых, но и даёт ему чрезвычайно  важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости» .

      Подростки по большей своей части конформисты, им бывает трудно не идти за всеми, противостоять  мнению группы, поскольку, сделав это, они теряют чувство безопасности, которое даёт принадлежность к группе. «Если по какой-то причине человек  отрывается от группы, он рискует утратить контакт с её концепцией реальности. Ему становится труднее проверять  свои гипотезы, и значения теряют опору, которую они получали в другом случае. Поневоле ему придётся действовать, руководствуясь своими частными значениями» . Идущие вопреки установкам группы, либо отверженные, ею, неизменно сталкиваются с состоянием одиночества. В случае, если подросток не имеет друга, который  бы его понял, он становится вдвойне  одинок. В данном случае определение  одиночества Л. Симеоновой[7] как нельзя лучше отражает положение вещей: «Одиночество – это не просто сложившаяся ситуация, когда ты проводишь время один. Это – чувство, что у тебя нет близкого человека, который смог бы тебя понять… это ощущение, что в твоих социальных связях что-то разрушилось или никогда не существовало» .

      Учитывая  всё вышесказанное, нужно заметить, что одиночество подростков всё  же является естественным состоянием человека в этом возрасте. «Психология  общения в подростковом и юношеском  возрасте строится на основе противоречивого  переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, то есть потребности в принадлежности, включённости в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками» .

      Существует  несколько взглядов на подростковое одиночество. Первый из них – отрицание  самого факта наличия подросткового  одиночества как особенности  возраста: «Изображение подростка как  одинокого существа… -  это романтическое видение». Романтическое – значит не реальное, а надуманное, несуществующее в действительности. С этой точкой зрения трудно согласиться.

      Следующий взгляд на одиночество признаёт подростковое одиночество как явление, социальное по своей сути и поверхностное, несерьёзное  по природе: «Максимализм в оценке отношений  друг с другом и родными приводит к субъективному чувству одиночества. Обособление и отчуждение в этом возрасте не являются внутренними, личностными  психологическими процессами, а некоторыми характеристиками подросткового социального  отношения к жизни. Таким образом, переживание одиночества детьми в возрасте 11-14 лет столь поверхностно, что можно говорить о старшем  дошкольнике как о более насыщенном психологически в этих своих переживаниях».

      Третья  точка зрения, наиболее нам близкая, принадлежит И.С. Кону.[3] Он рассматривает одиночество подростка как нормальное состояние, присущее подростковому возрасту, отмечает серьёзность, даже драматичность этого переживания, наполнение его психологическим смыслом в этом возрасте: «Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «я» ещё неопределённо, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается избирательность в общении, потребность в уединении». А также: «... в переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние, подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность» .

      Итак, признавая существование и психологическую  наполненность подросткового одиночества, нужно отметить, что какими бы ни были пути подростка, приводящие его  к одиночеству, важнее то, как он сам воспринимает это своё состояние  и как он его использует. Продуктивное использование этого состояния  снимает трагическую окраску. Человек  может найти в одиночестве  возможность совершенствования, то есть путь к себе, либо возможность  развития в себе альтруизма, эмпатии, милосердия, сострадания, то есть путь к людям.

Исходя  из цели данной работы и необходимости  дальнейшего изучения особенностей подросткового одиночества, мы сочли  необходимым провести экспериментальное  исследование одного из наиболее значимых его аспектов – социально-психологического.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  к главе 1

      Понятие одиночества, как видно из предшествующего  изложения, наделено у разных авторов  в чем-то близким, но не одинаковым содержанием. Очевидно, сам феномен одиночества  многомерен. Одиночество - одно из самых  значимых переживаемых человеком состояний. То, что человек ощущает, воспринимает, чувствует, чего жаждет и о чем  думает - никто не сможет пережить так, как он. Противоположной стороной одиночества, данной человеку в переживании, является состояние единения с другими.

      «Человек  одинок и в то же время связан с другими. Он одинок в той мере, в какой он уникальное существо, нетождественное никому и осознающее себя отдельной особью. Он одинок, когда  ему предстоит что-то оценить  или принять какие-то решения  самостоятельно».

      Всякое  значительное событие в жизни, всякое решение и ответственность за его принятие дают человеку возможность  ощутить свое одиночество. Переживание  одиночества может выступать  как исходная обреченность на непонимание  другими и как ситуативное  переживание (отверженности, неприкаянности, заброшенности).Состояние одиночества - это переживание человеком потери внутренней целостности и внешней  гармонии с миром. Оно выражается в нарушении гармонии между желаемым и достигнутым качеством социального  общения.  
 
 
 

      Глава 2. Экспериментальное  исследование на  особенности проявления одиночества в  подростковом возрасте

2.1 Цели, задачи и  методы исследования

 Цели: 
1.Изучить проявление одиночества в подростковом возрасте;  
2. Подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Задачи:

1. Провести  исследования;

2. Изучить  особенности проявления одиночества  у подростков 14 -15лет;

Выборка:  исследование подростков, возраст 14-15 лет, количество 20 человек .

Методы  исследования:

     1. Диагностический опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной. Назначение теста: диагностика глубины переживания одиночества. Инструкция к тесту: вам предлагается 12 вопросов и 4 варианта ответов на них. Выберите тот, который наиболее соответствует вашему представлению о себе. Обработка и интерпретация результатов теста. Этот опросник обрабатывается достаточно просто. Ответам испытуемого приписываются следующие баллы: всегда – 4, часто – 3, иногда – 2, никогда – 1.Ключ для измерения выраженности одиночества такой:

12-16 баллов  – человек не переживает сейчас  одиночество;

17-27 баллов  – неглубокое переживание возможного  одиночества;

28-38 –  глубокое переживание актуального  одиночества;

39-48 –  очень глубокое переживание одиночества,  погруженность в это состояние.

2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона

     Инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты  их проявления применительно к Вашей  жизни при помощи четырех вариантов  ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».Обработка результатов и интерпретация. Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» - на два, «редко» - на один и «никогда» — на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества - 60 баллов. Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов - средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов - низкий уровень одиночества.

3.Методика  ОСГУД. Позволяет измерить отношение человека к другому человеку. Семантический деференциал позволяет получить количественные характеристики, эмоциональные отношения испытуемого к объекту, выраженных в форме понятий 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Анализ результатов исследования

     Проводя исследования на базе школы №18 города Тулы  в двух девятых классах по трем методикам, изучающих одиночество, были выявлены результаты, которые приведены ниже.

  Методика Д.Рассела и М. Фергюсона предназначенная  для диагностики уровня субъективного ощущения одиночества показала,  что большинство, учащихся двух классов имеет, низкий уровень субъективного одиночества. Первый класс, который мы исследовали, назовем его 9 «А» с интересом выполнял работу, учащиеся задавали достаточно много вопросов по методике.  Когда результаты были получены по первому классу, то при их обработке не возникло сложностей, на все приведенные вопросы в методике испытуемые ответили. При подсчете результатов было выявлено, что ровно у 50 процентов учеников средний уровень субъективного ощущения одиночества, у других  50 процентов учеников - низкий уровень субъективного ощущения одиночества. Результаты приведены на рисунке 1.

                       Рис.1. Показатели субъективного ощущения одиночества 9 «А»                              

                                                                                                                    Рис.2.Показатели субъективного ощущения одиночества 9 «Б»                              

     Для успешного проведения методики и  достоверности результатов  мы проводили  исследования на двух классах. Вторым исследуемым классом был 9 «Б». Когда им была предложена данная методика, они так же с интересом, как и предыдущий класс, начали ее выполнять. Но некоторые испытуемые отказывались отвечать на некоторые вопросы, приведенные в методике. Тогда с ними приходилось беседовать по данным вопросам и все же в дальнейшем они отвечали на все приведенные вопросы. В дальнейшем так же не было затруднений при подсчете  результатов данной группы. Было так же выявлено что у 50 процентов испытуемых средний уровень субъективного ощущения одиночества. Получается, что  результаты  9 «А» почти идентичны с результатами 9 «Б». Результаты приведены графически на рисунке 2. Рассматривая оба класса и их результаты,  каких либо отклонений выявлено не было, все в норме, сильного ощущения одиночества не было.

     Следующая методика, которая была нами предложена, это диагностический опросник «Одиночество» С.Г.Корчагиной направлен на измерение глубины переживания одиночества. Проводя диагностику в  9 «А»  так же, как и в методике, отрицательных эмоций по поводу каких либо вопросов в опроснике, не было. Так же как и ранее на все вопросы были даны ответы. При анализе результатов можно было  увидеть, что у большинства  учеников  имеется глубокое переживание актуального одиночества. Это значит, что они, продумывая свое возможное одиночество, погружаются в него и достаточно сильно, будут переживать его. Остальная часть учеников наоборот показала низкое переживание одиночества, то есть полное безразличие. На рисунке 3 можем наблюдать процентное соотношение результатов.

Информация о работе Особенности проявления одиночества в подростковом возрасте